Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Движущаяся неподвижность⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
Семинар в Милане завершился полтора месяца тому назад. А я все кружусь и кружусь вокруг остывающего кратера. Что за породы извергнул он из своих недр? Когда я успела написать эти двести страниц? – спрашивает Мераб и отвечает: – Бытие неделимо… Ни в каком разрезе бытия нет ничего такого, что не самим бытием порождалось бы, что порождалось бы потоком или стихийно…» «Что значит бытие – в отличие от потока? Образ собранности. «Пребывание над потоком времени и потоком действий и сцеплений действий, как бы простершись над этим потоком. И если есть такое пребывание и простирание, то и сама жизнь (или поток) организуется иначе. Наша жизнь, разумеется, никогда не может быть полностью бытием, но она может быть жизнью, проживаемой в свете бытия».
Пребывание и простирание над потоком происходит в свете бытия. Но есть и другой поток, который уносит в небытие, во тьму. О нем пишет Фридл: «Часто – в том числе и сейчас – я чувствую себя как человек, унесенный диким потоком (я знаю, что умею плавать), и на секунду, уцепившись за ветку, или встав на камень, или даже доплыв до места без водоворотов, я могу высунуть рот из воды и что‑то крикнуть другим пловцам. Наверное, я когда‑нибудь утону, и мой голос не достигнет стоящих на берегу. Но в этот момент, когда я взываю к тебе, я не строю никаких планов наперед». Мне кажется, я услышала голос Фридл, стоя на другом берегу. И то главное, что она хотела сообщить, сумела донести до «других пловцов».
Увидеть невидимое через видимое – так, говоря словами Мераба и древних греков, я бы обозначила свое кредо. Наверное, поэтому я и выбрала в качестве инструмента изобразительное искусство. По той же причине я сторонюсь психологии, которая занята анализом личности, ее поведенческими особенностями и неизжитыми комплексами. На все вопросы я пытаюсь найти ответ на месте, сейчас же. Боязнь чистого листа – попробуем справиться. Не факт, что справимся, но сделаем ее очевидной. «Искусство не воспроизводит видимое – оно делает видимым», – говорил Клее. Когда нечто, спрятанное вглубь, становится очевидным, начинается совсем другая история. Как она будет развиваться после семинара, я, скорее всего, не узнаю.
«Движущаяся точка, создавая линию, творит форму, – говорил Клее. – Форма – не результат, а генезис. Искусство существует по тем же законам, что и все мироздание». В нарисованном круге есть бытие. Но как увидеть в нем личность автора? В любой точке, созданной рукотворным образом, содержится личность автора. Ведь и сам человек – это одновременно и точка в мироздании, и само мироздание. Состояние движущейся неподвижности. Именно в нем моя мечта – соединить все, не соединяя, – обретает форму и становится бытием.
Мои дорогие ученики! Вы вдохновили меня на эту книгу. Дописав ее, я поняла, что это лишь прелюдия к основательному сочинению по арт‑терапии. Дабы данное произведение не утонуло в именах, я воздержалась от подписей под картинками и текстами. Спасибо всем‑всем‑всем за рисунки, фотографии и размышления. Елена Макарова
Date: 2015-05-19; view: 458; Нарушение авторских прав |