Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Собор и собранность
Вчера в первой половине дня мы развесили рисунки из кафе, сложили в стопку «картины с фоном», на их месте в фиолетовой комнате повесили рисунки деревьев и расставили объемные деревья вокруг. Новые работы на тему идущей по ночной улице дамы в туфлях на высоких каблуках повесили над деревьями. Для плакатов – рекламы обуви, которые я задала выполнить в черно‑бело‑красных тонах, не хватило стен, мы разложили их на полу. Обе главных стены заняты танцами живота и терезинскими рисунками. Простенок – композицией из четырех продиктованных предметов. Есть третья комната, где работают сотрудники лицея. Ее нам отдадут для следующего семинара, послезавтра. Но стены там не заняты. – Для музея и собора нужно полностью освободить фиолетовую комнату, – говорит Маня. – Собери народ в большой комнате, я все устрою. – План на сегодня: Бурные танцы. Собеседование. Работа с набросками из музея. Экспозиция выставки Музея современного искусства. Возведение Миланского собора. Произнося последнюю фразу, Клаудия запнулась и переспросила меня, не ослышалась ли она. Нет, не ослышалась. Что удивительно – никто не удивился. Дети тоже бы не удивились, если б я им предложила построить собор; да что собор – весь мир. Пока это главный эффект семинара. Открытость, готовность играть во все что угодно. Приятие. Собеседование напоминает вышивку по контуру, каждый рассказ – как стежок: я такая‑то, делаю то‑то, думаю то‑то, хочу того‑то… Одна нить вьется вокруг искусства, театра, музыки (здесь ведь есть и профессиональные дизайнеры, книжные графики, архитекторы, сценографы), другая – вокруг педагогики (ею «вышивают» воспитательницы детских садов, учительницы группы продленного дня, логопеды, дефектологи). Неподвижность вызывает ощущение инобытия – никто не лепит, не рисует, как уселись, так и сидим, не меняя позы. Единственная подвижная точка – это Маня. Она уже перенесла из фиолетовой комнаты все работы в третий зал и теперь рисует, прислонившись спиной к двери. – Интересно было всех слушать, – говорит Клаудия, – и им это было важно. Хорошо, что ты никого не торопила. – Зато сейчас она нас загоняет, – говорит ей Маня.
– Задание первое: развесьте свои работы из музея, и я дам задание каждому в отдельности. Три девушки забыли свои рисунки дома. Что делать? – Нарисовать по памяти. Один. Пустые стены в фиолетовой комнате быстро заполняются рисунками. – Это уже выглядит как музей, – говорит Маня. Она беспокоится, что новое задание урежет время, необходимое на возведение собора. – Успеем. Я выберу по одному наброску у каждого. Принцип простой: живописную работу перевести в черно‑белый коллаж, графику – в живопись, скульптуру – в цветной коллаж. Выбирать интересно. Хочется попасть в точку. Я попросила пронумеровать рисунки, написать на бумажке или на руке тот номер, с которым они бы хотели работать. Как ни странно, почти все номера совпали. Все та же история про ложку души. Видно, что по‑настоящему задело, а что нарисовано по заданию, но без особого интереса, вяло. Перевоплощенные работы Кандинского, Модильяни, Моранди, Северини и других художников, которых я не задавала, заняли свои места. Перерыв. Собственно, на этот раз перерыва не произошло. Ни у меня, ни у Клаудии. Не смогу ли я приехать на юг Италии, там тоже можно устроить такой семинар? Можно ли приехать ко мне в Израиль на стажировку? Где найти что‑то о Фридл? Переведена ли ее терезинская лекция о детском рисунке на итальянский? Можно ли устроить онлайн‑семинар по‑итальянски? Перевод лекции на итальянский существует. Устроить тоже все можно. Кроме израильской стажировки, пожалуй. Хотя можно снять помещение. Своей школы у меня в Израиле нет.
Мы делимся на группы. График‑дизайнер выбирает себе трех помощниц и устраивает музейную выставку. Архитектор и дизайнер интерьеров набирает себе группу из десяти человек для сооружения Миланского собора. – А можно построить театр «Ла Скала»? – спрашивает та женщина, которая, узнав, что у нее рак, круто изменила свою жизнь. Она постоянно поет и очень любит театр. – Конечно. Возьми себе кого‑то в помощь. Оставшиеся займутся организацией пространства вокруг собора. – Можно сделать инсталляцию с деревьями и нашими скульптурами? – Можно сделать все.
Архитектор Кьяра взяла себе в помощники дизайнеров – Маню и Луку. Они доставили в класс все материалы и дали нам задание на то время, пока сами будут возводить стены, – скручивать газеты и засовывать их одной стороной в полые картонные трубки. Это будут верхушки собора. Большие белые коробки поставлены на попа, скреплены скотчем. Лука вырезал ножом главный вход, чтобы было ясно, где зад, а где перед. Прикреплять трубки с газетами к стенам нужно вдвоем. Один придерживает, другой обхватывает скотчем. Мы работаем в паре с девушкой, которая боится перспективы. Между прочим, я тоже паникерша и тоже не в ладу с перспективой, но в моменты паники не спасаюсь рисованием. Даже если бы Эдит Крамер дала мне такой совет, я, наверно, ему бы не последовала. Сказать об этом? Сказать‑то я могу, но тогда надо бежать за Клаудией. «Ла Скала» продвигается. В театр можно заглянуть и увидеть сцену. Выставка начинает обретать форму. Рядом с цветными ярлычками с именами художников – интерпретации картин. Все наброски собора сложены в сторону, ими мы будем оформлять его стены. Дорожки цветистого парка подметает скульптура дворника. На фасаде собора стоят две золотые скульптуры из фольги – Маниных рук дело.
Рисунки собора находят свое место. Мы близимся к финалу. И тут появляется девушка в золотом платье с золотым жезлом, поднимается на табуретку и застывает в позе скульптуры, венчающей Миланский собор. Аплодисменты. Мы построили Миланский собор на выставке современного искусства. И «Ла Скала»! И сады, и площадь! Мы стоим, переполненные каким‑то особым чувством. «Бодрствующее вертикальное стояние, в котором есть собранность, – говорил Мераб. – Собранность и есть бытие». Собор. Собранность… Я расплакалась. Такого со мной никогда не случалось. Куда подевался мой больнично‑интернатский комплекс – не плакать на людях? У многих глаза были на мокром месте. Мы сфотографировались у собора.
Теперь предстояло все разобрать. Самый неприятный этап любого семинара. Обычно я ухожу – с глаз долой, из сердца вон, – но на этот раз осталась. В конце концов, то, что произошло здесь, и есть настоящее. Остальное – театральный реквизит. Все бумажные работы студенты увезли домой – кто в чемодане, кто в мешке для мусора. Одна девушка купила у другой картину с танцем живота. Спросила у Мани, нет ли видеоролика. – Я бы с радостью подарила, – сказала Маня. – Сделаю – пришлю в лицей. Сцена очищена. Послезавтра новый спектакль. Пока об этом лучше не думать. Выпить «Маргариту», даже две. Мы заслужили. – Маня, а тебе никогда не приходило в голову начать преподавать? – спрашивает Клаудия. – Фридл, Эдит, мама, я… – говорит Маня, довольно улыбаясь. Она рисует нас, и, похоже, мы у нее получаемся. То есть мы у нее получаемся похоже… Похоже, у меня заплетается язык.
Date: 2015-05-19; view: 469; Нарушение авторских прав |