Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие и реформы в Византии





Византийскую империю подрывали и обостряющиеся внутренние социальные противоречия. Армия первоначально рекрутировалась из крестьян, обладающих достаточными средствами, чтобы приобре­сти вооружение. Во многих фемах земля и частичное освобождение от налогов предоставлялись тем, кто обязывался нести воинскую службу. Однако со временем земля переходила в собственность крупных землевладельцев, ростовщиков, церкви. Крестьяне разоря­лись, становились арендаторами. Будучи гражданами империи, они находились в полной материальной зависимости от землевладельца. Использовался в усадьбах и труд рабов.

Разорение крестьянства заставляло прибегать к формированию наемной армии, содержание которой обходилось дорого. Увеличение же налогов вело к еще большему подрыву экономической самостоя­тельности крестьянских хозяйств.

Центральная, императорская, власть стремилась предотвратить исчезновение податного слоя самостоятельных крестьян, способных служить в армии и помешать росту крупной земельной собственности. С ее развитием связывалась опасность появления слоя местных царьков, экономически независимых от императора и склонных к неповиновению.

В VIII веке самым крупным землевладельцем была церковь. Только монастырям принадлежало около 1/3 всех земель империи. Их могущество стало восприниматься как угроза всевластию импе­ратора и чиновников, а рост веры в местных святых — как источник сепаратизма.

Волна религиозного фанатизма, охватившего Византию, рост суеверий, возрождение языческих ритуалов, массовый уход состоятельных граждан в монастыри были вызваны стра­хом перед вторжением арабов.

В этих условиях император Лев III (правил в 717—741) издал эдикт, в котором почитание икон и святых мощей объявлялось идо­лопоклонством. У монастырей отбирались земли, монахов застав­ляли отбывать государственные повинности, жениться или всту­пать в армию. Иконоборчество (изъятие и уничтожение икон и других предметов религиозных культов), продолжавшееся почти столетие, поставило империю на грань гражданской войны. Мно­гие провинции были охвачены восстаниями.



В середине IX века борьба с поклонением иконам завершилась. Она достигла своих целей: влияние монастырей ослабло, власть императоров над церковью укрепилась. В этих условиях в 843 г. по­читание икон было восстановлено, а иконоборчество провозглаше­но ересью.

Аграрная политика византийских властей отличалась от западно­европейской. Многие земли перешли к государству, часть из них передавалась мелким землевладельцам. В X—XI вв. неоднократно принимались законы, которые укрепляли их права на владение землей. Законы, в частности, предполагали безвозмездное возвра­щение земли крестьянам, если она была продана менее 30 лет на­зад. Крестьяне также могли вернуться на заброшенную землю, ес­ли она перешла в собственность государства. При продаже земли преимущественное право ее приобретения предоставлялось одно­сельчанам.

Сановников и отличившихся приближенных редко награждали землей. Крупные землевладельцы не имели судебной власти над арендаторами своей земли. В награду за службу обычно жаловалось лишь право сбора налогов (прония) с определенной территории, но эта привилегия не наследовалась.

Политика императоров Византии лишь отчасти замедляла разо­рение крестьянства. При этом она вызывала постоянное недовольст­во крупных землевладельцев и провинциальной знати, стремивших­ся к освобождению от опеки столичных чиновников. Попытка решить возникшие противоречия была предпринята при правлении императоров из династии Комнинов (1081—1185). В частности, дер­жатели иронии получили всю полноту власти на соответствующих землях. Сановники начали жаловать земли собственным прибли­женным, создавая подобия императорских дворов. Это было шагом к утверждению феодальных отношений в Византии, хотя они и не по­лучили в ней полного развития.

 






Date: 2015-05-19; view: 1117; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию