Струя голоса
Губы зубы язык воздушная участие
Предлагаем схему анализа артикуляции звука перенести на плотную бумагу и использовать в качестве закладки для учебного пособия. При знакомстве с новым звуком схема поможет ребенку самостоятельно проанализировать произнесение звука и дать его характеристику. При изучении гласных звуков особое внимание уделяется положению губ. Оно изображено в верхнем правом углу страницы альбома. Гласный звук обозначается красным квадратиком1: , в квадратике указывается положение губ: 
После изучения гласных звуков дается понятие «слог». Ребенок знакомится со слогообразующей ролью гласных звуков, обучается составлению слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки или буквы:

Слоговые схемы позволяют ощутить ритмический рисунок слова, который можно простучать, прохлопать, прошагать.
Позднее ребенок учится ставить ударение, определять ударный слог, выделять ударный гласный звук. Знакомство с согласными звуками начинается со звука [м]. Как и при изучении гласных звуков, после анализа артикуляции звука по схеме (см. выше) делается вывод: звук [м] согласный, потому что воздушная струя выходит не свободно, преграду строят губы; звонкий, потому что произносится при участии голоса. Через сравнение ребенок учится различать твердое и мягкое произнесение и звучание согласных звуков. Вводятся обозначения согласных звуков:
— твердый звонкий согласный звук;
—мягкий звонкий согласный звук;
—твердый глухой согласный звук;
— мягкий глухой согласный звук.
________________________________________________
1 Здесь и далее: гласный звук обозначается квадратиком красного (к) цвета; твердый согласный звук — синего (с); мягкий согласный звук — зеленого (з).
В пособии предлагаются упражнения для работы над просодической стороной речи: силой, высотой голоса, длительностью, темпом.
Представлен и ряд упражнений по формированию фонематического восприятия. Первоначально изучаемый гласный звук выделяется из начала слова (звук [у]), затем - в начале слова и в конце (звук [а]), позднее — в начале слова, в середине и в конце (желательно в ударных позициях). Изучаемый звук, независимо от его местоположения, интонационно выделяется в слоге, протяжно произносится, усиливается голосом. Для работы по развитию фонематического слуха на каждой странице раздела «Звук» предлагается сюжетные картинки.
Параллельно с развитием фонематического слуха некоторые задания способствуют формированию элементарных навыков звукового анализа. Звуковые схемы слогов и слов рисуются цветными карандашами или составляются с помощью цветных фишек.
После знакомства со звуком ребенок готовится к чтению обратных и прямых слогов. С опорой на артикуляцию звуков ребенок учится образовывать обратные слоги и прямые.
Например, на звук [м], [мь]: По указке взрослого он произносит:

ам, ум,...
ма, му,...
Ребенок также знакомится с образованием прямого слога с гласным звуком [и], когда согласный звук перед ним произносится мягко. Для усвоения четкого произношения звука на страницах раздела «Звук» даются стихи, чистоговорки, скороговорки, пословицы.
В целях предупреждения смешения звуков (близких по способу и месту образования) в речи и букв при письме предлагаются специальные упражнения по их дифференциации.
Раздел «Буква» связан с формированием у детей произносительных навыков. Порядок изучения букв соответствует последовательности усвоения ребенком произношения звуков. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом с опорой на артикуляцию. Для усвоения характеристики звуков и букв предлагаются «Домики букв». С введением буквы рекомендуется выполнять звуко-буквенный анализ слов (для этого используются кассы букв), что способствует формированию фонематического восприятия навыка письма.
На каждой странице раздела «Буква» даются образ буквы, печатное изображение буквы и способ ее конструирования из пальцев рук. Для усвоения графического образа буквы предлагаются упражнения «Сколько букв», «Найди букву», «Полубуковка».
Особо обращается внимание на буквы е, ё, ю, я: в начале слова или слога буквы читаются так, как называются. В прямом слоге они указывают на мягкость согласного. Звуковой анализ слов с йотированными гласными не проводится. В форме занимательных упражнений проводится чтение обратных и прямых слогов. Столбики слогов со стечением согласных, столбики слов и небольшие тексты для чтения даются с постепенным усложнением. В помощь детям для осознания прочитанного слова поставлено ударение. Привлекается внимание детей к некоторым правилам правописания: парные звонкие и глухие согласные на конце слова; безударные гласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, раздельное написание предлогов, большая буква в написании собственных имен, обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я и буквой ь, правильной записи предложений. Проводится устная подготовка к употреблению на письме разделительного ь и ъ знаков; При обучении ребенка чтению предусмотрены разнообразные виды упражнений:
— дополнить слог до целого слова;
—«собрать» слово из «рассыпанных» букв или слогов;
—вставить букву и назвать слово — «Буква заблудилась»;
—соотнести слова и картинки;
—исправить деформированные предложения;
— прочитать текст, выполнить задания по его содержанию: решить логическую задачу, пересказать текст, озаглавить, продолжить;
—прочитать пиктографический текст;
—выполнить упражнение «Математическая грамота»;
—выучить стихи, пословицы, скороговорки;
—отгадать загадки, ребусы, решить кроссворды.
В результате такой работы ребенок научится слитному чтению слогов, сознательному плавному слоговому чтению слов, предложений и текстов, а также составлению из букв разрезной азбуки слов и предложений изученного звуко-слогового состава, написание которых не расходится с произношением.
В разделе «Говори правильно» предлагаются упражнения для развития лексико-грамматического строя речи. Материал этого раздела подобран в соответствии с изучаемым звуком. Работая над лексико-грамматической темой, ребенок закрепляет в речи изучаемый звук.
Задачи раздела «Говори правильно»:
—развивать способность к наблюдению за языком;
—привлекать внимание к морфемному составу слов, к способам словообразования, к составу предложений и связи слов в предложении;
—воспитывать навык практического использования лексико-грамматических категорий.
В разделе «Говори правильно» даны отдельные примерные виды работы по формированию лексико-грамматического строя речи. Содержание этого раздела можно углубить или сократить в зависимости от уровня развития речи ребенка.
На всех этапах обучения предусматриваются упражнения для развития связной речи ребенка: составление предложений различной конструкции, составление рассказов с изучаемым звуком по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам, рассказов с творческим продолжением.
В предложенной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития восприятия, внимания, памяти, мышления.
Задачи и содержание коррекционного обучения представлены по периодам в перспективном планировании, к которому предлагаются конспекты фронтальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения, развитию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте. Цель занятия определяет его структуру. Этапы занятия взаимосвязаны и предусматривают усложнение речевых и речемыслительных упражнений.
Для поддержания интереса детей и более эффективного обучения на занятиях вводятся различные побудительные ситуации. Это маленький пришелец из космоса Юпик, который, шагая от страницы к странице, изучает основы русского языка вместе с детьми. Большинство занятий подчинены одному сказочному сюжету: «Вольной мышонок», «Герда отправилась на поиски Кая», «Крошечка-Хавро-шечка» и др. Некоторые занятия организованы в форме путешествий, экскурсий, эстафет, сюжетно-дидактических игр.
Работа с пособием должна носить творческий характер и индивидуализироваться в соответствии с речевым дефектом ребенка.
Если ребенок еще не овладел правильным произношением всех звуков родного языка, то пособие «Учим ребенка говорить и читать» ему необходимо, так как в нем предусмотрен порядок изучения звуков от простых к более сложным. С этой книгой ребенок попадет в удивительный мир родного языка. Она поможет зажечь в ребенке огонек любознательности, жажды новых открытий в овладении родной речью, увлечет его, разовьет вкус к занятиям и самостоятельному чтению.
Многолетний опыт работы с детьми 4-7-летнего возраста убеждает нас в том, что раннее обучение основам родного языка, когда у ребенка еще сохранно интуитивное «чувство языка», позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения, что впоследствии успешно скажется на обучении ребенка в школе, позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.
Date: 2015-05-19; view: 613; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|