Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личностные опросники – разновидность опросников, разработанных в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности
Прототипом современных опросников считают разработанный Р.Вудвортсом (1919) «Бланк данных о личности», предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой. Личностные опросники могут быть подразделены по направленности на: а) опросники черт личности – группа опросников, разработанная на основе выделения черт личности; б) типологические опросники – группа опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, несводимых к набору черт (или факторов); в) опросники мотивов – группа опросников, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности, с целью установить, на что направлена активность индивидуума, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения (сюда же можно отнести опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок). В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, различают: а) факторные опросники – группа опросников, основой конструирования которых является факторно-аналитический принцип (выделение скрытых, латентных переменных, определяющим образом влияющих на деятельность и поведение индивида); б) эмпирические опросники – группа опросников, основой конструирования которых является критериально-ключевой принцип, позволяющий на основе обнаружения критериальных психологических признаков дифференцировать различные группы испытуемых. В зависимости от степени охвата личностных характеристик выделяют опросники: а) одномерные – опросники, направленные на измерение какого-либо одного свойства или качества; б) многомерные – опросники, направленные на измерение более чем одного свойства или качества; В следующих параграфах вам предложены для ознакомления наиболее известные опросники, являющиеся реализацией типологического подхода к изучению личности (MMPI) и подхода к исследованию личности на основе черт (опросник Кэттелла), и занимающих ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях.
Опросник Кэттелла (16PF)
Опросник «Шестнадцать личностных факторов» (О. «Ш. л. ф.») (Sixteen Рersonality Factor Questionnaire, 16 PF) - принадлежит к числу наиболее распространенных личностных опросников. Впервые опубликован Р. Кэттеллом в 1950 г., последнее переработанное руководство вышло в 1970 г. Данный опросник предназначен для измерения 16 факторов личности и является реализацией подхода к ее исследованию на основе черт. Возможно применение опросника как в индивидуальном порядке, так и при групповом обследовании.[6] Опросник диагностирует черты личности, которые Р. Кэттелл называет конституционными факторами: фактор А – «замкнутость – общительность»; В – «интеллект»; С – «эмоциональная устойчивость»; Е – «доминантность – подчиненность»; F – «экспрессивность»; G – «нормативность поведения»; Н – «смелость»; I – «чувствительность»; L – «подозрительность – доверчивость»; М – «практичность»; N – «дипломатичность»; О – «уверенность в себе»; Q1 – «консерватизм»; Q2 – «конформизм»; Q3 – «самоконтроль»; Q4 – «напряженность»; MD – «адекватность самооценки». В настоящее время разработаны две основные эквивалентные формы опросника (А и В, причем А считается стандартной формой) по 187 вопросов в каждой (для обследования взрослых людей с образованием не ниже чем 8-9 классов). В обеих формах опросника по 3 «буферных» вопроса и от 20 до 26 вопросов, относящихся к каждому из измеряемых факторов. Обследуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос: «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»); при этом его предупреждают о том, чтобы ответов «не знаю» было как можно меньше. Полученные результаты выражаются и шкале стэнов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным — 10 и средним 5,5 балла. Строится «профиль» личности, при интерпретации которого руководствуются степенью выраженности каждого фактора, особенностями их взаимодействия, а также нормативными данными (см. рис. 5).
Рис. 5. Пример профиля личности по 16PF Кэттелла
Факторы личности, диагностируемые опросником 16PF Кэттелла, обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква «Q» используется только для тех факторов, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют «бытовые» и «технические» названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов. Например, фактор А — «сердечность, доброта — обособленность, отчужденность». Технические названия предназначены для специалистов и тесно связаны с научно установленным значением фактора. При этом часто используются искусственно созданные названия: напр., тот же фактор А будет определяться как «аффектотимия — сизотимия». Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной форме, чем устраняется двусмысленность в определении их содержания. Следует иметь в виду, что определение концов оси фактора как положительных (+), так и отрицательных (-) условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Обычно описание каждого фактора у Р. Кэттелла состоит из разделов: а) буквенный индекс фактора; разработана также система универсальной индексации, включающая сведения о принципе выделения того или иного фактора и его порядковом номере; б) технические и бытовое название; в) список наиболее значимых характеристик в L-данных; л) интерпретация фактора. В приложении представлен список первичных факторов опросника и дана их интерпретация.[7] Рассмотренные выше факторы - первого порядка. В итоге их дальнейшей факторизации были выделены более общие факторы второго порядка. Р. Кэттелл неоднократно «извлекал» вторичные факторы из корреляций между первичными. В разных работах автора представлено от четырех до восьми вторичных факторов. Наиболее важными из них являются «эксвия — инвия» (экстраверсия – интроверсия), включающий факторы А+, Е+, F+, H+, Q2- (обозначены на рис.5 буквой QI); и «тревожность — приспособленность» - QII (включает факторы С-, Н-, L+, O+, Q3-, Q4?). К факторам второго порядка также относятся: «высокая – низкая скорость протекания нервно-психических процессов» (QIII), «независимость – покорность» (QIV), «собранность – спокойная естественность» (QV), «высокое «сверх-я» - низкое «сверх-я»» (QVI). Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм опросника «Ш. л. ф.» (А и В), разработаны формы С, D и Е. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования тех, кто малограмотен. Б. Брианом в 1987 г. на основе формы Е предложен компьютерный «Профессионально-личностный отчет» (Vocational Personality Report), предназначенный для использовании в консультациях по выбору работы и службах планирования для малограмотных. Известны также варианты опросника для детей и подростков. Кроме того, существует специальное «патологическое» дополнение к опроснику «Ш. л. ф.», которое состоит из 12 клинических факторов-шкал. Опросник нашел достаточно широкое распространение в психодиагностических исследованиях различных стран. Однако адаптация опросника «Ш.л. ф.» не завершена, несмотря на проведенную проверку соответствия зарубежных и отечественных нормативных данных. В 1990 году В. М. Русаловым и О. В. Гусевой на основе выделенных гомогенных шкал предложен сокращенный вариант опросника под названием 8 PF (70 вопросов).[8]
Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI)
MMPI (Minnesota Multiphasis Personality Inventory) - один из наиболее распространенных личностных тестов, применяемый для диагностики индивидуально-психических особенностей нормальных людей и людей с психическими отклонениями. Опросник предназначен для многофакторной оценки устойчивых индивидуальных особенностей, диагностики степени адаптиpованности, изучения стpуктуpы клинического состояния, а также выявления устойчивых профессионально важных склонностей. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли (Hathaway S.R.& McKinley J.C.) в 1940 г. Опросник является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях. Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э.Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании иных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.[9] Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об испытуемом и время, затраченное на ответы. Завершается обследование построением профиля личности, который вычерчивается на специальном бланке, где балльные оценки переводятся в стандартные (Т-оценки). Профиль MMPI /СМИЛ/ представляет собой графическое изображение соотношений количественных показателей базисных шкал, каждая из которых определяет степень выраженности той или иной личностной тенденции Ниже приводятся основные клинические шкалы опросника MMPI, примеры утверждений по каждой из них (каждая из шкал включает ряд утверждений, одновременно входящих в другие шкалы), а также краткая характеристика тенденций при определенных Т-баллах. 1. Шкала ипохондрии (HS) — определяет «близость» обследуемого к астеноневротическому типу личности. Примеры утверждений: - Несколько раз в неделю меня беспокоят неприятные ощущения в верхней части живота (под ложечкой). - У меня часто бывает такое чувство, будто голова стянута обручем. Повышение в пределах 70Т - показатель зажатости, сверхконтроля, повышенной ориентации на нормативность в качестве устойчивого свойства личности, проявляющегося избыточным вниманием к отклонениям от нормального функционирования своего организма при дезадаптации /т.е. при повышении показателя данной шкалы выше 70 Т/. Низкие показатели — ниже 50 Т - имеют противоположное значение, т.е. отражают отсутствие перечисленныхособенностей личности и состояния. 2. Шкала депрессии (D) – предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности). Примеры утверждений: — У меня беспокойный, прерывистый сон. — Любая работа дается мне ценой больших усилий. Показатели выше 70 Т выявляют депрессивное состояние. 3. Шкала истерии (Ну) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций). Примеры утверждений: — Я никогда не падал (-а) в обморок. — Часто я ощущаю «комок» в горле. При повышении ее показателей в рамках нормативного разброса отражает высокую чувствительность к средовым воздействиям и неустойчивость эмоционального состояния, усугубляющуюся при более высоких Т-баллах /выше 70 Т/ вплоть до истероидных, истерических или истероформных проявлений. 4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности. Примеры утверждений: — Иногда мне очень хочется уйти из дома. — В школе меня вызывали к директору за прогулы. В пределах повышения до 70 Т шкала отражает стенический тип реагирования, а выше 70 Т — импульсивное, плохо контролируемое поведение психопатических или акцентуированных личностей возбудимого круга, а также в рамках психопатоподобного синдрома резидуально-органического или эндогенного происхождения. 5. Шкала мужественности—женственности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом. Шкала содержит 59 утверждений, касающихся таких сфер, как отношение к различным видам профессиональной деятельности, культурные потребности и интересы и т. п. Таковы, например, утверждения: “В детстве Вы играли в “классы”; “Вы любите собирать цветы или выращивать их дома”; “Вам понравилась бы работа медсестры” (типичный ответ для мужчин “неверно”, для женщин-“верно”), Выраженный подъем профиля на пятой шкале отражает снижение или отсутствие такой идентификации, явные снижения профиля на этой шкале свидетельствуют о ее высоком уровне. 6. Шкала паранойи (Ра) — позволяет судить о наличии «сверхценных» идей, подозрительности (паранойяльный тип личности). Примеры утверждений: — Я думаю, что за мной следят. — Большинство людей честны только потому, что боятся наказания. В норме отражает склонность к педантизму, соперничеству и застреванию на негативных переживаниях,высокие показатели выявляют аффективную насыщенность переживаний, враждебность, склонность к паранойяльным реакциям. Относится так же, как и 4-я шкала, к стеническому /при значительном повышении к гиперстеническому/ типу реагирования. 7. Шкала психастении (Pt) — устанавливает сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности). Примеры утверждений: - Меня беспокоит то, что я могу «сойти с ума». - В школьные годы мне было трудно говорить перед всем классом. Шкала выявляет повышенную боязливость, конституционально обусловленную тревожность, неуверенность, конформность, мнительность при повышении в пределах 70 Т. Более высокие показатели по 7-й шкале отражают проблему выраженной психастенической акцентуации, преобладание тормозимых /гипостенических/ черт, тревожное состояние в рамках невротических или неврозоподобных растройств. 8. Шкала шизофрении (Sc) – направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности. Примеры утверждений: — Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи. — Я опасаюсь пользоваться ножом, другими острыми и колючими предметами. Повышенные показатели по шкале бывают у лиц неконформных, с выраженной независимостью суждений и поступков, нестандартным мышлением, чтопри высоких показателях проявляется как своеобразие интересов, непредсказуемость поступков, иррациональный подход к решению проблем, отрыв от реальности. 9. Шкала гипомании (Ма) — определяется степень «близости» обследуемого гипертимному типу личности. Примеры утверждений: — Я — значительная личность. — Временами у меня мысли текут быстрее, чем я успеваю их высказать. Шкала выявляет уровень оптимистичности и отражает стенический тип реагирования. Показатели 9-й шкалы, расположенные ниже 50 Т, настораживают в плане снижения жизнелюбивых тенденций и общей активности. 10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки. Примеры утверждений: — Люблю поухаживать за женщинами (пококетничать с мужчинами). — Мне нравится ходить туда, где шумно и весело. Шкала показывает уровень общительности, социальной вовлеченности личности, обращенность преимущественно в мир субъективных переживаний /повышение до 70 т/ вплоть до замкнутости и аутичности /выше 70 Т/, а также выявляет обращенность в мир реального окружения экстравертированной личности /показатели ниже 50 Т/ или личности эмоционально незрелой с ослабленным самоконтролем /если показатели ниже 40 Т/. Кроме основных имеются оценочные шкалы (шкалы L, F и К), которые были введены в оригинальный вариант теста MMPI с целью исследования отношения испытуемого к тестированию и суждения о достоверности результатов исследования. 1. Шкала «?» — шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к «верным», ни к «неверным». 2. Шкала «лжи » (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого. Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм. Шкала состоит из 15 утверждений, которые касаются социально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фактически игнорируемые подавляющим большинством людей. Таким образом, повышение результата по шкале освидетельствует обычно о стремлении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Если результаты по шкале L составляют от 70 до 80 Т-баллов, полученный профиль представляется сомнительным, а при результата свыше 80 Т-баллов - недостоверным. 3. Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции. Умеренное повышение на шкале F (отклонение от средней на 1,0-1,517) при отсутствии психопатологической симптоматики обычно отражает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность. Склонность следовать конвенциальным нормам и отсутствие внутренней напряженности обусловливают низкий результат по шкале F. Значительное повышение профиля на этой шкале указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследования. Если профиль по шкале F превышает 70 Т-баллов, результат представляется сомнительным, но может быть учтен при подтверждении другими, в том числе и клиническими, данными. Если результат о шкале F превышает 80 Т-баллов, результат исследования следует считать недостоверным. 4. Шкала коррекции (К) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого. Шкала состоит из 30 утверждений, которые позволяют дифференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психопатологические явления, и лиц чрезмерно открытых. Лица с очень низким уровнем профиля по шкале К хорошо сознают свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень межличностных конфликтов, тяжесть отмечающихся у них симптомов и степень личностной неадекватности. Они не скрывают своих слабостей, затруднений и психопатологических расстройств. Лица с высокими показателями по шкале К обычно определяет свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабочены свои м социальным статусом. В связи с тенденцией отрицать информацию, свидетельствующую о затруднениях и конфликтах, эти лица могут не иметь адекватного представления о том, как их воспринимают окружающие. Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования. При интерпретации результатов тестирования следует избегать буквальной интерпретации шкал MMPI, вне взаимосвязи показателей по различным шкалам между собой, а также с объективными данными обследования личности при помощи других методов. Кроме того, с помощью шкал опросника «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 500). Например, шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и т.д. Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных — Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных исследованиях конструктной валидности Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной — только в случаях выраженных психических отклонений. В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный проект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии. Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); забота о здоровье (5); причудливость, странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15). MMPI широко применяется в отечественных психодиагностических исследованиях. Адаптация опросника началась еще в 60-е гг. ХХ века. Первым был предложен вариант, состоящий из 384 утверждений. (Ф. Б. Березин и М. П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавторами разработана оригинальная интерпретация шкал опросника, осуществлена его тщательная стандартизация. Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, московскими психологами (Л. Н. Собчик, 1971). На основе утверждений MMPI петербургскими психологами и психиатрами созданы новые дифференциально-диагностические шкалы: параноидной шизофрении, уровня невротизации и психопатизации, депрессивных состояний. Предпринимались попытки использования ЭВМ для интерпретации данных, полученных с помощью MMPI.
[1] Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – С. 143.
[2] Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. - Москва, Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996.- С. 515.
[3] Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. - Москва, Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996.- 544 с. [4] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
[5] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психдиагностике. – СПб.: Питер, 1999.- С. 328.
[6] См. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - СПб, Питер-Ком, 1999.- С. 376-379.
[7] См. подробнее: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, изд-во «Петроком», 1992. – 318 с. [8] См. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - СПб, Питер-Ком, 1999.- С. 376-379.
[9] См. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. - СПб, Питер-Ком, 1999.- С. 182.
Date: 2015-05-19; view: 1648; Нарушение авторских прав |