Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы данных о личностных особенностях (L, Q, T)
Для того чтобы составить достаточно полную картину исследуемых качеств личности, необходимо собрать три типа данных по интересующей нас характеристике: L-, Q- и Т -данные (В.Н.Дружинин, 1999). L-данные (life - жизнь) - это данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни. Наиболее часто в психодиагностической практике для получения этого типа данных используются экспертные оценки. Эксперты, хорошо знающие оцениваемого человека, оценивают выраженность интересующей характеристики, например, тревожности. Для повышения надежности L-данных разработаны специальные требования к процессу получения экспертных оценок: - оцениваемая характеристика должна определяться в терминах наблюдаемого поведения; - эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого достаточно длительный промежуток времени; - необходимо иметь не менее 10 экспертов на одного оцениваемого; - ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной характеристике за один раз; - следует использовать экспертов различных психологических типов и разных модальностей отношения (позитивное, индифферeнтнoe, негативное) к оцениваемому человеку и т.п. Q-данные (question - вопрос). Этот тип данных получается с помощью опросников и других методов самооценок. Основные причины искажения Q-данных носят познавательный и мотивационный характер. Познавательные искажения могут быть обусловлены низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, использованием неверных эталонов, отсутствием навыков самонаблюдения и специальных знаний. Различная мотивация испытуемых может явиться источником искажения ответов либо в сторону социальной желательности либо в сторону подчеркивания своих дефектов (агровация). Такие искажения зачастую носят как сознательный, так и бессознательный характер. Для их устранения (или учета) используют шкалы лжи и коррекции, построение опросников из супервопросов и др. Т-данные (test - тест) - это данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях, когда испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура. Объективность Т-данных достигается путем: 1) наложения ограничений на возможные искажения тестовых оценок; 2) использования объективного способа получения оценок по реакциям испытуемого. Ограничение возможных искажений обеспечивается посредством конструирования тестов, цель которых неясна испытуемым. Для этого: 1) маскируется истинная цель исследования; 2) осуществляется неожиданная постановка задач; 3) ставятся неопределенные цели тестирования; 4) используются специальные процедуры отвлечения внимания; 5) создается специальная эмоциональная ситуация при тестировании; 6) используются автоматизированные реакции и «непроизвольные» индикаторы и т.п. Объективация способа получения оценок достигается путем разработки строго формализованных (алгоритмизированных) процедур получения тестовых оценок. Привлечение этих трех типов данных позволяет построить объемный LTQ — образ исследуемой переменной.
4. Психологический портрет личности
Принципы составления комплексного психологического портрета личности В зависимости от задач обследования, применяемых методов, моделирующих те или иные ситуации, в которых человеку приходится выполнять определенные действия, актуализируются, проявляются и разные черты личности. Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком круге ситуаций, психологи стремятся измерить так называемые универсальные, базовые или системообразующие черты, на основе которых может быть получен более объективный психологический портрет личности. Выявление (или выделение) системообразующих черт, охватывающих основные структуры (подструктуры) личности позволяет получить в конечном итоге достаточно полное ее психологическое описание. В этих целях используются возможности и методы двух основных подходов: описательного (идеографического, клинического) и естественно-научного (объяснительного, объективного, статистического). Их выделение обусловлено наличием в науке (и в психологии в частности) двух парадигм в понимании природы человека и возможностей его целостного, объективного изучения: естественно-научной (сциентистской) и гуманитарной. Объективная парадигма предполагает исключение из процедуры познания человека всего, что относится к исследователю и процедурам его познавательной деятельности. Достаточное количество сходных проявлений у большого количества людей служит основанием для утверждения причинной связи и формулирования общего правила (закономерности). Значительная часть психодиагностических методов, применяемых на практике в русле признания данной парадигмы как основной, используют по отношению к человеку язык, аналогичный принятому в естественных науках. Человек предстает в этом языке в виде набора параметров, который еще с начала ХХ века принято называть «профилем личности». Отдельный показатель профиля обычно называется чертой. Естественно-научный (статистический) подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку. Данный подход реализуется посредством применения высокоформализованных методов и средств психодиагностики (тесты, анкеты, психофизиологические аппаратурные методики, контент-анализ и пр.). Гуманитарная парадигма познания человека ориентирована на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, его ценностям. Одним из основных способов познания человека признается его понимание. «Понимающая» психология исходит из непосредственной данности субъекту внутреннего опыта, который изначально представляет собой живую связь и целостность. Поэтому для понимающей, описательной психологии гипотезы как предположения о связи частей в целом не имеют определяющего значения. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем (В.Дильтей).[4] Для современной психологии характерна ориентированность и на объективность (в т.ч. измерение психических явлений), и на признание человеческой субъективности, уникальности, активности. Это объясняется признанием многомерности личности, невозможности описать ее единой формулой и измерить ограниченным кругом методик. Кроме выделенных существует два основных подхода к описанию личности в терминах ее качеств и в терминах основных типов. Первый подход основан на том, что каждый человек имеет индивидуальный набор качеств. Качеством личности называется длительно существующая характеристика, проявляющаяся в поведении индивида в различных ситуациях. Личностные качества могут варьировать по степени проявления у разных людей - от весьма выраженного проявления до малого. Типологический подход в описании личности основан на предположении, что люди могут быть разбиты на определенные группы (типы) в соответствии с характерными отличительными чертами. Тип служит обозначением комплекса отдельных черт в предположении, что общий узнаваемый узор личностных характеристик существует в действительности. Было предложено много различных типологий. Некоторые из них подчеркивают роль одного ведущего свойства, организующего вокруг себя все остальные характеристики; другие акцентируют внимание на определенной комбинации качеств. Одни типологии базируются на теоретических положениях, другие - на эмпирических данных, полученных путем наблюдения за представителями определенной культуры. Некоторые классификации типов основываются на биологических аспектах, другие видят основу всего в раннем детском опыте. Несмотря на различия, все типологии обладают определенными чертами. Во-первых, они намечают рамки, в пределах которых находится место для любого индивида. Во-вторых, типы всегда состоят из отчетливого набора отдельных личностных качеств, даже если определение типа зависит от единственной доминирующей организующей характеристики. В-третьих, типология должна обладать определенной устойчивостью, способностью сохраняться в случае драматических изменений, происходящих в жизни индивида. Таковой является, например, типология, рассматривающая интроверсию и экстраверсию (она предполагает их универсальность и существование в любых обстоятельствах). Каждый из подходов, конечно, тесно связан между собой, и все они находят свое применение в практической диагностике в зависимости от конкретных задач (определить место испытуемого среди других людей, определить ведущий тип мотивации, темперамента, выявить признаки, свидетельствующие о наличии акцентуации характера и т.д.). Так или иначе, получаемые данные должны обладать практической ценностью, т.е. возможностью их применения как самим обследуемым, так и другими лицами (психологами, педагогами, родителями, администрацией и т.д.) в целях формирования, развития, коррекции психических свойств, изменения условий деятельности и т.п. В этих целях данные психодиагностического обследования должны позволять соотносить уровень развития определенного свойства по отношению к половозрастным нормативам (отражающим статистическую норму) и по отношению к другим качествам личности (например, мотивация «стремление к успеху» по отношению к мотивации «избегание неудачи»). Получить более объективный портрет личности позволяет также сочетание ипсативного и нормативного оценивания. Ипсативное оценивание (от лат. Ipse – сам) – подход к оценке и интерпретации измеряемых тестом показателей, основывающийся на установлении их отношения к выраженности других, с ними связанных. Ипсативное оценивание является альтернативной формой оценивания по отношению к нормативному оцениванию, при котором индивидуальный показатель сопоставляется со статистическими значениями нормативной выборки. А.Анастази (1982) в этой связи приводит следующий пример. Богатый человек, перечисляя одну и ту же денежную сумму на нужды, например, пострадавшим, что и студент вуза явно демонстрирует меньшее эмоциональное сострадание к данным людям. Для того, чтобы «уйти» от усредненных норм и учесть индивидуальные различия испытуемых, интересующий нас показатель ипсатизируется (то есть мерой мотивации помочь пострадавшим в нашем примере становится отклонение от среднего значения затрат денег у сравниваемых людей на другие цели, либо доля в общей структуре затрат).
Психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей
Психодиагностическая задача – задача, возникающая перед практическим психологом при установлении психологических причин, обусловивших определенные параметры деятельности или психического состояния, а также определение места (положения) испытуемого по оцениваемому свойству среди других людей. Психодиагностические задачи – это конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Определение задач представляет собой выбор путей и средств получения наиболее объективного психодиагностического заключения о личности человека. Задачи в отличие от общей цели психодиагностического обследования носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью определенных процедур и средств обследования. Задачи могут состоять в получении нового знания в виде отдельных эмпирических фактов, выявлении системы факторов, их взаимосвязи, получении целостной картины изучаемого психического явления (процесса, состояния, образования, свойства, личности в целом), определении причин отклонений от психической нормы, установлении места испытуемого среди других людей (по измеряемому свойству) и пр. Инструментом реализации психодиагностических задач являются психодиагностические методики. В зависимости от направленности на выявление (оценку) одного или большего количества параметров личности (качеств, факторов), эти методики могут быть мономерные или многомерные. Многомерность определяется количеством подлежащих измерению свойств личности и выражается в присутствии в составе одного теста (методики) нескольких субтестов, каждый из которых состоит из серии заданий, направленных на выявление одного определенного свойства. Для получения данных относительно различных параметров личности (относящихся к различным уровням, например, уровню индивидных и характерологических качеств), могут применяться тестовые батареи. Тестовая батарея - совокупность групп тестовых заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта.[5] Наиболее известными и распространенными в современной психологической диагностике примерами тестовых батарей являются шкалы измерения интеллекта Векслера (WISC), Общих способностей батарея тестов (GATB), тест структуры интеллекта (TSI) Амтхауэра. Л.Ф.Бурлачук и С.М.Морозов (1999) отмечают, что комплекс заданий, включенных в тестовые батареи, в значительной мере отражает элементный состав конструкта, на исследование которого направлена данная методика. В совокупности результаты измерений по отдельным субтестам с той или иной степенью полноты репрезентируют исследуемое комплексное качество. В то же время, как пишут авторы, несмотря на принадлежность к общей методике, некоторые субтесты тестовых батарей используются в отдельности для решения определенных узких диагностических задач. Часто отдельные субтесты тестовых батарей снабжаются собственными частными нормами и стандартами выполнения. Возможность их комбинирования в зависимости от ситуации обследования является специфической особенностью многих батарейных методик. Для отдельных многосубтестовых тестовых батарей, таких, например, как шкалы Векслера, шкала умственного развития Станфорд-Бине и других, разработаны сокращенные варианты, состоящие из наиболее нагруженных исследуемыми факторами субтестов, результаты которых тесно коррелируют с результатами полной батареи. Несмотря на то, что некоторые субтесты тестовых батарей относительно независимы, все-таки для психолога важной задачей при разработке методики является анализ внутренней согласованности, трудности заданий теста, их валидности с точки зрения связи отдельных субтестов с общим результатом тестовой батереи. В этой связи тестовые батареи проходят процедуру исследования валидности, дискриминативности, внутренней согласованности сначала раздельно, по субтестам, а затем в целом. Еще одна трудность возникает при необходимости упорядочить диагностические показатели, полученные по различным тестам (субтестам) и свести их в единую систему. Эта задача усложняется в том случае, когда используемые диагностические методики опираются на различные теоретические положения, а полученные результаты выражаются не в общепринятых терминах. Интеграция разнородных данных может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях. В первом случае разрабатывается какая-либо схема сопоставления результатов отдельных методик без обращения к их теоретическим концепциям. Это может быть, например, пятибалльная шкала, крайние значения которой характеризуют «высокий» и «низкий» показатели каждой методики. Теоретический уровень обобщения диагностических данных значительно сложнее. Здесь требуется систематизация полученных результатов на основе определенной теории и выражение их в понятиях этой теории.
5. Личностные опросники
Классификация личностных опросников
Date: 2015-05-19; view: 16965; Нарушение авторских прав |