Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типы черт и их соотношение между собой
(конституциональные, индивидные, личностные)
Набор черт в своей совокупности образует «профиль личности». Психодиагностический профиль - это графическое представление результатов многофакторного теста или батареи тестов в виде ломаной кривой, подъемы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного испытуемого определенного психического свойства (фактора). В различных ситуациях, предъявляющих разные требования к человеку, активизируются разные черты. В тех случаях, когда от уровня развития определенной черты зависит достижение индивидом определенного нормативно заданного результата, говорят о способности личности. Когда уровень черты не влияет на достижение результата, а предопределяет только выбор способа его достижения, мы говорим о стилевой черте. Совокупность стилевых черт определяет индивидуальный стиль поведения или деятельности.[3] Черты, влияющие на направленность деятельности, называются мотивационными. Психические свойства-явления, динамичные во времени (нестабильные), формируют то, что мы называем психическими состояниями (состояние тревоги, например). Таким образом, можно сказать, что все скрытые факторы, на которые направлена диагностика в психологии, являются либо способностями, либо стилевыми, либо мотивационными чертами личности, либо психическими состояниями (А.Г.Шмелев). В психологии существует достаточно много теорий, так или иначе объясняющих общий набор и взаимосвязь отдельных психических свойств (черт) и образуемых ими факторов. Поскольку теории личности отражают многообразие подходов, то это, безусловно, находит отражение и в авторских концепциях психодиагностических методик, направленных на психологическое изучение личности. Диагностическая концепция, на которой основывается любая психодиагностическая методика - это теоретически постулируемая система психических свойств, значимых для осуществления определенной деятельности. Квалифицированное использование психодиагностических методик, прежде всего, зависит от уровня знаний тех психических свойств, на диагностику которых эти методики направлены. Различение общих и частных черт индивидуальности обеспечивает понимание различия между общими и частными психодиагностическими методиками. Многочисленные и всегда разные проявления личности обусловлены ее структурой. Понятие психологической структуры личности имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно нацеливает психологов на исследование закономерностей, фактов и условий формирования и развития личности человека с целью выработки практических рекомендаций по повышению эффективности обучения, воспитания и руководства людьми. Кроме того, психологическая структура личности является своеобразной схемой (программой), позволяющей целеустремленно, организованно и последовательно изучать индивидуально-психологические особенности конкретного человека. При этом важно выявить не только структурные элементы личностной организации, но и их содержание, отличающее одного человека от другого. Современные теории личности характеризуются большим разнообразием как элементов, входящих в структуру личности, так и системообразующих факторов, объединяющих элементы в единую систему. Как справедливо отмечал Р. Кэттелл, «в психологии никогда не ощущалось недостатка в теориях личности», что привело к ситуации, когда «небольшие ростки точно сформулированных гипотез легко теряются в буйных зарослях непроверяемых, но грандиозных теорий» [Cattell, 1977]. Важной проблемой исследований личности является определение набора элементов, необходимого и достаточного для описания структуры личности. Эта структура, объединяя различные свойства, имеет иерархическое, уровневое строение. На каждом уровне организации человека (физическом, биохимическом, соматическом, индивидном и т.д.) формируется своя целостная система, отвечающая за его устойчивое, сбалансированное функционирование. При этом высшие уровни располагают определенными возможностями для «подчинения» низших уровней, вернее включения их в решение задач, возникающих на высших уровнях. Уровнями, образующими в своей иерархической совокупности целостную неповторимость личности (в широком смысле слова), являются: организм, индивид и личность (в узком смысле слова). Личность - человек, как представитель определенной социальной общности, носитель социальных качеств, имеющий свои индивидуальные особенности. Индивид - человек как представитель вида homo sapiens, носитель индивидуальных черт. Обобщение имеющихся в отечественной психологии походов (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, К.К.Платонов) позволяет выделить следующие уровни, образующие в своей совокупности индивидуальность личности. К первому уровню (уровню организма) относятся характеристики человека, определяющие его: - физическую индивидуальность (рост, вес тела, прочность костей, сила и скорость сокращения мышц, расположение центра тяжести, давление крови, объем легких и т.п.); - биохимическую индивидуальность (особенности протекания биохимических процессов, неповторимость структуры белка в организме, строения всех типов тканей); - соматическую индивидуальность (определяется взаимосвязанной работой отдельных органов и их интеграцией в целостный организм). К уровню индивида относятся: - первичные "индивидные" свойства: возрастно-половые и индивидуально-типические (конституция, нейродинамика, функциональная асимметрия); - вторичные "индивидные" свойства (интегрированные психофизиологические функции и органические потребности): темперамент и задатки. К третьему (личностному) уровню относятся: - характер; - способности; - социальный опыт (знания, навыки, умения); - потребности и мотивы. Следует отметить, что выделение уровней носит в определенном смысле условный характер, ибо резких границ между ними часто не существует. В представленной ниже схеме отражены уровни, определяющие индивидуальные особенности человека, соответствующие им свойства и методы их оценки. Схема 2. Date: 2015-05-19; view: 1360; Нарушение авторских прав |