Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции и технология управления бизнесом





Рассматривая бизнес как некоторое вполне конкретное предпринимательское дело (производственное, коммерческое, финансовое), можно утверждать, что оно, как и всякая общественная деятельность, нуждается в управлении.

Управление — весьма сложный, постоянно действующий процесс, который носит многофункциональный характер и со­вершается как в рамках каждого подразделения, так и предпри­ятия в целом. Цель такого процесса — обеспечение определен­ных результатов деятельности предприятия в соответствии с принятым критерием в рамках принятого временного интервала (месяц, квартал, полугодие, год или долгосрочный период, включающий несколько лет).

Основные функции управления сводятся к следующим.

1. Учет (статистика) управленческой информации.

2. Анализ учетно-статистической информации.

3. Планирование деятельности фирмы.

4. Принятие решения и его исполнение.

5. Мотивация деятельности трудового коллектива.

6. Контроль исполнения.

7. Регулирование деятельности.

В той или иной степени все перечисленные функции исполь­зуются в бизнесе независимо от его характера, размеров, отрасле­вой принадлежности, организационно-правовой формы и прочих признаков. Однако наполнение этих функций конкретным со­держанием и технология управленческой деятельности, разумеет­ся, несколько различаются в зависимости от масштабов профес­сиональной деятельности и других специфических признаков.

Рассмотрим наиболее общие функции и технологию управ­ления бизнесом, совокупная иллюстрация которых представлена на рис. 1.3.

Прежде всего отметим, что само управление бизнесом необ­ходимо рассматривать в двух аспектах: внешнее управление (внешний контур управления, представленного на рисунке) и внутрифирменное управление (внутренний контур управления).

Начнем с рассмотрения внутрифирменного контура управления. Оно представляет собой некоторую последовательность выполняемых функций и в их рамках — выполняемых управ­ленческих операций.

Итак, первая функция управления — учет (статистика) управ­ленческой информации. Без информации, как известно, нельзя принять вообще никакого решения и, следовательно, невозмож­на никакая управленческая деятельность.

В состав этой важной функции входят следующие управлен­ческие операции:

1.1 — сбор необходимой управленческо-статистической ин­формации (информация о результатах деятельности фирмы в про­шлом периоде, о ценах на выпускаемые товары на рынке, резуль­таты исполнения баланса предприятия, оценка использования производственных ресурсов, показатели финансового состояния предприятия, информация о конкурентах, об их товарах и пр.);

1.2 — переработка всей собранной информации и подготов­ка ее к последующему анализу.

Вторая функция управления анализ учетно-статистической информации. Он содержит следующие управленческие операции:

2.1 — выявление резервов повышения эффективности биз­неса (резервы повышения чистой прибыли фирмы за счет уве­личения количества продаж товара и установления его опти­мальной цены, снижения издержек производства, предложений по реформированию системы налогообложения бизнеса);

2.2 — прогнозирование состояния рынка с учетом возможного поведения фирм-конкурентов в каждой рыночной нише, в которой данная фирма имеет свои интересы (состояние показателей эла­стичности спроса товара по цене, по доходу потребителей, измене­ние платежеспособности потребителей продукции, повышение каче­ства товаров у конкурентов данной фирмы, состояние рыночной доли продаж товара и изменения поставок товара конкурентами).

Третья функция управления — планирование деятельности фирмы. В рамках этой важной функции выполняются следую­щие управленческие операции:

 

Рис.1.3. Функции, последовательность

и содержание операций управления бизнесом

 

3.1 — проведение необходимых расчетов и разработка не­скольких альтернативных вариантов плана (обоснование крите­рия принятия решения, получение многовариантных оценок ре­зультатов деятельности фирмы в плановом отрезке);

3.2 — экономическая оценка каждого варианта плана и раз­работка предложений по обоснованию лучшего варианта.

Четвертая функция управления — принятие решения и его исполнение. Она предполагает выполнение таких управленче­ских операций, как:

4.1 — выбор планово-управленческого решения;

4.2 — оперативно-производственное планирование.

Пятая функция управления — мотивация деятельности трудо­вого коллектива. В рамках этой функции выполняются следую­щие управленческие операции:


5.1 — выбор организационно-правовой формы будущего бизнеса;

5.2 — система налогообложения бизнеса;

5.3 — распределение будущей прибыли между участниками бизнеса;

5.4 — формы и системы оплаты труда членов производствен­ного процесса.

Шестая функция управления — контроль исполнения. В ее состав входят следующие управленческие операции:

6.1 — координация деятельности производственных подразде­лений и производственных процессов во времени и пространстве;

6.2 — мониторинг производственно-хозяйственной деятель­ности предприятия;

6.3 — оценка отклонений от плана по временным интерва­лам и по отдельным структурным подразделениям.

Заключительная, седьмая функция управления — регулирование деятельности. Данная функция предусматривает осуществление внутрифирменной управленческой обратной связи между входом в систему и выходом из нее. При выполнении всех названных функций и технологических управленческих операций фирма может рассчитывать на положительные результаты в своей произ­водственно-хозяйственной деятельности и обеспечить их выпол­нение в рамках установленного планового диапазона.

Однако, как показывает многолетний обширный производ­ственный опыт, даже если менеджмент фирмы находится на очень высоком квалификационном уровне, получить хорошие, а иногда просто минимально необходимые положительные результаты производства фирмам не удается. В их деятельности наблюдаются спад производства, сокращение балансовой или чистой прибыли, нехватка оборотных средств, задержка денеж­ных расчетов со своими поставщиками и потребителями и дру­гие негативные явления, обычно нарастающие и постепенно ве­дущие фирму к финансовой несостоятельности и банкротству. И в этом не всегда виновато само предприятие и его управлен­цы. Нередко фирмы попадают в тяжелое экономическое и фи­нансовое положение по вине внешнего контура управления. В этот контур входят Президент, Правительство, Государственная Дума, губернаторы регионов и прочие территориальные органы управления. Они издают законы, постановления, указы, распоряжения, которые должны выполняться предприятиями, но гро­зят им тяжелыми последствиями.

Чтобы этого не происходило, должна быть налажена опера­тивная обратная управленческая связь между всеми функциони­рующими предприятиями и высшими внешними управленче­скими службами государства. Последние должны постоянно по­лучать с предприятий информационные отклики на последствия принятых документов в области взаимоотношений между бизне­сом и государственными органами. С этой целью по результатам выполнения первых пяти управленческих функций на предпри­ятиях должна поступать оперативная управленческая обратная связь, а по результатам последней — внешний контур управле­ния государством должен вносить поправки к действующим регламентирующим документам. Обратная связь должна идти по многим направлениям, включая прямые обращения предпри­ятий в высшие органы управления, широкое освещение поло­жения дел в бизнесе в средствах массовой информации (газеты, журналы, монографии, радио, телевидение).

Результаты обширного обсуждения и коррективы в действую­щие управленческие документы поступят на вход действующих предприятий бизнеса и принесут безусловную пользу националь­ной экономике, расширят предпринимательский корпус, увеличат количество действующих рабочих мест, приведут к повышению уровня жизни народа и, разумеется, будут способствовать увеличе­нию собираемости федеральных и региональных налогов. Все это в конечном счете приведет к снижению социальной напряженности в обществе и повысит уровень его благосостояния.


Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. Что такое бизнес и предпринимательство?

2. Укажите основные сферы бизнеса.

3. Что собой представляет инфраструктура бизнеса?

4. Что такое предприятие?

5. Как различаются предприятия по формам собственности?

6. Как различаются предприятия в зависимости от количест­ва их собственников?

7. Назовите организационно-правовые формы предприятий.

8. Какие организационно-экономические формы предпри­ятий вы знаете?

9. Назовите основные элементы окружающей внешней среды по отношению к предприятию.

10. Почему предприятие можно отнести к производственно-хозяйственной системе?

11. Что является важнейшей составляющей мотивации дея­тельности предприятия?

12. Напишите формулу чистой прибыли предприятия. Какие элементы входят в состав этой формулы, и как они влияют на величину чистой прибыли предприятия?

13. Назовите основные принципы рационального хозяйствования предприятия в рыночных условиях.

14. Как отражаются налоговая система и проценты за бан­ковский кредит на эффективности деятельности предприятия?

15. Укажите логическую связь и взаимозависимость между ценой товара, объемом его производства и себестоимостью.

16. Приведите перечень производственных ресурсов, кото­рые предприятие использует в своей деятельности.

17. Какую роль играет технология производства в экономике предприятия?

18. Какую роль для предприятия играют оборотные средства?

19. Перечислите производственные подразделения предпри­ятия. Что собой представляет его производственная структура?

20. Какие типовые производственные процессы имеют место на предприятии при его функционировании?

21. Назовите основные функции управления предприятием.

22. Какую роль на предприятии играет организация произ­водства?

23. Что такое внутрипроизводственные резервы и какова их роль для повышения эффективности предприятия?

24. Что такое стратегия развития предприятия? На какой пе­риод обычно составляется план стратегического развития пред­приятия?

25. Какие вопросы следует предприятию проработать, чтобы представить основные направления стратегического развития?

26. Что следует принимать в качестве критерия стратегиче­ского развития предприятия?

27. Назовите важнейшие факторные показатели деятельно­сти предприятия, от величины которых будет зависеть фактиче­ская величина избранного критерия стратегического развития предприятия.

28. Какое воздействие на факторные показатели оказывает внутрифирменная и внешняя среда предприятия?

29. Что такое тактика реализации стратегического развития предприятия? По какому критерию она может строиться?

30. Какова роль компьютерной технологии в решении про­блемы стратегического развития предприятия и как ее можно для этого использовать?

31. Дайте перечень управленческих операций внутрифир­менного контура управления предприятием.

32. Что из себя представляет внешний контур управления предприятием?

33. В чем смысл обратной связи внутрифирменного и внеш­него контуров управления предприятием?

 

Глава 2. Содержание функций управления бизнесом







Date: 2015-05-18; view: 1025; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию