Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции и технология управления бизнесом
Рассматривая бизнес как некоторое вполне конкретное предпринимательское дело (производственное, коммерческое, финансовое), можно утверждать, что оно, как и всякая общественная деятельность, нуждается в управлении. Управление — весьма сложный, постоянно действующий процесс, который носит многофункциональный характер и совершается как в рамках каждого подразделения, так и предприятия в целом. Цель такого процесса — обеспечение определенных результатов деятельности предприятия в соответствии с принятым критерием в рамках принятого временного интервала (месяц, квартал, полугодие, год или долгосрочный период, включающий несколько лет). Основные функции управления сводятся к следующим. 1. Учет (статистика) управленческой информации. 2. Анализ учетно-статистической информации. 3. Планирование деятельности фирмы. 4. Принятие решения и его исполнение. 5. Мотивация деятельности трудового коллектива. 6. Контроль исполнения. 7. Регулирование деятельности. В той или иной степени все перечисленные функции используются в бизнесе независимо от его характера, размеров, отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы и прочих признаков. Однако наполнение этих функций конкретным содержанием и технология управленческой деятельности, разумеется, несколько различаются в зависимости от масштабов профессиональной деятельности и других специфических признаков. Рассмотрим наиболее общие функции и технологию управления бизнесом, совокупная иллюстрация которых представлена на рис. 1.3. Прежде всего отметим, что само управление бизнесом необходимо рассматривать в двух аспектах: внешнее управление (внешний контур управления, представленного на рисунке) и внутрифирменное управление (внутренний контур управления). Начнем с рассмотрения внутрифирменного контура управления. Оно представляет собой некоторую последовательность выполняемых функций и в их рамках — выполняемых управленческих операций. Итак, первая функция управления — учет (статистика) управленческой информации. Без информации, как известно, нельзя принять вообще никакого решения и, следовательно, невозможна никакая управленческая деятельность. В состав этой важной функции входят следующие управленческие операции: 1.1 — сбор необходимой управленческо-статистической информации (информация о результатах деятельности фирмы в прошлом периоде, о ценах на выпускаемые товары на рынке, результаты исполнения баланса предприятия, оценка использования производственных ресурсов, показатели финансового состояния предприятия, информация о конкурентах, об их товарах и пр.); 1.2 — переработка всей собранной информации и подготовка ее к последующему анализу. Вторая функция управления анализ учетно-статистической информации. Он содержит следующие управленческие операции: 2.1 — выявление резервов повышения эффективности бизнеса (резервы повышения чистой прибыли фирмы за счет увеличения количества продаж товара и установления его оптимальной цены, снижения издержек производства, предложений по реформированию системы налогообложения бизнеса); 2.2 — прогнозирование состояния рынка с учетом возможного поведения фирм-конкурентов в каждой рыночной нише, в которой данная фирма имеет свои интересы (состояние показателей эластичности спроса товара по цене, по доходу потребителей, изменение платежеспособности потребителей продукции, повышение качества товаров у конкурентов данной фирмы, состояние рыночной доли продаж товара и изменения поставок товара конкурентами). Третья функция управления — планирование деятельности фирмы. В рамках этой важной функции выполняются следующие управленческие операции:
Рис.1.3. Функции, последовательность и содержание операций управления бизнесом
3.1 — проведение необходимых расчетов и разработка нескольких альтернативных вариантов плана (обоснование критерия принятия решения, получение многовариантных оценок результатов деятельности фирмы в плановом отрезке); 3.2 — экономическая оценка каждого варианта плана и разработка предложений по обоснованию лучшего варианта. Четвертая функция управления — принятие решения и его исполнение. Она предполагает выполнение таких управленческих операций, как: 4.1 — выбор планово-управленческого решения; 4.2 — оперативно-производственное планирование. Пятая функция управления — мотивация деятельности трудового коллектива. В рамках этой функции выполняются следующие управленческие операции: 5.1 — выбор организационно-правовой формы будущего бизнеса; 5.2 — система налогообложения бизнеса; 5.3 — распределение будущей прибыли между участниками бизнеса; 5.4 — формы и системы оплаты труда членов производственного процесса. Шестая функция управления — контроль исполнения. В ее состав входят следующие управленческие операции: 6.1 — координация деятельности производственных подразделений и производственных процессов во времени и пространстве; 6.2 — мониторинг производственно-хозяйственной деятельности предприятия; 6.3 — оценка отклонений от плана по временным интервалам и по отдельным структурным подразделениям. Заключительная, седьмая функция управления — регулирование деятельности. Данная функция предусматривает осуществление внутрифирменной управленческой обратной связи между входом в систему и выходом из нее. При выполнении всех названных функций и технологических управленческих операций фирма может рассчитывать на положительные результаты в своей производственно-хозяйственной деятельности и обеспечить их выполнение в рамках установленного планового диапазона. Однако, как показывает многолетний обширный производственный опыт, даже если менеджмент фирмы находится на очень высоком квалификационном уровне, получить хорошие, а иногда просто минимально необходимые положительные результаты производства фирмам не удается. В их деятельности наблюдаются спад производства, сокращение балансовой или чистой прибыли, нехватка оборотных средств, задержка денежных расчетов со своими поставщиками и потребителями и другие негативные явления, обычно нарастающие и постепенно ведущие фирму к финансовой несостоятельности и банкротству. И в этом не всегда виновато само предприятие и его управленцы. Нередко фирмы попадают в тяжелое экономическое и финансовое положение по вине внешнего контура управления. В этот контур входят Президент, Правительство, Государственная Дума, губернаторы регионов и прочие территориальные органы управления. Они издают законы, постановления, указы, распоряжения, которые должны выполняться предприятиями, но грозят им тяжелыми последствиями. Чтобы этого не происходило, должна быть налажена оперативная обратная управленческая связь между всеми функционирующими предприятиями и высшими внешними управленческими службами государства. Последние должны постоянно получать с предприятий информационные отклики на последствия принятых документов в области взаимоотношений между бизнесом и государственными органами. С этой целью по результатам выполнения первых пяти управленческих функций на предприятиях должна поступать оперативная управленческая обратная связь, а по результатам последней — внешний контур управления государством должен вносить поправки к действующим регламентирующим документам. Обратная связь должна идти по многим направлениям, включая прямые обращения предприятий в высшие органы управления, широкое освещение положения дел в бизнесе в средствах массовой информации (газеты, журналы, монографии, радио, телевидение). Результаты обширного обсуждения и коррективы в действующие управленческие документы поступят на вход действующих предприятий бизнеса и принесут безусловную пользу национальной экономике, расширят предпринимательский корпус, увеличат количество действующих рабочих мест, приведут к повышению уровня жизни народа и, разумеется, будут способствовать увеличению собираемости федеральных и региональных налогов. Все это в конечном счете приведет к снижению социальной напряженности в обществе и повысит уровень его благосостояния. Вопросы для самопроверки и самоконтроля 1. Что такое бизнес и предпринимательство? 2. Укажите основные сферы бизнеса. 3. Что собой представляет инфраструктура бизнеса? 4. Что такое предприятие? 5. Как различаются предприятия по формам собственности? 6. Как различаются предприятия в зависимости от количества их собственников? 7. Назовите организационно-правовые формы предприятий. 8. Какие организационно-экономические формы предприятий вы знаете? 9. Назовите основные элементы окружающей внешней среды по отношению к предприятию. 10. Почему предприятие можно отнести к производственно-хозяйственной системе? 11. Что является важнейшей составляющей мотивации деятельности предприятия? 12. Напишите формулу чистой прибыли предприятия. Какие элементы входят в состав этой формулы, и как они влияют на величину чистой прибыли предприятия? 13. Назовите основные принципы рационального хозяйствования предприятия в рыночных условиях. 14. Как отражаются налоговая система и проценты за банковский кредит на эффективности деятельности предприятия? 15. Укажите логическую связь и взаимозависимость между ценой товара, объемом его производства и себестоимостью. 16. Приведите перечень производственных ресурсов, которые предприятие использует в своей деятельности. 17. Какую роль играет технология производства в экономике предприятия? 18. Какую роль для предприятия играют оборотные средства? 19. Перечислите производственные подразделения предприятия. Что собой представляет его производственная структура? 20. Какие типовые производственные процессы имеют место на предприятии при его функционировании? 21. Назовите основные функции управления предприятием. 22. Какую роль на предприятии играет организация производства? 23. Что такое внутрипроизводственные резервы и какова их роль для повышения эффективности предприятия? 24. Что такое стратегия развития предприятия? На какой период обычно составляется план стратегического развития предприятия? 25. Какие вопросы следует предприятию проработать, чтобы представить основные направления стратегического развития? 26. Что следует принимать в качестве критерия стратегического развития предприятия? 27. Назовите важнейшие факторные показатели деятельности предприятия, от величины которых будет зависеть фактическая величина избранного критерия стратегического развития предприятия. 28. Какое воздействие на факторные показатели оказывает внутрифирменная и внешняя среда предприятия? 29. Что такое тактика реализации стратегического развития предприятия? По какому критерию она может строиться? 30. Какова роль компьютерной технологии в решении проблемы стратегического развития предприятия и как ее можно для этого использовать? 31. Дайте перечень управленческих операций внутрифирменного контура управления предприятием. 32. Что из себя представляет внешний контур управления предприятием? 33. В чем смысл обратной связи внутрифирменного и внешнего контуров управления предприятием?
Глава 2. Содержание функций управления бизнесом Date: 2015-05-18; view: 1025; Нарушение авторских прав |