Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Непостижимый источник⇐ ПредыдущаяСтр 59 из 59
Гипотетический Источник, находящийся за пределами всех постижимых различений; о нем не могут быть задаваемы никакие вопросы.
Ценность Элемент опыта, который не может быть постигаем в качестве знания. Ср. Принятие. Ценность - эссенциальное качество. Ценность - это не Факт, поэтому она невозможна, хотя и реальна.
Воля Воля - это соотнесенность как динамическое качество опыта. Поскольку соотнесенность требует трех независимых терминов, Воля ассоциируется с триадой. Предполагается, что всякая соотнесенность имеет один общий Источник - следовательно, есть одна Трансфинитная Воля. Все "воли" происходят из источника посредством его собственного самоограничения.
Мир Тотальность ситуаций, детерминируемых одним из уровней Бытия и связанных с соответствующими ограничениями Воли. Для человеческого опыта значимы семь миров. Миры обозначаются римскими цифрами, следующим образом: Мир I - Трансфинитная Нераздельная Воля; Мир III - Воля как триада без ограничений Существования; Мир IV - Воля как шесть фундамент. законов; Мир XII - Воля как Индивидуальность; Мир XXIV - Воля, ассоциируемая с Самостью; Мир XLVIII - Воля, подверженная исключениям и потому зависимая; Мир XCVI - Воля, подверженная негативным и, следовательно, нуль-триадам; Материальный Мир, который сам содержит ряд уровней. [1] Прим. Перев.: Более подробному рассмотрению многочленных систем посвящена 37 глава Третьего тома. [2] Это определение принадлежит Вейерштрассу и является основой теории чисел. Система отличается от класса тем, что она обладает определенной внутренней связью /связностью/, или взаимной релевантностью. [3] См.Б.Рассел. Очерк логического атомизма. Лондон, 1928. [4] См.Дж.Х.Бредли. Видимость и реальность. Лондон, 1897. [5] "Тимей", 31 д.: "Два члена сами по себе не могут быть хорошо сопряжены без третьего, ибо необходимо, чтобы между одним и другим родилась некоторая объединяющая их связь,…и задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция".
[6] Ср. Принципы Математики, I903; раздел об отношениях. [7] Ср. Эддингтон. Теория относительности протонов и электронов, Кембридж 1938. [8] По-видимому, это то же что Уайтхед называл "актуальной оказией" - см. "Процесс и реальность".
[9] Следует отметить, что Ангелы, Девы и другие не-человеческие, но ограниченные духовные сущности, хотя и постулировались во всех религиях, но, будучи отделенными от объективных ограничений Факта, они считались не способными к ценностному опыту в наиболее полном смысле. [10] См. Б. Бозанкет. Ценность и судьба индивидуума, Лондон, 1920г. стр.63. [11] Это предполагает, что мир эмпатического постижения менее реален, чем мир борьбы. В нашей терминологии первый соответствует Вечности, второй - Гипарксису. Мы могли бы также принять слово "интуиция" в том смысле, в каком Бергсон называет ее "родом интеллектуальной симпатии, посредством которой кто-то помещает себя внутрь объекта, чтобы придти в соответствие с тем, что в нем уникально и, следовательно, невыразимо" /Бергсон. Введение в метафизику/. К сожалению, это слово приобрело слишком много вводящих в заблуждение ассоциаций, чтобы служить нашим целям. [12] Прим. перев.: Несмотря на значительные неудобства, мы вынуждены использовать одно и то же русское слово "сущность" для передачи двух разных английских терминов: Essence и entity. Первое всегда будет писаться с большой буквы, второе - с маленькой. Везде, где возможны сомнения в употреблении слова, в скобках будет приводиться соответствующий английский термин. [13] Прим. перев.: Аналогичное неудобство связано со словом "проявление" - emerges. В этой /и только в этой/ части, где оно имеет терминологическое значение, мы передаем английское слово "??? " /и производные/ как "манифестирование", в последующих частях это различение не имеет столь важного значения, и оба термина переводятся русским "проявление". [14] Ср. Фома Аквинский. Сумма теологии /39-44/. Только бесконечная множественность может быть копией Божественного совершенства и актуализировать бесконечное число возможностей, существующих в материи. Esse /сущность/ и quod est /существующее/ разделаны во всех существующих мирах. [15] См. Р.Г. Коллингвуд. Очерк метафизики. Оксфорд,1940 [16] Прим.перев.: Переводя Essense как Сущность, мы оставляем прилагательное в латинизированном варианте; равным образом прилагательное от "Существования" – existence- будет звучать как "экзистенциальный". [17]Ср.учение томизма о том, что потенциальность никогда не может стать актом, если она не сведена к акту тем, что само уже есть акт. [18] Хайдеггер. Бытие и время. 4 изд., 1933, с.47 [19] Термин "запрещенный" употребляется здесь в том смысле, который обычен в физике, где он обозначает переходы с чрезвычайно низкой степенью вероятности. [20] Ср. Том Первый, Приложение III, с.508. [21] Стоит, однако, заметить, что в квантовой физике ядерных состояний постулируется несколько неметрических параметров - таких, как "соответствие", - нарушающих законы сохранения и потому кажущихся "невозможными", что тем не менее хорошо объясняется ранее сказанным. [22] См. Том I, гл.4, разделы 2.4.7 и 2.4.8. [23] См. Том I, с. 85. [24] См. Том I, глава 2, разделы 1.2.3. и 1.2.14. [25] См. Том Первый, рис.13.1 - Единство и множественность [26] Необходимо характеризовать это ограничение словами "в основном", поскольку сама однородность Факта, являющаяся первой предпосылкой Естественной Философии, образуется из Трансцендентального Единства, где весь Факт - един. [27] См. Том I, глава 13, с. последовательность Опыт - Феномены, Феномены – Факт, Факт – Представление. В данном случае "представление" осуществляется не обычным многообразием, а посредством тетраэдральной модели. [28] Вообще "феноменалистический" анализ состоит в проецировании опыта по линии FW, при чем факт лишается третьей степени свободы, необходимой для дифференциации уровней существования. [29] С.Александер. Пространство, Время и Божество. Т.1.,Л.,1934. [30] Позже, в главе 37, мы припишем Проявление четвертой категории Ценности - высшему элементу тетрады пассивных, или отрицающих ценностей. [31] Cонет XV, Рим, стр. 173. Перев. на англ. Дж. А. Саймондс. Жизнь Микеланджело. Т. 1. стр. 110. [32] См. Р.М.Огден. Психология и образование. Нью-Йорк, 1926; цитируется Гербертом Ридом в "Образовании посредством искусства": "В распознавании воспринимаемого события наше расположение является позитивным фактором, не менее реальным, чем само событие. Чувства, которые радуют и ведут к расположению и готовности к реакции, будь то одиночное восприятие или ряд восприятий, случайно прерываемый моментами ослабления или отвлечения внимания - это эстетические чувства. Именно эстетические чувства определяют ритм жизни и удерживают нас на нашем направлении своего рода весом и равновесием". [33] Прим. перев.: В этой и двух последующих фразах используется глагол "fit ", что и делает их примерами свойства, обозначенного термином "fitness". [34] Использование термина "синхронический" для обозначения связности, не имеющей ни "раньше или позже", ни "здесь и теперь", было предложено д-ром К.Г.Юнгом в его предисловии к вильгельмовскому переводу "И Цзин". Упоминая веру в гадание, Юнг пишет: "Это включает интересный принцип, который я называю синхронией: понятием, которое формулирует точку зрения, диаметрально противоположную каузальности. Ибо последняя - не более чем своего рода рабочая гипотеза относительно того, как события развертываются друг из друга, синхрония же предполагает, что совпадение событий в пространстве и времени означает нечто большее, чем простая случайность, а именно - определенную взаимозависимость объективных событий между собой, так же как и от субъективного /психического/ состояния наблюдателя или наблюдателей". [35] Термин "парэстезис", образованный от греческого "пара", рядом, вдоль, и "эстезия", чувствование - употребляется в медицине для обозначения патологических расстройств восприятия. Кажется, однако, законным использовать это слово в этимологическом значении - как "то, что лежит на границе чувствования". [36] В геометрии мы обнаружили четыре рода косо-параллельных пучков. Два из них - альфа - и гамма пучки - транзитивны и относятся к потенциальности /вечности/ и присутствию /пространству/; два - нетранзитивны и детерминируют актуализацию /время/ и возвращение /гипарксис/. Ср. Том I, с.272-274. Пучки представляют типы связанности, которые мы обнаруживаем при наблюдении материальных систем. Мы не будем стремиться распространять их применение на опыт проявления. [37] Я вспоминаю властное чувство таинственности, овладевшее мной, когда случайно разрушилась крыша термитника, перед которым я стоял. Но чтобы достичь ощущения общего присутствия, нужно посвятить годы интимному контакту с жизнью термитов, как это описано в книге Е.Н.Маре "Душа белого муравья" /Лондон, 1944/. [38] См. Монкрифф. Ясновидческая теория восприятия. Лондон, 1951; Х.Х.Прайс /Восприятие. Оксфорд, 1932/ привлекает внимание к противоречиям в дуалистических теориях восприятия и показывает, что, несмотря на все трудности, только некоторая форма реализма может дать удовлетворительное объяснение восприятия.
[39] Густав Стромберг в "Душе Вселенной" /Филадельфия, 1940/ показывает, как он пришел к анимистической интерпретации опыта, изучая фанты природы о точки зрения проявляющегося качества. Его книга содержит много ценных иллюстраций законов синхронии. См. также проф. Р.С. Джонсон. Замурованное великолепие. Лондон, 1953. [40] Ср. Том I, стр. - пример электромагнитного излучения. Внутреннее многообразие - это трехмерный континуум времени, вечности и гипарксиса. [41] Уильям Джеймс в "Типах религиозного опыта" дает примечательное объяснение своей убежденности в реальности множественного существования: "Все тенденции моего образования сходятся в том, чтобы убедить меня, что мир нашего наличного сознания - это только один из многих миров сознании, которое существует, и что эти другие миры должны содержать опыты, которые имеют значение и для нашей жизни; и что хотя в основном эти опыты оторваны от опыта этого мира, они оказываются связанными в некоторых точках и более высокие энергии там проходят". [42] Ср. Том.1, раздел 8.21.5. Многие примеры могут быть найдены у Дж. Хаксли "Эволюция - современный синтез". [43] С философской точки зрения к тому же заключению пришел Уайтхед в теории схватывания: Процесс и Реальность, с. III,с.309-340/. [44] См. Том I, гл.16, раздел 6.16.4. [45] См. Том I, гл.20, раздел 8.20.5. [46] Ср. критику "мифа о волении" у Гильберта Райля в "Понятии ума" (Лондон, 1949). [47] Напр., "Горгий", 509: "Я спрашиваю: если человек не желает подвергаться несправедливости, этого достаточно ли, или же нужна сила, чтобы избегнуть несправедливости?" Аргумент здесь состоит как раз в том, что желать или намереваться недостаточно, чтобы произвести изменение поведения. "Бессознательное желание" - понятие, чуждое древним. [48] Ср. Райль, цит. соч. стр. 112. Ф.В.Смит в "Объяснении человеческого поведения" (Лондон, 1951) даже не заботится о том, чтобы критиковать понятие воли, но показывает, как различные системы - Мак-Даугалла, Уотсона, Гулля и Толмена - дают возможность описывать функциональную деятельность без употребления понятия воления. [49] См. Гартман. Философия Бессознательного (перев.) Купланда, Лондон, 1931), стр.60 [50] Ср.Д.Лэдд. "Свободная воля и произвольное действие". [51] Ср. Спиноза. "Бог, человек и благоденствие": "Все эти действия могут быть подведены только под склонность, называемую желанием, и никоим образом - под то, что обозначается Воля, что совершенно неверно". [52] См. критику у Вестермарка в "Этической относительности" (Лондон, 1932. гл.9). [53] Ср. Х.С.Патон. Категорический императив. Лондон, 1947. [54] Хилэ - материальный субстрат всего Существования. Хилэ может существовать в трех состояниях - актуальном, виртуальном и чувствительном. Все различия энергий и материальных форм, равно как и все состояния сознания, образуются из различных комбинаций хилэ. [55] Детерминирующие Условия - формы универсального порядка, критерии, отличающие возможные ситуации от невозможных и, потому, служащие ограничению Существования. Четыре детерминирующих условия - это пространство, время, вечность и гипарксис. (Гипарксис – одно из трех времяподобных измерений, наряду с вечностью и собственно временем; гипарксис цикличен, транзитивен и одномерен.) [56] Ср. Бозанкет. Ценность и судьба Индивидуума: "Было бы противоречием говорить, что Бог, будучи личностью, отдельной от человека, волит, чтобы человек имел волю: человек, однако, может использовать волю как ему угодно. Волить волю - значит волить ее в деталях". [57] Знание можно понять как "упорядочение функции". Для знания не нужен никакой акт воли, поскольку мы можем получать знание бессознательно и даже непроизвольно. Таким образом, определенное знание это, по-видимому, свойство, присущее всему Существованию; это поистине результат Существования. [58] См. Дунс Скотт. Opus Oxoniensis, 3-6.
[59] Без сомнения, основным выражением является то, что тринитарианизм ослабляется любой доктриной, утверждающей Бога за пределами Троицы (см. Коплстоун, цит. соч., стр. 96).
[60] См. А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление, т. 1. [61] Связь с гегелевской "Логикой" едва ли нуждается здесь в упоминании; но необходимо также ясно помнить, что для Гегеля Geist (Дух) - это Бытие, объемлющее Волю, в то время как здесь мы занимаемся Волей, обусловленной Бытием. [62] Проявление, по-видимому, происходит в порядке 2‑1‑3, то есть: Хилэ - Корпускула - Частица, как и предсказывает этот закон. Следует заметить, что недавние наблюдения астрофизиков наводят на предположение, что поток протонов постоянно вытекает из центра Галактики. [63] К. С. Уэбб. Бог и личность. Лондон, 1919. с. 171. [64] Б. Бозанкет. Принцип индивидуальности и ценности. Лондон, 1912, стр. 189 [65] Р. Нибур. Природа и судьба человека. Том I. стр. 32. [66] Там же, стр. 58. [67] Ср. главу 35, где слово "Дух" употребляется для обозначения того, что несет все потенциальности Существования, посредством чего исполняется цель Творения. [68] Эта точка зрения, иначе выраженная, является важным элементом гегелевской "феноменологии". В этом контексте нужно также вспомнить представление о Совести, развиваемое Гурджиевым в книге "Все и Вся". [69] Эти понятия, основополагающие для понимания предназначения человека, будут далее обсуждаться в главе 47. [70] Тождественность Отделенной Самости (Separated) - не путать с Разделенной Самостью; прим. перев. [71] Вероятно, пифагорейцы употребляли полуторные конструкции, которые появляются в смутной форме в "Тимее" Платона. Через этот канал понятие соединения диад и триад проникло к неоплатоникам, а позже - в розенкрейцеровскую космологию. См., например, "Монохорд Мунди" д-ра Флада, елизаветинского розенкрейцера. [72] Отметим, что мы говорим здесь о человеке как Истинной Самости, а не о человеке как животном. Двухприродный человек, как он существует в Мире XLVIII, находится под теми же законами, что и животное, хотя его потенциальности - иные.
[73] Прим. перев.: в противопоставлении двоичности Разделенной Самости и троичности Истинной Самости. [74] См. Том I, раздел 8. 20. 5. [75] Прим. перев.: Так в тексте, хотя в диаграмме стоит первой Индивидуальность, а Самость занимает третье место. [76] См. Е.Е.Спайсер. Аристотелевское понятие души (Лондон, 1934). Душа - полное существо, которое появляется из потенциальности живого организма. Для Аристотеля душа была, без сомнения, полной Самостью, а не Индивидуальностью.
[77] Необходимо заметить, что бипотентные и трипотентные сущности, такие как корпускулы и частицы, не обладают теплотой. Они сами по себе не субсистируют, но их движения несут тепловую энергию сущностей, к которым они принадлежат. Слово "субсистирует" относится здесь к четвертой категории факта, ср. Главу 2. [78] Ср. обсуждение этой проблемы у Вильяма Джеймса в "Плюралистической Вселенной", стр.179-221. [79] См. проф. Луиджи Фантаппи. Принципы единой теории физического и биологического мира (Рим, 1949), стр.42-52. Работа покойного проф. Фантаппи заслуживает большей известности за пределами Италии. [80] Примеры заимствованы из книги П.Д.Успенского "В поисках чудесного", Лондон, 1950. [81] "Психология и религия: Запад и Восток". Собр. соч., XI, стр. 101. [82] /Transfinitude/ [83] Георг Кантор. К обоснованию теории Трансфинитных чисел. [84] Там же, стр. 160 и 169. [85] См. Том Первый, гл. 4. [86] New English Dictionary - "Новый английский словарь". /Прим. перев./ [87] Прим. перев./. Термин образован автором по аналогии с принятым обозначением Австралии и иногда Гренландии как "островов-материков". [88] См. Том. Первый. Децемпотенция, Творчество и Солнце связываются гипотезой, что паттерн жизни развертывается на уровне Солнца, а не Галактики. [89] См.Том Первый. [90] Бендетто Кроче "Философия Дж. Вико". [91] Это принцип формулировался Гурджиевым в словах: "По всей вероятности, в Мире существует некий закон взаимного поддержания всего существующего". - См. Гурджиев, Все и Вся (Лондон, 1950), стр. 1094. [92] Системы с равновесием потоков - это всегда пентады. Например, масса газа нагреваемая посредством сгорания конституэнтов, обладает тремя внутренними степенями свободы молекул и двумя независимыми элементами: скоростью увеличения теплоты и скоростью охлаждения. См. Г.Дж. Беннетт и Марчелло Пирани, Значение и изменение температуры газа ("Симпозиум института топлива", 1938).
[93] Следует отметить, что концепция эссенциальных классов заимствована из гурджиевской "диаграммы всего живого" (см. П.Д.Успенский, Б поисках чудесного, стр. 322-324), где классы названы иначе. Пояснений к диаграмме не дается, хотя ясно, что она относится к Противотоку Духа. Определение классов существ в терминах того, что служит их пищей, и для чего они служат пищей, дается Гурджиевым в сходных терминах (там же, стр. I79-I82). [94] /Bare/ [95] Это представление часто встречается и индийских Упанишадах, где оно называется тапасом, см. Чхандогья Упанишада, У. [96] Примеры такого рода будут описаны в главах 39-44. [97] Здесь мы соглашаемся с интуицией Альберта Швейцера, выразившего благородством своей жизни и призвания веру, что уважение к жизни лежит в основе всякой истинной религии. [98] См. в Главе 44 обсуждение способов инкарнации Универсальной Индивидуальности. - /Прим. перев./ Реально - 48 глава Четвертого тома. Date: 2015-05-18; view: 487; Нарушение авторских прав |