Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек по образу Божьему
Едва ли есть традиция, которая бы не утверждала сходства между человеком и Богом, выраженного в Книге Бытия словами: "Сотворим человека по образу Нашему...". Это кажется противоречащим утверждению, что человеческая природа и Божественная Природа совершенно несопоставимы. Более того, эта традиция открыта для антропоморфного представления о Боге, и несомненно ответственна за то, что люди склонны мыслить Бога как сверхчеловеческого Монарха, управляющего миром со своего Небесного Трона. Даже те, кто отрицает эти наивные верования, склонны проецировать человеческие атрибуты на Божество. Человеческие понятия о справедливости, добре, истине и красоте приписываются - без малейшей мысли об их абсурдности в этом контексте - Богу, которого мы почитаем. Трудно упрекать людей за подобные тенденции, потому что, если человек создан по образу Божьему, естественно предполагать, что все, что есть благороднейшего, лучшего в человеческой природе, ближе всего к Божественному Образу. Грубый антропоморфизм такого предположения тем не менее не делает его менее распространенным даже среди глубоких мыслителей, и это является одним из главных аргументов против теизма. Тот аргумент, что если незаслуженные срадания миллионов жертв религиозных или расовых преследований называются действием Божественного Правосудия, то лучше отрицать Бога, глубоко запал, в чувства человечества. Свидетельства немногих святых и мистиков, что Любовь - это высший опыт Божественного, мало что значат в сравнении с бесспорным фактом, что страдания на земле имеют мало отношения к заслуженности или незаслуженности. Чрезвычайно серьезные последствия неправильного мышления нигде так не очевидны, как в падении религиозной веры. Предположение, что Бог есть Существо, с атрибутами, подобными человеческим, но совершенное и бесконечное, привело миллионы либо к ненависти к Богу, либо к отрицанию Его существования. Аргументы, стремщиеся примирить это предположение с Фактами человеческого опыта - фактами несправедливости, страдания и зла - не могут быть убедительными. Например, утверждение, что зло и страдание пришли на землю в результате "первого непослушания человека", или из-за повторяющейся неспособности человека выбрать то, что правильно, вызывает возражение, что Справедливый и Любящий Творец не поставил бы человека в столь затруднительное положение. Поскольку это возражение постоянно повторяется искренними и серьезными людьми, мы вынуждены пересматривать предположения. Весь ход исследования, проделанного в предидущих главах уводит нас от всякого антропоморфизма в религиозной вере. Философы и теологи, особенно после Дионисия, хорошо знают, сколь опасно употреблять в рассуждениях о Боге тот же язык, который используется для описания человеческих качеств и событий. Величайшие мистики ясно видели, что совершенно неправильно представлять Бога как Существо, Которому могут быть приписаны какого-либо рода атрибуты. Добро, справедливость, милосердие, красота, истина и прочее имеют значение в применении к Существованию, но не имеют никакого значения в мире, где возможное и невозможное неразделимы. Если под Богом мы хотим понимать Ультимативное Бытие, мы должны помнить, что Он абсолютно трансцендентен и недостижим, не только для человеческого разума, но и для любой формы сознания, возможной в существующей вселенной. Хотя мы можем быть рационально убеждены, что должен быть Непостижимый Источник за пределами всех вопросов "Почему" и "Как", сама природа этого убеждения выводит его за сферу того, что касается человека. Бог, которого мы почитаем, не может быть Непостижимым, находящимся за пределами всякого опыта, включая опыт почитания. Мы не должны на этом основании отказываться от древнего верования, что "Человек создан по образу Божьему". Бог, которого мы почитаем, есть н одном аспекте идеализированное, совершенное Бытие, в другом же - Имманентная Воля, которая может отвечать на наши молитвы, поскольку сама ее природа состоит в том, чтобы согласовывать Существование с Сущностью и делать возможным то, что было бы невозможно для одного только Существования. Бог как Идеальное Существо открывается нам в Космической Индивидуальности - Высшей Личности, Бытие которой не подвластно ограничениям Вечности, Пространства, Гипарксиса и Времени. Но КосмическаяИндивидуальиость может проявляться только в Существовании, и при этом она подвержена различению возможного и невозможного. Слова Иисуса Христа "Для человека невозможно, но все возможно для Бога", не-могут, в соответствии с контекстом, быть отнесены к Нему самому, они могут относиться к Космическому Согласующему Импульсу, то есть Богу, понимаемому как Воля, имманентная Творению. В одном смысле, следовательно, мы можем сказать, что человек сотворен по Образу Космической Индивидуальности, то есть Сына Божьего. Но в более глубоком смысле человек сотворен как полная триада и, следовательно, воспроизводит в себе паттерн той Совершенной Воли, которая сотворила все миры. Человек является полной триадой благодаря своей тройственной природе. Высшая или Демиургическая природа человека соответствует Первому Космическому Импульсу, Утверждающему. Низшая, или животная природа соответствует Второму Космическсму Импульсу, Воспринимающему. "Я" в сердцевине человеческой души соответствует Третьему Космическому Импульсу, Согласующему. Человек несет в себе три Космических Импульса, но одно это не делает его "Образом Бога", ибо это относится ко всем эссенциальным классам. Человек создан по образу Божьему благодаря свойству свободного самоопределения, которым наделено его "Я". Благодаря этому свойству человек может добровольно, объединиться с Третьим Космическим импульсом и таким образом войти во все миры. Человек, "исполненный Бога", сознает, что его Самость аннигилируется имманентной Индивидуальностью. Его воля, ставшая единой с Волей Бога, становится орудием для передачи Космического Согласующего Импульса. Он делает работу Бога, поскольку исполнил обет своего сотворения по образу Божьему. Таково, как кажется, истинное значение традиции. Она не подразумевает какого бы то ни было сходства между человеком и Богом, прежде всего по той причине, что человек Существует, в то время как Бог - Безграничный, "Всемогущий", Чистый и Святой Космический Импульс, согласующий Существование и Сущность, не есть Существо и не подвержен никаким законам Существования, даже первой детерминации, отделяющей возможное от невозможного.
13.36.3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОМ
Не нужен дальнейший анализ, чтобы стало ясным, что Всемогущество Бога, как оно здесь понимается, не нарушает рискованности Существования. Обычно представляют себе картину Верховного Арбитра, наблюдающего состязание воюющих сил, не вовлекаясь в действие. Обладающий всей властью, чтобы обеспечить Правосудие, и Всемилостивый, чтобы заботиться о тех, кого повреждения вывели из битвы, Великий Посредник есть, тем не менее, Deus ex Machina, Бог, стоящий в стороне от схватки. Такая картина привлекает тех, чья интуиция убеждена, что сам Бог должен быть за пределами какой бы то ни было неопределенности, за пределами всех страданий и даже какого бы те ни было соприкосновения с силами зла. Она, однако, не удовлетворяет чувству, что Бог присутствует посреди борьбы. Если Бог вмешивается посредством чудес, то нарушаются Законы Существования. Если Он вообще не вмешивается, то борьба обречена на неудачу. Поэтому картина Бога, стоящего совершенно в стороне от риска Существования, никогда не удовлетворяла религиозные интуиции человечества. Альтернативная картина, нравящаяся некоторым современным теософам, таким как Самюэль Александер, а так же, хотя и неявно, Бишоп Барнс,- картина ограниченного Бога,развивающегося вместе со Вселенной и неотличающегося от нее по природе. Эта картина неприемлема для религиозного чувства, и не без оснований; ибо она приравнивает Факт к Реальности, а Высшее Существо к Автократической Силе, управляющей существующей Вселенной. Мы не можем почитать Бога как Факт. Наши глубочайшие интуиции говорят нам, что Бог - за пределами Факта и совершенно не подобен нам, и все же - имманентен, работает в Существовании ради Добра, и Божественное Милосердие доступно всегда, на любом уровне и на любой шкале. Эти интуиции полностью согласуются с признанием Бога Высшей и Согласующей Волей. Эта Воля есть действительно Арбитр процессов существования благодаря Триаде Порядка 3-1-2. Она является также Творцом всего Существования посредством триады 1-2-3. Это возрождающая, искупающая Сила, работающая посредством Триады Концентрации, 2-1-3. Это также Сила, поддерживающая всю тождественность и все действия триадами 2-3-1 и 1-3-2. Наконец, это Податель всякого Милосердия и Благодати, создатель всех чудес посредством Триады Свободы, 3-2-1. Мы не можем представить себе "картину" Божественности как Третьего, Согласующего Импульса; или, может быть, правильнее сказать, что все картины в равной степени пригодны. Всемогущество Бога допускает все позитивные утверждения о Его Природе как истинные. Но эти утверждения - только проекции в наш человеческий опыт того, что за пределами опыта. Космическая Воли не "участвует" в Существовании и не вовлечена в риск и конфликты, которые Существование должно поддерживать. Но хотя и не участвуя, Воля Бога входит во все. Она вершит все, хотя не вовлечена ни во что.
Date: 2015-05-18; view: 585; Нарушение авторских прав |