Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человек - просто думающая машина ?
Приблизительно сорок лет назад, возрастающая несовместимость между внутренним миром персонального опыта и внешним миром, описываемым наукой, нашло свое воплощение в появлении научного направления, называемого «бихевиоризмом». В 1930 -1950 годах направление бихевиоризма преобладало в психологии. Апологет этого направления, гарвардский психолог Б. Ф. Скиннер учил, что наш разум, наш опыт и наше личное сознание представляют собой по сути дела иллюзии. Эта точка зрения, доминирующая в психологии на протяжении десятилетий, утверждала, что концепция умственной «автономии» - способность разума создавать, осознавать, прогнозировать - эквивалентна устарелому и суеверному понятию «чуда». Согласно Скиннеру: «Научный анализ лишает человека внутренней автономии и заявляет, что все его поведение полностью управляется внешней средой» [387]. Другими словами, наука начала становиться в абсурдную позицию разума, отрицающего собственное существование. Наука открыто заявила, что мысль не существует. Как сказал физик Стивен Вайнберг: «Чем больше вселенная оказывается постижимой, тем более она кажется бессмысленной.» [388]. Люди верят, что они больше, чем простые думающие машины, но все аргументы, даваемые наукой «не способны доказать эту точку зрения» [359]. Несмотря на наши желания, если действительно классическая наука верна и мы, образно говоря, представляем собой по сути дела зомби, то тогда или человечество будет «вынуждено сдать то, что мы называем гуманностью и повернуться лицом к реальности или продолжать вести трагическое существование, не воспринимая самые глубокие законы природы» [389]. Мы не можем обвинять бихевиористов в безумии. Но с другой стороны, разум и материя действительно кажутся различными объектами. Разум думает, он не локализован в пространстве, активен, субъективен, он имеет цель и свободную волю, внутренние ценности, сознательный опыт. Напротив, насколько мы знаем, материя не думает; она ограничена в пространстве, не имеет цели, свободной воли; она объективна и пассивна. Все знание о материи получено нашим разумом. Так с какой стати в нашем мире сосуществуют и существуют два столь различных объекта как разум и материя? После пяти или шести тысяч лет размышлений по этому поводу, философы придумали три концепции: дуализм, материалистический монизм, трансцендентный монизм [340]. Дуализм говорит, что разум и материя первичны одновременно: ни один из этих двух объектов не был причиной другого; они оба сосуществуют. Если проблемы материи - энергии изучаются какими-то средствами науки, то вопросы духа и разума должны изучаться другими средствами, более подходящими именно для этой цели. Во вселенной существуют два компонента, ответственные за материю и разум, дополнительные по отношению друг к другу. Эта позиция разделяется некоторыми учеными и философами. Материалистический монизм говорит, что материя является причиной разума, так что разум только некоторая функция активности материи в головном мозге. Основной материал вселенной - материя и энергия. Мы получаем знание о реальности, изучая измеримый мир. Все, что мы узнаем о природе разума, представляет собой только некоторые операции физического мозга. Это мнение популярно среди многих ученых. Трансцендентный монизм говорит, что разум первичен, и, в некотором смысле, причина материи. Главный материал вселенной - сознание. Физический мир так относится к сознательной вселенной, как сон к индивидуальному разуму. Сознание не представляет собой конечный продукт материальной эволюции, скорее наоборот, сознание первично [390]. Эта идея популярна среди людей, увлекающихся восточной философией.
Date: 2015-05-18; view: 652; Нарушение авторских прав |