Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бессознательное предвидение





 

Другой способ изучить предвидение – исследовать возможность мысленного контакта человека с собственным будущим или, другими словами, изучить некоторое распространение мысли во времени. Имеется много интересных способов проверить эту идею. Один путь состоит в доказательстве взаимодействия будущего восприятия с настоящей действительностью, а другой - в попытке обнаружить будущее эмоциональное состояние в существующем.

 

время реакции

 

В начале 1980 годов Холгер Клитман из отдела психологии шведского университета поставил задачу, в которой участнику вначале показывали цветовое пятно – красное, зеленое, голубое или желтое, а затем просили назвать слово, обозначающее цвет - красный, зеленый, голубой или желтый [109-110]. Клинтман просил, чтобы человек вслед за показом ему цветового пятна, называл громко вслух слово, обозначающее цвет, так быстро, как это возможно. Оказалось, что, если вслед за показом цветного пятна надо произносить слово, соответствующее этому цвету, например, за зеленым пятном следует слово зеленый, то задача (задача соответствия) выполняется быстро и точно. Это объясняется тем, что, как только мы видим цветное пятно, то в памяти сразу же возникают ассоциации, связанные с этим цветом, включая название цвета. Но если цветовое пятно не совпадает со последующим названием цвета, то есть, если участнику показывают зеленый цвет, а просят вслед за этим произносить слово красный, то задача (задача несоответствия) становится удивительно трудной, потому что надо преодолеть определенные умственные механизмы, приведенные в движение цветом пятна. Попытки выполнить задачу несоответствия исключительно расстраивают участников эксперимента. Многие люди чувствуют себя неловко или даже смеются, когда пытаются выполнить эту задачу. Эта задача часто применяется, чтобы продемонстрировать инерцию познавательных механизмов.

Психологи обычно интересуются временем, которое необходимо затратить человеку, чтобы назвать цвет, после того, как ему его показали. Рабочая гипотеза состоит в том, что время реакции человека значительно меньше в задаче соответствия, чем в задаче несоответствия. Конечно, чтобы избежать мощных эффектов ожидания, ни экспериментатор, ни участник не знают, какую задачу надо решать в следующей попытке – задачу соответствия или несоответствия. Характер задачи определяется чисто случайным образом.

Клинтман провел соответствующие эксперименты по выполнению обеих задач и нашел, что действительно время реакции людей при выполнении задачи несоответсвия больше, чем при выполнении первой задачи. Однако, он удивился, что при выполнении первой задачи (задачи соответсвия) наблюдается значительное различие во времени реакции. Причем, когда за первой задачей должна была последовать вторая, то в этом случае время реакции на выполнении первой задачи было как будто больше, чем когда за первой задачей вновь следовала первая.

После рассмотрения и отклонения всех обычных объяснений этого эффекта, Клинтман решил проверить возможность, которую он назвал «эффектом будущего восприятия». Под таким названием он подразумевал, что ощущение человека о будущем событии происходило из будущего времени или, другими словами, это ощущение каким-то образом путешествовало назад во времени. Поэтому, когда вслед за первой задачей должна была быть вторая (а задачи выбираются полностью случайно и об их последовательности никто не знает!), то эта будущая вторая задача влияет на выполнение первой задачи, замедляя реакцию ее выполнения.

Он изобрел специальный эксперимент, чтобы проверить эту идею, и выполнил первые 28 опытов. Он получил соотношение шансов 67 к 1, в пользу того, что идея работает. Тогда он разработал следующий эксперимент и снова получил хорошие результаты. Затем он выполнил целую серию экспериментов, которые проводились по разным проектам и общий результат у него достиг отношения шансов 500000 к 1 в пользу эффекта будущего восприятия. Клинтман убедился в том, что эффект наблюдался в разных экспериментах, и не объяснялся случайными причинами. Он также заключил, что эффект будущего восприятия зависит от свежести впечатления: поздние попытки были менее удачные, чем ранние, вероятно, вследствие усталости участников и некоторой потери интереса к опыту; кроме того, эффект будущего восприятия показал хорошую воспроизводимость; все опыты Клинтман провел с добровольцами – студентами. Участники опытов не понимали или не знали, что на их восприятие действуют будущие события, а это предполагает, что эффект будущего восприятия проходил у них на безсознательном уровне. Вероятно, исследования, которые производятся в обход психологических сознательных механизмов защиты, могут быть более эффективны, так как при включении сознания начинают работать фильтры, отключающие psi – восприятие [111].

 







Date: 2015-05-18; view: 697; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию