Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание содержательной теории было бы неполным без представления такой категории как ценности





Ценностные ориентации. А. Маслоу в своей работе уделял серьезное внимание ценностям, как элементу мотивации. Дикарёва А.А. и Мирская М.И также дают характеристику ценностей и ценностных ориентаций в мотивационном процессе. Ценности - это представления субъекта - общества в целом, классов, социальных групп, отдельного человека - о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей. К ценностям относят все предметы и явления, которые обладают положительной значимостью в глазах общества, коллектива, личности. Именно ценностями человек объясняет и оправдывает свои поступки себе и социуму. Зачастую можно обратить внимание, что человек говорит одно, а поступает по-иному. Не надо идентифицировать человека, как лицемера. Он искренен в том, что говорит, и искренен в том, что он делает. Поскольку, говорит он в соответствии с ценностями, а поступает в соответствии с потребностями.

Изучать ценности необходимо, поскольку нельзя сформировать стимул только на потребности. Человек не сможет согласиться, поскольку поступок не будет иметь оснований и оправданий в глазах социума. Стимул должен быть двояким. То есть содержать соответствие и ценностям и удовлетворять потребности.

Существуют ценности материальные, духовные, социально-политические и др. Они формируются в свою очередь на основе потребностей и интересов. Например, потребность в творчестве рождает интерес к творческому труду, который уже воспринимается как ценность. Но формируясь на основе потребностей и интересов, ценности не копируют их. Они могут соответствовать содержанию потребностей и интересов, а могут и не соответствовать. Дикарёва А.А. и Мирская М.И. связывают возможные совпадения потребностей, интересов и ценностей или их противоречия с тем, что сознание обладает относительной самостоятельностью. Специфическая активность сознания, его самостоятельность и приводит к тому, что ценности - это не слепок потребностей и интересов, а идеальные представления, которые не всегда им соответствуют.

Для разных социальных групп работников одни и те же объекты и явления могут иметь разную значимость. Направленность личности на те или иные ценности характеризует её ценностные ориентации, служащие общим ориентиром в человеческом поведении.

Если для человека важнейшей ценностной ориентацией является творческий характер труда, то работая промоутэром, который держит в руках плакат с рекламой сосисок, стоя на перекрестке в городе Москва, он будет говорить что работает в Рекламной индустрии в центре Москвы.

Среди ценностей различают ценности-цели (терминальные), отражают стратегические существования человека - здоровье, интересная работа, любовь, материальная обеспеченность, и ценности-средства (инструментальные), представляющие собой средства достижения целей- личные качества: чувство долга, сильная воля, умение держать слово и т.д.; убеждения личности - понимание нравственности - безнравственности того или иного пути достижения цели.

Таким образом, человек при выполнении определённых обязанностей руководствуется внутренними побудителями: потребности, интересы, ценности и ценностные ориентации.

Шкала мотивации. При изучении мотивации трудовой деятельности используют шкалу мотивации, состоящую из четырех основных уровней.

Первая (высшая) ступень трудовой мотивации предполагает, что работа важна и интересна независимо от оплаты. Все потребности субъекта ориентированы на профессиональную сферу. Вся жизнь человека ориентирована на профессиональный аспект: либо на процесс, либо на результат. Сотруднику на данном уровне развития мотивации действительно не требуется значительных средств на удовлетворение личных потребностей, однако не стоит делать вывод о низкой стоимости труда таких сотрудников. Сравните сумму бюджета личного потребления (даже с элементами роскоши) и смету постройки коллаидера, запуска спутника, подготовки спортсмена – Чемпиона мира.

Мотивация такого высокого уровня присуща руководителям высшего ранга. Особенно распространена данная мотивация в таких отраслях как наука, культура, образование, здравоохранение, спорт.

На второй ступени мотивации работа признается делом важным, но не настолько, чтобы заслонить другие стороны жизни. Часть потребностей ориентирована на профессиональный аспект, часть потребностей имеет внепрофессиональную зональность.

Третья ступень характеризуется тем, что работа рассматривается работником почти исключительно как источник получения материальных благ. Все потребности человека ориентированы вне профессии. Действительно такие сотрудники приходят на работу только за денежным вознаграждением, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей не связанных с потребностями. При этом такие сотрудники не могут стать профессионалами высокого класса. Если работа не приносит удовлетворения невозможно достичь профессиональных высот, однако они могут стать прекрасными исполнителями (при условии, что правильно организован процесс: сотрудник четко понимает, как заработать свой стимул.) Не стоит представлять такого сотрудника, как «Кощея, чахнувшего над златом». Внепрофессиональные потребности могут быть очень высокого порядка. Так, например, зачастую мать-одиночка редко может себе позволить профессиональную самореализацию, и будет работать на работе, позволяющей получить жизнеобеспечение для ребенка.

Четвертая ступень - низший уровень трудовой мотивации, при которой работа рассматривается неприятной обязанностью и источником средств к существованию. Если бы была возможность, человек вообще бы не работал.

Вопросы и задания.

1. Перечислите основные мотивационные теории. В чем основные достоинства и недостатки?

2. Охарактеризуйте понятие «потребность» и «ценности».

3. Оказывают ли общественные представления о ценностях и идеалы влияние на мотивацию работника?

4. Что такое шкала мотивации и отчего зависит ее структура?

 


[1] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: "Дело ЛТД", 1994.

 

Date: 2015-05-18; view: 527; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию