Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессуальные теории мотивации





Теория Ф.У. Тейлора. Розанова В.А. рассматривает теории начиная с самой ранней - теории Ф.У. Тейлора, которую называли теорией раннего «научного управления». Тейлор опирался только на экономические принуждения, применяя один единственный стимул - денежный. По словам автора, Ф.Тейлор разработал свою концепцию - «концепцию экономического метода». В основе которой лежала система так называемой индивидуальной дифференциальной сдельщины, отбрасывающая слабых и средних рабочих.

Розанова утверждает, что теория Тейлора является примером ортодоксальной теории трудовой мотивации.

Следующая теория, которая рассматривается Розановой - это теория Э. Мэйо. Он создал новую концепцию, которая пришла на смену теории Тейлора, «концепцию человеческих отношений». Вся работа Мэйо Э была направлена на достижение согласия рабочего с программой администрации предприятия, а также на снижение недовольства, адаптацию и преодоление отчуждения работника. Первостепенное значение в управлении Э. Мэйо придавал психологическим методам, не обращая внимания на классовое строение общества. Вся тяжесть управления, ответственность он возлагал на менеджеров, которые тоже были наёмными работниками.

Теории мотивации представлены во многих источниках, они дают примерно одинаковое описание этих теорий. Несмотря на более широкий перечень теорий, представленный Розановой, тем не менее, наиболее чётко теории мотивации раскрыл Егоршин А.П., поэтому за основу возьмём именно этот источник. Он разделяет все теории мотивации на три группы:

первоначальные;

процессуальные;

содержательные.

Первоначальные теории представлены теорией «X», «Y» и «Z»

В основе этой теории лежит отношение человека к труду. Теория «X» была первоначально разработана Тейлором Ф.У.

Теория «Х» базируется на следующих предпосылках:

· в мотивах человека преобладают биологические потребности;

· обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать её. Поэтому труд необходимо нормировать, а лучшим методом организации является конвейерный;

· по причине нежелания работать большинство людей только путём принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства;

· средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации;

· качество работы низкое, поэтому необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства.

По мнению автора, главным стимулом по этой теории является принуждение, а вспомогательным - материальное поощрение.

Теория «Y» является антиподом теории «Х» и ориентирована на другую группу людей, передовую творчески активную часть общества. В её основе лежат следующие предпосылки:

· в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать;

· физический или умственный труд столь же естественны, как игра или отдых;

· нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или наказание в зависимости от условий труда;

· ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением, в рамках данной теории, является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении;

· обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность и стремится к этому;

· многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека;

· внешний контроль и угроза не являются определяющими в трудовой активности работников. Люди способны действовать самостоятельно, если они отождествляют свои цели с целями организации. Командование и прямое принуждение не являются лучшими способами управления. По мнению Генкина Б.М., контроль должен быть очень мягким, незаметным, следует избегать команд и приказаний;

· достижение цели само по себе является внутренней наградой. При этом реализуется самовыражение как одна из высших форм социальных потребностей человека;

· среди людей широко распространена способность к высокой степени воображения, изобретательности и творчеству. Изобретательность среднего рабочего способна перехитрить любую систему контроля, придуманную администрацией.

Стимулы побуждения к труду в этой теории расположены в следующем порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение.


Теория «Z» представлена Егоршиным А.П., основными предпосылками которой являются:

· в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности;

· люди предпочитают работать в группе и предпочитают групповой метод принятия решения;

· должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;

· предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе чётких методов и критериев оценки;

· на предприятии должна существовать постоянная ротация кадров с постоянным самообразованием;

· предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определённого возраста;

· администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наём;

· человек - основа любого коллектива, и именно он обеспечивает успех предприятия.

Теория «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых этой теорией, эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждением, принуждение.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что на предприятии существуют различные группы людей, которые имеют различные мотивы поведения, и которым применяются различные стимулы побуждения к труду.

С точки зрения процессуальной направленности мотивационной теории мотивационный процесс включает в себя следующие основные этапы:

1.определение задач и возможного вознаграждения,

2.сравнение их с потребностями и мотивами,

3.выработка определенного поведения, осуществление действий и получение результата.

К этому завершающему этапу в организации появляется необходимость решения новых задач, и мотивационный процесс начинается сначала.

Теории мотивации, ориентированные на мотивационный процесс, получили название процессуальных теорий мотивации.

Процессуальные теории мотивации не отрицают существования потребностей, но считают, что поведение человека во многом определяется его восприятием и ожиданием в конкретной ситуации, а также теми действиями, которые он выбирает для достижения желаемого для себя результата.







Date: 2015-05-18; view: 1229; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию