Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория справедливости С. Адамса





Разработанная Стейси Адамсом «теория справедливости» постулирует, что каждый человек субъективно определяет отношение полученного вознаграждения к усилиям, затраченным на выполнение работы, а затем соотносит это отношение с аналогичным отношением, которое складывается для других людей, выполняющих аналогичную работу. Если такое сравнение приводит работника к выводу, что эти относительные величины приблизительно равны, ситуация субъективно воспринимается как справедливая. Если же сравнение показывает дисбаланс, то человек считает, что имеет место несправедливость.

В этом случае у работника может возникнуть психологическое напряжение: работник может прийти к выводу, что ему недоплачивают или переплачивают. В результате у работника может возникнуть стремление снять напряжение и для восстановления справедливости устранить дисбаланс

Таблица 1.

Варианты ситуаций, которые возникают с точки зрения справедливости вознаграждения для работника А по С.Адамсу.

Вознаграждение А Вклад А   < Вознаграждение Б Вклад Б Несправедливость (недоплата)
Вознаграждение А Вклад А   = Вознаграждение Б Вклад Б Справедливость
Вознаграждение А Вклад А   > Вознаграждение Б Вклад Б Несправедливость (переплата)

В этой ситуации важное значение имеет выбор работником объекта для сравнения. В теории принято выделять три категории работников по их поведенческим стереотипам, определяющим выбор референтной группы: ориентированные «на прочих», ориентированные «на систему», ориентированные «на себя».

Работники, которые относятся к первой категории, сравнивают себя с различными индивидами, выполняющими аналогичную работу в той же организации, в других организациях, включают в рассмотрение своих друзей, соседей и тому подобных, то есть их референтная группа является предельно широкой.

Работники, которые ориентируются «на систему» рассматривают политику и процедуры оплаты труда в своей организации, как теоретически, так и фактически существующие. Для работников этого типа характерно рассмотрение организации в терминах распределения уровней зарплат, т.е. их референтная группа - организация, в которой он работает.

Категория работников, которые ориентированы «на себя», имеют обыкновение обращаться к анализу исключительно собственного соотношения «вознаграждение / вклад». Они сравнивают эту величину, исключительно с собственным прошлым опытом и прошлой работой. В этом случае референтная группа самая узкая - сам работник.

Таким образом, можно сформулировать существенный вывод из теории справедливости: мотивация работников зависит от относительного вознаграждения не в меньшей степени, чем от абсолютного. Как только работники ощущают несправедливость, они будут действовать, чтобы скорректировать ситуацию.

Адамс выделяет шесть возможных реакций человека на состояние неравенства:

· при недостаточном вознаграждении человек снижает интенсивность и качество труда

· человек может потребовать увеличения вознаграждения за счет повышения оплаты труда, улучшения условий труда, продвижения по службе

· человек может разувериться в своих способностях и возможностях, считая, что раньше он их преувеличивал, т.е. что оплата соответствует его способностям

· человек может сделать попытку повлиять на организацию с целью снижения оплаты других лиц или на этих лиц, заставив их увеличить затрачиваемые усилия

· человек может изменить для себя объект сравнения, заменив лицо или группу лиц на более подходящие для него с точки зрения их способностей и личностных качеств

· человек может перейти в другое подразделение или же уйти из организации

Восприятие человеком равенства и неравенства носит субъективный характер, оценка справедливости относительна. Говоря о справедливости, человек часто не принимает во внимание такие персональные характеристики других, как уровень квалификации, продолжительность работы в организации, возраст, социальный статус.

В практическом применении данной теории мне видится одна сложность – управляющий для реализации данной теории должен доводить до сведения каждого сотрудника и размер вознаграждения и усилий, затраченным на выполнение работы. При этом возникает резонный вопрос - в состоянии ли человек самокритично оценить свой вклад и вклад своего коллеги и объективно принять тот факт, что кто-то лучше его работает. В нашей практике чаще всего имеет место другая ситуация. Есть очень хорошая иллюстративная аллегория: сравним бизнес по-американски, бизнес по-японски и бизнес по-русски.


Бизнес по-японски: сосед купил корову – я тоже куплю корову, потому что это нас с соседом объединит. Мы вместе будем выгуливать коров, дискутировать о кормах, заботиться о надоях.

Бизнес по-американски: сосед купил корову – я куплю две коровы, потому что сосед должен видеть – я богаче, круче, сильнее. Будет тяжело, но я куплю две коровы.

Бизнес по-русски: сосед купил корову, богатеет – отвозит молоко и творог на рынок, кушает сытно. Поэтому я ….. отравлю корову соседа, так как самой напрягаться не хочется, а смотреть, как ему хорошо уже не могу.

В слушающей меня аудитории всегда находится человек, которые указывает на мою непатриотичность и что НАШИ люди не такие! Я предлагаю простой тест. Представьте ситуацию: конец ноября. Идет мокрый снег с дождем. Вы ожидаете на остановке общественный транспорт (так уж получилось, машина в ремонте, такси не вызывается, знакомые все вне зоны действия сети, так что стоите на остановке). Ноги уже промокли. Снег с дождем. Как ни повернись - траектория движения липкой снежной массы - в лицо. Хорошо так стоите. И мимо проезжает большая красивая дорогая машина. В ней красивая эффектная женщина разговаривает с импозантным мужчиной. И вот Вы стоите, смотрите на них и думаете………

Если Вы, конечно, восхищаетесь, думаете – «Какие они молодцы - заработали на автомобиль и теперь они (более достойные, чем Вы) имеют право на эту роскошь. А Вы прямо завтра начнете работать по-новому.» Если именно такие мысли будут у Вас, то я не права, говоря что теория справедливости для России - преждевременна. Только, если быть честными, подумаете Вы совсем другое. Рискну предположить: Вы выдвигаете предположения чем (а главное какой статьей уголовного кодекса это карается) заработал данный человек на машину, и как отрабатывает эта яркая женщина свою поездку на автомобиле. И насколько древнее у нее хобби.

Другой пример, при развозке продукции фирмы задействованы две машины: Газель и Ниссан Наварра (Пикап). Торговые точки расположены так, что для разгрузки приходится заезжать на тротуар (что даже в ПДД разрешено). Если на тротуаре стоит Ниссан Наварра пикап и разгружается – проходящие мимо пешеходы в большинстве раздражены и вслух выражают свое недовольство. Если же стоит Газель, которая к слову занимает гораздо больше места, возмущенных прохожих гораздо меньше.

Данные небольшие исследования позволяют предостеречь от использования на практике Теории Справедливости, так как сотрудник вместо увеличения усилий, постарается сделать так, чтобы его коллега не получил впредь больше.

Если ранее на занятиях я говорила, что выражать свое недовольство подчиненным можно только один на один, то сейчас я рекомендую хвалить подчиненных один на один.

 

 







Date: 2015-05-18; view: 630; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию