Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приобретенные потребности. Теория трех потребностей Дэвид МакКлелланда





Концепция Дэвида Макклеланда делает основной акцент на потребности высших уровней, которые он рассматривает как приобретенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения. Он считает, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность. Наличие этих потребностей у человека оказывает заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать серьезные усилия и действия для удовлетворения поставленных целей и задач.

Потребность в успехе предполагает стремление к достижению трудных и увлекающих целей. Индивиды, для которых в высокой степени характерна потребность в успехе, получают удовлетворение, достигнув результата, независимо от того, заметил ли это кто-нибудь или нет.

Если сопоставить приобретенные потребности по МакКлелланду с потребностями в иерархии Маслоу, то потребность успеха находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении.

Потребность в причастности выражается в стремлении к теплым и дружеским отношениям с другими людьми. Люди с сильно выраженной потребностью в причастности любят работать в тесном контакте и кооперации со своими сотрудниками.

Потребность в причастности по МакКлелланду схожа с социальными потребностями по Маслоу. Люди, которые в высокой степени обладают потребностью в причастности, бывают удовлетворены организационной ситуацией, которая обеспечивает социальные возможности. Поэтому они предпо­читают работать в близком контакте с сотрудниками или клиентами.

В случае если руководители и сотрудники одобряют, уважают и вознаграждают хорошую работу, работники с высоким уровнем потребности в причастности мотивированы действовать так, чтобы они могли получить признание и уважение.

Потребность во власти связана с внутренним стремлением человека контролировать других людей и влиять на их поведение. В зависимости от того, как эта потребность используется, она может оказывать чрезвычайно позитивное или негативное воздействие на управленческий успех.

Существует два типа власти, каждый из которых (или их комбинация) могут удовлетворить эту потребность:

1. Стремление к личной власти предполагает стремление к доминированию над остальными для того, чтобы добиться этого доминирования.

2. Социализированное стремление к власти предполагает обретение власти как средства добиться группового успеха. Люди, стремящиеся к такой власти, используют ее для мотивации и позитивного влияния на других, а также для обеспечения достижения групповых целей.

В обычных условиях организации должны стараться уклоняться от найма на работу искателей личной власти. Напротив, людей, которые обладают социализированным стремлением к власти, следует тщательно искать и готовить для важных руководящих ролей, которые позволят им использовать власть на пользу организации.

В отличие от концепции Маслоу и Албдерфера потребности по Макклеланду не расположены иерархически, хотя они оказывают заметное влияние друг на друга. Взаимовлияние потребностей следует принимать во внимание при анализе мотивации поступков человека, его поведения и выработке методов управления человеком.

Если говорить об актуальности данных исследований, то представляется максимально интересной позиция авторов Дикаревой А.А., Мирской М.И., представленная в источнике «Социология труда: учебное пособие для студентов вузов».

Дикарёва А.А. и Мирская М.И. классифицируют потребности более широко. Остановимся на них подробнее. По мнению авторов, личные потребности трудящихся представлены в виде материальных (физиологических, биологических) - пище, одежде, жилище, в личной безопасности существования, в отдыхе; духовных (интеллектуальных) - в знаниях, в приобщении к науке, культуре, искусству; социальных - отношение человека с другими членами общества и его отношение к самому себе, приобретаются работниками в результате его жизненного и трудового опыта - потребности в общении, в самоуважении, в прочности своего положения, уверенности в завтрашнем дне, в самовыражении, в сознании собственной значимости, в свободе, творчестве. Генкин Б.М. также добавляет эстетические потребности, предполагающие потребности в красоте, гармонии и т.д. Автор разделяет все потребности на потребности существования (физиологические, причастности, безопасности) и потребности достижения целей жизни (Потребности в богатстве и роскоши, власти и славе, знаниях и творчестве, любви, духовном совершенствовании).

Поведение человека определяется его потребностями. Шкатулла В.И. утверждает, что когда человек начинает ощущать какую-либо потребность, у него возникает устремлённость на достижение определённой цели. Когда человек достигает поставленной цели, потребность его может быть удовлетворена полностью или частично. Именно эта устремлённость в удовлетворении потребностей, в частности материальных, приводит к тому, что труд выступает в качестве средства их удовлетворения. Однако, по мнению Дикарёвой А.А и Мирской М.И., невозможность удовлетворить жизненно важные потребности приводит к деформации сознания и трудового поведения.

Таким образом, обобщая всевозможные классификации потребностей, можно предложить три крупных класса:

· Физиологические потребности,

· Социальные потребности – потребности связанные с социумом: принадлежности к обществу и положения в обществе.

· Интеллектуальные потребности – потребность в морали, культуре, информации.

Остановимся на практическом опыте (потребности, связанные с функционирование человека как биологического механизма). Именно с планирования удовлетворения физиологических потребностей в рамках рабочего процесса необходимо начинать управление. Зачастую простые решения снижают риск текучести сотрудников. (Например, приобретение дивана при организации круглосуточного диспетчерского сопровождения такси.)

Социальные потребности, как оговаривалось, делятся на две серьезные группы. Социальные потребности, связанные со стремлением человека принадлежать к социуму, чествовать свою необходимость, просто находиться среди людей. Есть поговорка: «на других посмотреть, себя показать». То что стремление быть среди людей потребность подтверждается и данными психологов. Так 11.07.2013 по данным Брэндона Кейма (http://inosmi.ru) в Калифорнии состоялась массовая тюремная акция протеста против использования камер одиночного заключения. «В изоляции люди становятся тревожными и злыми, подверженными галлюцинациям и резким перепадам настроения и неспособными контролировать свои побуждения». Без удовлетворения потребности принадлежности к социуму начинает разрушать психика человека.

Данная потребность «работает» на работодателя. Поскольку работа – это место максимальной социальной активности индивидуума и ощущения социума.

А вот потребность достижения положения в обществе: власти, влиянии, подчинении других; на данном этапе «работает» против работодателя. На данный момент именно этот пласт потребностей гипертрофирован у Россиян. Большинство людей хотят не просто профессиональной самореализации, но «быть у руля». При этом люди не задумываются ни об ответственности, ни о сложности, ни о значительных затратах умственной и физической энергии, ни о том что же именно они будут делать – главное занять должность. А еще лучше красивую должность в престижной компании. При этом речь не идет о тех, кто действительно наделены талантом организатора. В большинстве люди с гипертрофированными социальными потребностями не способны даже к самоорганизации, но завышенным амбициям это не мешает.

Приведу пример из моей практики работы деканом факультета: на направление «Управление персоналом» поступила деликатная, тихая, уравновешенная девушка, старающаяся избегать любой конфликтоной ситуации – таких людей называют «мягкими». Если преподаватель был человеком жестким, то Ольга уклонялась от общения – просто не приходила на занятия и на экзамен. Нетрудно предугадать, что сложности у нас начались быстро. Студентке предлагали перевод на другое направление, однако Ольга уверяла, что именно данная специальность – ее цель. Поскольку проблемы оставалась, а желание студентки остаться на данном направлении не иссякало, то последовали следующие «пролонгации»: академический отпуск – выход из него, затем оформление повторного обучения, и через два года мучений – отчисление.

Спустя месяц на прием приходит мама Ольги – вся в слезах. На мой вопрос – «здорова ли дочерь, что-то случилось?», последовал удивленный ответ: «Конечно здорова, но вот сказать что в порядке нельзя – жизнь кончилась, так как ее отчислили и она не будет управлять!». Я поинтересовалась интересами дочери. Было странно, что такой замечательный, деликатный ребенок ничем кроме управления не увлекается и получила ответ – Девушка прекрасно рисует, моделирует и шьет одежду. Но на мою рекомендацию направить ее талант в это профессиональное русло получила жесткую реакцию мамы Ольги – она сочла это оскорблением: ее дочь будет швеей, и будет обслуживать!

С точки зрения большинства «менеджер – это высокое гордое звание». Что управляющий также обслуживает - даже не рассматривается.

На лекции зачастую слышу вопрос: откуда это в нас, почему так.

Я нашла два ответа на вопрос – «Откуда в Россиянах формируется желание занимать должность».

Первый источник такого варианта формирования потребности в положении в обществе - «наследие СССР». Только не подумайте, что я антиСоветчик. В данном периоде времени и в данном строе было создано, смоделировано, использовано столько гениального, что невозможно не восхищаться. Однако, доступ к материальному благу был обеспечен только по «блату». Блат был сопровождением должности, и в гены наших родителей вошла формула «Чтобы ребенок жил благополучно и достойно - у него должна быть должность!». И с этой мыслью взращивается целое поколение.

Второй источник – само общество. Человек, впервые попавшему в компанию (На дне рождении, в компании приятелей на отдыхе) задается первый вопрос – кем работаешь и где. И если следует ответ – продавец ИП Пупков – то второго вопроса уже не задают. А вот если ответ – супервайзер Компании «Нефтяной Легион» (название – плод фантазии автора), то это круто! Подруги спрашивают друг у друга – «Твой то кто?». Угадайте какой правильный ответ, чтобы вызвать зависть подруги.

Именно поэтому на данном этапе на Рынке труда РФ не просто кадровый голод, а кадровая дистрофия. И единственный рецепт выхода из ситуации хорошо известен – героем сериалов, мужественным Мачо в сериалах и кино должен стать слесарь-фрезеровщик. Порхающей красоткой, героиней мыльных опер – фаршесоставитель! Смешно? Может быть, однако еще мой земляк Владимир Ильич Ленин – серьезный ученый, написавший мощнейшие труды по социологии, сформулировавший «Закон возвышения потребностей» сказал, что «Важнейшим из искусств, для нас, является кино». Переориентация общественных ценностей не под силу отдельно взятым личностям – необходима идеология государства. Я часто слышу – платить надо больше! Возражу: представители таких профессий как квалифицированные сварщики, фрезеровщики, экскаваторщики, каменщики, токари, наладчики получают больше среднестатистического менеджера. Вопрос не в величине вознаграждения.

Интеллектуальные потребности (потребности, связанные с когнитивными процессами), как основа для стимулирования недооценены на современном этапе. Когнитивные процессы: ощущение и восприятие, память, мышление, воображение, внимание - провоцируют потребности, которые можно объединить в следующие группы:

· потребность в информации,

· потребность в культуре,

· потребность в морали.

Потребность в информации. У человека пять доказанных органов получения информации: зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Всеми пятью органами человек 24 часа в сутки получает информацию. И любая информация не подойдет. Здесь вступает в свои права психофизиология и эргономика. Давайте попробуем получить творческий порыв в комнате без окон и других источников информации, с черными звуконепроницаемыми стенами, низким потолком, отфильтрованным воздухом и атрофируем при этом вкусовые рецепторы. По-моему – ужас. Понятие сенсорного голода известно давно. И достижения такой науки как эргономика позволяют смоделировать рабочее место с обеспечением доступа к информации.

Потребность в культуре. Когда произносишь это слово, то ассоциации следующие: Музыка С. Рахманинова, Пейзажи Монэ, Проза Л.Н. Толстого. Не только: под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и познания. Поэтому все сериалы, ток-шоу (Дом-2, Каникулы в Мексике и т.д.) и творчество группы «Мобильные блондинки» - это культура. Можно спорить о качестве и последствиях, однако то что я вечером, приходя с работы, не прослушиваю произведение И.С. Баха - Токатта и фуга ре-минор это точно. Однако, Советский союз, обладая всей мощью политического пресса использовал потребность в культуре в полном объеме – подписка на журналы, билеты в театр – все это распространялось через рабочие места. Из своей практики приведу только один пример. Бизнесмен формировал свой автосервис из гаража. Сам – бывший дальнобойщик, по состоянию здоровья вышедший в отставку, сформировал коллектив из своих коллег – Суровых мужчин, ходивших на Дальняк. Проходит время – развивается бизнес, технологии идут вперед и сформировалась вакансия компьютерного диагноста. На работу принимают Васеньку. Васенька одет в рубашку с рюшечками и узкие брюки, отделанные стразами. У Васеньки подкрашены ресницы, губы, выщипаны брови, сделан идеальный маникюр. У Васеньки ориентация отличная от большинства. При этом - он фанат Бориса Моисеева. У работодателя нашего повествования выбор был не большой: закрыть Васечку в гараже включить Шансон и ждать когда объект осознает всю неправильность своих действий. Но он использовал ситуацию по-другому. Василию было объяснено, что есть клиент которого очень бы хотелось заполучить, а заманить можно новинкой - компьютерной диагностикой. Если диагностика, сделанная Василием, клиенту понравится то Василий получает в качестве поощрения билет на концерт Б. Моисеева. Компьютерная диагностика, сделанная Василием, превзошла по своей тщательности и глубине погружения слив информации.

Мораль. Предложим определение морали Ефремова, как совокупности принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в разграничении плохого и хорошего, идее добра и зла. Знание этого различия, понимания что «хорошо», что «плохо», а впоследствии влияние существующие нормы - это потребность. На данной группе потребностей основывается целый пласт стимулов. В частности – корпоративная культура – это стимул, формируемый именно на основе данной потребности. В практике я сталкивалась с ситуацией, когда отсутствие четко выраженных запретов в организации, ограничений поведения – рассматривалась сотрудниками не как положительные элементы трудовых отношений, а как слабость организатора. Сотрудник стремится к четкому осознанию «можно» и «нельзя» особенно, когда в сочетании со стремлением удовлетворения социальных потребностей он стремится к самоутверждению

Date: 2015-05-18; view: 828; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию