Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распад Советского Союза и создание Содружества Независимых Государств





С момента распада СССР ведутся бесчисленные споры о том, что послужило его причиной. В качестве основных причин называют: отсталость командно-административной системы управления, не позволявшей эффективно модернизировать экономику; успешную реализацию плана уничтожения СССР, проводимого в жизнь администрацией американского президента Р. Рейгана; политику демократизации, приведшую к оживлению разобщающих моментов в жизни СССР в ущерб консолидирующим.

Можно предложить следующую объяснительную схему причины распада Советского Союза (будем руководствоваться здесь схемой, разработанной В. Вайндлихом для количественных исследований). Она предлагает смотреть «на общество не как на сумму взаимодействующих индивидов, а, по аналогии с двухуровневой системой «частица-поле», как на взаимодействие личности с общественными институтами (культурой, экономикой, политикой), состояние которых, в свою очередь, определяется выбором самих индивидов». При этом необходимо «различать быстроменяющиеся переменные (общественные настроения) и «параметры порядка» – небольшое число величин, достаточно стабильных в ходе общественного развития и определяющих фоновую динамику на макроуровне. К последним относятся сословия, конфессии, партийные системы, государственные институты и пр.»[38].

Для СССР было характерно наличие следующих параметров порядка.

1. Партия – центральный элемент, пронизывающий, организующий и стабилизирующий все подсистемы общества.

2. Армия, выполнявшая функцию защиты от внешних врагов, в ситуации холодной войны.

3. КГБ – функция изоляции от общества индивидов, подрывающих стабильность.

4. Средства массовой информации (СМИ) – функция создания и транслирования выгодных для партийной элиты общественных настроений.

5. Система высшего и среднего образования – функция транслирования идеологии в процессе обучения.

6. Центральные и локальные партийные элиты, входящие как подсистема управления в систему партии – функция регулирования развития системы.

7. Иерархическая структура плановой экономики – функция собирания и распределения ресурсов, изготовления и распределения готовой продукции.

8. Советский национализм – функция гордости за общесоветскую родину, преуспевающую под руководством мудрых партийных вождей.

Для связей было характерно наличие субординации и только зачатков координации. Сохранение структуры в данном виде было условием достаточно успешной реализации всех внутренних и внешних функций, необходимых для выживания современного государства.

До поры до времени система исправно функционировала и зачастую даже весьма успешно, поскольку удавалось угадывать, прогнозировать и реализовывать основные направления развития. Это возмещало потери от недостатка самоорганизации. Но к 80-м годам система стала давать сбои, выразившиеся в низких темпах роста экономики и тотальном дефиците. Кризис усугубился за счет падения цен на экспортируемые сырьевые ресурсы (основного экспорта СССР), организованного администрацией Р. Рейгана. В этих условиях советское руководство во главе с М. Горбачевым решилось на проведение непродуманных структурных реформ.

Три года реформ привели к следующей ситуации.

1. Партия перестала быть центральным элементом, теряя свои позиции во всех структурах общества.

2. Армия с ее функцией защиты от внешних врагов в ситуации разрядки оказалась не столь уж и важной.

3. КГБ перестало выполнять свою функцию изоляции от общества индивидов, подрывающих стабильность.

4. СМИ стали формировать и транслировать представления не партийных элит, а культурных, зачастую оппозиционно настроенных.

5. Система высшего и среднего образования утратила функцию транслирования единой партийной идеологии и приобрела функцию транслирования локальных национальных и исторических традиций.

6. Центральные и локальные партийные элиты вместо управления сконцентрировались на переводе своих ресурсов «связей» в денежные ресурсы; локальные национальные элиты стали искать связи с оппозицией.

7. Иерархическая структура плановой экономики во многом перестала быть таковой, преобразовавшись в сеть локальных хозрасчетных единиц, подчиняющихся местным властям.

8. Советский национализм трансформировался в множество локальных национализмов, восхваляющих локальные ценности и идеологию.

Связи из субординационных не стали координационными, а приобрели фрагментарный характер. Пошло формирование традиционных для западных демократий параметров порядка – политических партий и партийных систем; правительства из профессионалов; президента; гражданского общества. Это формирование проходило наряду с параллельным переустройством на локальном уровне таких параметров порядка, как армия, национальная система образования, тот или иной вариант (ы) служб безопасности, СМИ. Причем формирование качественно новых параметров порядка осуществлялось наиболее трудно (за исключением Прибалтики), потому что они, как правило, противоречили местным общественным настроениям. Система, лишенная своих параметров порядка, закономерно перестала выполнять свои внутренние и внешние функции, что подвело ее к грани распада.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще руководители трех восточнославянских республик СССР – Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины – заключили Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), что фактически означало их выход из СССР. Учитывая, что совокупное население трех республик превышало две трети от всего населения СССР, создание СНГ означало также фактическое обречение СССР на уничтожение. 21 декабря к этому решению, помимо участвовавших в Беловежской пуще лидеров трех стран, присоединились еще восемь республик СССР (Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), заключив Алматинское соглашение. 25–26 декабря 1991 г. СССР исчез с геополитической карты мира. Из оставшихся четырех ранее входивших в СССР республик три – Литва, Латвия, Эстония – категорически отказались присоединяться к СНГ, а Грузия вошла в СНГ в 1993 г. (в 2009 г. вышла из СНГ).

Отметим, что роль Беларуси в СНГ достаточно значима, хотя бы уже в силу того, что Минск является местом нахождения исполнительных и координационных органов СНГ. Помимо этого, именно от Беларуси исходит много инициатив по развитию СНГ. Беларусь принимает активное участие в деятельности основных органов СНГ – Совете глав государств; Совете глав правительств; Совете министров иностранных дел; Совете министров обороны; Совете командующих пограничными войсками; Межпарламентской Ассамблее; Экономическом суде; Экономическом совете; Совете постоянных полномочных представителей государств–участников Содружества при уставных и других органах Содружества; Исполнительном комитете. Представители Беларуси участвуют и в деятельности таких отраслевых органов СНГ, как Антитеррористический Центр; Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения; Координационный совет государств–участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи; Межгосударственный банк; Межгосударственный статистический комитет; Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации; Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера; Межгосударственный совет по антимонопольной политике; Электроэнергетический совет; Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства; Совет руководителей статистических служб государств–участников Содружества; Совет руководителей таможенных служб государств–участников Содружества и др.

Из уст двух глав государств – Беларуси и России – прозвучали достаточно одинаковые отзывы о сути и роли СНГ на современном этапе. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко отметил: «Да, СНГ малоэффективно. Но очень важно, что мы собираемся – главы государств, премьер-министры, руководители ведущих министерств – и вместе на одном языке за круглым или квадратным столом обсуждаем проблемы, которые у нас есть. Это очень важно. Для сознания глав государств это важно, не говоря уже о других. Но самое главное, что мы – «зонтик» для руководителей ведомств и служб. Когда они собираются в своем кругу, то во время этих встреч решают больше проблем и стоящих перед ними общих задач». Еще будучи Президентом Российской Федерации, действующий премьер-министр В. В. Путин был солидарен по этому вопросу, полагая, что СНГ – «это весьма полезный клуб для взаимной информации, для выяснения проблемных вопросов общего характера».

С системной точки зрения СНГ по своему характеру представляет собой дискретную, корпускулярную систему, которая может быть описана как система взаимонезависимых и в той или иной мере взаимозаменяемых единиц. Центральным пунктом этой системы является преобладание координационных связей над субординационными. Такая организация связей позволяет обеспечить оптимальное регулирование в системе, в то же время не уменьшая количество организации. Критика многих политиков, журналистов и аналитиков в отношении СНГ, в которой эта организация обвиняется в неэффективности и аморфности, не учитывает дискретный характер этой системы. Как раз в силу того, что многие решения в СНГ не выполняются, эта организация является эффективно функционирующей. При попытке заменить координационные связи субординационными, т. е. жестко настаивать на обязательности всех принимаемых решений, СНГ давно бы исчезло, поскольку цели и задачи составляющих его стран неоднозначны и приоритеты различны, что не позволяет им всем состоять в одной системе с жестким подчинением.

У лидеров Беларуси и Российской Федерации нет разногласий по поводу необходимости сохранения СНГ как интеграционного объединения. Как отмечает Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, «Содружество Независимых Государств свой интеграционный потенциал не исчерпало. СНГ может и должно способствовать сближению и всестороннему сотрудничеству наших стран, укреплению их позиций в мировом сообществе». В. В. Путин указывал: «Мы не должны превращать это пространство (СНГ) в поле боя, соперничества, а должны превратить его в поле сотрудничества и сделать все возможное, чтобы помочь этим странам (Содружества) в развитии демократии и экономики». В то же самое время В. В. Путин в большей степени стремится реформировать СНГ: «спор вокруг целесообразности и дальнейшей судьбы Содружества не утихает до сих пор, и мы заинтересованно работаем над вопросами реформирования СНГ». Президент Республики Беларусь высоко оценивает уже достигнутый уровень работы Содружества и высказывает точку зрения, согласно которой многие проекты реформ «направлены на урезание уже урезанного СНГ». «Практика показывает, что наиболее рациональный подход – поддерживать сохранение и развитие «широкого» СНГ в формате 12 государств и одновременно укреплять региональные интеграционные объединения».

 

Все прогнозы развития СНГ можно условно разделить на три основных варианта:

1) СНГ будет утрачивать свою роль интеграционного объединения и со временем исчезнет за ненадобностью;

2) СНГ достаточно эффективен и будет, при проведении незначительных реформ, в целом сохранять свое нынешнее положение на постсоветском пространстве;

3) СНГ будет наращивать полномочия и реальные властные ресурсы. Финалом этого процесса может стать трансформация в некий вариант Европейского Союза или бывшего СССР.

 

Вариант 1

Вариант уничтожения СНГ со временем имеет многочисленных сторонников, подпитываемых внешней информационной и финансовой поддержкой из стран западного лагеря – в первую очередь, США и ЕС.

Уничтожение СНГ как символического наследника СССР имеет для участников блока НАТО прежде всего знаковое значение окончательной победы в холодной войне и гарантии разобщения республик–наследниц СССР. Такое разобщение, теоретически, помешает возродиться центру силы, эквивалентному СССР, и угрожающему их доминирующему положению в современном мире.

Сюда также можно отнести членов Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ, для которых СНГ является прямым конкурентом. При упразднении СНГ они получат уникальную возможность «переманить» в ГУАМ некоторые из стран–участниц Содружества.

Вариант уничтожения СНГ поддерживается также частью «прозападно» мыслящих элит из многих стран СНГ, стремящихся к ориентации на блок НАТО, вступлению в Евросоюз или ориентированных на тесное сотрудничество с США и ЕС. СНГ видится им одним из главных препятствий на этом пути.

Китай также не является горячим сторонником сохранения СНГ, впрочем, так же как и ОДКБ или ЕврАзЭС. Эти организации являются препятствием для усиления его влияния в центральноазиатском регионе в силу сохраняющейся значимой ориентации на российский вектор. В то же самое время от Китая на современном этапе не приходится ожидать каких либо явных действий, направленных на упразднение СНГ, в силу того, что его основным конкурентом на мировой арене является не Россия, а США, и Россия более важна в качестве союзника для реализации китайской стратегии на мировое доминирование.

СНГ также гипотетически может уступить свое место Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийскому экономическому сообществу, если они придут к высокой степени интеграции.

Как отметил 21 августа 2006 г. генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа, поскольку «экономики не бывают без безопасности, как и не бывает безопасности без экономики», ОДКБ и ЕврАзЭС намерены интегрировать свою деятельность. Реализация этого варианта фактически означает возникновение военно-эконо­миче­ского блока на постсоветском пространстве с высокой интеграцией предприятий ВПК. В случае выхода членов ГУАМ из СНГ, лишь две страны – Туркменистан и Армения – не будут членами ЕврАзЭС (в связи с недавним приостановлением членства в ЕврАзЭС Узбекистана, в случае его окончательного выхода, их станет три), из них лишь Туркменистан не будет являться членом ОДКБ. Армении и Туркменистану придется определиться в своих приоритетах, и ряд аналитиков полагает, что шансы сохранения СНГ, как организации-дубля, при этом сценарии достаточно невелики.

 

Вариант 2

 

При условии, что все страны-члены и наблюдатели СНГ останутся в этой организации, вероятна степень сохранения этой организации с выполнением функций, схожих с теми, которые ей уже присущи. Вариант может реализоваться в том случае, если кардинальные реформы будут заблокированы странами, не входящими в ОДКБ и ЕврАзЭС, поскольку для них важно сохранение СНГ в качестве своеобразного места встреч для прояснения спорных вопросов, и не более того.

 

Вариант 3

Вариант наращивания СНГ полномочий и реальных властных ресурсов выгоден, главным образом, России, руководство которой поставило перед собой задачу возрождения политической и экономической мощи страны. Поскольку это крупнейшая страна региона, по своим возможностям не сравнимая с соседями, ее руководством будут предлагаться такие варианты реформ, которые будут связывать усиление полномочий СНГ с усилием позиций России в СНГ. Для достижения этой цели будут широко использоваться тарифы на энергоресурсы и транспортные тарифы, размер которых будет зависеть от готовности той или иной страны признать лидирующее положение России.

Чтобы продемонстрировать активность стран-участниц в рамках СНГ, рассмотрим деятельность в рамках одного из саммитов 2005 г. На этом саммите, сотоявшемся 26 августа в Казани, было принято 20 документов, важнейшими из них можно назвать следующие:

Решение о совершенствовании и реформировании органов Содружества Независимых Государств;

Решение об объявлении 2006 г. Годом Содружества Неза­висимых Государств;

Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств–участ­ников Содружества Независимых Государств;

Решение об Обращении глав государств–участников Содружества Независимых Государств к народам государств–участников СНГ и мировой общественности в связи с 20-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС;

Решение о Концепции военного сотрудничества государств–участников Содружества Независимых Государств до 2010 года;

Решение о Концепции согласованной пограничной политики государств–участников Содружества Независимых Государств;

Решение о Программе сотрудничества государств–участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2006–2008 гг.;

Решение о Программе сотрудничества государств–участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2005–2007 гг;

Решение о Концепции сотрудничества государств–участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма;

Решение о Совете министров юстиции государств–участников Содружества Независимых Государств;

Решение о Межгосударственном совете руководителей высших органов финансового контроля государств–участников Содружества Независимых Государств.

Решение об Основных принципах участия нейтрального Туркменистана в Содружестве Независимых Государств.

Как сообщил 5 октября 2006 г. заместитель Премьер -министра Республики Беларусь А. Кобяков, более половины пунктов решений казанского саммита СНГ, состоявшегося в 2005 г., уже выполнено. Остальные находятся в стадии реализации. Чуть ранее (21 апреля 2006 г.) министр иностранных дел Украины Б. Тарасюк обвинил СНГ в неэффективности, отметив: «Из 13 пунктов решения по реформированию Содружества от 26 августа 2005 г. в Казани на саммите глав правительств СНГ выполнилось только шесть». При этом необходимо отметить, что в предложениях по реформированию не содержалось ничего экстраординарного, что качественно изменило бы суть СНГ, поэтому на основании этого примера нельзя говорить о неэффективности функционирования СНГ.

 

Date: 2015-05-17; view: 621; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию