Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальные интересы Республики Беларусь. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь





 

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь представляет собой систему взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Как отмечается в концепции: под национальной безопасностью понимается состояние защищен­ности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства.

Именно эти «жизненно важные интересы личности, общества и государства» и нужно рассматривать в качестве национальных интересов Республики Беларусь. Похожая точка зрения в интер­претации национальных интересов предлагается и И. И. Лукашуком который понимает «под национальными интересами государства … его наиболее важные интересы, прежде всего в области обеспечения безопасности и благосостояния». С этим определением Националь­ных интересов также можно согласиться. Но при этом И. И. Лукашук предлагает проводить анализ интересов отдельных стран, условно отделяя национальные интересы от интернациональных и общих, говоря, что «национальные» будут пониматься в узком смысле как интересы отдельного государства, не включающие его интернаци­ональные интересы. Под последними будут пониматься интересы государства, связанные с внешней средой. Наконец, общие интересы – интересы международного сообщества в целом»[35].

Предложение по отделению национальных интересов от интернациональных для проведения анализа представляется не очень удачным. В условиях глобализации каждый из внутренних наци­ональных интересов опосредован внешними или способен повлиять на них. Сам автор отмечает, что национальные интересы «в растущей мере зависят от взаимодействия государства с внешней средой. В результате национальные интересы интернационализируются»[36]. В условиях многозначности последствий каждого действия, в особен­ности учитывая разную значимость важных шагов для безопасности и благосостояния государства и граждан в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, анализ национальных интересов необходимо проводить с системной точки зрения, не отделяя изменения в системе от влияний внешней среды. Приведем для иллюстрации только один пример. В середине 1990-х гг., когда принимались принципиально важные решения о национальных ин­тересах белорусского государства, в мире безоглядно доминировали ведущие экономические теоретики либерального толка, уверявшие, что сфера услуг окончательно одержала победу, и рекомендовавшие республикам бывшего Советского Союза избавляться от «избыточ­ных» индустриальных предприятий, продавая их за любую цену каж­дому желающему. Говорилось о риске, на который идет иностранный инвестор, покупая промышленное предприятие в такой исторический период, поэтому надо продавать очень дешево, иначе он вообще не станет рисковать. Нераспроданные промышленные предприятия предлагалось обанкротить с целью построения современной экономики, ориентированной на сферу услуг. Утверждалось, что это в национальных интересах бывших социалистических стран, раз такова ситуация в интернациональной среде. В краткосрочной и среднесрочной перспективе такое предложение казалось разумным, предоставляя возможность переложить заботу о модернизации национальных предприятий на плечи заботливого инвестора, но в долгосрочной перспективе оказалось с подвохом. Пропаганда тотальной приватизации оказалась лишь внешним по отношению к Беларуси методом приобретения за бесценок наиболее лакомых объектов промышленного потенциала бывших социалистических государств представителями западного бизнеса, торговавшихся на крупнейшей распродаже государственной собственности, которую когда-нибудь видел мир. Белорусское руководство за счет понимания истинного значения смысла национальных интересов в контексте выявления подлинных интернациональных интересов сумело рас­познать перспективы сохранения крупного индустриального сектора в государственной собственности с необходимым перепрофили­рованием и модернизацией при поддержке государства и смогло за счет сохранения экспортно-ориентированной специфики страны найти необходимые средства для этих целей. В результате Беларуси удалось первой из республик СНГ выйти на уровень ВВП, эквивалентный 1990 г., и продемонстрировать высокие темпы экономического роста и завидную политическую стабильность. Удалось, поскольку одним из важнейших факторов стабильности экономического развития является крупный государственный сектор, гарантирующий экономическую независимость страны от настроений и авантюр внешних «инвесторов». Модернизированные предприятия приносят средства для модернизации других предприятий и строительства новых, производящих продукцию с минимальной энергоемкостью.

Согласно Концепции национальной безопасности, обеспечение национальной безопасности включает: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства; выявление фак­торов, создающих угрозу национальной безопасности; формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам.

В Концепции национальной безопасности указываются в качестве приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь в политической сфере следующие направления:

Осуществление внешнеполитической деятельности, ориентирован­ной на укрепление авторитета Республики Беларусь среди государств–членов ООН, активное участие в обеспечении функциониро­вания универсальной системы международной безопасности, предусмотрен­ной Уставом ООН.

Решительное пресечение любых проявлений политического экстремизма. Реализация комплекса мер по недопущению деятель­ности на территории республики международных террористических организаций.

Содействие усилиям ООН по поддержанию мира и обеспечению прав человека во всем мире посредством участия в реализации осуществляемых по решению Совета Безопасности ООН опера­ций (за исключением военного компонента) и гуманитарных программ ООН.

Создание условий для достижения Республикой Беларусь долго­срочной стратегической цели – приобретения нейтраль­ного статуса. Сохранение приверженности идеям всеобщего ядерного разоружения.

Расширение интеграционных процессов в рамках Договора о создании Союзного государства, обеспечение эффективного функци­онирования его органов и институтов.

Военно-политическое сотрудничество в рамках Договора о создании Союзного государства и Договора о коллективной безопасности в интересах поддержания обороноспособности страны.

Участие в деятельности Организации по безопасности и сот­руд­ничеству в Европе с целью обеспечения региональной безопас­ности и укрепления международного авторитета Республики Беларусь.

Сотрудничество с Европейским союзом, НАТО, участие в Совете Евроатлантического партнерства в целях построения новой архитектуры европейской безопасности, учитывающей наци­ональ­ные интересы Республики Беларусь.

Содействие мирному урегулированию международных вору­жен­ных конфликтов и споров. Участие в выполнении посредниче­ских функций при урегулировании конфликтов.

Повышение эффективности противодействия разведывательным и иным акциям спецслужб и организаций иностранных государств в отношении Беларуси.

Разработка программ сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств и другими государствами по снижению уровня вооружений и сокращению вооруженных сил в Европе, конверсии предприятий оборонной промышленности.

Развитие национальной системы экспортного контроля и актив­ное взаимодействие в этой сфере с другими государствами.

Интеграция Республики Беларусь в международные много­сто­ронние режимы экспортного контроля и совершенствование нормативной правовой базы для его осуществления с целью недопу­щения распространения ядерного, биологического, химического и другого оружия массового уничтожения, технологий двойного назначения и других объектов экспортного контроля (специфиче­ских товаров, работ, услуг).

Организация эффективной борьбы с преступностью в особен­ности с ее организованными проявлениями и коррупцией. Развитие международного сотрудничества Республики Беларусь по вопросам борьбы с международным терроризмом, организованной преступно­стью, наркобизнесом и иными видами преступлений.

Таким образом, в Концепции национальной безопасности Рес­публики Беларусь отражены идеологические основы внешне­поли­ти­че­ского курса Республики Беларусь, нацеленные на спонсорство мира в Европейском регионе, миролюбивый характер внешней политики, прагматизм в отношениях с основными партнерами по международным взаимодействиям. Как отмечал Президент Респуб­лики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23 апреля 2009 г., «Особую значи­мость сегодня приобретает активная, сбалансированная внешняя политика, жестко и бескомпромиссно защищающая и твердо прод­вигающая национальные интересы. Мы не шли и не пойдем на поводу у тех, кто настойчиво убеждает нас в неизбежности дилеммы – Беларусь либо с Востоком (Россией), либо с Западом (Европой). Наша задача — быть соединяющим мостом между Востоком и Западом»[37]. Много­векторность внешней политики становится ключевым фактором обеспечения суверенитета Республики Беларусь.

 

Date: 2015-05-17; view: 1156; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию