Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национальные интересы Республики Беларусь. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь представляет собой систему взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Как отмечается в концепции: под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства. Именно эти «жизненно важные интересы личности, общества и государства» и нужно рассматривать в качестве национальных интересов Республики Беларусь. Похожая точка зрения в интерпретации национальных интересов предлагается и И. И. Лукашуком который понимает «под национальными интересами государства … его наиболее важные интересы, прежде всего в области обеспечения безопасности и благосостояния». С этим определением Национальных интересов также можно согласиться. Но при этом И. И. Лукашук предлагает проводить анализ интересов отдельных стран, условно отделяя национальные интересы от интернациональных и общих, говоря, что «национальные» будут пониматься в узком смысле как интересы отдельного государства, не включающие его интернациональные интересы. Под последними будут пониматься интересы государства, связанные с внешней средой. Наконец, общие интересы – интересы международного сообщества в целом»[35]. Предложение по отделению национальных интересов от интернациональных для проведения анализа представляется не очень удачным. В условиях глобализации каждый из внутренних национальных интересов опосредован внешними или способен повлиять на них. Сам автор отмечает, что национальные интересы «в растущей мере зависят от взаимодействия государства с внешней средой. В результате национальные интересы интернационализируются»[36]. В условиях многозначности последствий каждого действия, в особенности учитывая разную значимость важных шагов для безопасности и благосостояния государства и граждан в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, анализ национальных интересов необходимо проводить с системной точки зрения, не отделяя изменения в системе от влияний внешней среды. Приведем для иллюстрации только один пример. В середине 1990-х гг., когда принимались принципиально важные решения о национальных интересах белорусского государства, в мире безоглядно доминировали ведущие экономические теоретики либерального толка, уверявшие, что сфера услуг окончательно одержала победу, и рекомендовавшие республикам бывшего Советского Союза избавляться от «избыточных» индустриальных предприятий, продавая их за любую цену каждому желающему. Говорилось о риске, на который идет иностранный инвестор, покупая промышленное предприятие в такой исторический период, поэтому надо продавать очень дешево, иначе он вообще не станет рисковать. Нераспроданные промышленные предприятия предлагалось обанкротить с целью построения современной экономики, ориентированной на сферу услуг. Утверждалось, что это в национальных интересах бывших социалистических стран, раз такова ситуация в интернациональной среде. В краткосрочной и среднесрочной перспективе такое предложение казалось разумным, предоставляя возможность переложить заботу о модернизации национальных предприятий на плечи заботливого инвестора, но в долгосрочной перспективе оказалось с подвохом. Пропаганда тотальной приватизации оказалась лишь внешним по отношению к Беларуси методом приобретения за бесценок наиболее лакомых объектов промышленного потенциала бывших социалистических государств представителями западного бизнеса, торговавшихся на крупнейшей распродаже государственной собственности, которую когда-нибудь видел мир. Белорусское руководство за счет понимания истинного значения смысла национальных интересов в контексте выявления подлинных интернациональных интересов сумело распознать перспективы сохранения крупного индустриального сектора в государственной собственности с необходимым перепрофилированием и модернизацией при поддержке государства и смогло за счет сохранения экспортно-ориентированной специфики страны найти необходимые средства для этих целей. В результате Беларуси удалось первой из республик СНГ выйти на уровень ВВП, эквивалентный 1990 г., и продемонстрировать высокие темпы экономического роста и завидную политическую стабильность. Удалось, поскольку одним из важнейших факторов стабильности экономического развития является крупный государственный сектор, гарантирующий экономическую независимость страны от настроений и авантюр внешних «инвесторов». Модернизированные предприятия приносят средства для модернизации других предприятий и строительства новых, производящих продукцию с минимальной энергоемкостью. Согласно Концепции национальной безопасности, обеспечение национальной безопасности включает: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства; выявление факторов, создающих угрозу национальной безопасности; формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам. В Концепции национальной безопасности указываются в качестве приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь в политической сфере следующие направления: Осуществление внешнеполитической деятельности, ориентированной на укрепление авторитета Республики Беларусь среди государств–членов ООН, активное участие в обеспечении функционирования универсальной системы международной безопасности, предусмотренной Уставом ООН. Решительное пресечение любых проявлений политического экстремизма. Реализация комплекса мер по недопущению деятельности на территории республики международных террористических организаций. Содействие усилиям ООН по поддержанию мира и обеспечению прав человека во всем мире посредством участия в реализации осуществляемых по решению Совета Безопасности ООН операций (за исключением военного компонента) и гуманитарных программ ООН. Создание условий для достижения Республикой Беларусь долгосрочной стратегической цели – приобретения нейтрального статуса. Сохранение приверженности идеям всеобщего ядерного разоружения. Расширение интеграционных процессов в рамках Договора о создании Союзного государства, обеспечение эффективного функционирования его органов и институтов. Военно-политическое сотрудничество в рамках Договора о создании Союзного государства и Договора о коллективной безопасности в интересах поддержания обороноспособности страны. Участие в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с целью обеспечения региональной безопасности и укрепления международного авторитета Республики Беларусь. Сотрудничество с Европейским союзом, НАТО, участие в Совете Евроатлантического партнерства в целях построения новой архитектуры европейской безопасности, учитывающей национальные интересы Республики Беларусь. Содействие мирному урегулированию международных воруженных конфликтов и споров. Участие в выполнении посреднических функций при урегулировании конфликтов. Повышение эффективности противодействия разведывательным и иным акциям спецслужб и организаций иностранных государств в отношении Беларуси. Разработка программ сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств и другими государствами по снижению уровня вооружений и сокращению вооруженных сил в Европе, конверсии предприятий оборонной промышленности. Развитие национальной системы экспортного контроля и активное взаимодействие в этой сфере с другими государствами. Интеграция Республики Беларусь в международные многосторонние режимы экспортного контроля и совершенствование нормативной правовой базы для его осуществления с целью недопущения распространения ядерного, биологического, химического и другого оружия массового уничтожения, технологий двойного назначения и других объектов экспортного контроля (специфических товаров, работ, услуг). Организация эффективной борьбы с преступностью в особенности с ее организованными проявлениями и коррупцией. Развитие международного сотрудничества Республики Беларусь по вопросам борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью, наркобизнесом и иными видами преступлений. Таким образом, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь отражены идеологические основы внешнеполитического курса Республики Беларусь, нацеленные на спонсорство мира в Европейском регионе, миролюбивый характер внешней политики, прагматизм в отношениях с основными партнерами по международным взаимодействиям. Как отмечал Президент Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 23 апреля 2009 г., «Особую значимость сегодня приобретает активная, сбалансированная внешняя политика, жестко и бескомпромиссно защищающая и твердо продвигающая национальные интересы. Мы не шли и не пойдем на поводу у тех, кто настойчиво убеждает нас в неизбежности дилеммы – Беларусь либо с Востоком (Россией), либо с Западом (Европой). Наша задача — быть соединяющим мостом между Востоком и Западом»[37]. Многовекторность внешней политики становится ключевым фактором обеспечения суверенитета Республики Беларусь.
|