Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение основных понятий и хар-ка утомления и выносливости
Выносливость - важнейшее физич. качество, способность человека значит. время выполнять работу без снижения мощности нагрузки её интенсивности или как спос-сть орг-ма противостоять утомлению. Выносливость как качество проявляется в двух основных формах: - в продолж-сти работы без признаков утомления на данном уровне мощности; - в скорости снижения работоспос-ти при наступлении утомления. Различ. несколько видов выносливости: общую и специальную. Под общей выносливостью понимают совокупность функцион. возможностей организма, определяющих его способность к продолжит. выполнению с высокой эффект-тью работы умерен. интенс-ти. С точит зрения теории спорта общая выносливость – это способность спортсмена продолжит. время выполнять различные по хар-ру виды физич. упр-ний сравнительно невысокой интенс-ти, вовлекая в действие многие мыш. группы. Уровень развития и проявления общей выносливости определяется: аэробными возможностями организма (физиологич. основа общей выносливости); степенью экономизации техники движений; уровнем развития волевых качеств. В завис-ти от интенс-ти работы и выполняемых упр-ний выносливость paзличают как: силов., скоростн., скоростно-силов., координацион. и выносливость к статич. усилиям. Спец. выносливость - это спос-сть спортсмена к определён. виду спорт. деят-ти, способность эффективно проводить технич. приёмы в течение схватки, игры и т.д. 53. Взаимосвязь видов подготовки спортсменов. Процесс достижения рез-татов, соответствующих современным спорт. требованиям, отражает крайне сложную систему. Управляя ею, тренер делает выбор величин и направленности тренировочн. нагрузок, средств и методов подготовки для изменения состояния спортсмена в сторону улучшения его подготовл-ти. Пед. анализ формирования двигат. умений и навыков, протекания адаптацион. процессов, становления высшего спорт. мастерства и др. позволяют сформулировать принципы работы тренера: направленности к макс. достижений и индивидуальному макс результату; углубленной спорт. специализации и индивидуализации; единства общ. и спец. подготовки; непрерывности тренировочн. процесса; единства постепенности увеличения и тенденции к предельным нагрузкам; волнообразности и вариативности нагрузок; цикличности тренировочного процесса; единства и взаимосвязи соревновательн. деят-ти и подготовленности. Взаимосвязь закономерностей и принципов спортивной тренировки. основу специфических принципов спорт. тренировки как пед. процесса составляют: общие принципы дидактики, характерные для любого процесса обучения и воспитания: научность, воспитывающ. хар-р обучения, сознательность и активность, наглядность, прочность, систематичность и последовательность, доступность, индивид. подход при коллективной работе; формирование соревноват. потенциала спортсмена с помощью изменения его состояния в сторону улучшения подготовленности; закономерные связи между тренировочн. воздействиями и реакцией организма, а также между различн. компонентами спорт. тренировки. 57.Специфика направленного развития различных видов спос-й. Направленность воздействия силовых упражнений в основном определяется следующими их компонентами: видом и характером упр.;величиной отягощения или сопротивления; количеством повторения упр.;скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений; темпом выполнения упр.; хар-ром и продолж-тью интервалов отдыха между подходами.4 фаз направлена на развитие различных компонентов мышечной натренированности: фаза I — гипертрофии (размеров) мышц; фаза II — силы; фаза III — мощности; фаза IV — макс.й силы. 59.Проявление скоростных способностей в соревноват. деят-ти. В различных видах двигат. деят-ти элементарн. формы проявления скоростн. способ-тей выступают в различн. сочетаниях и в совокупности с др. физич. качествами и технич. д-виями. В этом случае имеет место комплексн. проявление скоростн. способ-тей: быстрота выполнения целостн. двигат. действий, способ-ть как можно быстрее набрать макс. скорость и способ-ть длительно поддерж. ее. Способ-ть как можно быстрее набрать макс. скорость определяют по фазе стартов. разгона или стартов. скорости. В среднем это время составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую макс. скорость называют скоростн. выносливостью и определяют по дистанцион. скорости. В играх и единоборствах есть еще одно специфич. проявление скоростн. качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необх. мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении. Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: состояния цнс и нервно-мыш. аппарата человека; морфологич. особ-тей мыш. ткани, ее композиции; силы мышц; способности мышц быстро переходить из напряжен. состояния в расслабленное; энергетич. запасов в мышце АТФ и КТФ); амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; способности к координации движений при скоростн. работе; биологич. ритма жизнедеят-ти орг-ма; возраста и пола; скоростных природн. способностей человека. 60.Методики сокращения времени простых и сложных двигат. реакций. В физич. воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды имеет большое значение. Основной метод при развитии быстроты реакции - метод повторного выполнения упр. Он заключ. в повторном реагировании на внезапно возникающий раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Упр. на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.).реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигат. действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигат. реакции применяют упр. на быстроту реагирования в условиях, макс. приближенных к соревновательным, изменяют время между предварит. и исполнит. командами (вариативные ситуации). Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях. Воспитание быстроты сложных движений. Р..Сл.дв. реакции встречаются в видах деят-ти, характеризующихся постоян. и внезапной сменой ситуации д-вий (подвижные и спорт. игры, единоборства и т.д.). Большинство сл.дв. реакций в физич. воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных д-вий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект. Воспитание быстроты сл.дв. р. связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигат. ситуаций и систематическ. участием в состязаниях. необходимо использовать специально подг. упр., в кот. моделируются отдельн. формы и условия проявления быстроты сл.реакций в той или иной двигат. деят-ти, создаются спец. условия, способствующие сокращению времени реакции. При воспитании быстроты реакции на движущийся объект особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции - нахождения и фиксации объекта в поле зрения. 1)воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта; 2)направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сл. р. на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту. Применяя для совершенствования реакции выбора специально подг. упр., последовательно усложняют ситуацию выбора, для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий. На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения. 61.Основные правила направленного развития скоростных способностей. 1.Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение. способ облегчения условий проявления быстроты в упр., отягощенных весом спорт. снаряда или снаряжения, - уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях. 2.Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений. Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями. Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигат. установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигат. действия. 3.Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Объем скоростных упр. в рамках отдельного занятия, относительно невелик. Это обусловлено предельной интенсивностью и психич. напряженностью упр.; их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упр. д. б. такими, чтобы можно было выполнить очередное упр. со скоростью не менее высокой, чем предыдущее. 62.Опред-е основных понятий и хар-ка утомления и выносливости. Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия. Различают общую и специальную выносливость. 63.Факторы.влияющие на проявление выносливости сп-на.: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др. Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сс, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Физиолог. основой выносливости явл. аэробные возможности орг-ма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности орг-ма после работы любой продолж-ти и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболич. обмена. Факторы функцион. и биохимич. экономизации определяют соотношение результата выполнения упр. и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением орг-ма во время работы, а так как энергоресурсы в орг-ме всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то орг-м человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. Факторы функцион. устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем орг-ма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функцион. устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технич. и тактич. параметры деят-ти, несмотря на нарастающее утомление. Личностно-психич. факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длит. Деят-ти, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде орг-ма, выполнять работу через «не могу». Факторы генотипа (наследственности) и среды. Генетич. фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей орг-ма..Наследственные факторы больше влияют на женский орг-м при работе субмакс. мощности, а на мужской - при работе умеренной мощности. 64.Виды выносливости и их основные хар-ки. общую и специальную выносливость. Общ.в. - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы(аэробной выносливостью). Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общ.в.явл. возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.Об. в. - важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.Сп. в. - это выносливость по отношению к определенной двиг. деятельности. Сп. в. классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной активности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).Сп. в. зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. 65.Ср-ва направленного развития выносливости. упр., вызывающие макс. производительность сс и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.В практике физ. вос. применяют физ. упр. циклического и ациклического характера, требования, предъявляемые: упр.должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упр., максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упр. и общеподготовительныесредства.Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упр.:1. Упр., преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Упр. используются в режиме повторного выполнения, сериями. 2. Упр., позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. 3. Упр., способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. 4. Упр., позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности.суммарная их нагрузка на организм характеризуется следующими компонентами: 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.Число повторений упр. определяет степень воздействия их на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию бескислородньх механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо их интенсивность резко снижается.Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и в особенности характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. 66.Методики направленного развития аэробной и анаэробной выносливости. Для развития общей выносливости широко применяются циклические упр. продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. Правила:1. Доступность. нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. 2. Систематичность. Эффективность физических упр., т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований.соблюдать строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий3. Постепенность. общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сс и дс нагрузка будет постепенно повышаться. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить ин-тенсивность и продолжительность нагрузки. В занятиях с тренированными людьми используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении спуртов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха. 67.Определение основных понятий,виды коордиционных способностей и их хар-ка. Под двигательно-координацион. способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигат. задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).1. Способности точно соизмерять и регулировать пространствен., времен. и динамическ. параметры движений. зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мыш. чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия. 2. Способности поддерживать статич. (позу) и динамическ. равновесие. зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статич. положениях и ее балансировке во время перемещений 3. Способности выполнять двигат. д-вия без излишней мыш. напряженности (скованности). можно разделить на управление тонической напряженностью и координацион. напряжен-тью. Проявление координационных способностей зависит: 1) способности человека к точному анализу движений; 2) деятельности анализаторов и особенно двигательного; 3) сложности двигательного задания; 4) уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.); 5) смелости и решительности; 6) возраста; 7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности. 68.Определение основных понятий и виды гибкости Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физ. упр.. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.По форме проявления различают гибкость активную и пассивную.При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая - в позах.Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость - амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия. 70.Требования к критериям отбора. Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. На 1 этапе отбора проводится массовый просмотр контингентов детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятие тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки (ДЮСШ) приним. дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спорт. ориентации явл. рекомендации учителя физич. культуры, данные мед. обследования, антропометрич. измерения и их оценка с позиции перспективы. На 2 этапе отбора выявляются одаренные в спорт. отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочн. групп и групп спорт. совершенствования ДЮСШ, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта; антропометрич. измерения; выявление темпов прироста физич. качеств и спорт. результатов. В ходе проводятся пед. наблюдения, контр. испытания, медико-биолог. и психологич. исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности. Особое внимание обращается на продолж-сть и качество восстановит. процессов в организме детей после выполнения значит. тренировочных нагрузок. На 3 этапе спортивного отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревноват. деят-ти спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестирование в ходе республиканск. соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спорт. совершенствования. На4 этапе спортивного отбора в каждом олимп. виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор осуществл. по следующим показателям: 1)Спортивно-технич. рез-ты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки; 2)Степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальн. условиях; 3)Степень технич. готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам. Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной деятельности.
Date: 2015-05-09; view: 701; Нарушение авторских прав |