Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы ораторского мастерства





А. Теоретические вопросы:

1. Основные понятия теории ораторского искусства. Подготовка к выступлениям, способы подготовки к публичному выступлению. Психологическая и физическая подготовка к выступлению.

2. Форма и композиция выступления.

3. Оратор и аудитория.

Б. Практические задания:

Б.1. Подготовить реферат:

1. Аудитория как главное звено риторики. Риторика как управление поведением адресата.

Б.2. Подготовить реферат монографии на выбор

1. Александров Д.Н. Основы ораторского мастерства или в погоне за Цицероном: учебн. пособие. М., Флинта, Наука. 2003.

2. Далецкий Чеслав. Риторика: Заговори, и я скажу кто ты: Учебн. пос.-М.: Омега-Л; Высшая школа, 2003.

 

Литература:

1. Введенская Л. А. Риторика для юристов. Ростов н/Д., 2009.

2. Бояринцева Г. С. Культура речи юриста. Саранск, 1987.

3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебн.пос.-М.: Юристъ, 2002.

4. Петров О. В. Риторика: учебн. пособие для студентов юридических вузов. М., 2009.

 

1.3.4. Лабораторные работы

Не предусмотрены учебным планом.

 

1.3.5. Самостоятельная работа студентов

Таблица 5 — Тема, объем и литература для СРС

Номер раздела или темы Тема СРС Коли- чест-во часов Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник (ссылка на номер источника) Формы контроля успеваемости
Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике.   а) 1, 2,3,4, 6 б) 18, 21,24, 30, 37,38,42, 44,   Подготовка конспекта монографии; Реферат
История риторики и ее теории   а) 1, 2,3,4, 6 б) 16, 17, 18, 24, 42,   Подготовка конспекта монографии; Реферат
Развитие риторических традиций в России   а) 1, 2,3,4, 6 б) 27, 28, 29,   Подготовка конспекта монографии; Реферат
Манипулятивная риторика   а) 1, 2,3,4, 6 б) 7, 22, 44, 47   Подготовка конспекта монографии; Реферат
Коммуникативные технологии в риторике   а) 1, 2,3,4, 6 б) 7, 20, 31, 45, 50   Опрос на занятии; Реферат; Презентация
Деловое общение в юридической практике: деловой разговор, беседа, служебное совещание, консультация.     а) 1, 2,3,4, 6 б) 2, 17, 23, 25, 34,35, 38, 40, 41, 45, 48, 59, 66, 67, 71.   Презентация Деловая игра
История судебного красноречия.   а) 1, 2,3,4, 6 б) 30,, 40   Реферат
Судебные прения: коммуникативный аспект     а) 1, 4, 6, 13 б) 30, 43, 55   Опрос на занятии Реферат
Судебная речь     а) 1, 4, 6, 13 б) 30, 43,55   Опрос на занятии Реферат
Техника речи. Невербальные средства общения   а) 1, 5,13 б) 15, 26, 30, 32, 36, 43,   Тренинг
Логика устной речи и речевая мелодика   а) 1, 2,4,6 б) 12, 27, 28   Тренинг Выступление с речью
Основы практической полемики и аргументации   а) 1, 2,4,6 б) 12, 27, 52   Тренинг Выступление с речью
Основы ораторского мастерства   а) 1, 2,3, 4, 6 б) 12, 27, 57   Тренинг Выступление с речью
Профессиональная речь юриста   а) 1, 4, 6,10 б) 23, 55,     Реферат
Итого        

 

1.4. Список литературы

а) основная литература:

1. *Введенская Л. А. Риторика для юристов: учебн. пособие. Ростов- на - Дону., 2009.

2. Введенская Л. А. Риторика и культура речи. Ростов- на - Дону., 2009.

3. Волков А.А. Основы риторики: Учебн. пос. для вузов.-2-е изд.-М.: Академический проспект, 2007.

4. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 2007.

5. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебн.пос.-М.: Юристъ, 2007.

6. * Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: учебное пособие для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2012.

7. *Петров О. В. Риторика: учебн. пособие для студентов юридических вузов. М., 2009.

8. Хазагеров Г. Г. Риторика для делового человека: учебн. пособие. М., 2009.

9. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 2007.

10. Стернин И.А. Практическая риторика: Учебн.пос. для студентов вузов.- 2-е изд. исправ. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2008.

б) дополнительная литература

11. Александров Д. Н. Логика. Риторика. Этика: учебн. пособие. М., 2002.

12. Александров Д.Н. Самоучитель красноречия.- М.: Фаир-Пресс, 2002.

13. Александров Д.Н. Основы ораторского мастерства или в погоне за Цицероном: учебн. пособие. М., Флинта, Наука. 2003.

  1. Аннушкина В.И. Русская риторика: Исторический аспект: Учебн.пос. для студентов вузов.- М.: Высшая школа, 2002.
  2. Аннушкина В.И. История риторики. Хрестоматия: Учебн. пос.-М.: Флинта, 2002.

16. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учебн. пособие. Минск, 2005.

17. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М. – Спб., 1997.

18. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2000.

19. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и РR. М., 2001.

20. Бояринцева Г. С. Культура речи юриста. Саранск, 1987.

21. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. М., 2005.

22. Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001.

23. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

24. Волков А. А. Основы русской риторики. М., 2001 (и др. изд.).

25. Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.

26. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник.-М: Инфра-М, 2005 (Высшее образование).

  1. Голуб И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  2. Далецкий Чеслав. Риторика: Заговори, и я скажу кто ты: Учебн. пос.-М.: Омега-Л; Высшая школа, 2003.
  3. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации.- 4-е изд.М.: Дело, 2002.
  4. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учебн. пос- 6-е изд.-М.: Флинта: Наука, 2004.
  5. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать: Учебн.пос.- М.: Фаир-Пресс, 2003.
  6. Каверин Б.И., Демидов И.В. Ораторское искусство: Учебн.пос. для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2004.
  7. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебн.пос. для вузов.-М.:изд-во «Приор», 2001.

34. Ивин А. А. Теория аргументации: учебн. пособие. М., 2000 (и др. изд.).

35. Кузин Ф. Культура делового общения. М., 2000.

36. Кузнецов М, Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему. М., 2001.

37. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. М., 2002.

38. Клюев Е. В. Риторика: Инвенция. Диспозиция. Элокуция: учебн. пособие для вузов. М., 1999 (и др. изд.)

39. Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы. Риторика. Этикет: учебн. пособие для вузов. М., 2000.

  1. Карнеги Д. Учебник жизни: Сочинения. - М.: изд-во ЭКСМО, 2003.
  2. Костанов Ю.А. Судебное красноречие русских юристов прошлого.- М.: МГП «Фемида», 1992.

42. Крюков Р. В. Риторика: конспект лекций. М., 2007.

43. Культура русской речи / под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М., 2006.

  1. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях: Учебн. пос.-М.: Флинта, 2002.
  2. Ламертон Д. Говори как Цицерон: Пер. с англ./ Джеси Ламертон.-М.: АСТ: Астроль, 2005.

46. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. М., 2003.

47. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002.

48. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практическое руководство. М., 2001.

49. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999.

50. Порубов Н. И. Риторика: учебн. пособие. 2-е изд. Минск, 2004.

51. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2005.

52. Пиз Аллан. Язык разговора. М, 2001.

53. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. Минск, 1992.

54. Русская риторика. Хрестоматия. М., 2006.

55. Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). М., 1980.

56. Сергеич П. (Пороховщиков П. С.) Искусство речи на суде. Тула, 2000 (и др. издания).

57. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Спб, 2002.

58. Сопер Поль. Основы искусства речи. М., 1992.

59. Стернин И.А. Риторика в объяснениях и упражнениях. Борисоглебск, 2000.

60. Стернин И.А. Культура делового общения. Воронеж, 2002.

61. Стернин И.А. Русский речевой этикет. Воронеж, 1996.

62. Тарасова И.Б. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез. М., 1992.

63. Филиппов А. В., Романова Н. Н. Риторика: Понятия и упражнения. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005.

  1. Филлипов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях: Справочник: Учебн.пос. для студентов вузов.-М.: изд.центр «Академия», 2002.

65. Фишер Р., Юри У., Патон Б. Гарвардский метод или переговоры без поражения. М.. 2008.

66. Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. Ростов н/Д., 2004. (Сер. «Учебники, учебные пособия»).

67. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М., 2001.

68. Шатин Ю. В. Искусство переговоров. М., 2002.

69. Шейнов В. П. Риторика. Минск, 2007.

70. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи: учебн. пособие для вузов. М., 2007.

71. Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы. М., 2006.

72. Юрии У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. М., 2004.

в) Справочная литература:

73. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.

74. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т.-М.: Олма-Пресс, 2005.

75. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы: около 40000 слов. – М.2009.

76. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

77. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 2000.

 

* - есть в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

 

1.5. Электронная коллекция.

Конспекты лекций преподавателя по каждой теме.

 

1.6. Набор видео и аудио материалов.

1. Гандакас Р. Учимся выступать публично: Видеокурс, 2005г. (виртуальный тренинг с общим хронометражом 130 минут; фильм записан в формате DVD и может воспроизводится на DVD- плеере или компьютере.)

2. Гандакас Р. Камасутра для оратора: Аудиокнига. – М.: издательство «Олимп-бизнес»,, 2005 (аудиокнига записана в формате МП3, продолжительность записи-4 часа)

3. Попов Д., Толмачев Н. Супер память (методы запоминания): Видеокассета- М.:»Эврика фильм», 2005 г.

4. Видеорепетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. ООО «Уральский электронный завод», 2005 г. (3123 тестовых задания).

 

2. Методические рекомендации преподавателю.

Дисциплина «Юридическая риторика» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла. Она преподается студентам первого курса, имеющим опыт учебной коммуникации только в рамках средней общеобразовательной школы.

Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание лекционных и практических занятий, а также самостоя­тельной работы студентов над учебным материалом. Как на лекциях, так и при проведении практических занятий предполагается использование интерактивных технологий обучения.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.

В процессе преподавания дисциплины «Юридическая риторика» используются такие методы: активная (проблемная) лекция; лекция-визуализация; деловая игра (темы № 5, 6); дискуссия (тема № 12); тренинг (темы № 10, 11, 13); анализ конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность – в процессе каждого практического занятия.

Отбор теоретического и практического материала производится в соответствии с профессиональными запросами обучаемых: стратегия и тактика речевого поведения в зависимости от целей и условий профессиональной коммуникации, формирование гибко­сти речевого поведения в зависимости от типа аудитории — собеседника. В качестве иллюстрационного материала используются тексты и видеофраг­менты выступлений современных российских государственных и политиче­ских деятелей, юристов.

При проведении лекций рекомендуется использовать приемы диалогиза­ции речи, взаимодействия с аудиторией при помощи проблемных вопросов, ситуационного анализа. Включение видеоматериалов (фрагментов телевизи­онных передач, эпизодов художественных фильмов) позволит усилить эф­фект наглядности.

Практическое занятие состоит из нескольких учебных модулей: А. Теоретические вопросы; Б. Практические задания, где происходит обсуждение и оценка риторической техники по схеме, предложенной в разделе «Самостоятельная работа студентов»; В) ре­чевой тренинг. При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов целесообразно подчеркнуть положитель­ные черты индивидуального стиля речи, дать рекомендации по дальнейшему совершенствованию техники публичного выступления.

Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседова­ния. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению дис­циплины.

К практическому занятию каждый студент выполняет домашнее задание: разрабатывает развернутый план устного выступления по избранной им теме и готовится к его защите в студенческой аудитории. В отличие от других, студенты очной формы обучения в обязательном порядке должны выступить с публичной речью на одном из практических занятий (по согласованию с преподавателем), с последующим обстоятельным риторическим анализом итогов выступления в учебной группе. При этом преподаватель должен по «свежим следам» дать студенту конкретные рекомендации по совершенствованию своего ораторского мастерства, последующей самостоятельной работе над изучением дисциплины. В инициативном порядке студенты могут подготовить реферат и выступить с ним на практическом занятии. Желательно предварительно представить текст реферата преподава­телю для ознакомления.

Лекции нацелены на систематизацию основных научных знаний по дисциплине. В целом преподавание дисциплины должно иметь четко выраженную практическую направленность. Значительная часть времени выделяется на формирование коммуникативно-речевых навыков студентов.

В этих целях на практических занятиях заслушиваются и обсуждаются планы - конспекты публичных выступлений, решаются риторические задачи, выполняются упражнения по развитию у обучаемых ораторского голоса, навыков правильной жестикуляции и мимики, поиска оптимальной позы при произнесении ораторской речи, выбора приемлемого стиля публичного выступления.

В процессе самостоятельной работы студенты должны изучить основную и дополнительную литературу по дисциплине, проработать тесты для самостоятельного контроля знаний. Особое внимание студентам следует уделить постоянной работе по развитию у себя навыков и умений устной речи. С этой целью каждым студентом должны широко использоваться выступления на практических занятиях в университете по всем учебным дисциплинам, практические выступления перед различными аудиториями.

В процессе преподавания и изучения дисциплины целесообразно использовать текущий, предварительный и итоговый контроль над успеваемостью студентов.

Текущий контроль присутствия студентов на лекциях и уровня усвоения их содержания может осуществляться посредством сбора и анализа сформулированных ими в письменном виде проблемных вопросов. В начале лекции ставится задание: сформулировать не менее одного содержательного вопроса проблемного характера, по поводу освещенного в ней материала, поставленных на занятии научных проблем, изложенных концепций.

Необходимость выполнить задание такого рода ставит студента в ситуацию внутреннего диалога с преподавателем, концентрирует внимание на содержательных моментах лекции и активизирует процесс усвоения учебного материала.

Уместность поставленных вопросов, научная корректность их формулировок, глубина проникновения в проблемное поле дискуссии дают достаточное основание для суждений о степени овладения содержанием учебной дисциплины и успешности продвижения студентов к намеченному результату.

В целях усиления текущего контроля над успеваемостью обучаемых целесообразно проведение контрольных летучек по пройденному материалу на практических занятиях. Одной из дополнительных форм текущего контроля могут быть индивидуальные собеседования консультативного характера, проводимые со студентами, испытывающими затруднения в усвоении дисциплины или по инициативе преподавателя не вполне удовлетворенного участием студентов в учебном процессе.

Предварительный контроль качества усвоения дисциплины студентами осуществляется на последнем практическом занятии перед зачетом, где студенты выступают с устной речью разных жанров.

По его итогам преподаватель дает предварительную оценку знаниям, навыкам и умениям слушателей по дисциплине.

Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в устной форме по вопросам зачета, представленным в настоящем учебно-методическом комплексе. Зачет может проводиться в форме их обсуждения студентами по указанию преподавателя или по заранее подготовленным вопросам. В исключительных случаях (при наличии большого количества студентов в аудитории), по согласованию с управлением образовательной политики университета, зачет разрешается проводить в письменной форме с использованием тестов.

3. Методические рекомендации студенту

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Юридическая риторика» является самостоятельная работа. Чтение вслух, артикуляционная и дыха­тельная гимнастика помогут улучшить технику речи. Просмотр новостных программ ТВ, анализ периодической печати обеспечат актуальным и зло­бодневным практическим материалом, позволяющим критически оценивать приемы воздействия на читателя (слушателя).

В процессе организации самостоятельной работы большое значение име­ют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальными, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей мож­но ознакомиться на кафедре. При подготовке к практическим занятиям студен­там необходимо проработать рекомендованную преподавателем литературу и выполнить предложенные задания в разделе Б плана практических занятий.

Особое внимание следует обратить на подготовку к зачету, поскольку от­четной формой по изучению дисциплины является составление устной речи разных жанров и выступление перед ауди­торией (группой).

При этом оценивается соответствие жанровым особенностям, наличие удачно примененных риторических приемов, потенциал взаимодействия с аудиторией.

Самостоятельную работу по освоению дисциплины целесообразно начи­нать с изучения настоящего УМК, который содержит рабочую учебную программу по дисциплине, основные требования к зна­ниям, умениям, навыкам студентов, с ознакомления с разделами и темами в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить соответствующий материал в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя по мето­дике работы, данных в ходе установочных занятий.

Для написания зачетной публичной речи следует воспользоваться материалами из раздела 5 (5.3.) настоя­щего УМК. Студентам предложены три варианта:

Вариант 1. Написать текст для публичного выступления на тему «Портрет выдающейся личности».

Вариант 2. Подготовить публичную речь.

Вариант 3. Проанализировать публичную речь (фрагмент — 1,5 стр.).Подготовка реферата (от лат. “referre”: докладывать, сообщать) монографии: освоение курса предполагает написание реферата монографии из списка рекомендованной научной литературы. Студенты должны знать, что реферат – это текст, представляющий собой продукт реферирования – сжатого изложения содержания некоторого текстуального материала (текстуальных источников: книг, брошюр, статей, и др.) Излагать можно целиком или фрагментарно, поодиночке или в комплексе.

Необходимые требования для студента: научиться выбирать из авторского текста суть. Понять, как исследователь следует выбранной теории и методу, как выстраивает логику своего текста, и точно воспроизвести эту логику в реферате. Объем реферата не более 10 страниц. Требования к оформлению реферата стандартные.

Кроме того, студент должен написать реферат на одну из предложенных тем. Реферат, как краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких библиографических источниках, требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить анализ изучаемого материала, делать практические выводы, находить темы для возможных дискуссий.

Учебный реферат является частным случаем научного реферата, составляемого:

· с вспомогательной целью: компактизация некоторого текстуального материала для удобства использования его в исследовательской работе;

· с исследовательской целью: выборка информации по исследуемой теме из некоторого текстуального материала.

Научный реферат, традиционно выступающий частью исследовательского процесса, характеризуется большей или меньшей новационностью (получение нового знания). Учебный реферат не ориентирован на новационность, последующее использование его научной общественностью, но выступает самодостаточным произведением, выполняемым преимущественно с тренинговой целью: формирует научно-текстуальную грамотность, развивает логико-конструктивную способность мышления, его скорость, информационную базу у студента.

В связи с этим, учебный реферат призван четко решать стоящую перед ним задачу: раскрытие темы реферата через изложение основных идей, тезисов, сюжетов реферируемых текстов; выполняться в соответствии с установленными правилами.

Оформление реферата

Ориентировочный объем реферата – 15-20 страниц. Объем реферата – не самоцель, но воплощение успешно выполненной работы, т. е. полноценно раскрытой темы реферата. Студенту не следует "гнаться за объемом" составляемого им реферата, прибегать к обширным описаниям, но, имеет смысл стремиться к тщательной "фильтрации", компактизации, иерархизации своих мыслей с последующим их кратким, емким изложением, к цитированию наиболее значимых, информативных фрагментов изучаемых текстов, активному использованию схем, таблиц.

Текст реферата выполняется:

посредством компьютера: 14 кеглем с одинарным интервалом;

Титульный лист реферата включает в себя следующую необходимую информацию:

название учебного заведения;

название факультета;

название кафедры;

название (тему) реферата;

ФИО автора;

номер группы;

ФИО, должность проверяющего;

место и год издания.

Тема реферата.

Работа над рефератом начинается с выбора студентом темы реферата – "вектора", задающего направление работы над рефератом, тезиса, который должен быть раскрыт содержанием реферата. Например: «Искусство ли риторика?» или «Риторика похвалы».

Для того чтобы тема реферата не воспринималась формальной, студенту имеет смысл в процессе освоения материала курса найти в нем моменты, вызывающие у него наибольший интерес, связать с ними тему своего реферата.

При выборе темы реферата возможны два варианта:

- выбор темы из заданного перечня тем для самостоятельного освоения;

- самостоятельный выбор темы: в этом случае студенту следует согласовать тему с преподавателем.

Содержание реферата.

ПЛАН реферата включает в себя

Введение.

Основную часть.

Заключение.

В основной части можно выделить несколько параграфов, в зависимости от содержания темы.

Затем необходимо составить список использованной литературы, в который включается не менее пяти наименований литературы, расположенных в алфавитном порядке.

Все виды учебной работы выполняются точно в сроки, предусмотренные программой обучения.

 

4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы

Общие критерии оценки знаний студентов следующие:

· Посещение студентом всех занятий и активное в них участие.

· Работа студентов на практических занятиях оценивается с точки зрения инициативности, степени участия в групповой работе и ее презентации, постановки и поиска ответов на проблемные вопросы.

· Выполнение реферата по одной из предложенных тем. Учитываются презентационные навыки студента, контакт с аудиторией. Чтение с листа не представляет интереса в качестве сообщения.

· Подготовка реферата монографии (студенты готовят реферат монографии из списка рекомендованной литературы или заявленный студентом).

· Составление устной речи разных жанров и выступление перед ауди­торией Чтение с листа в зачет не идет!

Итоговый контроль знаний:

Зачтено – выставляется студенту, показавшему знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы, выступившему с речью на итоговом занятии.

Не зачтено - с тудент не получает зачет, если в течение семестра не выполнил вышеизложенные требования.

 

5. Фонды оценочных средств

 

5.1. Тематика рефератов

3. Риторика и демократия.

4. Риторика как метанаука.

5. Историческая судьба риторики как науки.

6. Особенности современного красноречия.

7. Проблемы общения в неориторике.

8. Искусство ли риторика?

9. Аудитория как главное звено риторики. Риторика как управление поведением адресата.

10. Понятие технологии. Информационная технология. Коммуникативная технология.

11. Имиджсоставляющий фактор в риторике. Методики формирования имиджа.

12. Риторика харизматической личности.

13. Виды подготовки к выступлению, их преимущества и недостатки.

14. Психолого-риторические особенности успешного публичного выступления.

15. Выразительные средства речи: фигуры, тропы, поэтический материал.

16. Софистика, софисты, софизмы.

17. Два риторических направления Древней Греции.

18. Учение Сократа.

19. Риторические труды Платона.

20. «Поэтами рождаются, ораторами становятся» (Цицерон).

21. Эристика в античности.

22. Риторический идеал эпохи Возрождения.

23. Риторические идеи эпохи Просвещения.

24. Агитационное и митинговое красноречие времён Французской революции.

25. «Краткое руководство к красноречию…» М.В. Ломоносова.

26. Судебное красноречие в античности.

27. Ораторское искусство А.Ф. Кони.

28. Ф.Н. Плевако – выдающийся судебный оратор XIX века.

29. «Искусство речи на суде» П. Сергеича.

30. Выдающиеся судебные ораторы современности.

31. Конфликтология об общении.

32. Риторические проблемы лингвоэтологии.

33. «Цветы красноречия».

34. Гендерный аспект общения.

35. Черная риторика.

36. Манипулятивная риторика.

37. Субординационное общение.

38. Деловое общение.

39. Выступление перед телекамерой.

40. Как давать интервью.

41. Особенности общения с аудиториями разных видов.

42. Как устанавливать контакт с собеседником.

43. Язык мой – враг мой (проблема речевой агрессии).

44. Язык поз, мимики, жестов.

45. Русский речевой этикет.

46. Традиции судебных прений.

47. Искусство слушания в юридической практике.

48. Логический аспект спора.

49. Поведенческий аспект спора.

50. Самые яркие выступления в судебных процессах современности.

51. «Забытые» приемы российской адвокатуры и применимость американского опыта.

52. PR-сопровождение судебного процесса. Основные особенности эффективного взаимодействия с прессой в ходе разбирательства.

 

 

5.2. Перечень вопросов к зачету

1. Предмет, структура, содержание риторики как науки.

2. Сила слова и особенности современного красноречия.

3. Историческая судьба риторики как науки.

4. Риторика как искусство.

5. Афористика о красноречии, убеждении, качествах речи.

6. Основные этапы подготовки публичной речи (риторический канон).

7. Риторические категории убеждения (логос, пафос, этос).

8. Черты русского риторического идеала.

9. Софисты как родоначальники ораторского искусства.

10. Риторический идеал Сократа и Платона.

11. Аристотель и его теория красноречия.

12. Демосфен как выдающийся оратор Древней Греции.

13. Риторический идеал Цицерона.

14. «Риторические наставления» Квинтилиана.

15. Развитие риторики в Европе в Средние века.

16. Риторика в Европе в эпоху Возрождения.

17. Смена риторических идеалов в Новое время.

18. История риторики в России.

19. Принципы классификации родов красноречия.

20. Академическое красноречие.

21. Ораторское мастерство одного из российских учёных.

22. Социально-политическое красноречие.

23. Риторический портрет одного из политических деятелей.

24. Социально-бытовое красноречие.

25. Характеристика приветственных, прощальных, торжественных речей.

26. Духовное красноречие; гомилетика.

27. История судебного красноречия в античности.

28. Расцвет русского судебного красноречия.

29. Ораторское мастерство одного из судебных деятелей России.

30. Профессиональная сфера общения следователя.

31. Коммуникативные умения и навыки следователя.

32. Общение в юридической практике как разновидность делового общения.

33. Деловой и речевой этикет следователя.

34. Понятие о речевой деятельности.

35. Условия эффективной речевой коммуникации.

36. Принципы общения Грайса.

37. Качества воздействующей речи.

38. Невербальные средства общения.

39. Речевое поведение следователя во время беседы.

40. Типы собеседников, особенности общения с ними.

41. Речевое поведение следователя во время консультации.

42. Речевое поведение следователя во время опроса (допроса).

43. Речевое поведение следователя во время совещания.

44. Речевое поведение следователя в процессе деловых переговоров.

45. Речевое поведение следователя в телефонном общении.

46. Назначение и отличительные черты судебной речи.

47. Соотношение форм монологической и диалогической речи в судеб-

ных выступлениях.

48. Стилистическая характеристика судебной речи.

49. Характеристика обвинительной речи.

50. Характеристика защитительной речи.

51. Структура доказательства в судебной речи.

52. Аргументация в судебной речи.

53. Логические приёмы убеждения.

54. Психологические приёмы убеждения.

55. Приёмы опровержения в судебной речи.

56. Композиция судебной речи.

57. Роль вступления и заключения в судебной речи.

58. Психологические основы судебного красноречия.

59. Этико-эстетические основы судебного красноречия.

60. Требования к поведению судебного оратора.

 

5.3. Задания для самостоятельной работы

Вариант 1. Написать текст публичного выступления на тему «Портрет выдающейся личности».

1. Выбрать вид красноречия.

2. Представить аудиторию: возраст, профессия, социальный статус и пр.

3. Сформулировать цель выступления в зависимости от жанра: торжествен­ная, траурная, гневная, обличительная, поздравительная, хвалебная и пр.

4. Подготовить содержание речи.

4.1. Вспомнить историко-культурные условия, в которых формирова­лась личность.

4.2. Подобрать факты биографии, определившие и раскрывающие:

а) становление характера;

б) выбор жизненного пути.

4.3. Вспомнить наиболее значительные деяния личности, оставившие след в истории, судьбе народов и стран, практическую деятель­ность персоны.

4.4. Выбрать яркие высказывания соратников и противников, харак­теризующие мировоззрение личности.

4.5. Выбрать высказывание личности о себе.

5. Определить основной способ композиции (хронологический или ис­кусственный), расположить информацию.

6. Составить тематические блоки (3) и тезисы выступления (в каждом блоке 1-2 тезиса).

7. Продумать связки между частями выступления и переходы.14

8. Использовать риторические фигуры (2-3 фигуры мысли, 2-3 фигуры речи), представляющие демонстрацию и пафос выступления.

9. Продумать вступление и заключение речи, обращение к аудитории для поддержания внимания и этикетные формулы.

В качестве образца предлагается текст «Памяти Д. С. Лихачева»

«Друзья! Несколько лет прошло с того дня, когда с нами не стало замечательного человека, выдающегося ученого Дмитрия Сергеевича Лиха­чева. И хотя годы успокаивают горе, невосполнимая утрата и по сей день тревожит наши души.

„Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспом­нить“. Так говорил он, и так он жил. Эти слова, ставшие девизом его жиз­ни, должны стать руководством на каждый день для каждого из нас.

Дмитрий Сергеевич родился 28 ноября (по старому стилю 15 ноября) 1906 года в Петербурге, в семье инженера. В 1923 году он окончил трудовую школу и поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук. В 1928 году окончил Ле­нинградский университет, защитив два диплома — по романо-германской и славяно-русской филологии. Но в 1928—1932 годах Лихачев был репрес­сирован за участие в научном студенческом кружке, арестован и отправ­лен в Соловецкий лагерь. В 1931—1932 годах находился на строительстве Беломорско-Балтийского канала и был освобожден «как ударник Белбалтлага с правом проживания по всей территории СССР». Тяжелые испытания, вы­павшие на его долю, не сломили, а, напротив, закалили характер этого пре­красного человека.

В 1941 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему „Новгород­ские летописные своды XII века”. В осажденном фашистами Ленинграде Лихачев, в соавторстве с археологом Тихановой, написал брошюру „Оборо­на древнерусских городов“, которая появилась в блокадном 1942 году. Надо ли говорить, сколь актуальной была на тот момент тема исследования, какую роль она сыграла в научном мире? В 1947 году Дмитрий Лихачев защитил докторскую диссертацию, на этот раз тема звучала так: „Очерки по истории литературных форм летописания XI—XVI вв.”.

Послевоенные годы принесли Лихачеву всемирную славу и заслуженное уважение. В 1953 году он становится членом-корреспондентом Академии наук СССР, а затем и членом академий наук ряда зарубежных государств: Болгарской (1963), Австрийской (1968), Сербской (1972), Венгерской (1973). Кроме того, он становится почетным доктором ряда университетов: Торуньского (1964), Оксфордского (1967), Эдинбургского (1970). Однако все это не сделало Лихачева напыщенным и оторванным от жизни мудрецом. Напротив, Дмитрий Сергеевич живо интересовался всем происходящим, его волновали не только вопросы теории и методологии литературы, но и реаль­ная жизнь простых россиян.

Надеясь быть полезным, Дмитрий Сергеевич в 1989 году стал народным депутатом СССР. Однако политика и наука — разные вещи. Истинному 15

интеллигенту сложно участвовать в политических баталиях, которые редко делаются в белых перчатках. И тем не менее Дмитрий Сергеевич Лихачев оказал огромное влияние на формирование политических свобод и развития демократии в России.

Дмитрий Лихачев считал, что каждый вне зависимости от своей профес­сиональной принадлежности должен участвовать в общественной жизни. И даже ученые должны не только развивать науку, но и жить интересами про­стых людей. „Ученые не всегда бывают интеллигентны, — писал он. — Не­интеллигентны они тогда, когда, слишком замыкаясь в своей специальности, забывают о том, кто и как может воспользоваться плодами их труда. И тогда, подчиняя все интересам своей специальности, они жертвуют интересами лю­дей или культурными ценностями. Основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода — свобода как нравственная категория. Не свобо­ден интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли“.

Проходят часы, дни, недели, пройдет еще не одно десятилетие, а эти слова останутся столь же актуальными, как и сегодня. Каждый из нас, стре­мясь стать более совершенным, может обратиться к трудам Дмитрия Сер­геевича и найти ответы на многие интересующие вопросы. Все творческое наследие Лихачева — это завещание потомкам, и от того, насколько чутко все мы воспримем эти советы, зависит не только будущее каждого из нас, но и будущее всей мировой цивилизации. Так что, друзья, выбор за нами!»

Вариант 2. Подготовить публичную речь для зачета.

1. Выбрать актуальную тему.

2. Выбрать род и жанр красноречия.

3. Составить план выступления.

4. Сформулировать тезисы.

5. Выстроить аргументацию.

6. Продумать композицию.

7. Продумать зачин и концовку.

8. Использовать риторические фигуры.

9. Продумать приемы удержания внимания аудитории.

Вариант 3. Проанализировать публичную речь (фрагмент — 1,5 стр.), используя приведенный ниже примерный план.

1. Инвенцио. Целеустановка речи (проинформировать, развлечь, вооду­шевить, убедить, призвать к действию и т. д.). Основная тема, тезисы речи. Топосы. Аргументация, виды аргументов.

2. Диспозицио. Жанрово-композиционные особенности речи (искусствен­ная, хронологическая, рамочная). Композиция речи (зачин, вступление, основ­ная часть — доказательства и опровержения — и заключение; концовка).

Коммуникативные тактики оратора — начало и конец выступления, рас­пределение информации в тексте, динамика повествования, авторизованность (выраженность авторского «я»), выраженность логических и других связей между высказываниями.16

3. Элокуцио.

3.1. Жанровая принадлежность речи и признаки функциональных раз­новидностей языка:

а) черты научного стиля — объективность, аргументирован­ность, употребление специальных терминов, цитирование, ссылка на авторитеты, информативность, однозначность, употребление отглагольных существительных, причастных и деепричастных оборотов, прямой порядок слов;

б) черты публицистического стиля — смешение слов разной стилистической окраски, повышенная экспрессия, языковая игра, сленг, употребление заимствованных слов, цитирование источни­ка информации, риторические фигуры;

в) черты официально-делового стиля — сухость и безличность изложения, модальность долженствования, протокольная лексика или синтаксис, использование отглагольных существительных и расще­пленных сказуемых, страдательного залога, причастных и деепричаст­ных оборотов, ссылка на статьи закона, аббревиатуры, перечисление;

г) черты разговорной речи — эллипсис, сокращение слов, использование разговорных выражений, неполные и назывные предложения, инверсия; черты языка художественной литера­туры — высокая степень образности, наличие изобразительно-выразительных средств языка, выполняющих эстетическую функцию, элементы языковой игры.

3.2. Уровень текста: синтаксис, структура предложений, риторические фигуры: фигуры мысли и фигуры речи (см. раздел 12 «Словарь основных риторических фигур»).

3.3.Уровень слова: лексика, фразеология, изобразительные средства языка — тропы. Слова в прямом и переносном значении, синони­мы, антонимы, однокоренные слова; слова высокой, простореч­ной или экспрессивной окраски; устаревшие и заимствованные слова, окказионализмы, неологизмы, термины, штампы, клише, профессиональный жаргон, сленг; фразеологизмы, устойчивые словосочетания; языковая игра; употребление слов и выражений в переносном значении (тропы): эпитет, олицетворение, сравне­ние, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, периф­раз, антономазия, оксюморон, ирония и т. д.

4. Структура коммуникативной ситуации в тексте/речи.

4.1. Говорящий (кто адресант).

4.2. Слушающий (кто адресат).

4.3. Отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим то­нальность общения (официальная — нейтральная — дружеская).

4.4. Цель выступления.

4.5. Вербальные и невербальные средства общения (язык или его под­система — диалект, стиль, а также паралингвистические сред­ства — жесты, мимика).17

4.6. Способ общения (устный/письменный, контактный/дистантный).

4.7. Место общения.

5. Образ оратора.

5.1. Логос — отношение к теме выступления, степень эрудированно­сти, подготовленности, степень доказательности суждений. Топи­ка речи, аргументированность речи.

5.2. Этос — отношение автора к теме (предмету речи), выраженность мировоззрения и жизненной позиции, ценностная и прагматиче­ская ориентированность речи на аудиторию.

5.3. Пафос — эмоциональность, использование психологических приемов воздействия; умение продуктивно и эффективно воз­действовать на мотивы, потребности, цели, интересы, ожидания аудитории.

 

5.4. Тестовые задания для текущего контроля

1. Риторика возникла в:

а) V–IV вв. до Рождества Христова;б) I в.;в) XIII в.;г) XIX в.

2. Основоположником риторики как науки считают:

а) Сократа; б) Демосфена; в) Аристотеля; г) Цицерона; д) Спинозу.

 

3. Городская площадь в Древнем Риме, на которой граждане выбирали органы власти, решали вопросы законодательства, городского и общественного управления и т.д. – это:

а) Агора; б) Форум; в) Колизей; г) Майдан; д) Олимп.

 

4. Современная общая риторика – это:

а) искусство говорить правильно и красиво;

б) искусство оказывать на слушателей необходимое оратору психологическое воздействие;

в) наука о превращении мысли в речь и речи в мысль;

г) теория и практика коммуникации;

д) синтез психологии и филологии;

е) культура речи;

ж) средство разрешения служебных и бытовых проблем.

 

5. Человек мыслит:

а) словами, создавая на их основе образы-картинки явлений внешнего и внутреннего мира;

б) образами, облекая их затем в слова;

в) образами без слов.

 

6. Мысль (идея) – это:

а) словесный пакет, организованный по правилам грамматики соответствующего языка;

б) отражение глубинных интересов, желаний или эмоций субъекта;

в) цепь образов, сменяющих друг друга в сознании субъекта;

г) реакция на явления внешнего мира.

 

7. Литературным языком принято считать:

а) язык, состоящий из специальных терминов;

б) нормативный язык, соответствующий установленным правилам;

в) язык, применяемый в средствах массовой информации.

 

8. Не является видом словесности:

а) фольклор; б) ораторская проза; в) пафос; г) эпистолография; д) публицистика.

 

9. Раздел языкознания, изучающий функционально-смысловые типы речи:

а) лексика; б) стилистика; в) фразеология; г) морфология.

 

10. Речевое событие (обмен идеями при помощи слов) включает:

а) речевое поведение;

б) речевую фигуру;

в) речевую конструкцию;

г) речевой оборот.

 

11. Смысловое поле темы устного выступления определяется:

а) общей целью выступления;

б) конкретной целью выступления;

в) содержанием темы; г) речевой ситуацией; д) эрудицией оратора;

е) запросами аудитории.

 

12. Ранжирование элементов речевого материала – это:

а) определение их подлинного смысла;

б) определение порядка их изложения в выступлении;

в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;

г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей;

д) оценка их достоверности.

 

13. Эскиз речи – это:

а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;

б) предварительный план выступления;

в) структурно-смысловой каркас темы;

г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и при-

ведению во взаимную связь.

 

14. Завершающий этап построения, на котором ритор создает текст высказывания:

а) заключение;

б) рекапитуляция;

в) элокуция.

 

15. Какая форма концовки выступления соответствует дедуктивному методу доказательства?

а) призыв к аудитории;

б) повторение основных тезисов выступления;

в) вывод на основе логики умозаключений;

г) приглашение аудитории к дискуссии.

 

16. Что из перечисленного не является формой произнесения речи?

а) чтение текста;

б) воспроизводства текста по памяти;

в) импровизация;

г) внутренний монолог.

17. Чем важнее содержание, тем речь более:

а) сдержанна;

б) напряженна;

в) эмоциональна;

г) тороплива.

 

18. Изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющих позиции участников общения – это:

а) описание;

б) рассуждение;

в) повествование.

 

19. Расположение членов предложения в особом порядке, изменяющем прямой порядок слов, с целью усилить их выразительность – это:

а) инверсия; б) антитеза; в) эпифора; г) параллелизм.

 

20. Топ «причина и следствие» имеет особое значение в речи:

а) эмоционально-художественной;

б) научной;

в) агитационной;

г) юридической;

д) публицистической.

 

21. Сравнение – это:

а) троп, с помощью которого одно выражение заменяется другим;

б) намеренное преувеличение свойств объекта речи;

в) преувеличение каких-либо свойств или качеств описываемого предмета;

г) сопоставление двух явлений для пояснения одного при помощи другого.

 

22. Тропы количества подразделяются на две противоположные разновидности:

а) метафора и ирония;

б) метафора и гипербола;

в) гипербола и метонимия;

г) гипербола и мейозис.

 

23. Внутренние топы подразделяются на три группы:

а) определения, соположения, обстоятельства;

б) определения, сопоставления, обстоятельства;

в) определения, сравнения, сопоставления.

 

24. К функциям риторических фигур относятся:

а) создание образов;

б) усиление образов, созданных иными речевыми средствами;

в) ценностное ранжирование идей;

г) логическая стыковка смысловых квантов и блоков.

 

25. Образцом какой фигуры эмоционального воздействия на слушателя являются строки А.С. Пушкина из стихотворения «В Сибирь»?

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа…

а) желание; б) усиление; в) восклицание; г) обращение.

 

 

26. Элокуция – это создание высказывания на уровне:

а) замысла; б) композиции; в) текста.

 

27. Не относятся к фигурам диалогизма:

а) антитеза; б) цитата; в) сообщение; г) предупреждение.

 

28. Избыточное употребление слов в речи – это:

а) оксюморон; б) антитеза; в) интерпретация; г) плеоназм.

 

29. Слова, обозначающие реалии прошлого – это:

а) историзмы; б) неологизмы; в) анахронизмы.

 

30. Уместность слова – это:

а) качество слова, отчасти противостоящее ясности;

б) соответствие способа выражения ситуации речи и ожиданиям аудитории;

в) соответствие речи движению мысли.

 

31. Главным индивидуальным признаком голоса является:

а) дикция; б) громкость; в) темп; г) тембр; д) тон.

 

32. Что из перечисленного не относится к средствам артикуляционной выразительности?

а) звучность и тон речи;

б) тембр голоса;

в) мимика и жестикуляция;

г) речевое дыхание.

 

33. Всякое телодвижение, с помощью которого подчеркивается значение произносимых слов, принято называть:

а) жестом;

б) обликом оратора;

в) мимикой;

г) пассом.

 

34. Диалог оратора со слушателями – это, прежде всего:

а) конструктивный обмен мнениями по ходу изложения темы;

б) оперативные ответы на вопросы аудитории;

в) духовный контакт оратора и публики;

г) полемика двух и более сторон по ходу выступления или после него.

 

35. Полемика – это:

а) спор для выяснения истины;

б) спор для обращения оппонента в свою веру;

в) спор для публичной победы над оппонентом;

г) спор ради удовольствия.

 

36. Основной вид митингового выступления – речь:

а) информирующая;

б) агитационная;

в) пропагандистская;

г) эмоциональная.

 

37. Речь используемая в непринужденных беседах со знакомыми,

в домашней обстановке принято считать речью:

а) разговорной;

б) художественной;

в) деловой;

г) книжной.

 

38. Показать оппонента несостоятельным и тем самым побудить аудиторию к разговору с ним, является целью:

а) разоблачения; б) критики; в) осуждения; г) высмеивания.

 

39. Речь, которую произносит оратор:

а) может быть неудачной;

б) всегда произносится с пафосом;

в) является разновидностью академического красноречия;

г) может произноситься с юмором;

д) всегда основывается на древних классических канонах.

 

40. Критерии успеха устного выступления:

а) являются субъективными со стороны оратора;

б) субъективны со стороны аудитории;

в) зависят от речевой ситуации;

г) имеют объективные параметры оценки.

 

41. Речь, в которой участвуют двое …

а) монолог; б) полилог; в) златоуст; г) диалог.

 

42. Научная литература начала развиваться в:

а) XV – XVI вв.; б) XI – XIII вв. в) XVII – XVIII вв. г) XIX – XX вв.

 

43. План речи составляется с учетом

а)личного интереса; б) интереса аудитории; в) инструкций вышестоящих лиц; г) личного интереса и инструкций вышестоящих лиц

 

44. Воспроизведение стиля другой эпохи и другого автора …

а) цитата; б) повтор; в) афоризм; г) стилизация

 

45. Речь, в которой говорит один участник …

а) диалог; б) полилог; в) оратор; г) монолог

 

46. Наш внутренний мир, наши мысли и чувства в ораторском искусстве прежде всего выражает

a) тело

b) жест

c) голос

d) манера держаться

 

47. Ступени композиции:

a) вступление и заключение

b) главная часть и заключение

c) сюжетная линия и заключение

d) экспозиция и кульминация

 

48. Перформатив – это

a) слово и выражение, которое будучи произнесенным в реальной речевой ситуации, само по себе является поступком

b) способ исполнения речевого акта

c) отношение знака языка к человеку

d) речевой акт

49. Эристика – это

a) совместное искание объективной истины

b) диалог вне диалектических правил

c) действие с объемом понятий

d) диалог по диалектическим правилам

 

50. Определение риторики как «способности находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» принадлежит

a) Аристотелю

b) Сократу

c) Цицерону

d) Квинтилиану

 

51. Знаменитый древнеримский ритор, адвокат, автор сочинения «Образование оратора»

a) Цицерон

b) Демосфен

c) Квинтилиан

d) Лисий

 

52. На Руси литературные произведения и тексты в виде проповедей и посланий называли …

a) словом

b) приветственной речью

c) лекцией

d) летописью

 

53. Тонкая насмешка, сатирический намек –

a) анекдот

b) ирония

c) басня

d) аллегория
54. Самый известный оратор Древней Греции …

a) Цицерон

b) Платон

c) Сократ

d) Демосфен

55. Если первая реплика диалога и вторая реплика диалога различны по форме и смыслу, то это …

a) диалог-унисон

b) диалог-различие

c) диалог-театр

d) показательная речь

 

56. В связи с бурным развитием электронных СМИ возрастает значение

a) проповеди

b) агитационной речи

c) радио- и телевизионной речи

d) лекции

 

57. Имя древнегреческого оратора, который избавился от врожденных дефектов речи тем, что репетировал свои выступления на берегу моря с камешками во рту

a) Демосфен

b) Демокрит

c) Софокл

d) Платон

 

58. Диалог, разделяющий аудиторию по пространству и времени, есть

a) литературный

b) судебная и совещательная речь

c) учебная речь

d) показательная речь

 

59. Этап намерения, когда говорящий решает, к кому будет обращена речь …

a) мотивация

b) подсознание

c) интенция

d) прогнозирование

 

60. Наиболее эффективный классификационный прием …

a) сравнение

b) уподобление

c) пример

d) объяснение

61. К симметричным видам речи относятся:

a) гомилетика, сценическая речь, массовая информация

b) эпистолы, документы, информатика, научная литература

c) фольклор, сценическая речь, документы

d) эпистолы, гомилетика, фольклор

 

a) 62. Движение рук и кистей, любое телодвижение с целью подчеркнуть значение слов

a) поза

b) манера

c) жест

d) контакт

 

63. Имя крупнейшего древнеримского оратора, автора книги «Об ораторе»

a) Цицерон

b) Ликург

c) Сократ

d) Аристотель

 

64. Тривиальность, неуместность, многословие означают

a) типичные ошибки правил для слушающего

b) присутствуют при подготовке любой речи

c) типичные ошибки правил для говорящего

d) составляющие части осторожности

 

65. Замена какого-либо слова описательным оборотом …

a) эллипс

b) перифраз

c) солецизм

d) троп

 

66. Основа древнерусского красноречия –

a) литература

b) античная риторика

c) народные традиции

d) философия

 

67. Физиологические эмоции можно вызвать

a) речевой оценкой

b) речевым контактом

c) выбором слов

d) образно-логическим содержанием речи

 

68. Первый учебник риторики на русском языке был написан

a) Феофаном Прокоповичем

b) Ломоносовым М.В.

c) Мерзляковым А.Ф.

d) Рижским И.С.

 

69. Общий мелодический склад речи или его рисунок называется

a) тембром

b) ритмом

c) интонацией

d) дикцией

 

70. Факты в цифрах, подвергающиеся сравнению …

a) примеры

b) сравнение

c) определение

d) статистика

 

71. Краткое замечание, комментирующее текст выступления …

a) парадокс

b) инверсия

c) антитеза

d) реплика

 

72. В основу первой русской «Риторики» положен

a) сочинение Цицерона «Брут, или о знаменитых ораторах»

b) «Диалоги» Платона

c) «Риторика» Аристотеля

d) перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона

 

73. Понятия «общая риторика» и «частная риторика» возникли в

a) XVIII в.

b) IV в. до н. э.

c) I в. н. э.

d) XIX в.

 

74. Принятый обществом порядок поведения называется

a) этикетом

b) этикой

c) регламентом

d) общежитием

 

75. Логос речевых коммуникаций – это

a) отношения между классами речедеятелей

b) намерение произвести речью определенный эффект

c) система общих мест, которые восстанавливаются по содержанию текстов, представляющих данный вид словесности

d) естественное непререкаемое суждение

 

76. Обеспечивает соответствие действительности в речи

a) эмоциональность

b) логичность

c) активность

d) выразительность

 

77. Внешний вид оратора должен отвечать требованиям

a) слушателей

b) времени

c) личным

d) вкуса

 

78. Сиюминутная фиксация реального факта – это

a) ссылка на научное доказательство

b) вещественный пример

c) мыслительный эксперимент

d) контекстно-определенный пример

 

79. Области ораторской практики делятся на

a) судебную, совещательную, показательную речь

b) гомилетику и ораторику

c) эристику, диалектику, софистику

d) проповедь, пропаганду, учебную речь

 

80. Игра слов на основе их многозначности …

a) аллегория

b) ирония

c) каламбур

d) метафора

 

81. Наука о законах правильного мышления – это

a) философия

b) логика

c) этика

d) риторика

 

82. Точность языковых средств в пределах нормы …

a) выразительность

b) эмоциональность

c) активность

d) ясность речи

 

83. В общении говорящее лицо называется

a) речевиком

b) диктором

c) коммуникатором

d) редактором

 

84. Правила вежливости в беседе означают

a) отдать предпочтение своей речи перед речью собеседника

b) отдать предпочтение неречевым занятиям

c) отдать предпочтение беседе перед неречевым занятием

d) говорение предшествует слушанию

 

85. Составной элемент композиции …

a) экспозиция

b) место действия

c) вступление

d) завязка

 

86. Повторение включается в план

a) вступления

b) заключения

c) главной части

d) дополнительной части

 

87. Автором риторической системы, в основание которой положены четыре основные понятия – изобретение, расположение, словесное наполнение и исполнение речи, является

a) Аристотель

b) Квинтилиан

c) Цицерон

d) Потебня

 

88. Полная индукция – это

a) типичные и частные случаи, которые обобщаются выводом обо всей совокупности таких случаев

b) заведомо истинное суждение

c) исчерпывающий аргумент

d) использование фактов для выводов, исчерпывающих интересующее вас явление

 

89. Облегчает дыхание, подчеркивает кульминационные моменты речи

a) ударение

b) ритм

c) пауза

d) интонация

 

90. Всякий вид ораторской речи представляет собой единство

a) судебной, показательной, совещательной речей

b) ораторики и гомилетики

c) этоса, пафоса, логоса

d) судебной и показательной речей

91. Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится

Date: 2015-05-09; view: 1698; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию