Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике
Очная
Челябинск 2012 Содержание
1. Программа учебной дисциплины 1.1. Вводная часть 1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины Сегодня в связи с развитием информационных технологий успех в жизни человека во многом зависит от умения говорить и критически воспринимать сказанное. Социальная сфера предполагает речевые ситуации определенного типа и определенный репертуар речевых жанров, со своими способами аргументации, принципами композиции и словесными приемами. Ораторское мастерство – это речевая деятельность, которой можно овладеть, даже если у человека нет для этого особых данных. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависят его социализация, общественный успех, т.е. достижимость в жизни и деятельности. Коммуникативная компетенция - важная составляющая профессионализма современного специалиста. Юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. Владение устным и письменным словом становится существенным признаком деловой квалификации юриста. В связи с этим чрезвычайно актуальной представляется проблема риторического образования юристов. Цель дисциплины «Юридическая риторика» – способствовать развитию коммуникативных умений юриста в практике публичных выступлений. Отсюда задачи курса: · сформировать представление о риторике в совокупности всех ее составляющих, · представить сущность коммуникации, лежащей в основе риторики, дать представление о речи как инструменте эффективного общения, · дать представление о современных технологиях, применяемых в публичной убеждающей речи, · сформировать навыки подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.), · научить студентов преодолевать «ораторский страх», умело использовать в публичных выступлениях невербальные средства общения и акустические ресурсы звучащей речи, · познакомить с основами КР, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический); · раскрыть специфику судебной риторики. 1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Юридическая риторика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП, Б.1.В.2. Изучается дисциплина на первом курсе, базируется на знаниях, полученных в школе или колледже по русскому языку, истории, обществознании. Навыки и умения, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Юридическая риторика» могут быть применены в процессе изучения всех дисциплин ООП по направлению 030900.62 - Юриспруденция, так как они формируют речевую деятельность студента. 1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен Иметь представление: · об основных этапах становления риторики как науки; · о риторических взглядах выдающихся риторов и ораторов античности и · современности; · о целях, видах, компонентах, структуре речевой деятельности; · об основах эристики как полемического искусства; · о сущности русского риторического идеала. Знать: · жанрово-тематическую характеристику речей различных родов (академических, социально-политических, социально-бытовых, духовных); · историю и традиции русского судебного красноречия, правила построения и произнесения обвинительной и защитительной речи; · основные принципы организации устной речи в таких видах делового общения, как беседа, консультирование, совещание, переговоры, телефонный разговор; · логические, психолого-педагогические, этико-эстетические основы ораторского мастерства; · требования, предъявляемые к речи следователя; · условия эффективной речевой коммуникации; · способы убеждения в различных ситуациях делового общения; · правила речевого этикета. Уметь: · осознавать собственные цели, мотивы, интенции в различных речевых актах; · находить, отбирать, композиционно выстраивать материал при подготовке к публичному выступлению; · словесно оформлять свою речь с позиций ясности, понятности, чистоты, правильности, логичности, последовательности, богатства языковых средств, образности, выразительности; · эффективно владеть голосом, мимикой, жестами во время публичного выступления и в ситуациях межличностного общения; · взаимодействовать с аудиторией различного типа; · строить своё речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией, типом собеседника, собственным имиджем, предупреждая возникновение конфликтных ситуаций; · давать риторический анализ текстов судебных речей классиков, выступлений известных политиков, телеведущих, сокурсников; · владеть основными способами аргументации и приёмами опровержения в полемике; · корректно, в соответствии с правилами речевого этикета, вести себя в различных коммуникативных ситуациях; · распознавать манипулятивное речевое воздействие и достойно реагировать на него. Иметь навыки: · составления и редактирования текста речи; · публичного выступления перед аудиторией; · эффективного использования невербальных средств общения; · отбора аргументов при отстаивании собственной позиции; · ведения публичной дискуссии;
Дисциплина способствует формированию компетенций: а) общекультурных (ОК) выпускника ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», определяемых приказом ГОУ ВПО «ЧелГУ» № 508-2 от 06.06.2011 года · владеет культурой системного и творческого мышления, способен критически подходить к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владеет теорией и практикой решения интеллектуальных задач (ОК-1*); · обладает навыками эффективного общения и активного слушания, владеет русским языком, умеет логически верно, аргументировано, четко и ясно выражать мысли в устной и письменной форме, полностью осознавая смысл изложенного (ОК-2*); · обладает навыками развития интеллекта и профессионализма, нравственного самосовершенствования (ОК-3*); · обладает навыками сотрудничества, взаимопомощи, участия в командообразовании (эффективной работы в команде), умеет создавть и поддерживать творческую атмосферу в коллективе (ОК-5*); б) общекультурных компетенций (ОК) определяемых ООП ВПО по направлению подготовки 030900.62 - Юриспруденция: · осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); · владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); · способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); · обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); · стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); · способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); · способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); Дисциплина «Юридическая риторика» способствует формированию следующих профессиональных компетенций (ПК), предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030900.62 - Юриспруденция § способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); § способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); § владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); § способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, общий объем часов 72 в том числе: - лекции - 18 часов; - практические занятия - 18 часов; - самостоятельная работа – 36 часов. Форма контроля - зачет Семестр - 1.
Содержание дисциплины Тема 1. Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике. Предмет, структура, содержание риторики как науки. Широкое и узкое по- нимание предмета риторики. Роль слова в искусстве убеждать. Афористика о красноречии, убеждении, качествах речи. Историческая судьба риторики как науки. Классическая риторика и неориторика. Предмет и задачи изучения риторики в юридических вузах. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками. Риторика как искусство, её место среди других искусств. Date: 2015-05-09; view: 829; Нарушение авторских прав |