Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике





Очная

 

Челябинск 2012

Содержание

1. Программа учебной дисциплины  
1.1. Вводная часть  
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины  
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП  
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины  
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины  
1.3. Рабочая учебная программа  
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля  
1.3.2. Лекции  
1.3.3. Практические занятия  
1.3.4. Лабораторные работы  
1.3.5. Самостоятельная работа студентов  
1.4. Список литературы  
1.5. Электронная коллекция  
1.6. Набор видео и аудио материалов  
2. Методические рекомендации преподавателю  
3. Методические рекомендации студенту  
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы  
5. Фонды оценочных средств  
6. Словарь основных терминов  
7. Словарь основных риторических фигур  
8. Комплекс упражнений речевой гимнастики  

1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Сегодня в связи с развитием информационных технологий успех в жизни человека во многом зависит от умения говорить и критически воспринимать сказанное. Социальная сфера предполагает речевые ситуации определенного типа и определенный репертуар речевых жанров, со своими способами аргументации, принципами композиции и словесными приемами. Ораторское мастерство – это речевая деятельность, которой можно овладеть, даже если у человека нет для этого особых данных. Человек готов учиться красноречию, поскольку от этого зависят его социализация, общественный успех, т.е. достижимость в жизни и деятельности. Коммуникативная компетенция - важная составляющая профессионализма современного специалиста.

Юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. Владение устным и письменным словом становится существенным признаком деловой квалификации юриста. В связи с этим чрезвычайно актуальной представляется проблема риторического образования юристов.

Цель дисциплины «Юридическая риторика» – способствовать развитию коммуникативных умений юриста в практике публичных выступлений. Отсюда задачи курса:

· сформировать представление о риторике в совокупности всех ее составляющих,

· представить сущность коммуникации, лежащей в основе риторики, дать представление о речи как инструменте эффективного общения,

· дать представление о современных технологиях, применяемых в публичной убеждающей речи,

· сформировать навыки подготовки речи (умение выбирать и формулировать тему, определять цели выступления, составлять план, собирать материал, структурировать текст речи и т.п.),

· научить студентов преодолевать «ораторский страх», умело использовать в публичных выступлениях невербальные средства общения и акустические ресурсы звучащей речи,

· познакомить с основами КР, рассмотрев различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный и этический);

· раскрыть специфику судебной риторики.

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Юридическая риторика» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП, Б.1.В.2. Изучается дисциплина на первом курсе, базируется на знаниях, полученных в школе или колледже по русскому языку, истории, обществознании.

Навыки и умения, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Юридическая риторика» могут быть применены в процессе изучения всех дисциплин ООП по направлению 030900.62 - Юриспруденция, так как они формируют речевую деятельность студента.

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

Иметь представление:

· об основных этапах становления риторики как науки;

· о риторических взглядах выдающихся риторов и ораторов античности и

· современности;

· о целях, видах, компонентах, структуре речевой деятельности;

· об основах эристики как полемического искусства;

· о сущности русского риторического идеала.

Знать:

· жанрово-тематическую характеристику речей различных родов (академических, социально-политических, социально-бытовых, духовных);

· историю и традиции русского судебного красноречия, правила построения и произнесения обвинительной и защитительной речи;

· основные принципы организации устной речи в таких видах делового общения, как беседа, консультирование, совещание, переговоры, телефонный разговор;

· логические, психолого-педагогические, этико-эстетические основы ораторского мастерства;

· требования, предъявляемые к речи следователя;

· условия эффективной речевой коммуникации;

· способы убеждения в различных ситуациях делового общения;

· правила речевого этикета.

Уметь:

· осознавать собственные цели, мотивы, интенции в различных речевых

актах;

· находить, отбирать, композиционно выстраивать материал при подготовке к публичному выступлению;

· словесно оформлять свою речь с позиций ясности, понятности, чистоты,

правильности, логичности, последовательности, богатства языковых средств, образности, выразительности;

· эффективно владеть голосом, мимикой, жестами во время публичного

выступления и в ситуациях межличностного общения;

· взаимодействовать с аудиторией различного типа;

· строить своё речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией, типом собеседника, собственным имиджем, предупреждая возникновение конфликтных ситуаций;

· давать риторический анализ текстов судебных речей классиков, выступлений известных политиков, телеведущих, сокурсников;

· владеть основными способами аргументации и приёмами опровержения

в полемике;

· корректно, в соответствии с правилами речевого этикета, вести себя в

различных коммуникативных ситуациях;

· распознавать манипулятивное речевое воздействие и достойно реагировать на него.

Иметь навыки:

· составления и редактирования текста речи;

· публичного выступления перед аудиторией;

· эффективного использования невербальных средств общения;

· отбора аргументов при отстаивании собственной позиции;

· ведения публичной дискуссии;

  • анализа и самоанализа речевого поведения;

Дисциплина способствует формированию компетенций:

а) общекультурных (ОК) выпускника ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», определяемых приказом ГОУ ВПО «ЧелГУ» № 508-2 от 06.06.2011 года

· владеет культурой системного и творческого мышления, способен критически подходить к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владеет теорией и практикой решения интеллектуальных задач (ОК-1*);

· обладает навыками эффективного общения и активного слушания, владеет русским языком, умеет логически верно, аргументировано, четко и ясно выражать мысли в устной и письменной форме, полностью осознавая смысл изложенного (ОК-2*);

· обладает навыками развития интеллекта и профессионализма, нравственного самосовершенствования (ОК-3*);

· обладает навыками сотрудничества, взаимопомощи, участия в командообразовании (эффективной работы в команде), умеет создавть и поддерживать творческую атмосферу в коллективе (ОК-5*);

б) общекультурных компетенций (ОК) определяемых ООП ВПО по направлению подготовки 030900.62 - Юриспруденция:

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

· обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

· стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

· способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

· способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

Дисциплина «Юридическая риторика» способствует формированию следующих профессиональных компетенций (ПК), предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки 030900.62 - Юриспруденция

§ способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

§ способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

§ владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

§ способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

 

 

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы,

общий объем часов 72 в том числе:

- лекции - 18 часов;

- практические занятия - 18 часов;

- самостоятельная работа – 36 часов.

Форма контроля - зачет

Семестр - 1.

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Риторика как наука. Традиции и новаторство в риторике.

Предмет, структура, содержание риторики как науки. Широкое и узкое по-

нимание предмета риторики. Роль слова в искусстве убеждать. Афористика о

красноречии, убеждении, качествах речи. Историческая судьба риторики как

науки. Классическая риторика и неориторика.

Предмет и задачи изучения риторики в юридических вузах. Общая и частные риторики. Связь риторики с другими науками. Риторика как искусство, её место среди других искусств.

Date: 2015-05-09; view: 763; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию