Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и задачи курсаСтр 1 из 30Следующая ⇒
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАШИНОСТРОЕНИЯ Предмет и задачи курса Экономика машиностроения как научная дисциплина изучает формы проявления общих экономических законов, специфические закономерности развития. Экономические законы носят объективный, всеобщий характер, действуют вне зависимости от решений органов власти, например, закон сохранения и превращения энергии, законы денежного обращения, убывающей предельной полезности блага, спроса и предложения. Они существуют независимо от сознания людей, принципов, характеризующих главные свойства экономической системы или ее структурных образований. Игнорирование действия, например, объективного закона стоимости в свое время, когда не признавалось наличие товарного производства, а продукция распределялась по фондам, приводило к расширению сферы товарообмена, из экономических отношений выпадала сфера торговли и тем самым принижалась роль денег, денежного обращения. Процесс познания сущности понятия «экономика» имеет многовековую историю. Стремление человечества овладеть тайной природных явлений и возможностями человека влиять на них, изменять своим трудом постепенно становилось реальностью. И хотя слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение, смысл его более чем за два тысячелетия значительно обогатился. Это понятие приобрело большую содержательность, чем первоначально определил древнегреческий писатель и историк Ксенофонт, которого принято считать автором вошедшего во все языки мира термина. В деловом общении, производственной и управленческой деятельности, в повседневной работе, встречается множество сложных сочетаний вместе с понятием «экономика»: экономическая задача, экономическая интеграция, экономическая информация, экономическая конъюнктура, культура, политика, система, среда; экономические ресурсы, интересы, нормативы, законы, рычаги, реформы; экономический рост, потенциал, человек, эффект, цикл, кризис и многие другие. Отсутствие подобной лексики исключало бы всякую возможность осуществлять управление народнохозяйственным комплексом, отраслями, сферами, территориями, межгосударственное экономическое и торговое сотрудничество. По мнению профессора И.М. Бабука слово «экономика» имеет три разных значения, которые дополняют друг друга: - во-первых, экономика – это само хозяйство страны в широком смысле, совокупность всех субстанций материального и духовного мира, используемых обществом в целях обеспечения условий жизни и удовлетворения своих потребностей; - во-вторых, экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей; - в-третьих, экономику характеризуют как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг. В целом экономика, по мнению автора, совокупность перечисленных определений. Каждая наука имеет свой четко выраженный объект изучения. Объектом изучения экономики является общественное производство и складывающиеся производственные и экономические отношения людей в процессе воспроизводства материальных благ. Экономическим объектом дисциплины «Экономика машиностроения» является машиностроительное предприятие, отрасль. К определению предмета экономики научная мысль подходит избирательно, с учетом исторически складывающейся системы экономических отношений, общественно-экономического уклада. Поэтому выделяют несколько подходов к формированию предмета экономики. Долгое время считалось, что предметом экономической науки является выяснение причины роста материального благополучия общества. Об этом свидетельствует историческая работа английского ученого А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народа», которая была опубликована в 1776 году. В дальнейшем представление о предмете науки все более связывают с редкостью ресурсов, а, следовательно, их ограниченности, доступности для человека. Например, ограничены в нашей стране природные сырьевые ресурсы, редким ресурсом является время – в сутках всего 24 часа, продолжительность жизни человека также не столь велика. Вследствие ограниченности экономических ресурсов реальная экономика, социальная сфера не имеют возможности произвести необходимый объем материальных благ для удовлетворения потребностей общества. В свою очередь, потребности людей безграничны, удовлетворение одних вызывает новые, более высокие: духовные, физиологические, интеллектуальные, биологические, социальные, то есть возникает ситуация не насыщаемых потребностей, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях). В условиях, когда в рыночной экономике в каждый данный момент юридические и физические лица, все общество стремятся максимально удовлетворить многообразные материальные потребности, единственное, что может решить экономика в рамках экономической системы, добиться наиболее эффективного использования имеющихся в распоряжении страны ресурсов. Это обусловлено тем, что экономическая наука, как совокупность знаний, в условиях рынка позволяет принять решения и ответить на триединый вопрос: Что производить? Как производить? Для кого производить? Таким образом, предметом учебной дисциплины «Экономика машиностроения» является изучение конкретных форм проявления и использования объективных экономических законов на уровне первичного звена экономики, а также условий, под воздействием которых эти законы могут быть эффективными [2, с.11]. Основной задачей курса учебной дисциплины является изучение теоретических и практических вопросов экономики для приобретения необходимых знаний и опыта в области разработки экономических и организационных вопросов в курсовом и дипломном проектировании технологических процессов, оборудования, оснастки и прочих изделий машиностроения, подготовка высококвалифицированных, экономически грамотных инженерно-технических и хозяйственных кадров машиностроения. Важно, чтобы на машиностроительном предприятии не только экономисты, но и каждый инженер и специалист имели достаточные знания в области экономики производства продукции, умения проведения экономических расчетов, обоснования принимаемых управленческих решений. Инженер, работающий на предприятии, в акционерном обществе, фирме, в конструкторском бюро, в проектной организации, производственно-планирующем подразделении постоянно встречается с необходимостью оценки последствий принимаемых проектно-плановых, инженерно-технических, организационных и оперативных решений. В связи с этим научить экономически мыслить и умело использовать знания в практической деятельности – основная задача экономической подготовки инженера. Инженер-конструктор помимо общего экономического развития призван владеть методикой анализа и обоснования экономической эффективности технологических процессов, обеспечивающих экономию факторов производства, конструкции машин, станков, приборов, внедрения новой техники. Инженер-технолог, изучив курс экономики должен уметь обосновать преимущества новых прогрессивных технологических процессов, насколько они эффективнее, оценить социально-психологические условия их применения. Выполняя одновременно функции организатора производства, менеджера, инженер-технолог должен владеть основами научного управления технологическими службами, уметь создать благоприятный психологический климат в коллективе, санитарные и эстетические условия работы Инженер-исследователь должен владеть методикой экономического обоснования эффективности НИ и ОКР, системой управления и научной организацией труда персонала, участвующего в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Date: 2015-05-09; view: 697; Нарушение авторских прав |