Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







VI.6. Работа с начинающими спортсменами___________





Обучение начинающих теннисистов - это сложная задача, требующая искрен-
ности, любви к детям и обширных знаний. Нельзя выделить какой-либо на 100%
удачный, а тем более быстрый способ сделать из человека хорошего теннисиста.
Чтобы вырастить высококлассного спортсмена, помимо знаний и усилий со сто-
роны тренера, необходимо соблюдать последовательность и других условий - от
объективных до субъективных. При работе с начинающими теннисистами стрем-
ление вырастить новую звезду настольного тенниса не должно быть основной це-
лью. Нужно стремиться к тому, чтобы воспитать игрока, владеющего правильной
базовой техникой - таким образом, будет заложена здоровая основа для его
дальнейшего спортивного роста.

Настольный теннис относится к таким видам спорта, где на тренировку одно-
го игрока уходит большое количество времени. Чтобы вырастить спортсмена
среднего класса, необходимо тренировать его примерно 5-7 лет, но, конечно, это
не точные цифры. В любом случае можно говорить о некоторых временных рам-
ках и утверждать, что до того момента, как спортсмен достигнет высокого уровня
мастерства, понадобиться тренироваться долгое время.

Начиная работу с новичками, необходимо помнить о том, что даже несмотря
на хорошую организацию работы и максимальные усилия отвечающего за про-
цесс обучения тренера, на первом году обучения большое количество новичков
бросает занятия. То, что на первом году обучения в младших группах определен-
ное количество начинающих выбывает (часто это до 50% обучающихся), счита-
ется закономерностью. В этом факте нет ничего необычного, нельзя заинтересо-
вать настольным теннисом всех детей, а любая форма принуждения в итоге при-
водит к негативным эффектам. Часто родители настаивают на том, что их ребенок
в любом случае должен стать хорошим игроком - в такой ситуации для ребенка
будет лучше перестать заниматься настольным теннисом до того момента, как он
достигнет возраста, в котором дети могут начать вступать с родителями в кон-
фронтацию.

Поскольку на первом году обучения много начинающих выбывает, то целесо-
образно изначально набирать большую, чем того позволяет зал для тренировок,
группу. Таким образом, через относительно короткое время на тренировках оста-
нется оптимальное для данного помещения количество обучающихся.



На первом этапе обучения существует множество возможностей занять учени-
ков упражнениями вне стола, а также тренировкой с роботами - такая расстанов-
ка позволяет большому количеству начинающих спортсменов не мешать друг
другу и не скучать в зале.

Есть много различных мнений на тот счет, когда следует начинать тренировать
детей. Непреложным остается факт, что для приобретения хороших двигательных


254


настольный ТЕННИС


VI.6. Работа с начинающими спортсменами

навыков идеальным является возраст от 7 до 12 лет, поэтому очевидно, что учить-
ся базовой технике нужно именно в этот период. Однако, не следует начинать
специализацию слишком рано. Хорошо, когда тренер интенсивно развивает фи-
зические способности ребенка, постепенно знакомит его с настольным теннисом
и прививает ребенку любовь к этому виду спорта - в этом случае начало трени-
ровок в слишком раннем возрасте оправдано. Часто тренировки начинают во
втором классе начальной школы. Однако, часто бывает и так, что очень рано, а
именно в возрасте 7-8 лет, начинают серьезную специализацию; проводятся ин-
тенсивные тренировки по изучению техники, в то время как остальные моменты
игнорируются. Глядя в будущее, можно сказать, что такой стиль работы не прине-
сет желаемых результатов. С одной стороны, ребенка принуждают к обязатель-
ной игре и при этом мало заботятся о том, чтобы эта игра приносила радость и
была интересна; с другой стороны, общие физическое навыки у ребенка еще не-
достаточно развиты для такой тренировки, что будет являться ограничивающим
фактором при дальнейшем спортивном росте теннисиста. Кроме того, надо учи-
тывать, что ребенок 7-8 лет не в состоянии сконцентрироваться на длительных
упражнениях по изучению базовой техники, не понимает необходимости таких
упражнений, а поэтому получается, что в основном он работает под давлением и
без мотивации.

Таким образом, когда начинаешь тренировать детей, необходимо соблюдать
осторожность. Если тренировки начинают в возрасте 7-8 лет, то занятия следует
дозировать, чтобы сочетать развитие общих физических навыков и соответству-
ющую практику. Часто дети с хорошо развитыми двигательными способностями,
начинающие учиться игре в настольный теннис только с 9-10 лет, быстро начина-
ют играть на том же уровне, что и дети того же возраста, которые начали трени-
роваться значительно раньше. Происходит это потому, что более развитый ребе-
нок, с хорошими физическими данными, быстрее и более эффективно может
преодолеть первые шаги в изучении техники настольного тенниса.

Таким образом, можно сказать, что тренировки по настольному теннису сле-
дует начинать в возрасте от 7 до 10 или даже 11 лет. Чем раньше ребенок начи-
нает тренироваться, тем программа тренировок может быть менее интенсивной,
и чем позже начинается обучение, тем интенсивнее следует тренироваться. Как
правило, тренировки начинают в возрасте 7-8 лет, иногда даже раньше, но в то
же время нельзя забывать, что многие ведущие спортсмены начали тренировать-
ся только в возрасте от 10 до 12 лет!



На первом этапе обучения особое внимание следует уделять преподаванию
базовой техники. Только дом, построенный на хорошем фундаменте, будет сто-
ять прочно, и поэтому дальнейший рост мастерства спортсмена должен основы-
ваться на правильной технике игры. На первом этапе игра без счета помогает раз-
нообразить монотонность изучения базовых ударов, а когда ребенку интересно

255


Глава VI. Методика тренировки

играть, то он начинает любить настольный теннис. При обучении новичков в Ки-
тае на первом этапе игра на счет практически не используется, потому что счита-
ется, что это может испортить усвоенную ранее правильную технику выполнения
конкретных ударов. В наших условиях такое изучение базовой техники представ-
ляется сложным. В крупных городах и населенных пунктах есть множество воз-
можностей для занятий различными видами спорта или для других интересных
занятий - и поэтому здесь многие дети бросают тренировки по настольному тен-
нису уже на первом этапе из-за монотонности интенсивных занятий. Даже если
программа обучения построена правильно, необходимо смотреть на вещи шире
и не продолжать делать акцент исключительно на изучении базовой техники, так
как это может привести к тому, что число новичков, оставивших занятия настоль-
ным теннисом, лишь увеличится.

На первом этапе обучения детей еще нет необходимости заниматься по инди-
видуальной программе. Детей постепенно знакомят с процессом соревнований,
что нужно делать крайне осторожно. Дети должны соревноваться с игроками то-
го же уровня, что и они сами, так как игра со слишком сильным соперником мо-
жет лишить ребенка мотивации. Неверно полагать, что соревнование с более
сильным соперником "откроет ребенку глаза" и явится стимулом к более интен-
сивным тренировкам с целью достигнуть того же уровня игры, что и у противни-
ка. Наоборот, если игра с более сильным соперником практикуется слишком час-
то, то это может повлиять негативно и лишить ребенка мотивации.

На первом этапе обучения тренер должен помочь новичку научиться как вы-
кладываться в игре и зарабатывать каждое следующее очко. Тренер постепенно
учит начинающего спортсмена думать о том, как находить в игре оптимальные
решения. Также тренер должен научить ребенка принимать поражение, если оно
неизбежно. Если теннисист перепробовал все возможные способы, сражался за
победу и пытался найти в игре соответствующие решения, то поражение не явля-
ется огромной трагедией. Даже наоборот, стоит поздравить игрока с тем, что у не-
го присутствует дух соперничества, что он старался и, возможно, даже неплохо
играл. На этом этапе абсолютно необходимо сделать так, чтобы ребенок не боял-
ся проигрывать - а такой страх безусловно появится, если после каждого пораже-
ния тренер ругает своего ученика. Тренеру не следует слишком детально руково-
дить теннисистом и каждый раз объяснять ему, как выиграть это очко. Такое пове-
дение убьет в спортсмене инициативу, и он может привыкнуть к тому, что во вре-
мя игры за него все время думает и объясняет, как поступать, кто-то другой. Оче-
видно, что тренер не сможет всегда думать и решать за своего ученика, и поэто-
му такой подход к игрокам скорее вредит, чем приносит пользу в развитии инди-
видуальности спортсмена.

При наборе в школу настольного тенниса, необходимо осуществлять отбор
претендентов. Во многих странах мира осуществлялись попытки протестировать


256


настольный ТЕННИС


VI.6. Работа с начинающими спортсменами

детей с целью определить лучших. Впрочем, до сих пор не установлено, развитие
каких способностей нужно считать подходящим и специфичным для настольно-
го тенниса. Общие тесты на определение развития двигательных навыков и пси-
хологических способностей не дают четкого прогноза. В Китае различные общие
тесты являются критерием отбора лишь частично, а в целом двери открыты для
всех, кто выказывает активный интерес к занятиям настольным теннисом. В на-
ших условиях мы принимаем любого, кто хочет посещать школу настольного тен-
ниса, и во время первого года обучения производится естественный отбор - те,
кто не выказывет достаточного интереса или кто просто не получает никакого удо-
вольствия от игры в настольный теннис, выбывают, а остаются лишь те, кто про-
никся к этому спорту любовью. На сегодняшний день тесты могут лучше отразить
развитие двигательных способностей игроков, чем явиться фильтром для отбора
в школы по настольному теннису. Однако, это не исключает возможности, что в
будущем будут изобретены тесты, выявляющие предрасположенность к этой иг-
ре.

В соответствии с вышесказанным, можно подвести итог, выделив главнейшие
аспекты работы по обучению начинающих спортсменов:

- элементы техники базового удара и движений в настольном теннисе долж-
ны осваиваться постепенно, но всегда как части одного целого. Новички не в со-
стоянии использовать технику ведущих спортсменов, так как общий уровень их
игры еще значительно ниже; новичкам следует начинать с освоения базовой тех-
ники, а не с совершенствования мастерства!

- нельзя начинать обучение с одновременного разучивания множества эле-
ментов. Необходимо начинать с освоения наиболее простых элементов игры и
продвигаться от них к более сложным заданиям

- при обучении следует настаивать на абсолютно правильном выполнении
базовой техники удара и движений, и только когда все это освоено, можно про-
двигаться дальше

- чтобы выполнять элементы техники правильно, теннисист должен четко
представлять себе, как построено то движение, которое он собирается исполнить.
То есть тренер должен объяснить игроку наиболее важные элементы движения,
а затем продемонстрировать игру какого-либо ведущего спортсмена (непосред-
ственно или в записи), выполняющего этот удар

- с самого начала тренер должен учитывать развитие общих физических спо-
собностей игрока, чтобы подобрать упражнения, соответствующие этим способ-
ностям

- можно начинать принимать участие в соревнованиях в достаточно раннем
возрасте, но при этом с соперниками того же уровня. Тренеру следует научить на-

257


Глава VI. Методика тренировки

пинающего теннисиста думать во время игры самому, а не ожидать от тренера,
что он будет принимать решения за него!

- тренер, который не получает удовольствия от работы с новичками, препода-
ет без энтузиазма или исключительно за деньги, не преуспеет в своей работе.
Только тот тренер, которому нравится работать с детьми, получит ответный отклик
и сможет хорошо мотивировать своих учеников. В обратном случае работа даже
именитых тренеров не будет результативна

- на первом этапе обучения одна из главнейших задач тренера, помимо обу-
чения правильной базовой технике, - это привить начинающим спортсменам
любовь к настольному теннису. Новичок, который только начал заниматься этим
видом спорта, должен полюбить эту игру, и тренер здесь играет важную роль, так
как он может как привить ребенку эту любовь, так и оттолкнуть его от занятий этим
видом спорта

- для начала рекомендуется практиковаться часто, но не слишком долго. На
первом году обучения тренировка должна длиться от 60 до 90 минут. Нагрузку
нужно увеличивать постепенно и осторожно

- тренировки должны быть интересными и, помимо приобретения базовых
знаний техники, доставлять радость. Ребенка, только начинающего заниматься
настольным теннисом, нельзя считать "маленьким взрослым" и поэтому интен-
сивность, длительность и особенно выбор упражнений для тренировки должны
согласовываться с возрастом ребенка!








Date: 2015-05-09; view: 535; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию