Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I.5 Точка касания_____





Полный набор технических приемов настольного тенниса состоит из серий
различных движений, зависящих от типа совершаемого удара и от положе-
ния тела при его исполнении. Все упомянутые действия должны обеспечить
оптимальный контакт ракетки и мяча в точке удара. Успех удара полностью
зависит от взаимодействия мяча и ракетки. Все, что делает игрок до этого
взаимодействия, только подготовка к хорошему удару, а все, что происходит
после, уже не влияет на этот удар, это подготовка к следующему.

Чтобы обеспечить хороший контакт с мячом, игроку надо бить по мячу
под определенным углом и в определенный момент траектории мяча и
ракетки.

В игре не существует абсолютных истин, все зависит от конкретной ситуа-
ции, от тактических задач игрока. В зависимости от них игрок может исполь-
зовать разные точки траектории мяча и разные углы движения ракетки. Ракет-
ка должна бить по мячу только в тот момент, когда можно обеспечить наи-
больший результат как сумму всех компонентов скорости удара.

Точка контакта ракетки и мяча должна соответствовать максимальному ус-
корению ракетки во время движения. Если удар случится до или после мак-
симального ускорения ракетки, это будет одинаково неэффективно.

19


Глава I. Основные принципы игры

1.6. Биомеханическая основа игры и анатомические
характеристики__________________________________

Для того, чтобы выполнить движение правильно и рационально, оно долж-
но производиться согласно основным биомеханическим законам. Строение и
функции скелета и мышц делают возможными большое количество движе-
ний, скелет также определяет и позу тела. Движения выполняются с использо-
ванием рычагов по осям вращения (суставы конечностей). Анатомия человека
обуславливает технику движений и, особенно, его потенциал силы и скорости.
Мышцы дают силу для "запуска" механизма рычагов и напрямую влияют на
уровень эффективности движения. Нервная система контролирует весь про-
цесс движения.

Стабильность отдельных частей двигательного аппарата человека увеличива-
ется при движении сверху вниз. Самые сильные, т.е. самые устойчивые, - ноги, а
мышцы рук имеют гораздо меньший диаметр. Нижняя часть двигательного аппа-
рата мощная, но относительно неточная; она дает основную силу для движения,
а суставы плеч, предплечья и пальцев хорошо корректируют направление, силу и
скорость.

В настольном теннисе мышцы ног и тела дают силу для работы, а мышцы рук
трансформируют эту силу в желаемое действие удара. Для того, чтобы достичь
максимально возможной скорости, нужно делать движение по прямой. Опти-
мальная длина замаха также необходима - без достаточного размаха у движения
не будет должного ускорения, со слишком длинным размахом ускорение также
теряется.

Для того, чтобы достичь максимальной скорости в момент начала удара, нуж-
но сложить все отдельные импульсы, из которых состоит движение (движение
корпуса, верхнего плечевого пояса и руки). Импульсы одновременно должны до-
стичь максимума и векторы движения должны им соответствовать. Поэтому тех-
ника, согласно которой телу придется двигаться в одном направлении, а кистям
рук в другом, не так уж хороша. Например, там, где завершающая фаза удара пе-
реходит в движение тела назад, а рука в то же время движется вверх и вперед.

Для того чтобы достичь максимальной скорости движения, нужно как можно
больше снизить инерцию массы. Чем ближе к корпусу спортсмена расположены
руки, и чем сильнее они согнуты в локтях, тем меньше инерция и тем меньше
энергии понадобится для нанесения удара. Очень быстрые удары, выполняемые
за короткое время, требуют, чтобы удар проводился как можно ближе к телу,
"укороченной" рукой. Для широких движений с большой амплитудой нужно
больше времени, поскольку в этом случае инерция больше и игрок должен дер-
жаться на расстоянии от стола. Когда речь идет об инерции, нужно помнить, что
чем тяжелее ракетка, тем сильнее будет инерция руки с ракеткой.


20


настольный ТЕННИС


I.6. Биомеханическая основа игры и анатомические характеристики

Центр тяжести тела - это точка, в которой вес всех отдельных частей тела урав-
новешен. Смещение центра тяжести зависит от положения тела игрока. Устойчи-
вость напрямую зависит от ширины стойки (расстояние между ступнями) и от то-
го, на какой высоте находится центр тяжести тела. Чем шире стойка и чем ниже
находится центр тяжести, тем лучше устойчивость. При этом нужно помнить, что
чем в более устойчивом положении находится спортсмен, тем больше энергии
ему надо затратить на выполнение того или иного движения, и наоборот.


Из сказанного выше можно сделать вывод, что стойка должна подбираться
не только под физиологические характеристики конкретного игрока, но и под
его манеру игры. Иными словами, стойка должна обеспечивать достаточную
устойчивость при ударе, но при этом не сковывать свободу движений спортс-
мена при переходе от одного удара к другому.

Движением управляет нервная система. Зрительный образ (сигнал) вос-
принимается глазом, преобразуется в импульс и по нервам направляется в
мозг. Сигнал проходит от глаза до коры головного мозга, попадает в центр па-
мяти, который его фиксирует, а затем в средний мозг. После этого сигнал фор-
мируется снова и как команда посылается в мозжечок, который управляет
движением, и передается по нервам спинного мозга в мышцы. Весь этот про-
цесс, во многом еще неизвестный, происходит очень быстро, но все же с мо-
мента получения сигнала до момента ответа на полученный сигнал проходит
некоторое время, известное как время реакции. Это то время, которое необ-
ходимо спортсмену для того, чтобы среагировать на импульс, то есть на при-
ходящий мяч. Время реакции зависит от того, насколько однозначно надо
действовать в ответ на импульс. Соответственно, различают простой и альтер-
нативный способы реакции. Простым называется такой способ реакции, ког-
да спортсмен заранее знает, как следует принимать конкретный мяч. Альтер-
нативным называется такой способ, когда спортсмен должен выбрать опти-
мальный способ действия уже после получения зрительного образа. Как пра-
вило, теннисисты имеют дело с альтернативным способом реакции, поэтому
времени на ответное действие у них остается еще меньше. Таким образом,
очень важную роль играет способность прогнозировать события, то есть
спортсмен должен стараться предвидеть развитие игровой ситуации, что поз-
волило бы ему заранее планировать свои действия.

Интенсивность и направление удара в основном определены точно рассчи-
танными и скоординированными действиями кисти и предплечья. Кисть руки
двигается от запястья. Движения в лучезапястном суставе производятся вокруг
двух осей, расположенных перпендикулярно друг к другу. Различаются 4 типа
движений:

1) Разгибание кисти (в тыльную сторону); подвижность кисти в этом случае
составляет 60-90 градусов.

21


Глава I, Основные принципы игры

2) Сгибание кисти (в сторону ладони); подвижность кисти в этом случае со-
ставляет 60-90 градусов.

3) Движение кисти в сторону мизинца (отведение); подвижность кисти в
этом случае составляет 30-40 градусов.

4) Движение кисти в сторону большого пальца (приведение); подвиж-
ность кисти в этом случае составляет 20-30 градусов.

Сочетание четырех перечисленных типов движения делает возможным
производить круговые движения в лучезапястном суставе. В этих движениях
участвуют мышцы предплечья (длинные и короткие разгибатели кисти, лок-
тевой разгибатель кисти, локтевой сгибатель запястья, лучевой сгибатель ки-
сти, общий разгибатель и другие мышцы предплечья).

С помощью локтевого сустава можно повернуть ладонь назад или вперед,
используя предплечье. Сгибая и отводя предплечье и при этом, поворачивая
большой палец наружу, мы производим поворот ладони вверх; поворачивая
большой палец внутрь, мы производим поворот ладони вниз.


Таким образом можно сделать сгибание на 130-140 градусов, а с помо-
щью плечевого сустава диапазон поворота ладони вверх и вниз возрастает до
360 градусов.

Коленный сустав соединяет бедренную кость с голенью. Между поверхно-
стями соединения располагаются два диска полулунной формы (внутренний
и внешний мениски), обеспечивающие подвижность сустава, а также выпол-
няющие функцию амортизаторов. Кроме того, коленный сустав усилен креп-
кими связками и капсулой. Наряду со сгибанием и вытягиванием, этот сустав
также осуществляет вращательные движения. Сустав, в то же время, скользит
по бедренной кости, подвергая, тем самым, постоянной нагрузке заднюю
часть. Это может стать причиной дегенеративных изменений в коленном сус-
таве теннисиста. Профилактическими мерами против раннего развития де-
формации конечностей (плоскостопие) могут служить укрепление мышц бе-
дренной части ног и поддержание нормального веса тела.

Атакующий удар производится за счет вращения тела вокруг его верти-
кальной оси с одновременным движением вперед руки с ракеткой. Чем
сильнее должен быть удар, тем быстрее необходимо осуществлять это вра-
щение.

Если посмотреть со стороны, то удар представляет собой не просто пово-
рот вокруг вертикальной оси тела, но и движение вперед в горизонтальной
плоскости, навстречу приходящему мячу. Такая техника выполнения игрово-
го движения позволяет нанести удар по любой части мяча и направить его в
нужном направлении. Если бы удар проводился исключительно за счет враще-


22


настольный ТЕННИС


I.7. Время реакции и прогнозирование удара

ния вокруг вертикальной оси, корректно отбить мяч можно было бы лишь в
единственной точке пространства, и любое отклонение привело бы к ошибке!







Date: 2015-05-09; view: 888; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию