Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура движения при ударе





По определению, удар приводит к изменению положения тела или изменению
центра тяжести тела относительно наблюдателя или системы координат. Функци-
ональность скелета человека и его мускулатуры делает возможным совершать ши-
рокий диапазон движений. К сожалению, биомеханический анализ движения в
настольном теннисе только начинает проводиться, а он весьма важен.

Скелет поддерживает все тело, а конечности совершают движение благодаря
суставам. Строение тела обуславливает двигательную механику и, особенно, сило-
вые и скоростные возможности. Сила мышц управляет движением суставов и оп-
ределяет уровень двигательных возможностей. Нервная система управляет дви-
жениями. Чтобы совершать движения последовательно и экономно, необходимо
следовать биомеханическим законам.

Удар в настольном теннисе представляет собой кинематическую цепь, в кото-
рой первоначальный импульс передается от мышц ноги к туловищу, затем к плечу,
предплечью, локтю и, наконец, запястью, т.е. от частей тела с большей массой к ча-
стям тела с меньшей массой. Такая кинематическая цепь в целом облегчает осуще-
ствление точного удара с максимальной силой, но такой удар требует достаточно
пространства и времени. Чем меньше будет пространства и времени в распоряже-
нии игрока, тем короче будет кинематическая цепь. Когда быстрый удар осуществ-
ляется очень близко к столу, основной импульс идет только от локтя к запястью.
Чем больше пространства и времени, тем больше звеньев в цепи.

В настольном теннисе существует три основных направления движения ракет-
ки: при прямой атаке основное направление движения - вперед; при атаке с вра-
щением основное направление - вверх и вперед; при резаном оборонительном
ударе основное направление - вниз и вперед.

В настольном теннисе ударное движение состоит из трех фаз:

- замах;

- ускорение и удар;

- завершение игрового движения и возврат в исходное положение.

Замах - это часть движения, в котором ракетка отводится от исходной позиции
назад до того момента, когда она начинает двигаться вперед, по направлению к
мячу (т.е. к точке удара). Ударное движение начинается от точки, где ракетка на-
чинает двигаться вперед, до точки касания с мячом. Конец движения и возврат на
исходную позицию осуществляется рукой по инерции. При этом она сначала дви-
жется в том же направлении, что и удар, затем назад к исходной позиции.

В литературе по настольному теннису некоторые авторы полагают, что заверше-
ние движения и возврат на исходную позицию - это две различные фазы движе-
ния, и, соответственно, рассматривают четыре фазы удара.


16


настольный ТЕННИС


I.4. Структура движения при ударе



1) Фаза замаха.

2) Фаза удара и точка удара (место, где находится ра-
кетка).

3) Фаза завершения удара.

4) Фаза возврата ракетки на исходную позицию.


Согласно функциональному анализу (Goehner, 1979 г.), ударное движе-
ние в настольном теннисе состоит из нескольких вспомогательных и одной
главной фазы. Главная функциональная фаза представляет собой удар ракет-
ки по мячу (точка касания). В этот момент определяется, с какой скоростью,
вращением и траекторией полетит мяч. Другие фазы вспомогательные: они
позволяют как можно лучше ударить по мячу и как можно быстрее вернуть
руку с ракеткой в исходное положение и приготовиться к новому удару.
Ошибка в главной фазе определенно ведет к другим ошибкам и влияет на
счет, с которым закончился сет, в то время как погрешности во вспомогатель-
ных фазах необязательно ведет к таким последствиям.

Базовая техника удара в настольном теннисе включает три фазы ударного
движения и основное положение тела, из которого совершается удар. Здесь
рассматривается также и точка столкновения (т.е. точка, в которой ракетка
должна ударить по мячу в соответствии с траекторией мяча).

При анализе игрового движения следует учитывать:

- общее направление движения и описание всех его деталей;

- взаимодействующие связи и структуры (т.е. общий знаменатель разно-
образных движений);

- анализ целей и задач;

- поиск оптимального выполнения движения.

Процесс каждого удара в настольном теннисе условно можно разделить
на две основные фазы.

Во время первой фазы ракетка приближается к мячу. Происходит преодо-
ление реактивных сил, и относительная скорость мяча уменьшается, пока не
достигнет нуля.

На второй фазе происходит соударение мяча и ракетки и постепенное уве-
личение расстояния между ними. Третья фаза, то есть фаза завершение дви-


17


Глава I. Основные принципы игры



1) Ракетка. 2) Мяч. 3) Наибольшая скорость ракетки.
4) Фаза ускорения. 5) Фаза замедления.

При этом возможны варианты:

а) Мяч ударяется о ракетку до того, как скорость движе-
ния ракетки станет наибольшей.

б) Фаза ускоряющего движения слишком короткая.

в) Фаза ускоряющего движения достаточная. Удар
приходится на момент наибольшего ускорения.

г) Мяч ударяется в момент замедления движения ракет-
ки.


жения, практически не имеет значения для осуществления удара, хотя техни-
ка и на этом этапе имеет свои правила.

При исполнении сильных ударов на практике различают три основные ки-
нематические модели движения руки с ракеткой в зависимости от скорости
движения на первых двух фазах, в которых присутствуют:

1) Медленное движение руки продолжается почти до момента удара, то
есть почти до точки столкновения мяча и ракетки. И тут происходит "взрыв-
ное" ускорение, и в момент удара достигается максимальная скорость. Фаза
"взрывного" ускорения была проанализирована на примерах игры профес-
сиональных теннисистов, и было выяснено, что скорость движения руки в
этот момент повышается в 100-120 раз.

2) Равномерное движение с большой скоростью без дополнительного ус-
корения, начиная с подготовительной стадии (замаха), и до момента касания
ракетки и мяча.

3) Большая скорость на подготовительной стадии движения, которая
уменьшается в момент касания ракетки и мяча.

Наблюдения над игроками доказали, что на практике существуют все три
типа кинематической модели движения руки с ракеткой, но лишь первый яв-
ляется предпочтительным, то есть, гарантирует сильный и контролируемый
завершающий удар, и/или какой-либо другой. Используя эту модель, игрок
сначала проводит медленную фазу движения для того, чтобы ударить ракет-
кой по мячу. Он корректирует траекторию и угол движения ракетки, и может
сделать это тем точнее, чем ниже скорость движения руки с ракеткой в тот мо-
мент. Затем происходит взрывное ускорение, но только после того, как все
элементы движения выполнены правильно. Взрывное ускорение гарантирует
вращение или/и скорость полета мяча. Только два этих элемента дают необ-
ходимый контроль и силу удара.


18


настольный ТЕННИС


I.5. Точка касания

Во второй модели, которая также применяется на практике, игровое
движение достаточно быстрое с самого начала. Действуя таким образом,
спортсмен может выполнить мощный удар, однако этот удар будет плохо
контролируемым из-за отсутствия первой - медленной - фазы движения.
Ведь именно во время этой фазы происходит корректировка игрового дви-
жения и спортсмен нацеливается на мяч. В третьей модели в момент удара
скорость слишком медленная, и ее не хватает, чтобы сделать удар быстрым
и сильным.

Чем выше скорость движения или/и ускорение в момент касания ракетки
и мяча, тем легче будет завершить удар и вернуться в исходное положение и
приготовиться к следующему удару. Невозможно вернуть ракетку на исход-
ную позицию при большой стартовой скорости, используя направления впе-
ред-назад, как маятник. Чтобы остановить ракетку и изменить направление в
противоположную сторону, игроку необходимо обладать большой силой и
временем, которого у него нет. Следовательно, ракетка должна возвращаться
на исходную позицию по кривой. Эта кривая направлена вниз при атакую-
щих ударах, а при защитных, из-за меньшей скорости движения, она мень-
ше выражена и должна быть направлена вверх.







Date: 2015-05-09; view: 872; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию