Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы сбора социологической информации. По степени формализованности выделяют неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение





Наблюдение

По степени формализованности выделяют неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение. В первом случае исследователь пользуется общим принципиальным планом; во втором события регистрируются по детально разработанной схеме.

В зависимости от того, является ли наблюдатель участником наблюдаемой ситуации, различают включенное и невключенное наблюдение.

Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными и систематическими.

Работа с документальными источниками

Документальной в социологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кино-, видеопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного.

Целевые документы – документы, специально подготовленные для данного исследования.

По степени персонификации документы делятся на личные и безличные: личные документы – карточки индивидуального учета, личные дела, дневники, мемуары; безличные документы – это статистические или событийные архивы, пресса, протоколы и т. п.

В зависимости от статуса документального источника выделяют официальные и неофициальные документы: официальные документы – правительственные материалы, постановления, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, финансовая отчетность и т. п.; неофициальные документы – частные письма, материалы СМИ и т. п.

По источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные: первичные документы составляются на базе прямого наблюдения или опроса; вторичные документы представляют собой обобщение, обработку или описание, сделанное на основе первичных документов.

Контент-анализ

Контент-анализ – это перевод в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой. Например, частота цитирования того или иного ученого – официальный показатель его научного авторитета.

Опросы

Существуют два опросных метода: интервью и анкетные опросы.

Интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем интервьюером или его ассистентом производится запись ответов, возможно на пленку.

По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью. Свободные интервью – это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов. Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и построение вопросов. Фокусированное (клиническое) интервью – выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого (с помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу).

Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа общественного мнения. В рамках избирательных кампаний активно используется техника фокус-группы: интервьюер выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются либо самим респондентом (заочный опрос), либо интервьюером (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые опросы, когда в опросном листе (анкете) все варианты ответов предусмотрены заранее.

Элементарные процедуры упорядочения собранной информации – группировка и классификация. Простая группировка – это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Перекрестная группировка – это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам в таблицах. Основная задача перекрестной группировки – поиск устойчивых связей изучаемых объектов.

Возможна эмпирическая типологизация – поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов не по одному или двум, а по нескольким измерениям одновременно. В многомерной эмпирической классификации используется прием кластерного анализа. Например, конфигурация депутатских групп в органах представительной власти, позволяющая прогнозировать их поведение. Как правило, социологи используют стандартные компьютерные программы обработки социологической информации, пригодные для выдачи простых распределений, процентов, отклонений, ранговых и парных коэффициентов корреляции, энтропии, регрессионных показателей, различного рода индексов и т. п.

 







Date: 2015-05-09; view: 675; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию