Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анкетный опрос
Метод анкетного опроса предполагает сбор данных с помощью бланка анкеты (опросного листа, вопросника), включающего в себя набор вопросов, определенным образом организованных и адресованных респонденту. Предметом опроса выступают субъективно-оценочные мнения опрошенных по поводу мотивов их поведения, ценностных ориентации, фактов повседневной деятельности, отношения к внешней обстановке (окружающей среде). Виды анкетных опросов: Раздаточный опрос - предполагает личный контакт социолога и респондента, когда анкета вручается опрашиваемому непосредственно анкетером; обеспечивает (в отличие от других видов анкетного опроса) высокий процент возврата анкет, возможность дополнительных пояснений, устранений в ходе опроса просчетов в методике, корректировке ошибок респондентов в понимании тех или иных формулировок анкеты. Недостаток этого вида опроса - в необходимости подготовки и использования большого числа анкетеров и связанные с этим высокие финансовые расходы. Почтовый опрос - распространение анкет через отделения связи по почтовым адресам. Он позволяет избежать названных выше недостатков и отличается более высокой экономичностью. Его особенность - широкая «география», то есть возможность опрашивать респондентов, проживающих на большой территории. Недостатки метода: он характеризуется низкой репрезентативностью, поскольку возврат анкет обычно бывает невысоким, а значит, фактическая выборка не будет соответствовать расчетной. Повысить интерес опрашиваемых к этому виду сбора информации можно различными способами: • предварительное информирование будущих респондентов о предстоящем опросе с помощью радио, телевидения, периодической печати; • отправка анкет с оплаченным обратным ответом; • повторная рассылка анкет по одним и тем же адресам («волновой» опрос); • соответствующее обращение на официальном бланке авторитетной организации, заинтересованной в опросе; • привлекательное оформлениетекстов анкет. Прессовый опрос - публикация анкет в средствах массовой информации. Он отличается экономичностью (не надо отправлять социологов в командировки), оперативностью (газеты с анкетой прочтут на следующий день), возможностью одновременно опрашивать жителей как близлежащих, так и отдаленных населенных пунктов. Этот вид анкетного опроса также характеризуется рядом недостатков: низким процентом возврата анкет, невысокой репрезентативностью, возможным влиянием на ответы других лиц, присутствующих при заполнении анкеты. Составление любой анкеты - ответственное и трудное дело. Работа по проектированию вопросника начинается с эмпирической интерпретации основных понятий, поиска необходимых эмпирических индикаторов и показателей. Процедура операционализации понятий проверяется выводами (следствиями) из ранее сформулированных рабочих гипотез. Каждый вариант ответа в любом вопросе анкеты - это уже предположение о возможных связях, отношениях, характеризующих объект исследования. Поэтому анкета - это способ выражения рабочих гипотез исследования в форме вопросов и ответов. Разрабатывая анкету, важно четко ограничить количество проблем (задач), включаемых в содержание вопросника. Анкета должна быть посвящена конкретной теме, быть свободной от «лишних», второстепенных вопросов. По структуре анкеты могут быть самых различных видов и форм. Основные части анкеты: 1. Вводная часть, в которой указывается: кем и с какой целью проводится анкетирование, какова цель опроса, как заполняется и как возвращается заполненная анкета. 2. Целевые вопросы, которые по своему назначению, в свою очередь, можно подразделить на три категории: а) контактные вопросы- их цель - привлечь внимание респондентов к опросу; б) основные опросы - получение главной информации, соответствующей задачам исследования; в) заключительные вопросы - снимают психологическое напряжение у респондента, формируют удовлетворение и уверенность в полезности проведенного опроса. 3. Паспортичка - содержит вопросы, ориентированные на выяснение социально-демографической структуры опрошенных (пол, возраст, образование и т.д.). По отношению к цепи исследования вопросы могут быть: - программные (основные, тематические), по которым делаются выводы и обобщения; - процедурные (функциональные, контактные), которые стимулируют ход опроса. По уровню стандартизации вопросы, включаемые в анкету, могут быть: 1) закрытые (приводится полный перечень возможных вариантов ответов); Например: «Часто ли ты куришь?» 1.Не более 5 сигарет в день; 2. 6-10 сигарет в день; 3. 10 - 20 сигарет в день; 4. Более пачки ежедневно (свыше 20 сигарет); 5. Не курю вовсе; 6. Затрудняюсь ответить. 2) открытые вопросы (варианты ответов отсутствуют, респондент сам их формулирует); Например: «При каких обстоятельствах Вы впервые закурили?» Напишите свой ответ. 3) полузакрытые (полуоткрытые) - синтез двух предыдущих типов (варианты ответов имеются, но можно дописать и иные ответы): «Что тебе нужно, чтобы бросить курить ?» (Возможно несколько ответов): 1.Помощь врачей; 2.Точные знания о вреде курения; 4. Изменение образа жизни; 4. Дефицит сигарет; 5. Занятие физкультурой и спортом; 6. Специальные лекарства, препараты; 7. Поддержка психотерапевта; 8. Иглоукалывание; 9. Помощь экстрасенса; 10. Нужно желание бросить; 11. Брошу, если заболею; 12 Что еще? (напишите):__________ Вопросы могут быть прямыми: «Почему ты начал курить?» или косвенными: «Как ты считаешь, почему школьники начинают курить, понимая, что это вредно?». Недопустимо требовать прямых ответов на вопросы, которые могут показаться респонденту социально неприемлемыми. В этих случаях уместны только косвенные вопросы. Выделяют вопросы по их функциональной специфике: - вопросы-фильтры (их назначение - отделить часть респондентов по тому или иному признаку от общего массива респондентов); - контрольные вопросы (для проверки устойчивости ответов); - наводящие вопросы (уточнение смысла основного вопроса). Если в анкете содержатся готовые варианты ответов, они могут формулироваться в различных формах: - Ответы типа «да - нет». Например: «Курение вредно для здоровья?» 1.Да; 2 Нет; 3. Затрудняюсь ответить. - Альтернативные ответы (с взаимоисключающими вариантами): «Когда ты впервые закурил (а)?» 1. Мне еще не было 10 лет; 2. В 10-13 лет; 3. В 14-16 лет; 4. После 16 лет; 5. Никогда не курил (а); 6. Затрудняюсь ответить. - Ответы- «меню» (поливариантные), когда респондент выбирает из набора ответов не один, а несколько: «В чем, на твой взгляд, наибольший вред от курения?» (Возможно несколько ответов): 1. Это одна из причин рака; 2. Более вероятен инфаркт; 3. Табачный дым вреден при беременности; 4. Дети, родившиеся у курящих, могут отставать в развитии; 5. Курение ведет к неврозам, плохому сну; 6. Возможно нарушение половых функций; 7. Ухудшается память; 8. Снижается интеллект; 9. Трудно заниматься спортом; 10. Вредно для окружающих; 11. Значительные расходы; 12. Что еще? (укажите): ______________ - Ответы-диалоги (составляются из высказываний воображаемых участников): «Одни считают, что курить нельзя, это вредно, другие, что это не опасно, третьи относятся безразлично. А ваше мнение? (Напишите): _____________________» - Шкальные ответы (предполагают оценки по пятибалльным или иным шкалам). Приконструировании анкеты важно соблюдать логические критерии анализа вопросов: решает ли данный вопрос задачи исследования; будет ли получена информация фактически; однозначно ли будет понят вопрос всеми респондентами; не подсказывает ли формулировка вопроса уже готовый ответ; нет ли в шкалах смещений в сторону положительных или отрицательных ответов; достаточно ли полный набор вариантов ответов предусмотрен в блоке; учитывается ли специфика лица, которому адресован вопрос? Кроме логических критериев, анкета должна отвечать ряду социально-психологических требовании: соответствует ли язык и стиль анкеты уровню культуры и образования опрашиваемых; нет ли в анкете сложных и непонятных респондентам терминов и выражений; учитывают ли вопросы компетентность опрашиваемых; доступны ли пониманию респондентов применяемые в анкете шкалы; не прослеживаются ли завышенные представления о памяти опрашиваемых; соблюдается ли анонимность опроса; не вызовет ли вопрос отрицательной эмоциональной реакции; не провоцирует ли вопрос стандартного стереотипного ответа; не слишком ли велика по объему анкета. Игнорирование приведенных выше факторов, обеспечивающих качество опроса, приводит нередко к трудно поправимым негативным последствиям: много вопросов анкеты остаются без ответов; большой процент ответов типа «не знаю» и «затрудняюсь ответить»; анкета заполняется небрежно, много неточностей и противоречий в ответах; ответы заимствуются у других респондентов, находящихся рядом и отвечающих на аналогичные вопросы; частые отказы от участия в опросе; респонденты заполняют анкету, но без интереса; опрашиваемые отвлекаются от темы опроса, увлекают анкетера второстепенными рассуждениями; анкета остается недозаполненной из-за слишком высокой продолжительности опроса. Избежать подобных ошибок в определенной мере можно за счет более детального инструктирования социологов. Инструкция анкетеру должна включать в себя: правила отбора респондентов, способы замены отсутствующих или отказавшихся участвовать в опросе; рекомендации по установлению психологического контакта с респондентами; способы привлечения внимания респондентов к проводимому исследованию; правила начала и завершения беседы; порядок сдачи заполненной анкеты. В инструкции рекомендуется отражать и более конкретные советы анкетеру, обеспечивающие благоприятную ситуацию опроса. Например: представиться, сообщить респондентам о цели опроса, его полезности для опрашиваемых; привлечь внимание к особенностям выборки, которая носит случайный для опрашиваемых характер; обеспечить условия анонимности опроса, заверить респондентов в неразглашении их индивидуальных ответов; рассказать о порядке заполнения вопросника и способах его возврата после завершения опроса; проявлять внимание к респондентам, быть вежливым, энергичным, уверенным в себе, стараться вызвать к себе симпатии и доверие. Ситуация опроса, его психологический фон во многом зависят от содержания и формы используемого бланка вопросника. Это также должен иметь в виду анкетер и вовремя корректировать допущенные просчеты, обращая особое внимание на следующее: среди вопросов не должны быть такие, которые принуждают респондентов к социально-неприемлемым ответам; в формулировках вопросов и вариантов ответов следует учитывать образовательный и культурный уровень всех респондентов, включенных в выборку исследования; вопросы должны быть составлены на языке обыденного общения, быть нейтральными, не навязывать ответы, не быть множественными (когда в одном вопросе фактически содержится несколько); в том случае, если вопрос закрытый, в него необходимо включать все без исключения варианты ответов; количество вариантов ответов «за» и «против» нужно примерно уравновешивать; следует иметь в виду, что первые варианты ответов в «вопросах-меню» отмечаются чаще, чем последние; необходимо контролировать эту тенденцию путем дополнительных вопросов и вариантов ответов, поставленных в иной последовательности. Эти требования важны не только для анкетного опроса. Их необходимо учитывать и при других видах опроса, особенно таких, как интервьюирование, экспертный опрос, тестирование. Date: 2015-05-09; view: 1117; Нарушение авторских прав |