Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сбор эмпирических данных методом опроса





Среди различных методов изучения социальных явлений и процессов наиболее видное место занимают социологические опросы.

Опрос - это метод сбора информации, основанный на взаимодействии социолога (анкетера, интервьюера) с респондентами (опрашиваемыми).

Опрос предполагает наличие вопросов, задаваемых респондентам, и регистрацию полученных ответов с помощью специальных приемов, позволяющих собрать достоверную информацию.

Назначение опроса - сбор сведений о состоянии общественного (коллективного) мнения больших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений), сделанных отдельными респондентами в процессе личных контактов (бесед) с социологом. Опрос является важнейшим, а в некоторых случаях - единственным способом изучения субъективных взглядов людей. Но выводы из данных, полученных методом опроса, не всегда соответствуют объективному положению вещей, иногда отражают лишь оценочные мнения опрашиваемых. Поэтому надежность полученной информации следует дополнительно уточнять и проверять другими методами: анализом документов, наблюдением, экспериментами, а также специальными приемами верификации.

Социологический опрос предполагает наличие анкеты или плана интервью, в которых на языке респондента сформулированы вопросы. Иногда используют вопросники (опросные листы), где лишь намечены основные направления беседы с респондентом, которые в процессе дальнейшего контакта с опрашиваемыми уточняются и конкретизируются. Такой подход применяется обычно в начале исследования, когда еще не сформулированы окончательные гипотезы.

Чтобы опрос состоялся, необходимо также присутствие анкетера или интервьюера, то есть социологов (или специально обученных представителей социологической группы), которые обеспечивают (контролируют) качество проводимой работы. И, наконец, третьим условием опроса можно назвать благоприятную ситуацию опроса, то есть ту обстановку, которая складывается из взаимодействия социолога с объектом исследования. Достоверная информация в результате опроса может быть получена лишь в том случае, если респондент сам пожелает быть искренним. Откровенность опрашиваемых зависит нередко от окружающих условий, способствующих или препятствующих сбору информации (неудобное место и время опроса, присутствие посторонних лиц, шум, холод, дождь и другие помехи). Важным фактором является продуманность задаваемых вопросов, точность и краткость формулировок с учетом половозрастных особенностей респондентов, уровня их культуры, образованности, психологического состояния на момент обследования.

Все перечисленное необходимо для обеспечения достоверности собираемой информации. Однако результат может оказаться отрицательным, если социолог, главная фигура в процедуре опроса, не будет соответствовать своему предназначению. Поэтому к социологу предъявляются особые требования:

- знание методики социологического опроса;

- осведомленность в характере и содержании исследуемой проблемы (проблемной ситуации);

- информированность о специфике объекта исследования, образе жизни респондентов, условиях их повседневной деятельности;

- общее представление о предмете, целях, задачах, гипотезах, предполагаемых результатах проводимого исследования (респондент часто задает вопросы; «Для чего это нужно?» и «Что изменится после его ответов?»);

- общее способность располагать к себе опрашиваемых, вызывать уних доверие; умение стимулировать желание респондентов к искренним ответам.

Социолог должен уметь:

- внимательно, с явным интересом выслушивать собеседника

- сдерживать себя, не демонстрировать раздражение неуважение к респонденту;

- быть гибким в ситуациях, связанных с изменениями обстановки; приспосабливаться к динамике настроений различных группах опрашиваемых;

- общаться «на равных», «вписываться» в исследуемый коллектив, не выделяться среди окружающих;

- выполнять работу без видимого напряжения, легко свободно

- технически грамотно, с учетом психологии респондентов, использовать вспомогательные устройства, приборы, механизмы (магнитофоны, видеокамеры, компьютер громкоговорители и т.п.);

- аккуратно, пунктуально, добросовестно выполнятьвсе задания, инструкции, правила опроса;

- творчески подходить к исследованию, оценке новых, н предусмотренных программой и инструкциями, но важных для исследования фактов, событий, явлений, адекватно их регистрировать в соответствующих дневнике (блокнотах) наблюдения;


- критически оценивать свои действия, ошибки, тактические промахи при проведении опросов; если нужно, исправлять, перестраивать, корректировать свое поведение;

- учитывать специфику различных видов и форм опрос уметь их параллельно использовать.

Среди основных видов опросов, применяемых в прикладном социологическом исследовании, выделяют: анкетные опросы; интервьюирование; экспертные опросы; социометрические опросы; тестирование.

Каждый из названных видов опроса отличается своими особенностями, используется с неодинаковой эффективностью в различных конкретных условиях в зависимости от характера объекта исследования, специфики задач и гипотез, сформулированных в процессе исследования и ряда других факторов, о которых пойдет речь ниже.

По степени формализации опросы подразделяются на:

- стандартизированные (по заранее подготовленным планам);

- свободные (нестандартизированные);

- комбинированные (сочетание названных выше).

Опросы также классифицируют по их целевой направленности:

- клинические (монографические) - опросы по широкому кругу вопросов;

- фокусированные - опросы по узкой, конкретной тематике;

- панельные - многократно проводимые опросы одних и тех же респондентов по одной и той же выборке, но через определенные промежутки времени (например, спустя год);

- трендовые - повторные опросы на одном и том же объекте исследования, но без сохранения выборки;

- сравнительные - опросы на разных объектах исследования, но по одной и той же методике.

Из всех видов опросов особенно часто в социологическом исследовании используются анкетные опросы.







Date: 2015-05-09; view: 723; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию