Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6 социология личности





 

6.1. Понятие личности в социологии

Понятие «личность» используется различными дисциплинами. В философии личность понимается как объект и субъект социального действия, обладающий сознанием и самосознанием, свободно творящий мир культуры, способный на ответственные нравственные действия. В психологии личность рассматривается как целостная совокупность индивидуальных, неповторимых свойств человека, выраженных в его темпераменте, характере, мотивации, способностях. В социологии личность понимается как совокупность социально значимых качеств человека.

Социология опирается на философское рассмотрение понятие личности, видя в ней субъект и объект социальных взаимодействий. Обращение к психологии, помогает социологу учитывать влияние внутреннего мира человека на его поведение. Однако при этом социолог подчеркивает именно социальную составляющую личности. Для него внутренние качества и поведение личности определяются, прежде всего, особенностями группы и местом в ней человека.

Выделяют биологические, психологические и социально-культурные составляющие личности. Такие биологические качества человека как природные условия его существования (предельно допустимый температурный режим, химический состав воздуха и пищи) определяют предел действия социальных факторов. Естественные потребности человека (потребность дышать, двигаться, есть, пить и др.) во многом определяют структуру социальной жизни; темперамент влияет на особенности индивидуального поведения человека. В то же время все эти биологические свойства действуют через призму социальных и культурных условий жизни человека. Естественные потребности человек удовлетворяет не как животное, а как член определенной социокультурной общности. Особенности индивидуального поведения определяются помимо темперамента социально обусловленными представлениями и мотивами.

Психические свойства человека изучает психология, используя для их описания такие понятия как характер, потребности, интересы, мотивы, установки, способности, темперамент, мышление, воля, эмоции и т.д. Формирование этих свойств и процессов у человека подчиняется законам психической жизни, однако содержание большинства из них имеет социальный характер. Кроме того, общение является необходимым условием развития психики человека.

Наконец, социально-культурные свойства человека включают тот общий для всех людей опыт, к которому они приобщаются на протяжении всей своей жизни, в него входят культурные универсалии, ценностно-нормативные комплексы, совокупность знаний о мире и человеке.

Каждая культура дает особенные культурные образцы поведения людей, которые усваиваются ими в процессе социализации. Мы уже знаем, что культура общества неоднородна, включает помимо доминирующей культуры и субкультуры. Совокупность наиболее часто встречающихся черт, которые рассматриваются в данной культуре как наиболее типичные и ценные, называется «модальной личность. Это понятие ввела социолог К. Дюбойс для того, чтобы подчеркнуть тот факт, что существуют личности, как бы воплотившие «средние» для данного общества черты. Обычно мы для описания этого явления используем такие выражения как «средний американец» или «настоящий русский». Если говорить о современном российском обществе, то исследователи выделяют следующие черты его модальной личности: социабельность, готовность к сотрудничеству, некоторая агрессивность, практическая сметка.

Модальный тип личности следует отличать от понятия «базисный тип личности», первое понятие фиксирует те конкретные свойства личности, которые являются наиболее распространенными, они не всегда совпадают с базисными свойствами, которые общество считает высокоценными. Например, хорошее владение родным языком, знакомство с классической литературой является базисным свойством личности, но, к сожалению, не является наиболее распространенным.

 

6.2. Социологические концепции личности

Социология личности предполагает ответ на ряд вопросов: как формируется личность, как общество контролирует ее поведение, как взаимосвязаны личность и общество и др.

В процессе изучения личности сформировались различные теории, которые выделяют тот или иной фактор, определяющий ее формирование. Одной из первых, еще в Х1Х в. возник марксистский подход к анализу личности. Его особенностью является то, что он складывался в рамках марксистской идеологии и носит скорее общефилософский, нежели социологический характер. К. Маркс подчеркивал социальную природу человека, рассматривая его как субъект и объект социальной деятельности. Личность формируется в процессе включения ее в социальный мир. Последний состоит из различных социальных общностей (классов), поэтому принадлежность к последним, во многом определяют особенности сознания и поведения человека. Личность существует в системе общественных отношений, конкретно-историческая совокупность, которых раскрывает родовую природу человека. Подлинную реализацию личность находит в социально-активном поведении, которое не только воспроизводит существующую систему общественных отношений, но и способно изменять ее. В рамках марксизма основное внимание уделялось социальной обусловленности поведения человека, а также его социально-историческому творчеству. В то же время, вопрос о самосознании личности, о конкретных механизмах ее формирования и поведения был раскрыт не в полной мере.


На формирование социологических теорий личности большое влияние оказали психологические концепции. Прежде всего, стоит упомянуть теорию З. Фрейда, в соответствии с которой основой личности является бессознательное (Оно), природная составляющая личности, живущая по принципу удовольствия. Сверх-Я — личностная структура, выражающая социальное в человеке, оно функционирует по принципу долга, пытаясь обуздать бессознательные влечения. Наконец самосознание личности (Я) живет по принципу реальности, стремясь уравновесить природные влечения и социальные требования. Личность — динамический процесс сосуществования и взаимовлияния этих структурных компонентов. На социологические теории оказала влияние идея бессознательного, поскольку последователи Фрейда связывали его с изначальной агрессивностью человека, которую призвано обуздать общество. Кроме того, З. Фрейд разработал учение об особых практиках, с помощью которых человек разрешает внутриличностные и межличностные противоречия.

Другая психологическая теория, повлиявшая на социологические концепции — это теория потребностей А. Маслоу. Потребность — состояние человека, который испытывает нужду, в чем либо, они является основой мотивационной сферы личности, определяя ее поведение. А. Маслоу выделяет, прежде всего, базовые потребности, относя к ним физиологические потребности, потребность в безопасности. Социальные потребности включают потребность в принадлежности (человек стремиться ощущать себя частью своей группы), потребность в признании и доверии со стороны других людей и самоактуализации (раскрытие своих способностей, реализация своего потенциала). Наконец существуют метапотребности в понимании, познании, эстетические потребности, в российской литературе их называют духовными потребностями личности.

В 20-е годы ХХ в. Ч. Кули создал теорию зеркального Я, в которой рассматривал конкретный механизм формирования самосознания человека. По его мнению, именно самосознание человека составляет центр личности. Самосознание включает представления о том, как нас воспринимают другие, представления о том, как другие реагируют на наше поведение и представления о том, как мы взаимодействуем с другими людьми. Главным фактором возникновения личности Ч. Кули считает не класс, а семью. Именно в семье формируется «образ Я», во многом определяющий его поведение. По мнению Ч. Кули каждый человек строит свое «Я» исходя из реакций других людей, которые оценивают его поступки. «Другой» является своеобразным «зеркалом», в которое смотрит ребенок, устанавливая, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, удачливый или невезучий. По мере взросления человек начинает осуществлять своеобразный отбор «зеркал», определяя те группы, мнение которых для него наиболее значимо. Существует возможность неправильно истолковать мнения о себе, поэтому зеркальное «Я» не полностью соответствует реальной личности. В теории Ч. Кули основное внимание уделялось механизмам формирования личности, в то же время не учитывалась ее активность, способность к изменению под влиянием внутриличностных процессов.


Другой популярной в социологии теорией личности стала теория Дж.Г. Мида, одного из создателей символического интеракционизма. Дж. Мид полагал, что общество — главный фактор формирования личности, однако не только семья, но и множество других групп принимают участие в этом процессе. Важнейшим механизмом формирования личности, по мнению социолога, является игра. Мид выделяет три стадии: имитационная стадия, на которой важнейшим механизмом является подражание детей родителям и другим взрослым, ролевая игра, когда ребенок усваивает различные социальные роли, то есть стандартный набор правил поведения в конкретных ситуациях (учитель, продавец, пожарник и т.п.), наконец, на стадии коллективной игры формируется то явление, которое американский социолог назвал «обобщенный другой». Дети, играя в коллективные игры, например, в футбол должны знать не только свою роль, скажем, вратаря, но и роли других игроков, у них складывается обобщенное представление о ситуации. «Обобщенный другой» – это совокупность ценностей и стандартов поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы образ Я. Человек в процессе общения как бы встает на место другого человека, видит себя другой личностью, оценивает себя в соответствии с этими общими стандартами, кроме того, он обретает способность видеть свое поведение во взаимосвязи с поведением других людей, ощущать на себе их реакции.

В современной социологии одной из ведущих теорий личности является ролевая теория, которая опирается на понятия «социальный статус» и «социальная роль». В ее разработке приняли участия представители различных направлений социологии: Дж. Мид, Т. Парсонс, Р. Линтон и другие.

 

6.3 Социальный статус

Каждый человек занимает определенное место в обществе, которое называется социальным статусом. Социальный статус наделяет человека определенными правами и обязанностями. В самом общем виде можно выделить предписанный (аскриптивный) статус, который фиксирует те социальные качества, которые человек получает при рождении. Это, прежде всего, пол, возраст, место рождения, национальность, фамилия семьи. Предписанный статус фиксирует устойчивые черты личности, хотя, в принципе, параметры предписанного статуса можно изменить, однако человек редко делает это. Часть черт предписанного статуса носят биологический характер (пол, раса), другие же - социальны по своей природе. Скажем, принадлежность к определенной семье может определять статус принца (в случае королевской семьи). Кроме предписанного социологи выделяют достигнутый (дескриптивный) статус, он фиксирует свойства, которые человек приобретает сам, это активная сторона статуса. К его параметрам относятся доход, престиж профессии, уровень образования, объем властных полномочий, различного рода награды и звания. В традиционном обществе при оценке человека преобладают параметры предписанного статуса, в индустриальном обществе - параметры достигнутого статуса.


Человек принадлежит к самым разным группам, занимая в них разное положение. Совокупность всех статусных позиций, занимаемых человеком, называется статусным набором. Однако в этом наборе можно обнаружить главный статус, по которому окружающие выделяют человека, или с которым он сам отождествляет себя. Скажем, в традиционном обществе статус домохозяйки был главным для большинства женщин, в современном индустриальном обществе преобладающее значение имеет должность. Личный статус — позиция человека в малой, или в первичной группе, которая оценивает его индивидуальные, нравственные, эстетические, поведенческие качества.

Статус имеет объективное и субъективное измерение. К объективным параметрам статуса относятся те, которые не зависят от сознания человека, субъективные параметры выражаются с помощью понятия престижа. В обществе бывают ситуации, когда объективные и субъективные параметры статуса не совпадают, такое явление называется статусным несоответствием. Оно встречается, скажем, когда общество по каким-либо причинам низко оценивает значимую для общества деятельность, или, наоборот, высоко оценивается и пользуется уважением деятельность, которая не имеет для общества жизненного значения. Примером статусного несоответствия может служить положение учителя и врача в российском обществе. Наличие статусного несоответствия свидетельствует о неблагополучном состоянии общества и ведет к росту социального недовольства и нестабильности.

Другим видом статусного несоответствия бывает ситуация, когда позиции, занимаемые человеком, кажутся обществу несовместимыми. Например, государственный служащий в нашей стране не может заниматься коммерческой деятельностью, поэтому позиции госслужащего и бизнесмена несовместимы, если же они, как это иногда бывает, принадлежат одному человеку, это вызывает в сознании общества ощущение неправильности данной ситуации.

С понятием статуса связано еще одно важное явление в жизни общества. Бывают люди, которые либо не смогли по каким-то причинам усвоить своей статусный набор, либо человек покидает свою статусную позицию, однако другую не приобретает. Таких людей, оторвавшихся от своего слоя, класса, культуры в социологии называют маргиналом (термин введен Р. Парком ). В современном обществе, где высок уровень социальной мобильности, то есть люди достаточно часто меняют свою позицию, маргинальность стала довольно распространенным явлением. Маргинальность может быть характеристикой, как личности, так и группы. Для маргинальной личности характерно неполное вхождение в группу, человек чувствует себя чужим, непонятым, часто группа относится к нему как изгою. Состояние маргинальности переживают многие люди поднимающиеся или опускающиеся по социальной лестнице. Крайним проявлением этого состояния является опускание личности на социальное дно, то есть утрата им прежнего социального статуса.

Групповая маргинальность характерна для общества, переживающего социальные потрясения, в ходе которых целые группы меняют свой статус, вспомним, российское дворянство, утратившее свое положение элиты общества в октября 1917 г. Кроме этого, групповая маргинальность характеризует такие группы как студенты и солдаты, которые находятся как бы в межстатусном пространстве, поскольку не еще не приобрели устойчивых социальных позиций. Обратите внимание на то, что подобные маргинальные группы часто являются источником социальной нестабильности в обществе.

Социальный статус обусловливает поведение человека, эта его особенность отражается с помощью понятия «социальная роль».

 

6.4 Социальная роль

Социальная роль – ожидаемое обществом поведение человека, обусловленное его статусом. Понятие социальной роли было введено в социологию Р. Линтоном в 1936 г. в книге «Изучение человека» и с тех пор используется в различных социологических направлениях, позволяя рассматривать важные аспекты поведения человека и влияния общества на человека.

Социальная роль определяется статусом человека. Скажем, статус врача определяет содержание и характер поведения человека, имеющего этот статус. Человек выполняет множество ролей, что обусловлено многомерностью статуса. Более того, одна статусная позиция может реализоваться через множество ролей. Так, статус врача предполагает, что человек следует определенным правилам при общении с пациентом, другие ожидания определяют его поведение относительно коллег по работе, третья группа ожиданий может характеризовать его поведение относительно администрации клиники, где он работает. Совокупность всех ролей человека называется ролевым набором. Ролевой набор обуславливается социальной структурой общества, общественным разделением труда, типом семьи преобладающей в обществе, характером властных отношений. На него оказывают влияние биологические особенности человека, особенности его биографии, особенности характера и темперамента.

Социальные роли имеют объективное измерение, поскольку выступают как независящие от индивида комплексы предписаний поведения, содержание которых определяется обществом. Следовательно, в основе социальной роли лежит принуждение общества. Связано это с тем, что общество может применять санкции, поощряющие или наказывающие за исполнение ролей.

Большинство ролей содержат такие элементы как обязательные ожидания, от исполнения которых мы не можем уклониться из-за возможного судебного преследования. Эти ожидания явно формулируются и с ними связаны в основном негативные санкции. Кроме этого значительная часть социальных ролей определяются институциональными нормами, это заданные ожидания. Скажем, церковь может предать анафеме своего члена, какое-либо учреждение может наложить взыскание за нарушение правил внутреннего распорядка. О человеке, который соблюдает заданные ожидания, говорят «он образцово себя ведет». Нарушение этого вида ожиданий предполагает в основном негативные санкции. На позитивные санкции может рассчитывать тот, кто следует возможным ожиданиям. В этом случае человек делает больше, чем ожидают от него. Скажем, не только добросовестно трудится, но и задерживается на работе, занимается дома рационализаторской деятельностью и т.п.

Социальные роли имеют и субъективное измерение. Они должны быть поняты и приняты личностью. Понимание социальной роли может быть результатом специального обучения, скажем, профессии. Однако значительную часть социальных ролей человек узнает из повседневно опыта, наблюдая за окружающими людьми, например, это относится к семейным ролям.

Различают следующие степени принятия человеком его рол и: формальное принятие; ритуальное исполнение роли без внутренней заинтересованности; углубленное исполнение роли. Кроме того, возможны такие крайние формы принятия роли, как исполнение роли под гипнозом, невротическое погружение в роль. В ходе принятия роли человек может идентифицировать себя с ролью, в этом случае данная роль будет оказывать существенное влияние на другие роли. Скажем, если женщина идентифицирует себя с ролью домохозяйки, то это будет влиять на ее профессиональные роли. В то же время, размышляя о своем поведении, человек может дистанцироваться от своих ролей, воспринимая их как нечто внешнее, навязанное.

Социальные роли характеризуют процесс социального взаимодействия, поскольку люди в процессе общения ожидают и получают ответные действия на свои поступки. Исполнение ролей придает человеку уверенность и устойчивость. Он может определить, что общество ждет от него и сам в свою очередь ожидает определенного поведения от других людей.

Ролевое поведение может быть охарактеризовано с точки зрения своего характера. Оно может осуществляться личностно, то есть люди реагируют на других как на уникальных, неповторимых личностей, тогда и их действие во многом будет носить неповторимый, эмоционально насыщенный характер. Однако часто люди относятся друг к другу функционально, их интересует не личность другого, а насколько он выполняет свои функции, обязанности. Для описания различия в характере социального взаимодействия Т. Парсонс предлагает рассматривать его, исходя из следующих противоположных понятий (оппозиций), характеризующих выполнение человеком данной социальной роли.

Выполнение социальных ролей предполагает либо универсализм, либо партикуляризм в отношении партнера, то есть, относимся ли мы к другому как к представителю какой-либо социальной категории, группы, или как к уникальной, частной личности. Действительно, приходя в магазин, мы вряд ли задумываемся о личности продавца, мы относимся к нему как представителю определенной профессии. Общаясь с человеком, мы оцениваем либо его поступки, либо личные качества, реализуя такую оппозицию как поступки и качество. Например, общаясь со своим близким родственником, мы исходим из оценки его личности, которая нам симпатична и потому склонны не замечать некоторых его поступков, которые могут носить неблаговидный характер. Выполняя социальные роли человек, может относиться к ним эмоционально или нейтрально. Т. Парсонс называет это оппозицией аффективности и аффективной нейтральности. Есть взаимодействия, наполненные эмоциями, сочувствием, симпатией, любовью, а есть другие — эмоционально холодные, нейтральные, отстраненные. Вспомните, например, как вы путешествуете в городском транспорте, выполняя роль пассажира, если мы будем к ней относиться эмоционально, боюсь, окружающие не поймут нас, и мы подвергнемся групповому давлению. Наконец, выполнение социальной роли может быть специфическим или диффузным. Вступая в общение с другими людьми, человек склонен ограничивать сферу своего общения какой-либо специальной задачей. Например, при обращении за помощью к врачу, нас интересует вполне конкретные действия и советы, которые мы вправе от него ожидать. Вряд ли мы будем обсуждать с ним свои профессиональные или личные дела, то есть наше взаимодействие будет специфическим. Однако бывают ситуации, когда взаимодействие предполагает совместное участие во множестве дел и ролей. Скажем, наши близкие и друзья заинтересованы в нас как в личностях, они принимают участие во многих событиях нашей жизни, их роли по отношению к нам размыты, диффузны.

Таким образом, в жизни человека присутствуют как личностные, так и безличностные виды социальных взаимодействий и социальных ролей. Преобладание в современном обществе последнего вида рождает ощущение равнодушия, холодности окружающих. Однако, попытка построить свое отношение к миру исключительно на личностной, эмоциональной основе часто приводит к стрессам, эмоциональной усталости и отчуждению личности. Возможно, каждый человек должен для себя определить меру соотношения этих видов взаимодействий.

Итак, личность выполняет множество социальных ролей. Но существует ли нечто, что объединяет их, делает моими, а меня не просто совокупностью ролей, но целостной, свободной и ответственной личностью? Ответ который дает социология связан с понятием самоидентичности. Ни одна из ролей не исчерпывает собой личности, даже их совокупность не сделает этого. Наша истинная личность, как мы ощущаем, находится вне той ситуации, в которой происходит взаимодействие. Она проявляется в нашем самосознании, то есть способности взглянуть на себя со стороны, соотнести наше поведение с теми оценками, которые ему дают другие и я сам. А так же в нашей воле, которая делает возможным выбор из социальных альтернатив, который соответствуют нашим представлениям о должном поведении. Разумный, сознательный выбор является, в свою очередь, основанием социальной ответственности, то есть готовности принять последствия наших поступков.

 

6.5 Ролевые конфликты и способы их разрешения

Выполнение роли зависит от многих факторов как личностных, так и социальных. Если ролевые ожидания не соответствуют внутренним установкам личности, возникает ролевое напряжение. Его распространенной причиной является неадекватная ролевая подготовка человека, когда молодые люди плохо представляют как себя вести в тех или иных ситуациях. Часто молодой человек, имея идеализированное представление о ролях, испытывает разочарование, столкнувшись со сложными жизненными ситуациями.

Поскольку человек выполняет множество ролей, между ними возможны различные отношения, от гармонии и согласованности до конфликта. Р олевой конфликт – это ситуация, когда человек вынужден удовлетворять требования не согласующихся друг с другом ролей. Это достаточно распространенная ситуация, скажем, студент – заочник должен выполнять предписания профессиональных ролей, которые могут противоречить необходимости заниматься и ездить на сессии. Ролевой конфликт носит внутриличностный характер.

Существуют различные способы разрешения подобных конфликтов. Одним из самых распространенных является рационализация, или самооправдание. Студент, не подготовившийся к сессии, начинает искать объективные причины, которые не позволили ему сделать.

В случае разделения ролей одна из ролей как бы выключается из сознания, хотя на ролевые требования человек реагирует. Например, деспот может любить родных и животных, но к остальным людям относиться как к вещам. Часто встречается ситуация, когда общество заинтересовано в нарушении тех или иных ролевых ожиданий. В этом случае оно прибегает к регулированию роли, создавая формальные процедуры освобождения человека от ответственности, вводя форму, придумывая особые обряды и ритуалы. Характерным примером будет роль солдата, присяга и форма как бы частично освобождают человека от обязательного для других людей требования «не убий». Одним из наиболее оптимальных способов разрешения ролевых конфликтов является сознательное признание человеком некоторых ролей более важными, то есть субординация ролей.

 

6.6 Социализация личности

 

Социализация – процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих социальным ролям. В самом общем виде социализацию можно представить как процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого реализуются природные психобиологические задатки человека, личность приобщается к культуре. В ходе социализации происходит становление личности человека, формируется ее характер, раскрываются способности, складывается мотивационная сфера личности. В процессе социализации личность учится навыкам общения. Наконец, социализация выступает условием сохранения общества, поскольку люди усваивают сложившиеся формы поведения.

Социализация идет всю жизнь человека. Выделяют два основных ее этапа. Первичная социализация протекает с момента рождения до совершеннолетия человека. Ее содержанием является формирование личности. В ходе первичной социализации ребенок не может еще оценить те образцы поведения, которые предлагают ему взрослые, поэтому он адаптируется к тем условиям, в которых живет. Вторичная социализация – это социализация взрослых, в ходе которой человек приобретает новые навыки и умения. Механизмами социализации являются подражание, убеждение, руководство.

Выделяют различные агенты социализации, ими выступают социальные группы и организации, в которых проходит социализацию индивид. Важнейшим из них является семья, в которой формируется мотивация на привязанность к другим людям, готовность к общению. Семья прививает человек систему норм и стандартов повседневного поведения, в семье ребенок овладевает языком. Школа дает человеку систему знаний и ценностей, необходимых для жизни в обществе. В группе сверстников человек приобретает навыки межличностного общения, обучается выполнению таких групповых ролей как лидер, эксперт, аутсайдер и др. Наконец, современном обществе огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации, которые предоставляют человеку не только огромный массив знаний, но и системы оценок, ожиданий, стилей поведения. Многие социологи подчеркивают роль референтных групп в социализации. Референтная группа – это совокупность людей, с которыми отождествляет себя человек. Она может быть реальной и воображаемой (скажем, кино герой, которому подражает человек).

Человек проходит социализацию на протяжении всей жизни, в которой возможны ситуации, когда он утрачивает ранее приобретенные нормы и ценности. Такой процесс называется десоциализацией. Он наблюдается, например, если индивид попадает в тюрьму, клинику для душевнобольных, где значительно меняется не только стиль жизни, но часто и сама личность человека. Утрата прежних норм и ценностей может привести к формированию новых стандартов поведения, начнется процесс ресоциализации, в ходе которого человек либо полностью изменяет свои ценности и нормы, либо восстанавливает прежние стандарты поведения.

 

6.7 Социальный контроль

Общество, взаимодействуя с личностью, не только осуществляет социализацию, но и постоянно контролирует выполнение личностью своего ролевого набора. Система механизмов, которые позволяют делать это, называются социальным контролем. Социальный контроль предполагает наличие норм, за выполнением которых следит общество и систему санкций, то есть средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать нормы. Санкции бывают следующими:

1. формальные позитивные – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые звания и степени, сооружение памятника и др.);

2. неформальные позитивные – одобрение друзей, комплименты, молчаливое признание, аплодисменты, слава, почет, улыбка и др;

3. формальные негативные – наказания, предусмотренные юридическими законами, инструкциями (лишение гражданских прав, тюремное заключение, увольнение, штраф, отлучение от церкви и др.);

4. неформальные негативные – порицания, замечания, насмешка, издевка, злая шутка и др.

Выделяют следующие виды и механизмы социального контроля. Внутренний контроль (самоконтроль) осуществляется самим человеком, поскольку он привык выполнять соответствующие нормы или считает их рациональными и нужными для общества. Механизмом внутреннего контроля является социализация личности. Внешний контроль осуществляется группами или социальными институтами. Различают следующие механизмы внешнего контроля: групповое давление и общественное мнение. Групповое давление возникает, если человек нарушает формальные и особенно неформальные нормы, функционирующие в группе. Общественное мнение (совокупность представлений, оценок или суждений, разделяемых большинством населения либо его частью), возникающее в обществе или в отдельной группе, может существенно повлиять и даже изменить систему принятых норм. Скажем, обсуждение в средствах массовой информации проекта переброски северных рек в 80-е годы повлияло на решение правительства о приостановлении финансирования этого проекта. Наконец, институциональный контроль осуществляют государственные органы, политические партии, используя для этого прямые и непрямые способы воздействия.

 

6.8 Девиантное поведение

Девиантным называется поведение, которое считается отклонением от норм группы или обществ в целом. Девиация включает три компонента: человека, которому свойственно определенное поведение; норму, или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного; группу или организацию, реагирующую на данное поведение.

Оценка поступка как девиантного неоднозначна и может определяться и зависеть от общества. Скажем, оценка исторических личностей времен революций как героев или преступников будет зависеть от идеологии преобладающей в обществе. Кроме того, нет поступков, которые всеми одинаково считаются девиантными, например, убийство врага разрешено во время войны. В разных обществах наркоманов считают либо больными, либо преступниками. Могут меняться ожидания и нормы, например, до перестройки в нашей стране перепродажа товара с целью получения выгоды называлась спекуляцией и считалась преступлением, сейчас это допустимая форма экономического поведения. Оценка поступка как девиантного во многом зависит от группы, часто встречается ситуация, когда девиантное поведение человека в определенных группах считается вполне нормальным.

Существуют различные виды девиации. Прежде всего, надо выделить культурно – одобряемую и культурно – отвергаемую девиацию. Культурно – одобряемая девиация ведет к позитивным изменениям в обществе. Она может проявляться в форме сверхинтеллектуальности, сверхмотивированности, в существовании особых способностей личности.

Культурно-отвергаемая девиация подразделяется на поведение, выражающееся в одноразовом и несущественном нарушении ожиданий и норм (например, вы перешли улицу в неположенном месте), делинквентном поведении, которое в качестве реакции вызывает административные санкции (например, вы нечаянно разбили витрину магазина и вынуждены были заплатить за стекло) и криминальном поведении, то есть противоправных действиях. Иногда в литературе выделяют такой тип девиантного поведения, который направлен не против других, а против самого человека, совершающего его, например, алкоголизм, наркомания — девиантные поступки, разрушающие личность того, кто их совершает.

Р. Кевен, исследуя распространенность типов поведения, показала, что 70% населения, в общем, соблюдает нормы и ожидания общества, 15% населения присуще культурно - одобряемая и 15% культурно отвергаемая девиация.

Большое внимание социологов привлекает криминальное поведение. Статистика показывает, что в конце ХХ века численность населения увеличивалась на 100 миллионов человек в год, то есть на 1-1,5%, а число совершенных преступлений увеличивалось на 5%, то есть в 3-5 раза быстрее. По данным ООН сейчас прирост преступности в мире составляет 5%. Ежегодно совершается около 500 миллионов преступлений. Опасной тенденцией является рост профессионализации преступности, ее интенсификация и интеллектуализация, рост организованной преступности.

Существуют различные теории, стремящиеся объяснить возникновение девиации, их особенностью является то, что они выделяют один из значимых факторов, влияющих на поведения человека, часто не уделяя необходимого внимания другим воздействиям.

Одной из таких теорий является биологический подход к девиации. Его сторонники в разное время стремились найти биологические признаки и причины девиантности. Еще в XIX в. итальянский врач Ч. Ломброзо пытался описать комплекс черт, характеризующих внешний облик преступника, введя понятие «криминальный тип». Однако все подобные попытки, как показали исследователи, оказались несостоятельными, мы не можем установить причинной связи между физическими качествами человека и его склонностью совершать девиантные поступки. В XX в. делались попытки связать криминальные наклонности с генотипом человека. Было открыто, что наличие лишней У–хромосомы приводит к повышенной агрессивности человека. Предположили, что у преступников такая патология встречается чаще, чем у обычных людей. Однако дальнейшие исследования не подтвердили этой гипотезы.

Психологические теории криминального поведения связывают преступные наклонности с определенным типом личности. Например, согласно З. Фрейду психопатическая личность представляет собой человека замкнутого на себе, находящего удовольствие в насилии как таковом. Подобные личности появляются часто из-за особого характера взаимоотношений детей и родителей, в ходе которого у ребенка не складываются способности к самоограничению и, следовательно, не формируются нравственные чувства. Подобные личности совершают иногда тяжкие преступления. Однако, как показали исследования психологов, наличие таких личностных черт не ведет с неизбежностью к криминальному поведению. Более того, не было выявлено ни одной черты, которая наблюдалась бы у всех преступников. В то же время различных видов преступлений так много, что маловероятно, что каждому из них соответствует какой-то особый тип личности.

Наиболее интересными с точки зрения социологии являются разнообразные социологические теории, объясняющие природу преступности. Они стремятся связать криминальное поведение с особенностями социальной структуры общества, процессами социализации.

Так, Э. Дюркгейм ввел понятие аномии, то есть состояния общества, при котором социальные нормы перестают определять поведение человека. При таком состоянии общества люди испытывают тревогу и страх перед неопределенностью, и это может стать одним из социальных факторов, влияющих на предрасположенность к самоубийству. Р. Мертон применил понятие аномии для обозначения напряженности, возникающей в поведении индивида, когда принятые нормы вступают в конфликт с действительностью. Например, в обществе ориентированном на успех, не каждый даже вполне достойный человек добьется его. Те, кто не «преуспел», сталкиваются с осуждением своей очевидной неспособности добиться материального успеха. В такой ситуации возникает большое искушение "«продвинуться"» любыми средствами, законными или незаконными. Р. Мертон выделяет пять возможных реакций на аномию. Конформисты придерживаются общепринятых ценностей и установленных средств их достижения, в эту категорию попадает большинство населения. Инноваторы – те, кто, придерживаясь установленных ценностей, используют незаконные средства для их достижения. Например, вор может принимать такую значимую ценность как материальное благополучие, но отвергать честные способы ее достижения. Ритуализм присущ тем, кто придерживается принятых стандартов, хотя ощущение смысла ценностей, направляющих их действия, уже утрачено. Правила выполняются ради них самих, без цели и смысла. Ритуалисты, обычно, те, кто занимается утомительной и скучной работой, классическим примером является бюрократ. Ретриатизм (бегство от жизни) – утрата доверия и к целям и к средствами их достижения, к этому виду девиации относят самоубийц, наркоманов, алкоголиков. Наконец, бунтари или мятежники отвергают ценности и нормы общества, но активно стремятся утвердить новые ценности и преобразовать общество, примером такого поведения могут быть революционеры всех мастей.

Если мы принимаем теорию аномии, возникает проблема, как человек выбирает ту или иную систему норм. Социологи связывают это с особенностями социализации и влиянием первичных групп, прежде всего, групп сверстников. Так американский социолог Э.Х. Сазерленд полагает, что поскольку в обществе существует множество субкультур, некоторые социальные сообщества поощряют противозаконные действия, а другие – нет. Человек становится правонарушителем или преступником, входя в ту группу, которая является носителями криминальных норм.

Важным вариантом социологической теории девиации является теория стигматизации (наклеивания ярлыка). Ее сторонники понимают девиацию как процесс взаимодействия людей, в ходе которого с помощью «ярлыков» формируются представления об отклоняющемся поведении отдельных людей и целых социальных групп. «Ярлык» - это своеобразный стереотип, который навязывается обществу. Он определяет правила, при помощи которых определяются отклонения, и условия, когда эти правила применяются. Например, возможно существование такого стереотипа: «бедный — значит склонный к преступлению», он устанавливаются богатыми для бедных, заставляя в каждом несостоятельном человеке видеть потенциального преступника, провоцируя, тем самым, его на девиантные поступки. Подобные стереотипы часто устанавливаются мужчинами для женщин, старшими для младших, этническим большинством для представителей меньшинств. Как только человека назвали преступником, он как бы заклеймен, вероятнее всего, окружающие будут в дальнейшем рассматривать его как не внушающего доверия. Со временем человек может принять это клеймо и начнет воспринимать себя как преступника, что соответствующим образом скажется на его поведении. Теория стигматизации подчеркивает, что ни одно социальное действие не является изначально преступным, определения криминальности устанавливаются людьми путем формулирования законов и их интерпретацией судами и исправительными учреждениями. Однако, она не объясняет, как появляются сами ярлыки, как появляется первичное отклонение, поэтому не может считаться окончательной.

Наконец, существует конфликтологический подход к девиации, рассматривающий ее как результат противодействия нормам несправедливого общества.

Рассмотрение различных подходов к девиации показывает, что каждый из них вносит вклад в понимание какого-либо аспекта проблемы. Однако, поскольку существует большое количество видов девиации, от перехода улицы в неположенном месте до убийства человека, кажется невозможным создать единую теорию этого явления.

 

Основные понятия

Личность Потребности Модальная личность Теория зеркального «Я» Обобщенный другой Социальный статус Достигнутый статус Предписанный статус Главный и личный статус Статусное несоответствие Маргинальность Социальная роль Ролевой конфликт Социализация Агенты социализации Референтные группы Социальный контроль Санкции Девиантное поведение

ЛИТЕРАТУРА

 

3 (гл.6, 7), 8, 11 (гл.8,9), 12, 32 (гл.8, 9)

 







Date: 2015-05-09; view: 685; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию