Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Социология как наука





Факультет международных экономических отношений

Кафедра философии

КАТАЕВА О.В., КИРИЛЕНКО Н.Д., МОРОЗОВА И.С., НЕКРАСОВА Т.П., ЧИСТЯКОВА Э.И.

СОЦИОЛОГИЯ. Учебное пособие

МОСКВА 2010

АННОТАЦИЯ

 

Учебное пособие «Социология», подготовленное кафедрой философии МГОУ раскрывая содержание курса социологии, содержит характеристику основных разделов курса: предмет и методы социологии, становление социологии, основные положения социологии культуры, личности, социальных групп, социальных институтов и социальных изменений.

В учебном пособии содержатся также необходимые методические материалы, которые могут использовать студенты как при подготовке к зачету или экзамену по данному предмету, так и при подготовке к интернет-тестированию. Для этого в работе дается подробный глоссарий, в приложении содержатся темы рефератов (контрольных работ) и список вопросов, которые выносятся на зачет и экзамен.

Учебное пособие «Социология» предназначено для студентов всех форм обучения и всех специальностей и, по которым ведется подготовка в университете.

Оглавление

Предисловие …………………………………………………………..5

Глава 1. Социология как наука……………………………………….6

1.1 Предмет социологии, ее понятия и законы……………………6

1.2 Место социологии в системе научного знания. Функции социологии……………………………………………………………9

1.3 Структура социологического знания…………………………..11

Глава 2. Методология и методы социологического исследования.

2.1 Методология социологии……………………………………….14

2.2 Программа и методы социологических исследований……….16

Глава 3 Становление социологии. Основные этапы ее развития…24

3.1 Классическая социология XIX в. ……………………………….25

3.2 Социология в XX и XXI веке……………………………………32

3.3 Развитие социологии в России…………………………………..41

Глава 4. Общество как система………………………………………45

4.1 Понятие общества…………………………………………………45.

4.2 Базисные элементы социальной жизни………………………….46

4.3 Основные подсистемы общества (сферы социальной жизни)..47

4.4 Типы общества. …………………………………………………..49

4.5 Мировое сообщество как сложная система ……………………53

Глава 5. Социологический анализ культуры ……………………….57

5.1 Культура как социальное явление ………………………………57.

5.2 Строение культуры ……………………………………………….60

5.3Формы и виды культуры …………………………………………65

5.4 Процессы культуры ………………………………………………67

Глава 6 Социология личности ……………………………………….69

6.1 Понятие личности в социологии …………………………………69

6.2 Социологические концепции личности ………………………..71

6.3 Социальный статус ……………………………………………… 74

6.4 Социальная роль ………………………………………………….76

6.5 Ролевые конфликты и способы их разрешения …………………80

6.6 Социализация личности …………………………………………..81

6.7 Социальный контроль …………………………………………….82

6.8 Девиантное поведение …………………………………………….83

Глава 7. Социальные группы и социальные общности ……………..88

7.1 Понятие социальной группы. Виды групп……………………….88

7.2 Социальные организации…………………………………………91

7.3 Структура и динамика групп ……………………………………93

7.4 Квазигруппы …………………………………………………….96

7.5 Территориальные общности ……………………………………97

7.6 Этнические общности людей …………………………………..100

7.7 Этнический состав Российской Федерации ………………….102

Глава 8. Социальная стратификация ……………………………… 104

8.1 Социальное неравенство …………………………………….. 104

8.2 Стратификация общества ……………………………………… 107

8.3 Исторические типы социального неравенства. Классовая стратификация общества …………………………………………..109

8.4 Особенности стратификации современного российского

Общества …………………………………………………………….114

8.5 Теория социальной мобильности …………………………….. 117

8.6 Стратификационные сдвиги в современном обществе ………121

Глава 9. Социальные институты …………………………………..124

9.1 Понятие, функции и виды социальных институтов ………….124

9.2 Семья как социальный институт ………………………………127

9.3 Религия как социальный институт ……………………………. 133

9.4 Образование как социальный институт ………………………. 142

9.5 Неформальные социальные институты: мораль и общественное мнение ………………………………………………………………..146

Глава 10 Социальная динамика …………………………………… 150

10.1 Основные социологические концепции развития общества..150

10.2 Социальные изменения и социальные процессы…………….160

10.3 Виды социальных изменений и процессов …………………160

10.4 Прогресс, регресс, кризис ……………………………………. 163

10.5 От массовых действий к социальным движениям ………….. 165


10.6 Социальные конфликты ………………………………………..169

Глоссарий ………………………………………………………….. 178

Литература …………………………………………………………….202

Интернет – ресурсы ………………………………………………….203

Приложения………………………………………………………….. 204

Методические указания по выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения……....................................204

Темы контрольных работ …………………….………………………205

Вопросы для подготовки к зачету и экзамену …………………….207

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Социология прочно вошла в состав современного обществознания, она — необходимый элемент всякого серьезного образования и прежде всего университетского. Изучение социологии ставит своей целью дать студентам знание об обществе и его основных элементах: личностях, группах и институтах, их строении, функционировании и трансформации. Социология поможет понять разнообразные социальные явления и процессы, понять людей, с которыми нам постоянно приходится взаимодействовать. Без этих знаний выпускник университета — инженер, будущий организатор, ответственный руководитель, не сможет обойтись в современном сложно устроенном мире.

Предлагаемое Вашему вниманию учебное пособие по социологии предназначено для студентов МГОУ всех специальностей и форм обучения, которые изучают данную дисциплину. Работа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и программы по социологии, разработанной на кафедре философии МГОУ.

В работе присутствует основная часть — раскрывающая содержание основных тем курса, состоящая из десяти глав. В конце каждой главы указываются ключевые понятия данной темы, которые необходимо знать студентам для адекватного усвоения учебного материала. Здесь же указаны работы, из общего списка литературы, с которыми можно ознакомиться для более углубленного понимания темы. После изложения тем курса помещен глоссарий (словарь), которые содержит краткие определения ключевых понятий социологии. Он содержит не только термины, присутствующие в тексте, но дает и более широкое представление о понятийном составе социологии. Данным глоссарием можно пользоваться при подготовке к интернет-тестированию. В приложении помещен ряд методических материалов, необходимых студентам при подготовке к зачету по социологии. Они включают список тем рефератов (контрольных работ), которые пишутся студентами — заочниками при подготовке к зачету, методические указания для написания рефератов (контрольных работ), а также списки вопросов для подготовки к зачету для студентов дневной и заочной формы обучения.

Данное пособие разработано преподавателями кафедры философии МГОУ: Катаевой О.В., канд. филос. наук., проф. - гл.1,2,4,5,6,7,10; Кириленко Н.Д. (канд. филос. наук., доцент. гл.10, Морозовой И. С. канд.филос.наук., доцент. гл. 9, Некрасовой Т.П. канд.филос.наук. доцент гл.8; Чистяковой Э.И канд.филос.наук., проф. гл.3.

Глава 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

1.1. Предмет социологии, ее понятия и законы.

Как самостоятельная наука социология сформировалась в середине XIX века, хотя отдельные элементы знаний об обществе накапливались на протяжении многих веков в рамках обыденного сознания, а также в философии, юриспруденции, истории. Потребность в точной, опирающейся на факты (позитивной) науке об обществе, была вызвана усложнением общества в условиях зарождения и развития индустриальной цивилизации, когда разрушалась традиционная регуляция жизни людей, углублялась социально-классовая дифференциация, возрастала мобильность социальных субъектов, повышалась степень свободы личности. Все это с необходимостью требовало точных знаний о структуре и функционировании социума.


Термин «социология», предложенный О. Контом в 1838 г., составлен из латинского слова «социо» (общество) и греческого слова «логос» (теория) и переводится как наука об обществе. Этимологическое значение термина «социология» указывает на объект изучения этой науки. Однако помимо социологии общество изучают и другие науки. Поэтому важно указать предмет социологии, то есть тот аспект социальной реальности, который исследует, описывает, объясняет социология.

Социология, по общему утверждению ученых, изучает те свойства, отношения и процессы, которые превращают совокупность людей в общество. В качестве важнейшей, сущностной черты общества рассматривается социальное взаимодействие. Это понятие аккумулирует в себе основные особенности социальной жизни.

Человек как биосоциальное существо существует только в группе, его поведение, сознание во многом определяются группой. Поведение отдельного человека ориентировано на другого человека или группу людей и является социально значимым, то есть имеет не только биологическое и психологическое содержание, но и социальный смысл, который изменяется в зависимости от конкретных условий, культуры, типа общества. Скажем, биологически одинаковое событие смерти от режущего предмета может в зависимости от ситуации приобретать социальный смысл героической смерти на поле брани, несчастного случая, преступления.

В ходе социального взаимодействия создаются социальные группы, а если оно приобретает длительный, устойчивый, повторяющийся характер, то формируются устойчивые нормы, которые образуют социальные институты. Таким образом, социальное взаимодействие как бы формирует социальную ткань общественной жизни.

В социальное взаимодействие вступают личности, социальные группы и социальные институты. Например, лекция представляется собой взаимодействие преподавателя и группы студентов, спортивные состязания представляют собой взаимодействие спортивных команд (групп). Законодатель, предлагая свой проект реформ общества, обращается не только к определенной группе, он апеллирует к определенному социальному институту, государству.

Таким образом, предметом социологи является структура и механизм возникновения, функционирования, изменения социальных групп, общностей и социальных институтов, появляющихся в процессе социального взаимодействия.

Как любая наука социология использует специальный понятийный аппарат, который имеет следующие особенности. Во – первых, поскольку социология возникает в рамках философского знания, часть понятий социология позаимствовала у философии, они называются категориями, или предельно общими, универсальными понятиями. Такие понятия, как «личность», «общество», «культура», «социальная структура», являясь философскими по своему происхождению и содержанию, носят сугубо абстрактный, идеализированный характер. Они образованы в результате логического анализа действительности, и для них невозможно найти то конкретное явление, которое они обозначают. Во - вторых, некоторые понятия пришли в социологию из других дисциплин, из демографии, политологии, юриспруденции и даже естественных наук, например, понятие «страта» было позаимствовано из геологии. Во – третьих, большая часть социологических понятий поддаются эмпирической интерпретации, то есть их можно через наблюдение, эксперимент сопоставить с действительностью, к таким терминам относятся «социальная группа», «социальный институт», «социальный конфликт» и др. В – четвертых, в социологии имеются понятия, которым можно придать количественную характеристику, скажем, «престиж», «ранг», «статус». Это делает возможным применение математических методов в социологии.


Понятия социологии помогают описывать, объяснять социальную действительность, с их помощью формулируются законы социологии. Как любая общественная наука социология стремится исследовать законы общества, то есть объективные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между социальными явлениями. Объективность социальных законов выражается в том, что их действие не зависит от воли людей их осуществляющих. Так, одним из законов общества является наличие в нем социального неравенства, которое чаще всего воспринимается как нечто несправедливое и недолжное. Но, как мы увидим в дальнейшем, все попытки избежать социального неравенства приводят лишь к созданию его новой формы.

Устойчивость и повторяемость социальных связей заключается в том, что в сходных условиях проявляются сходные свойства социума. В разных обществах, находящихся далеко друг от друга в пространстве и времени, мы видим сходные, повторяющиеся черты. Так развитие орудий труда в начале истории общества ведет к росту разделения труда, которое осуществляется в определенной последовательности во всех регионах нашей планеты: появляются скотоводство и земледелие, затем ремесло и торговля, потом специализированный управленческий труд.

Необходимый характер социальных законов заключается в том, что они устанавливают такие связи между социальными явлениями, при которых, если появляется одно явление, непременно (необходимым образом) появляется и другое. Например, создание промышленных предприятий в ходе промышленной революции конца XVIII в. необходимым образом привело к появлению рабочего класса.

В то же время, поскольку эти законы характеризуют деятельность людей, это накладывает на них определенный отпечаток. Прежде всего, законы социологии описывают массовые явления, характеризуют поведение больших групп людей, отсюда эти законы носят вероятностный характер. Социальное событие является следствием пересечения множества социальных взаимодействий, которые в каждом отдельном случаем, могут быть даже случайными, но результатом будет тенденция, носящая устойчивый и необходимый характер.

Кроме этого, законы социологии являются законами тенденциями, то есть их действие зависит от начальных условий, в которых находятся личность, группа, общество в целом. Так, один из законов, относящихся к трудовой деятельности, указывает на корреляцию между уровнем оплаты труда и его производительностью. Однако действие этой зависимости будет обуславливаться, в том числе характером отношения членов группы к труду. Естественно, если в группе преобладают лентяи, то вряд ли повышение зарплаты приведет к росту производительности их труда.

 

1.2 Место социологии в системе научного знания. Функции социологии.

Особенности социологии станут яснее, если рассмотреть ее связи с другими дисциплинами, изучающими общество. Прежде всего, необходимо отметить, что исторически социология связана с философией, особенно с социальной философией, изучающей особенности общества, личности их структуры и взаимосвязи. Однако если социальная философия дает общие и абстрактные представления о социальной реальности в ее целостности, то социология, будучи эмпирической наукой, стремиться описывать конкретные, наблюдаемые явления. Ее основные положения могут быть проверены, в том числе и экспериментально. В то же время такой раздел социологии, как теоретическая социология, стремясь создать общие модели общества, во многом сближается с философией.

Социология тесно связана с историей, использует методы и данные последней, впрочем, история также все чаще обращается к социологическим данным для освещения своих проблем. Существует такой раздел социологии как историческая социология, стремящаяся к созданию социологических моделей прошлого. Однако в отличие от историка социолог все же больше занимается современным обществом.

Как и психология, социология занимается проблемами личности и межличностного общения. Однако если психология исследует внутренний мир личности в его целостности, то социологию интересует, прежде всего, те качества человека, которые он приобретает, живя в обществе и которые влияют на социальную реальность. Одной из важнейших проблем социологии являются проблема взаимосвязи общества и личности.

Раскрывая понятие социальной реальности и ее структуры, рассматривая стратификацию современного общества, социологическое знание образует общетеоретические и методологические основания политологии и экономики. Кроме того, существуют социология политики и социология экономики, рассматривающие специальные проблемы функционирования и изменения этих социальных институтов.

Социология выполняет познавательную функцию, создавая систематическое, теоретическое, обоснованное знание об обществе, его строении, функционировании и изменении. Практическая функция социологи состоит в том, что на основе социологии создаются разнообразные прикладные технологии. Например, социальная инженерия ориентирована на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих поведение человека, она достаточно широко применяется в сфере производства в развитых странах мира. Социологию используют в управленческом консультировании, когда организуют контроль за выполнением социальных программ. Социологические опросы и исследования общественного мнения позволяют осуществлять обратную связь между обществом и управляющей инстанцией.

Важной функцией социологии является критическое рассмотрение действительности, позволяющее выявлять слабые звенья социальной системы, точки напряженности. Социолог может предлагать свои программы решения общественных проблем. Классическим примером такого критического отношения к миру было учение об обществе К. Маркса, которое не только показало причины и формы классовой борьбы рабочего класса, но создало модель утопического общества, способного, по мнению ее создателей, разрешить противоречия и конфликты капитализма.

Критическая роль, выполняемая социологией, связана с ее идеологической функцией. Социологическое знание используется философами и политиками для создания идеальных моделей общества, которые могли бы выступить обобщенной целью социальных и политических движений.

Важной функцией социологии является прогностическая функция. Она заключается в том, что социология дает возможность составлять прогнозы развития общества и отдельных его институтов.

Особенностью социологии является то, что в отличие от естественных наук она опирается на повседневный опыт и здравый смысл людей. Вряд ли мы в повседневности будем иметь дело с молекулами или квантами, ускорителями и атомными реакторами, однако процессы социализации, общения, образования касаются всех людей и у каждого есть свой взгляд на эти процессы. Повседневный опыт редко позволяет нам выйти за пределы повседневности, увидеть социальное и общее в нашей личной жизни, ощутить ее связь с историей. Социология позволяет нам расширить горизонты нашего повседневного мира, уловить в нашей жизни веяния социума, лучше понять себя и других людей, ощутить свою ответственность за происходящее в мире, поэтому можно сказать, что социология выполняет функцию понимания, помогая осмысливать внутренний смысл современных событий. Эту функцию известный американский социолог Ч.Р. Миллс назвал «социологическим воображением».

1.3 Структура социологического знания.

Социология имеет сложное строение и включает знание разных уровней и типов. По типу изучаемых объектов выделяют макро- и микро - социологию Макросоциология изучает существование и развитие больших социальных групп и социальных институтов, а также социальные структуры. Последние представляют собой комплексы сложных, устойчивых отношений, возникающих в различных социальных сферах. Примером макросоциологии может быть теория классов, социальной стратификации, социальной мобильности. В рамках макросоциологии при создании общих моделей общества могут использоваться различные методологические подходы: марксистский, структурно-функциональный и др.

Микросоциология объектом своего исследования делает личность или небольшие группы. К микросоциологии относится, например, теория социальных ролей. Микросоциология также реализуется через различные методологические подходы: символический интеракционизм, феноменологию, этнометодологию и др. Макро и микро социологии дополняют друг друга, поскольку описывают различные аспекты социальной реальности.

По целям, которые ставит перед собой социолог, можно выделить фундаментальную социологию, стремящуюся к получению нового знания о социальном взаимодействии и прикладную социологию, решающую конкретные социальные задачи. Так можно провести фундаментальное исследование факторов, влияющих на производительность труда, таковых окажется около пяти тысяч. Однако если нам необходимо решить вопрос о повышении производительности труда на данном предприятии, мы прибегнем к прикладной социологии и специальным технологиям, разработанным для этой цели.

По уровню научного знания выделяют теоретическое и эмпирическое знание. Теоретический уровень социологического знания включает гипотезы, законы и теории, которые стремятся создать модели изучаемых явлений.

Поскольку общество представляет собой сложную сеть взаимозависимых подсистем, постольку в структуру социологического теоретического знания входят:

а) общие социологические теории, создающие модели общества в целом;

б) частные теории, каждая из которых выявляет генезис, место и социальные функции отдельных элементов общественной структуры (личности, социальных групп, социальных институтов).

в) теории среднего уровня (термин введен Р. Мертоном), которые представляют собой теоретические модели отдельных социальных явлений. Теории среднего уровня могут входить в состав частных теорий. Например, теории девиантного поведения и теория социального статуса входят в состав теории личности.

На эмпирическом уровне основными элементами социологического знания являются факт и эмпирическая закономерность. Понятие социального факта в социологию ввел О. Конт, определение и объяснение это понятие получило в работах французского социолога XIX в. Э. Дюркгейма. Он, понимая социальный факт как такое действие, поступок или слово, которое имеет значение для того, кто его совершает, а также прямо или опосредовано и для другого социального субъекта. Социальный факт обладает рядом признаков. Он относится к объективно существующим явлениям: материальным или духовным. Он является внешней и принудительной силой, вызывая изменения в поведении или сознании людей. Социальный факт может быть обнаружен и объективно описан или даже измерен.

Социальные факты различаются по уровню их обобщенности: факты единичного наблюдения и факты, выражающие тенденцию развития того или иного социального явления. Социология, как правило, изучает совокупность однородных фактов, имеющих статистический характер. Это позволяет разобраться в огромном количестве различных тенденций, общественных явлений и взаимоисключающих интересов отдельных личностей. Еще одной чертой социального факта является многофакторность, то есть его обусловленность многими типами других факторов, ибо всякое социальное явление вплетено в сложный общественный процесс, находится во множестве связей. Все это требует комплексного подхода и учета условий при описании и объяснении социальных фактов. Необходимо иметь в виду изменчивость условий, характеризующих данный социальный факт, поэтому выводы, полученные на основе анализа социальных процессов для одного периода, могут быть непригодны для описания другого периода.

Эмпирическая социальная закономерность фиксирует связи между фактами. Они могут существовать в форме корреляционных и причинных связей. Корреляционные связи устанавливают сосуществование социальных фактов. Например, Э. Дюркгейм установил корреляционную связь между уровнем самоубийство во Франции конца XIX в. и временем года, максимальное число самоубийств приходилось на май, минимальное - на сентябрь. Конечно, социолог не утверждал, что время года является причиной самоубийства, но корреляционная связь им была установлена. Другой вид связи — причинная устанавливает, что одно явление (причина) порождает другое (следствие). Обнаружение причинных связей между фактами является важнейшим и труднейшим делом социологического исследования.

Описание, сравнение, анализ фактов является важнейшей задачей социологического эмпирического исследования, однако не менее важно стремление объяснить факты. Это достигается в рамках теоретического исследования, которое устанавливает связь между фактами, а также конструирует абстрактные модели сложных социальных явлений, которые можно использовать для объяснения и понимания разнообразных эмпирических ситуаций. Поэтому теория и факты социологии тесно связаны, вне теории факты остаются непонятыми, а без фактов теория не может быть обоснована и принята научным сообществом.

 

Основные понятия

Социология Понятия социологии Категории социологии Закон Макросоциология Микросоциология Фундаментальная социология Прикладная социология Теоретическая социология Эмпирическая социология Социальный факт Корреляция Причинная связь

 

ЛИТЕРАТУРА

3.(гл.1). 22, 26 (гл.1), 28 (гл. 1), 32 (гл. 1)

 







Date: 2015-05-09; view: 750; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию