Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3 становление социологии. Основные этапы ее развития





Изучение любого вида научного знания предполагает рассмотрение, хотя бы краткое, его истории. Это относится и к социологии, которую американский социолог ХХ-го века Р. Мертон определил как очень молодую науку "об очень древнем предмете изучения". В своем становлении и развитии социология прошла три этапа: донаучный, когда знание об обществе существовало либо в виде социальной философии, либо как обыденное знание об окружающем мире. Классический период в развитии социологии начинается в первой трети ХIХ в. и заканчивается в первой четверти XX века, это время, когда творили классики социологической мысли: О.Конт, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер. Наконец, последний этап - современная социология XX и XXI века.

Уже в древних религиозных и философских учениях Будды и Конфуция, Платона и Аристотеля содержатся представления об обществе и критические замечания в адрес современных им обществ. Вопросы устройства общества, целей его существования затрагивались в работах мыслителей средних веков и эпохи Возрождения. Однако непосредственной предшественницей социологии исследователи считают "социальную философию", возникшую в эпоху Нового времени. В работах мыслителей ХVII-ХVIII вв., Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, разрабатывается теория общественного договора; Ж.Тюрго и М-Ж. Кондорсе выдвигают идею общественного прогресса; Сен-Симон создает один из вариантов утопического социализма и вводит понятие индустриального общества.

 

3.1 Классическая социология Х1Х века

В качестве самостоятельного учения об обществе социология возникает в первой половине XIX века, ее основоположник, французский философ Огюст Конт (1798 – 1857) ввел в научный оборот термин "социология" в 1839 году.

Появление новой науки было вызвано экономическим и социально-политическим развитием общества. В период Нового времени на смену традиционному типу общества, c его устоявшимися социальными структурами, приходит новый - индустриальный. В социально-политической сфере этот переход выразился в радикальных изменениях, результаты которых, особенно во Франции (революция 1789 г.), оказались во многом разрушительны. Социальный и политический хаос обострили процессы социальной поляризации и требовали серьезного анализа со стороны интеллектуальной элиты.

Успехи развития классической науки в XVII-ХVIII вв. породили надежды на могущество разума, способного не только познать природу, но и получить достоверные знания об обществе, и создать проекты наилучшего социального устройства. Так, О. Конт считал, что лишь социологическое знание, опирающееся на твердый научный фундамент, способно преодолеть «анархию умов» и заложить основы рационально организованного общества. Он сформулировал закон трех стадий интеллектуального развития человечества: теологической, метафизической и позитивной. В отличие от первых двух, которые опирались на веру в сверхъестественные силы и умозрительные категории при объяснении общества, позитивная — опирается на методологию, свойственную естественным наукам, стремится основывать свое знание на фактах, используя методы исторического анализа, сравнения, наблюдения, эксперимента. Во всеобщей классификации естественных наук, сформулированной О. Контом, социология рассматривается как самая сложная наука, в силу сложности изучаемого ею объекта, общества.

О. Конт полагал, что в социологии будут открыты универсальные социальные законы подобные законам природы. Он считал, что общество обладает определенным устройством, порядком, который должен изучаться социальной статикой. Социальная статика изучает общество как социальный организм в состоянии целостности и равновесия всех его элементов. Закон социальной гармонии - основной закон «социальной статики». Социальная динамика исследует процесс общественного развития, рассматривая его как прогрессивный переход от одного состояния к другому. Закон трех стадий интеллектуального развития человечества — основной закон социальной динамики. В позитивную эпоху определяющим должен стать эволюционный принцип, так как он, по убеждению О. Конта, сочетает «социальный порядок» и «социальный прогресс». Духовное управление в этот период человеческой истории осуществляется учеными, а индустрия – «индустриалами».

О. Конт не только основатель социологии как науки, но и натуралистического направления. Натурализмом в социологии называются школы, которые при объяснении социальных явлений опираются на методы естественных наук. Натуралистическое направление представлено школами XIX-го века, которые выдвигали разные факторы определяющие развитие общества: борьбу за существование, расово-антропологические, географические. Во второй половине XIX-го века важную роль в социологии играла школа «социальной биологии», основателем которой был английский философ, социолог Г. Спенсер (1820 – 1903), иногда это направление называют органицизмом. Многие исследователи считают его, наряду с О. Контом, основателем социологии как науки.


Г. Спенсер ввел в социологию категории «социальная структура», «социальный институт», «социальная функция». Его теория — одна из первых попыток понять общество как непрерывно эволюционирующий организм. Эволюция общества — процесс медленного, постепенного выявления изначально заложенных в социальном организме тенденций. Развитие организма идет от простого к сложному, от хаоса к порядку, постепенно происходит усиление организации общества. Механизмами развития общества является усиливающаяся дифференциация и специализация его функций, что проявляется в создании постоянно усложняющейся системы социальных институтов. Поскольку социальная эволюция - это естественный процесс, то его нельзя искусственно ускорять. Своими активными действиями человек может лишь исказить или задержать ход социальных изменений.

Опираясь на принцип эволюционизма, английский социолог выделяет два типа общества: военный и промышленный, которые отличаются сложностью структуры и функционирования. В них отражены два типа борьбы за существование. Военный - определяется военными конфликтами, ведущими к порабощению и истреблению побежденного победителем. В промышленном обществе определяющей является конкуренция, в результате которой побеждает сильнейший в отношении способностей, усердия, интеллектуальных и моральных качеств. Такого рода борьба за существование - благо для общества. Заслугой Г.Спенсера было и то, что он первый соединил социологию с идеей либерализма, утверждая, что общество существует для блага своих членов, а не наоборот.

В 40-е годы XIX-го века возникает марксистское направление в социологии. Хотя К.Маркс (1818-1883) не причислял себя к социологам, он исследовал те же проблемы социального развития общества и его структурной организации. Главным объектом анализа К.Маркс объявляет не общество в целом, а его конкретный тип - капиталистический. Его интересует социальные изменения современного ему общества, которые носят ярко выраженный негативный характер. Он убежден, что эксплуатацию, обнищание населения, рост преступности нельзя устранить в рамках капитализма. Опираясь на классовый подход К.Маркс, раскрывает антагонистический характер как предшествующих типов общества (рабовладельческого, феодального), так и капиталистического. К.Маркс настаивает на революционном пути замены старого строя новым, уничтожающим эксплуатацию человека. Это не теоретическая, а практическая задача преобразования современного общества. Осуществить ее может пролетариат, класс, ставящий своей целью замену частной собственности на средства производства - общественной.

При жизни К. Маркса его анализ классовой борьбы не всегда находил поддержку у исследователей. Однако в современной социологии его рассматривают как одного из основоположников теории социального конфликта.


Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-19I7) не только разрабатывает теорию общества, но и закладывает методологические основания социологии XX—го века. Он сторонник позитивизма О. Конта, разрабатывает принцип социологизма, полагая, что социальное надо объяснять социальными, а не природными или психическими свойствами человека. В соответствии с принципом социологизма общество понимается Э. Дюркгеймом как особая социальная реальность, несводимая к сумме составляющих его индивидов. Она обладает свойством целостности и определяет поведение индивида. Целостность общества выражается в коллективных представлениях, которые разделяют большинство его членов, и которые сплачивают людей.

Социология понимается исследователем как наука о причинно-следственных связях и закономерностях общества, она должна опираться на знание социальных фактов. Ему же принадлежит одно из первых определений социальных фактов, как слова или поступка, влияющего на других людей. Э. Дюркгейм следует натуралистической программе О. Конта, полагая, что методы социологии должны быть подобны естественнонаучным методам.

В отличие от К. Маркса, французский социолог - сторонник социальных реформ. Он стремится противопоставить идеологическим движениям правого и левого направления социологию как научную альтернативу, способную примирить противоположные силы. Поэтому ядром его учения является теория солидарности. На ней должны базироваться все связи в обществе, включая и профессиональное разделение труда. В работе «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейм выделяет два типа связей и, соответственно, два типа общества: общество с «механической солидарностью» и общество с «органической солидарностью». Для первого, типа общества характерна одинаковость, сходство выполняемых людьми профессиональных функций; человек полностью подчинен целому, личность поглощена коллективом. В основе общества «органической солидарности» лежит разделение труда, что приводит к различию профессиональных функций выполняемых людьми. В процессе труда и обмена результатами своей деятельности, люди дополняют друг друга, и, в то же время, существуют относительно автономно. Поэтому общество осуществляет регуляцию поведения людей, опираясь на моральный авторитет, а не принуждение. Разрегулируемость общества, его неспособность осуществлять моральную власть над обществом, Э. Дюркгейм назвал «аномией», понимая ее как состояние нормативного хаоса, когда люди перестают понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Проявляется эта болезнь в период резких социальных сдвигов в обществе. Поэтому французский социолог - противник революций и защитник эволюционного подхода. По его убеждению социум развивается от общества «механической солидарности» к обществу с «органической солидарностью».


Э. Дюркгейм не только создал оригинальную социологическую теорию, он внес большой вклад в институционализацию социологии. Так, он создал первую кафедру социологии в университете Бордо в 1896 г. в., руководил первым в мире социологическим журналом «Социологический ежегодник».

Подход к изучению общества как надындивидуальной реальности, которая первична по отношению к социальному поведению личности, исследователи назвали макросоциологическим, а Э. Дюркгейм - один из классических представителей этого подхода.

В конце XIX-го века возникает микросоциологический подход в социологии исследующий поведение личностей, небольших групп и межличностных отношений. В рамках этого подхода появляется психологическое направление. Один из его создателей французский психолог и социолог Г. Тард (1843-1904) считал сутью общения — передачу желаний или мыслей человека. Ключевыми социальными процессами, по его мнению, являются подражание, основанное на моде или обычае, оппозиция и адаптация. Социология, должна, по его мнению, учитывать психику действующих людей, поэтому он не принимал социологизма Э. Дюркгейма. Г. Тард оказал наибольшее влияние на американскую социологию, в частности на работы Ч. Кули. В рамках этого направления разрабатываются идеи психологического эволюционизма (Ф. Гиддингс 1855-1931); изучается взаимоотношение культуры и индивидуального сознания (В.Вундт 1832 – 1920); исследуются особенности «психики толпы» (Г. Лебон 1841 – 1931).

По мере формирования микросоциологического подхода интерес социологов смещается на уровень анализа социального поведения непосредственных участников социальной деятельности. Возникает «понимающая социология», которая использует как методы естественных, так и гуманитарных наук. Ее основателем стал немецкий социолог М.Вебер (1864-1920), ему принадлежат работы: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904), «Хозяйство и общество» (1922). Он же ввел сам термин «понимающая социология». Согласно М. Веберу, социология - это наука о социальном поведении. Социологическое объяснение поведения возможно, если оно предваряется процедурой понимания. Простейшим элементом социальной деятельности является социальное действие. Оно должно отвечать требованию рациональной осмысленности и направленности на поведение других людей. Соотнося свои возможные действия с возможными действиями других, социальное действие образует «смысловую связь поведения», которая и является предметом социологии, согласно немецкому социологу. Задача социологии - понять смысл и значение поступков людей, раскрыть причинно-следственные связи в обществе. Таким образом, исходным пунктом исследования в социологии становится не общество, а индивид. Общество понимается как совокупность действующих индивидов, результатом их действия является социальная реальность, характеризующаяся институтами, верованиями, ценностями.

Анализируя социальное действие, М. Вебер выделяет следующие его типы:

1. целерациональное (для достижения успеха сознательно выбираются цели и средства действия);

2. ценностно-рациональное (действие организуется системой ценностей - моральных, религиозных, идеологических);

3. аффективное (под действием аффекта, эмоции);

4. традиционное (действие совершается в силу традиции, обычая, привычки).

Важнейшим видом социального действия является целерациональное действие. По мере убывания целерациональности, действия становятся менее мотивированными и понятными. Западное, капиталистическое общество рассматривается под углом зрения характерных для него двух типов рациональности:

1) инструментальной, целеполагающей

2) ценностной, подчиненной морали.

Целерационально в современном капиталистическом обществе не только поведение социальных групп, но и организация хозяйства (организация труда, денежного обращения), политического управления, религии, всего образа жизни в целом.

Учитывая специфику социального познания, М.Вебер разрабатывает и соответствующую методологию. Главным инструментом познания выступает «идеальный тип». Это «образ-схема», с помощью, которой систематизируются и упорядочиваются элементы духовной, политической, материальной жизни.

Предметному и методологическому самоопределению социологии способствовало возникновение в конце ХIХ-го, нач. ХХ-го века эмпирической социологии. Хотя некоторые исследователи (Г. Спенсер, Дж. Милль (1806-1873)) предшествующего периода говорили о необходимости включения в социальную теорию эмпирических данных, но основные требования нового направления сформулировал итальянский мыслитель В. Парето (1846-1923). Подвергнув критике «позитивистские» и «гуманитарные» социологии, он объявил предметом изучения науки - поведение людей, которое носит как логичный, так и алогичный характер. Подобно точным наукам, социология должна пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями. Объективное исследование должно строго следовать логическим правилам при переходе от наблюдений к обобщениям и отвергать этические и ценностные элементы знания.

Методологии «социологизма», «понимающей социологии», «эмпирической социологии» определили основные подходы к пониманию социального, как главного объекта социологической науки.

 

3.2 Социология в ХХ и ХХI веке

 

Для социологии ХХ века характерен плюрализм школ и концепций, отсутствует единая теория социологии, что объясняется сложностью и противоречивостью социальной реальности, нуждающейся в разнообразных подходах к своему анализу.

В это время мы видим те же две ключевые парадигмы, что и ранее: макросоциологическую и микросоциологическую. К первой из них можно отнести, во-первых, марксистскую социологию, развивавшуюся в ХХ веке как в России, так в ряде западных стран (Франции, Германии), о ее основных параметрах мы говорил выше. Во-вторых структурно-функциональный подход, ставший одним из ведущих направлении в социологической мысли. Микросоциологическая парадигма представлена рядом влиятельных направлений, к которым относятся символический интеракционизм, феноменологическая социология, теория обмена и некоторые другие.

Активно развивается в это время эмпирическая социология, представленная Чикагской школой, ее традиции до сих пор существенно влияют на проведение конкретных социологических исследований.

Помимо указанных парадигм, корни которых восходят к классической социологии ХIХ в. в современную эпоху мы видим ряд новых теорий, которые пытаются объединить макро и микросоциологические подходы в единое целое, к таким школам относятся, например, социология английского социолога А. Гидденса, французского социолога П. Бурдье и ряда других.

Структурно-функциональный подход был создан крупнейшими американскими социологами ХХ века Т. Парсонсом (1902-1974), и Р. Мертоном (1910-2003), которые опирались на макросоциологическую традицию, основанную на работах Э. Дюркгейма и Г. Спенсера, П.А. Сорокина, а также на исследования знаменитых социальных антропологов ХХ века Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна. Ключевыми понятиями этого подхода являются «система», «элемент», «структура», «функция». Исходным понятием является «социальное действие», одним из компонентов которого является социальная система (общество). Т. Парсонс - автор работ «Структура социального действия «(1937), «Социальная система» (1951), «Система современного общество (1971) и др. Самая известная работа Р. Мертона называется «Социальная теория и социальная структура».

Т. Парсонс рассматривает общество как социальную систему, состоящую из элементов (подсистем), выполняющих определенные функции. Такими подсистемами являются экономика, выполняющая функцию адаптации, политика, определяющая цели функционирования системы и средства достижений этих целей. Социальные общности и правовая система обеспечивает интеграцию социальной системы в единое целое, наконец, культура обеспечивает функцию поддержания образца, выступая механизмом сохранения общества. Несущей конструкцией общества, по мнению социолога, являются ценностно-нормативные комплексы, определяющие способы функционирования подсистем общества.

Предложенная система понятий позволяет описать и проанализировать любую социальную систему, не только общество в целом, но и отдельные институты, и социальные организации, понимая их как социальные целостности. Например, мы можем рассматривать вуз как социальную систему, элементами которой являются бухгалтерия, осуществляющая функцию адаптации к внешней среде, ректорат, определяющий цели вуза и средства достижения этих целей. Коллективы факультетов и кафедр осуществляют функцию интеграции вуза в единое цели, а практики кураторства, научного руководства определяют сохранение и трансляцию культурного образца. В основе функционирования вуза лежит система ценностей и правил, зафиксированная в законе об образовании, уставе вуза и других нормативных документах.

Общество понимается Т. Парсонсом как переплетение социальных взаимодействий, при анализе которых необходимо учитывать мотивы, цели, средства, условия действий. Однако, в конечном счете при объяснении действий людей преобладают системные факторы и человек оказывается полностью детерминированным социальной системой. Поскольку ключевой функцией системы является функция адаптация, социолог не уделяет должного внимания процессам общественного развития. Хотя в конце жизни он попытался восполнить этот пробел своей теории, по мнению большинства социологов, ему это не удалось.

Р. Мертон в работе «Социальная теория и социальная структура» создал свою версию структурного функционализма, рассматривая его не столько как теоретическую модель общества, как это сделал Т. Парсонс, а как определенную методологическую установку. По его мнению, при анализе социальной системы необходимо четко выделять элементы этой системы и процессы адаптации и дезинтеграции происходящие в ней. Р. Мертон большое внимание уделяет понятию «функция» понимая под ним наблюдаемые процессы, способствующие адаптации системы к внешней среде и «дисфункция», обозначая им процессы, которые уменьшают адаптацию и регулировку системы.

В каждой социальной системе, по его мнению, помимо явных функций, ориентированных на выполнение осознаваемых потребностей системы, существуют неявные (латентные) функции, которые часто не осознаются людьми. По его мнению, подобное различение функций помогает объяснить известное расхождение между мотивами, которые определяют поступки людей и результатами их действия. Например, цель покупки товаров — удовлетворение потребностей человека, однако еще в начале ХХ в. Т. Веблен в книге «Теория праздного класса» писал о том, что при покупке товаров важнее то, как они подтверждают или повышают социальный статус покупателя. Отсюда вывод социолога: люди часто покупают дорогие товары не потому что они лучше, а потому, что они дороже, поскольку в этом случае покупка товара выполняет латентную функцию подтверждения социального статуса.

Таким образом, если социолог стремиться к объяснению каких либо явлений, ему необходимо представить объясняемое явление как элемент какой-либо социальной системы, указать функцию данного явления, как явную, так и латентную.

Р. Мертон в отличие от Т. Парсонса, стремящегося создать «большую теорию» общества, охватывающую все его аспекты, постоянно подчеркивает, что теория должна опираться на эмпирические факты, получаемые социологом в процесс научного наблюдения, эксперимента, или опроса. Поэтому Р. Мертон вводит понятие «теории среднего уровня», которое обозначает теоретические модели отдельных наблюдаемых социальных явлений. Например, сам Р. Мертон является автором теории референтных групп, которая описывает один из аспектов поведения личности в группе.

Как самостоятельное направление в социологии развивается эмпирическая социология. Опираясь на методологию бихевиоризма и неопозитивизма, основатели американской эмпирической социологии А. Смолл (1854-1926); У. Томас (1863-1947); Р. Парк (1864-1944) отрицали общие законы в общественной жизни и критически относились к социологическим теориям, которые не опирались на точные, эмпирические, количественные, математические методы. По их мнению, объектом исследования социолога должно быть поведение человека.

После первой мировой войны в социологии формируется математическая школа, разрабатывающая методы количественного анализа: шкалирование, тестирование, позднее - математическое моделирование, теория игр. Основателем этой школы является американский социолог П. Лазарсфельд (1901-1976). Разрабатывается методология социометрии, получившая широкое распространение при исследовании межличностных отношений в малых группах — Я. Морено (1892-1974). Наряду с широким применением стандартизированных количественных методов анализа, социологи применяют и методы качественного описания исследуемых процессов и явлений. Бум конкретно-социологических исследований начался после публикации в 1918-1921 гг. работы «Польский крестьянин в Европе и Америке», написанной социологами Чикагской школы У. Томасом и Ф. Знанецким (1882-1958). Изучая процессы миграции и адаптации, они опирались лишь на фактический материал, применяя биографический метод (анализ личных документов, писем, автобиографий). Большое влияние оказала социология города, созданная исследователями Чикагской школы. Они широко использовали методы включенного наблюдения, case-stude. Представитель этой школы Р. Парк ввел понятие маргинализма, без которого не обходится ни одна теория социальной структуры. Чикагская школа повлияла на формирование микросоциологического подхода, в частности, символического интеракционизма.

Одним из важнейших направлений в социологии XX века является символический интеракционизм. Создателями его являются американские социологи Д. Мид (1863-1931)., Г. Блумер (1900-1987), И. Гоффман (1922-1982). Ключевой работой Дж. Мида является «Разум, самость и общество. Точка зрения социального бихевиоризма», опубликованная после смерти автора в 1934 г. Основные положение этой работы получили влияние после публикации в 1966 г. статьи ученика и последователя Дж. Мида Г. Блумера «Методологические основы символического интеракционизма». И.Гоффман знаменит книгой «Презентация себя в повседневной жизни» (1959).

Исходным понятием этого направления является «поведение», понимаемое как реакция на какой-либо стимул. Данное понятие было заимствовано из бихевиоризма, одного из направлений в психологии, поэтому Д. Мид в начале называл свою теорию социальным бихевиоризмом. Правда, в отличие от психологического бихевиоризма склонного понимать стимул как материальное воздействие на человека, Д. Мид всегда подчеркивал преимущественно символический, духовный характер стимулов в поведении человека. По его мнению, поведение человека всегда социально, ориентировано на другого человека, в процессе общения происходит усвоение социальных символов, которые определяют поведение.

Другим важным понятием этого подхода является «личность». Д. Мид понимает ее как результат социализации, то есть включения человека в социальный мир. Личность описывается с помощью двух понятий «I» (Я) и «Me» (Мне). «I» - это внутренний стержень личности, с позиции которого оцениваются и накапливаются требования общества. «Me» - социальное в человеке, то есть те социальные ожидания, которые адресуются обществом человеку. Отсюда личность двуедина, она определяется обществом, но она и имеет возможность оценивать и выбирать социальные требования, то есть обладает определенной степенью свободы. Ключевой проблемой данного направление является вопрос о формировании личности, его этапах, механизмах, о соотношении свободы и зависимости личности. Для рассмотрения этой проблемы используется понятие социализация, то есть включение человека в общество. Для его описания Д. Мид использует понятия «социальная роль», «значимый другой», «обобщенный другой». Он подчеркивает роль игры в процессе социализации детей, выделяя различные стадии формирования личности ребенка в зависимости от преобладающего вида игры: имитация (подражания), ролевые и коллективные игры (подробнее см. в главе 5).

Одна из версий символического интеракционизма называется теорией управления впечатлениями, она была создана И. Гоффманом. Он разработал метод драматургического анализа, при помощи которого поведенческие ситуации описывались как своего рода пьеса, поставленная личностью в процессе общения. Целью такой пьесы является создание впечатления о личности, о ее положении в обществе, то есть о ее идентичности.

«Идентичность» - еще одно ключевое понятие символического интеракционизма широко используемое во всех современных социологических направлениях. Оно обозначает то, как человек понимает самого себя. Идентичность включает представление о своем отличии от других людей, а также о тех общих чертах, которые делают человека частью определенной социальной группы (семьи, религиозной группы, нации, класса и т.п.). Идентичность, во многом определяя поведение человека, нуждается в постоянном подтверждении, что осуществляется в процессе общения. Как подчеркивал Д. Мид, человек осознает себя тогда, когда смотрит на себя глазами других.

Следовательно, общество — результат социального взаимодействиям множества индивидов, которые в процессе общения воспроизводят, сохраняют и изменяют условия своего существования. Отсюда, если структурно-функциональный подход рассматривает общество как безличные структуры, то символический интеракционизм понимает общество как результат постоянного творчества людей, главным результатом которого является сама личность.

Другим известным направлением в рамках микросоциологической парадигмы является феноменологическая социология. Она была создана австро-американским философом и социологом А. Шюцом (1899-1959), который испытал большое влияние философской феноменологии Э. Гуссерля и понимающей социологии М. Вебера. Другими известными феноменологами были американские исследователи П. Бергер (р. 1929) и П. Лукман (р. 1927).

Феноменология, взятая в самом общем, философском, смысле исследует феномены сознания. Предметом исследования феноменологической социологии является процесс приобретения социального опыта, что происходит в процессе социального взаимодействия и коммуникации. Социальный мир понимается феноменологами как мир повседневности, то есть как часть реальности, которая дана человеку в здравом рассудке, и которую он переживает как не вызывающую сомнения. Создание социального опыта осуществляется с помощью следующих процедур. Исходной является «естественная установка», то есть исходное представление человека об объективности и очевидности ситуации, в которой он находится. Вторая процедура — интерпретация заключается в наделении ситуации каким-либо значением, поскольку социальный опыт человека складывается не из вещей, а из символов и значений, которые выражаются в языке словами. Например, понятие «лекция» предполагает знание того, что такое лекция, понимание того как надо себя вести на лекции, что должен делать лектор и т.п. С точки зрения, феноменологической социологии важнейшим инструментом создания социального мира является язык, которые наделяет людей совокупностью слов для обозначения различных ситуаций. Общаясь с людьми, человек проводит процедуру типизации, поскольку в процессе общения исходит из предположения, что другие люди видят ситуацию сходным образом, а, следовательно, она понимается одинаково и вызывает однотипное поведение. Взаимодействие людей строится на основе взаимной типизации, в ходе которой люди приписывают друг другу типичные мотивы и нормы, заданные их жизненных опытом. Согласованность поступков и взаимное понимание становится возможным, поскольку смысл ситуации истолковывается одинаково разными людьми. Так конструируется мир социального опыта, или жизненный мир.

В феноменологической социологии в отличие от символического интеракционизма больше внимание уделяется процедурам общения, мир феноменолога — мир интерсубъективный. Кроме того, предложенный механизм, по мнению представителей этого направления, позволяет понять формирование социальных структур. Устойчивые типизации в какой-либо сфере (семье, религии, искусстве и т.п.) становясь содержанием социального опыта, образуют эти структуры. Например, если когда-то была прочитана первая лекция, и эта процедура стала достаточно часто повторяться, чтобы быть осознанной как постоянная и типичная, то постепенно сформировалась такая подсистема образования как чтение лекций, с ролями «лектор» и «слушатель».

Достаточно популярной в социологии ХХ века стала теория социального обмена (Дж. Хоманса (1910-1989) и П. Блау (1918-2002) ) и рационального выбора Дж. Коулмена (1926-1995). Они нашли признание в работах не только социологов, но и ряда известных экономистов.

Дж. Хоманс и П. Блау рассматривают процесс социального взаимодействия как процесс обмена санкциями, с помощью которых люди наказывают или поощряют других за определенный тип поведения. Поведение человека ставится в прямую зависимость от характера поощрения и наказания. В этом проявляется влияние на эту теорию психологического бихевиоризма. Человек стремиться получить поощрения и избегать наказания, поэтому чем чаще поведение вознаграждается, тем чаще человек стремится совершать это действие. Процесс взаимодействия оказывается основанным на получении выгоды, каковой могут быть не только материальные, но и символические блага (престиж, признание, уважение). Поскольку в социальном взаимодействии участвуют как минимум двое, то они, стремясь к максимальной выгоде, должны прийти к равновесию своих требований, ожиданий и выгод. Дж. Хоманс создал теорию симметричных обменов, основанных на взаимовыгодных отношениях, встречающихся в экономической среде. Однако, часто встречаются ситуации несимметричных обменов, например, властные отношения всегда предполагают больший выигрыш властвующего субъекта, а не подвластного. Теорию несимметричных обмена разработал П. Блау., в их основе, по его мнению, лежит монополия на какой либо ресурс, скажем на власть. Именно такой несимметричный обмен ведет к отношениям неравенства.

Теория рационального выбора стремится описать стратегию социального взаимодействия, которая была бы оптимальна для его участников. Основой рациональной стратегии поведения, полагает Дж. Коулмен является социальное доверие, необходимое для создания отношений кооперации. Для этого необходимо, чтобы в обществе была система норм наказывающих субъектов, стремящихся получить максимальную выгоду за счет другого человека и поощряющих тех, кто вступает в отношения кооперации. Нормы, которые стимулируют отношения кооперации в общества можно называть социальным капиталом, они образуют ресурс экономического развития, который важен не менее технических и организационных ресурсов.

Рассмотренные выше направления микросоциологического подхода демонстрируют различные подходы к социальным взаимодействиям людей и небольших групп. Если для символического интеракционизма главным является формирование личности, ее самосознания и идентичности, которые будут определять поведение человека, то для феноменологической социологии центральным оказывается вопрос о формировании социальных структур, данных в социальном опыте, определяющих поведение человека. Теории обмена рассматривают взаимодействие людей как в значительной степени безличное, оно не учитывает ни самосознания, ни возможности морального выбора. Баланс пользы и вреда, вот что оказывается ключом к поведению человека.

В конце ХХ века в социологии появился ряд направлений, которые пытаются интегрировать макро и микро социологические подходы, то есть в одном исследовании объединить описание и объяснение структур и поведения человека. К таким теориям относится теория структурации английского социолога А. Гидденса и теория социального поля французского социолога П. Бурдье.

Социология П. Бурдье использует в качестве базисных понятия «социального пространства», «поля», «символического капитала». Социальный мир изображается как социальное пространство, представляющее собой поле сил, которое навязывается всем входящим в это поле людям и социальным группам. Силы, связывающие агентов социального пространства являются различными видами власти или капиталов, среди которых П. Бурдье выделяет символический или культурный капитал. Он понимает символическую власть как власть учреждать данность через высказывание, власть заставлять видеть и верить, утверждать или изменять видение мира. Различные социальные институты: наука, религия, литература, образование и т.д. открывают доступ именно к такому виду капитала. Так, вузовские дипломы оказываются чем-то вроде верительных грамот одного из видов власти. Школа рассматривается как институт производящий социальные различия и исключения. Система образования, с одной стороны, выражает социальную иерархию общества, с другой, создает иллюзию ее справедливости и функциональной полезности. В этом проявляется своеобразная социальная алхимия, превращающая лицемерие в справедливость и эффективность.

Теория П. Бурдье отказывается от одного из центральных понятий социологии 20 века «социальная система», вводя вместо него «социальное поле» как модель социальной реальности. Поле, как известно не имеет четких, фиксированных границ, оно пронизывает всю среду. Так и общество в понимании французского социолога выступает как неопределенное состояние взаимодействий различных социальных полей, которые своим переплетением образуют социальную реальность, рождающую в своих «узлах», «пересечениях» личности, группы и институты.

Следует отметить, что в социологии конца ХХ — начала ХХI века преобладают не столько общие теории рассматривающие общество в целом, а скорее частные теории, и теории среднего уровня, описывающие отдельные социальные явления, скажем теории социальных групп, социальных изменений, социальных конфликтов, теории девиации, социализации и т.п. Об этих теориях мы будем говорить в соответствующих разделах пособия.

Кроме того, часто смежные общественные науки обращаются к социологии в поиске методологического инструментария. Отсюда мы наблюдаем процесс дифференциации социологического знания, появления таких разделов социологии как социология культуры, социология политики, социология экономики и т.п., описание этих разделов выходит за пределы задач данного пособия.

 

3.3 Развитие социологии в России

Начало формирования социологии в России относится к 60-м годам Х1Х-го века, когда страна вступила на путь капиталистического развития.

Как и на Западе, социология в России в начале развивается в русле позитивистского направления и, вплоть до 1922 года, является частью мировой социологической мысли.

На первом, позитивистском этапе развития социологии в России (1860-1890) социологи оптимистично оценивают возможность создания рационально организованного общества в стране. Они дают расширенную трактовку предмета социологии, как высшей науки опирающейся при осмыслении общественных явлений на данные многих наук. Формируется натуралистическое направление, выдвигающие какой-либо один фактор, определяющий общественные процессы. Географическая школа (Л. Мечников) предпочтение отдает географическому фактору; социал-органицизм (П. Лилиенфельд, А. Стронин) - биологическому. Возникает психологическое направление, ставящее задачу познания «законов психологического взаимодействия» (Е. Роберти, Н. Коркунов). Создается этико-субъективная школа (П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев) провозгласившая борьбу за индивидуальность в социальном знании и обществе, рассматривающая общество как совокупность людей, где движущей силой развития выступает героическая личность. Школа социологического плюрализма М. Ковалевского разрабатывает идею многофакторности общественных процессов. В этот же период появляются марксистские работы В.Плеханова.

На втором этапе развития (1890 – 1910) - русские социологи Б. Кистяковский, Л. Петражицкий, П. Новгородцев, находясь под влиянием философской школы неокантианства, преимущественное внимание уделяют духовным, этическим основаниям социального мира, поскольку общественную жизнь нельзя свести к закономерностям характера. Поэтому стремление рационально организовать общество, опираясь лишь на естественнонаучные методы познания - несостоятельно. Задача социологии - ценностное моделирование общества. Идеи, разрабатываемые этой школой, противоречили не только позитивистской, но и марксистской социологии, которая к тому времени разделилась на два направления: революционный (В. Ульянов – Ленин) и легальный марксизм (П. Струве, М. Туган-Барановский).

Третий этап развития социологии (10-е -20-е годы XX в.) характеризуется лидирующим положением «социологизированного неопозитивизма» (П. Сорокин, К. Тахтарев, А. Звоницкая). Как и представители традиционного позитивизма, социологи стремились к научному описанию общества как целостного организма, элементы которого связаны функционально. Социология должна изучать существенные стороны общества, устойчивые формы взаимодействия и поведения, формирующих социальную структуру общества. Однако, они подвергают критике учение позитивистов о социальной эволюции, за его односторонность, по их мнению, слишком узко рассматривающих процесс общественного развития. В противоположность классическому позитивизму выдвигается идея многофакторности, нелинейности социального развития. Русский социолог П. Сорокин (1889 – 1968) оказал большое влияние не только на развитие отечественной, но и мировой социологии. Он разработал одну из версий теории социальной стратификации, теорию социальной мобильности, теорию социокультурной динамики (см. главу 10 пособия).

Хотя идея социологии как науки пришла с Запада, но культурно-национальные традиции и политические реалии России определили своеобразие отечественного социологического типа сознания. На всех этапах ее развития, включая и позитивистский, всегда присутствовали духовно-нравственные ориентиры.

Интерес к проблемам культуры, социокультурным факторам, личности определил гуманистический, а подчас и публицистический характер социологических работ. В отличие от западной позитивистской социологии, стремящейся очистить научное знание от метафизических искусов, представители русской социологии, напротив, в своих исследованиях стремились к широкому социально-философскому анализу. Трудно назвать чисто позитивистскими работы социологов субъективной школы, которые стремились раскрыть двуединую правду: «правду – истину» и «правду – справедливость», которые выражают коренные потребности целостного человека, как существа познающего и нравственного».

Другое отличие западной социологии от российской состоит в политической ангажированности последней. Годы становления русской социологии совпали с кардинальными переменами в российском обществе, связанных с реформами» революциями, первой мировой войной. На каждом этапе развития Россия стояла перед выбором своего дальнейшего пути. Поэтому в отличие от западных, социологов, которые подчеркивали свою политическую нейтральность, русские социологи предлагали альтернативные, часто радикальные для существующего строя пути реформирования страны. Особенно жесткие не только теоретические и идеологические, но и политические споры ведутся в начале ХХ-го столетия между революционными и легальными марксистами. Легальные марксисты выражали позиции буржуазного эволюционизма. Отбросив учение о классовой борьбе, они предлагали "компромиссы", как адекватную, цивилизованную форму разрешения общественных конфликтов. П. Струве считал высшей школа компромисса - развитие демократии. М. Туган - Барановский проповедовал "цивилизационный" капиталистический строй и призывал отказаться от идеи социализма.

В этот период формируется христианская школа социологии (Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк) призывающая к раскрытию человеческого потенциала во всех сферах общественной жизни. Н.Бердяев высказывал неприятие разделения общества на «левых» и «правых», на революционеров и реакционеров, Россия – «живое существо», которую нужно любить, а не управлять партией классов. Раздор и озлобление, вызванное классовой, партийной, сословной враждой, становятся «уже нестерпимыми». В этой борьбе люди забывают о лице человеческом. В 1922 году все оппоненты революционного марксизма, включая П. Струве, П. Сорокина, Н. Бердяева и многих других были высланы за пределы страны, и социология долгие годы не развивалась

Начиная с 60-х годов ХХ-го века, социологическое знание в нашей стране постепенно восстанавливает свой статус. Открываются социологические лаборатории» отделы, кафедры, ассоциации, факультеты. Создается Институт социологии при Академии наук. Начинается подготовка научных и педагогических кадров, выходят специализированные журналы и сборники как отечественных, так и западных социологов. Организуются исследовательские центры: «Всероссийский центр изучения общественного мнения» - ВЦИОМ (1987), «Левада-Центр» (1993) и др. В образовательные стандарты практические всех специальностей вводится социология.

 

Основные понятия

 

Позитивизм натурализм марксистская социология психологическое направление понимающая социология Структурно- функциональный подход   Чикагская школа Символический интеракционизм феноменологическая социология теория социального обмена теория рационального выбора

 

Литература

2, 4, 13, 15, 20, 25 (гл.2,3)

 







Date: 2015-05-09; view: 1838; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию