Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 7. Социальные группы и социальные общности
7.1 Понятие социальной группы. Виды групп Социальная группа – это совокупность людей, выделенная по социально значимым признакам, в ней в той или иной мере осуществляется процесс взаимодействия людей друг с другом. Группа – естественная среда и условие жизни человека, вне ее человек не может выжить, особенно в раннем возрасте. В группе человек проходит социализацию, удовлетворяет потребность в доверии и признании. Ряд групп выполняют важные инструментальные задачи: экономические, политические, социально-культурные. Группа выступает посредником между отдельным человеком и обществом. В группе могут возникать особые коллективные формы поведения, такие как сотрудничество, взаимопомощь, а также паника, слухи и другие. Важнейшими свойствами группы является наличие членов группы, у которых есть сходные черты. В группах возникает осознание своей общности и отличий от других групп, в них могут происходить непосредственные взаимодействия и складываться устойчивые системы отношений. В зависимости от наличия этих признаков можно выделить следующие виды групп. Статистические группы представляют собой совокупности людей, обладающих схожими чертами, например, потребители каких- либо товаров, зрители первого канала ТВ и т.п. Такие группы иногда называются номинальными, поскольку создаются социологом в исследовательских целях, например, при проведении маркетинговых исследований. В противоположность таким номинальным группам, р еальные группы представляют собой сообщества людей существующие независимо от целей и задач социологического исследователя, в таких группах возможен процесс непосредственного социального взаимодействия. Социальная категория представляет собой статистическую группировку людей, которая выделена по существенным (статусным) признакам (доход, место жительства, этнос и т.п.) и осознает свое отличие от других групп. В российской литературе социальная категория зачастую называется общностью. Выделяют такие виды социальных категорий (общностей): демографические, гендерные, территориальные, этнические, социально-классовые. О некоторых из них мы поговорит ниже. В российской социологии принято различать группы по количественным параметрам. Выделяют большие группы, включающее большое (больше 30 человек) количество членов и малые группы. К большим группам можно отнести статистические группы и социальные категории, в которых слабо выражено социальное взаимодействие. При характеристике малых групп исследователи подчеркивают такие свойства: относительная немногочисленность членов группы, общая деятельность, непосредственное личное общение, наличие общих групповых норм и развитой структуры, чувство принадлежности к данной группе и восприятие данного лица другими как члена этой группы. При классификации малых групп выделяют, прежде всего, первичные и вторичные группы. Это деление впервые ввел Ч. Кули. Первичные группы объединяют людей на основе тесных эмоциональных контактов, например, семья, друзья и влюбленные. Во вторичных группах контакты носят более безличный характер, группы сплочены скорее общей целью, например, спортивная команда, трудовой коллектив и др. Надо отметить, что чаще всего вторичные группы включают в себя одну или несколько первичных групп. Выделяют такой вид малой группы как референтная группа. Она представляет собой реальную или воображаемую группу, на ценности и нормы, которой человек ориентируется в своем поведении. Референтная группа играет важную роль в социализации личности, помогая человеку идентифицировать себя с определенной системой ценностей. Поскольку человек обычно имеет несколько референтных групп, в качестве которых могут выступать семья, дружеская компания, герои популярных кинофильмов и рекламы, между ценностями этих групп возможны противоречия, что ставит перед человеком серьезные проблемы выбора. Если индивид стремится следовать нормам референтной группы, то она для него выступает как позитивно референтная, однако бывают случаи, когда личность отвергает нормы и ценности какой либо группы, поскольку они вызывают у него отвращение и несогласие, в этом случае группа называется негативно-референтная. Группы могут различаться по наличию в них устойчивых отношений. Американский социолог Э. Мэйо предложил по этому основанию выделять неформальные и формальные группы или социальные организации. Для неформальных групп характерна спонтанно сложившаяся система социальных связей, норм, действий в результате более или менее длительного межличностного внутригруппового общения, примером, такой группы будет семья. Формальная группа (социальная организация) имеет официально установленную структуру статусов и социальных ролей, программу деятельности, совокупность установленных для данной организации. норм и правил, примером социальной организации может выступать любое учреждение, например, МГОУ.
7.2 Социальные организации Социальные организации являются предметом рассмотрения такой дисциплины как теория организаций, поэтому здесь будут выделены некоторые характеристики социальных организаций, которые рассматриваются в рамках социологии. Прежде всего, это касается вопроса о видах организации. Организации подразделяются по содержанию деятельности на трудовые, учебные, боевые, управленческие и др. По форме и степени организованности выделяют формализованные, имеющие четко установленные правила и нормы работы, стихийно сложившиеся и незримые организации. По составу участников выделяют детские молодежные и т.п. организации. По характеру властных отношений можно говорить о харизматических организациях, добровольных ассоциациях, организациях тотального типа и бюрократии. Харизматические организации напоминают первичные группы, поскольку члены таких организаций сплочены на основе преданности лидеру, обладающего притягательной силой, или харизмой. Подобные группы нестабильны, в них нет четкой иерархии, поскольку место человека в группе определяется отношением к нему лидера, нет четко определенных групповых норм. Подобный вид групп часто встречается в религиозной и политической жизни. Многие религии начинали свое существование с харизматической группы. По мере привлечения новых людей в группу, упорядочивания групповых норм поведения, повышения частоты контактов с другими группами происходит процесс рутинизации, группа может принять форму, скажем, бюрократии. Добровольные ассоциации создаются для защиты интересов своих членов. Членство в таких организациях добровольное, влияние лидеров относительно небольшое. Примером такой организациями может быть клуб собаководов, группы по увлечениям. При наличии формальной структуры такие организации также способны стать бюрократиями. Организации или учреждения тотального типа создаются с целью защиты интересов государственных, религиозных и других организаций. За членами таких организаций осуществляется всеобщий контроль, они часто изолированы от общества. Для поддержания порядка в них издается множество постановлений, иногда применяются методы насилия. Можно выделить такие тотальные организации: больницы, дома престарелых, тюрьмы, казармы, закрытые учебные заведения, монастыри и др. Одним из наиболее распространенных форм социальной организации является бюрократия. Сам термин имеет двойное значение. Он бы введен де Гурне в 1745 году для обозначения власти чиновников, которая, по его мнению, является своеобразной социальной болезнью, проявляющейся в волоките, неэффективности управления. Однако в современной социологической литературе термин «бюрократия» используется для обозначения наиболее эффективной организации, которую выработало человечество для регулирования социальных действий. Наиболее точная и общепринятая оценка бюрократии была дана Максом Вебером. Немецкий социолог полагал, что бюрократия – единственная социальная форма способная повысить производительность управленческого труда, так как строится на принципах разделения труда, дает возможность наиболее полно контролировать деятельность подчиненных. М. Вебер выделял следующие черты идеальной бюрократической организации: 1. существует иерархия власти, при которых четко распределены служебные обязанности, что позволяет принимать скоординированные решения; 2. действуют четко установленные правила, определяющие поведение должностных лиц на всех уровнях организации; 3. должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад; 4. существует формальная система подготовки работников организации; 5. никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается. Однако реальные бюрократические организации довольно далеки от своего идеального типа, им присущи многие недостатки, зачастую являющиеся продолжением их достоинств. Довольно часто в организации плохо определены цели деятельности и средства их достижения. Это ведет к конфликтам внутри организации, поскольку ее отделы могут стремиться защищать себя и свои интересы, а не интересы всей организации. Бюрократии могут страдать своеобразным «склерозом сосудов», то есть слишком строго соблюдают правила своей работы, упуская из вида основные цели организации, в таком случае мы говорим о пустом бумаготворчестве. Известный американский исследователь бюрократии Н. Паркинсон в качестве одного из законов бюрократии выделял стремлении бюрократии к неуправляемому количественному росту. В результате распределения между уровнями иерархии ответственности в бюрократии может возникнуть эффект «коллективной безответственности». Ученик М. Вебера Р. Михельс отмечал, что основной особенностью бюрократии является сосредоточение власти на вершине бюрократической пирамиды, что он называл железным законом олигархии. Отсюда одним из основных источников конфликтов в современном обществе будет противоречие между бюрократией и развитием демократии. Однако, поскольку в современном сложном обществе не представляется возможным обойтись без квалифицированного управленческого труда, ставится задача «гуманизации бюрократии». Путь к достижению этой цели многие исследователи видят в установлении более тесной связи результатов работы организации, карьеры и благополучия ее работников.
7.3 Структура и динамика группы Каждая группа характеризуется внутренним строением (структурой) и групповой динамикой. Групповая структура – это система устойчивых отношений внутри группы. Поскольку характер отношений может быть различным, то и структура группы может исследоваться с разных позиций. Групповая динамика - это совокупность процессов, происходящих в ней. Эти два понятия фиксируют одни и те же явления, взятые в разном аспекте. Жизнь группы складывается из отношений, возникающих между людьми, но возникновение, реализация, изменения этих отношений и есть динамика группы. Ссоциометрическая структура группы выражает систему устойчивых эмоционально окрашенных связей между членами группы. Этот тип групповой структуры исследуется в социометрии, созданной Я.Л. Морено. В его основе лежит изучение системы предпочтений членов группы. При опросах выделяют «звезду» - человека с максимальным количеством положительных выборов, «аутсайдера» - имеющего минимальное число положительных выборов, промежуточные позиции других членов группы. Составленная на основе такого исследования социограмма позволяет изобразить эмоционально окрашенные межличностные отношения симпатии и антипатии в группе, что, в свою очередь, позволяет говорить о характере и степени сплоченности группы. Сплоченность группы - одни из важнейших групповых процессов, результирующая всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней. Сплоченность проявляется во взаимной симпатии, которая собственно и измеряется в социометрии, а также в степени полезности, нужности человека для группы. Сплоченность зависит от эмоциональной привлекательности членов группы, от сходства их ценностных ориентаций, а также от мотивов поведения членов группы. В группах, где преобладает мотив кооперации сплоченность выше, чем в группах, ориентированных на конкуренцию. Ролевая структура группы проявляется через системы социальных ролей. Можно говорить об инструментальной ролевой структуре, если группа выполняет какую-либо инструментальную функцию, которая реализуется через роли, направленные на решение задачи. Среди них можно выделить роль инициатора, связанная с определением задач, методов и процедур деятельности, роль эксперта, дающего оценку решений и предложений группы, роль иллюстратора, который прорабатывает предложенные решения. Другая система ролей внутри группы связана с функцией по поддержанию отношений внутри группы. Это могут быть роли связанные с ободрением и поддержкой, роль посредника, смягчающего расхождения внутри группы, роль привратника, помогающая застенчивым членам группы вносить свой вклад в ее работу. Кроме того, в группе существуют роли, связанные с ориентацией на себя, они чаще всего нарушают ее работу, проявляясь в блокировании задачи, в стремлении к признанию и доминированию, в проявлении безразличия. Большую роль в жизни группы играют коммуникационная структура и процессы группы, то есть совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, которые связывают людей в группе между собой и с внешней средой. Существуют различные типы коммуникаций: «колесо», «цепочка», «круг», «Y». Исследования Г. Ливитта (1951 г.) показало, что некоторые способы коммуникации более эффективны, например, если информация в группе передает от лидера к членам группе («колесо»), группа работает более успешно. Коммуникация определяет способы распределения власти в группе. В группах существует две формы власти: лидерство и руководство. Лидер – это роль, для выполнения которой нужны определенные качества: лидер воплощает нормы и цели группы, обладает значимыми личностными свойствами. Лидерство выражается в субординации позиций и возникает при решении конкретной задачи. В группе может быть несколько лидеров. Инструментальный лидер действует в направлении достижения цели; экспрессивный лидер поддерживает групповую сплоченность. Руководство проявляется в способности влиять на людей с целью изменения ими мыслей и действий. Власть руководителя опирается на принуждение, традиции, харизму, систему вознаграждений. Переплетение типов влияния создает стиль руководства. К. Левин выделял три стиля: демократический, авторитарный и нейтральный. Важный процесс осуществляемый в группе — процесс нормативного влияния, проявляющейся в способности воздействовать на людей не опираясь на авторитет власти. Обычно влиянием обладают отдельные члены группы или вся группа в целом. Часто влияние приобретает форму группового давления. Находясь в группе, человек принимает или отвергает ее ценности и нормы. В случае принятия групповых ценностей и норм можно говорить о идентификации человека с группой. В этом случае, его поведение будет носит конформный характер. Однако, возможна ситуация, когда по каким-то причинам идентичность не складывается, в этом случае человек может выступать как негативист, отвергающий любые предложения группы. Более сложный случай, когда отвергаются не все групповые нормы, а те которые личность считает почему-либо неправильными, несправедливыми, в этом случае мы можем говорить о нонконформисте. Еще одним важным процессом в группе является процесс принятия группового решения, он предполагает следующие стадии: понимание проблемы, сбор необходимой информации, выдвижение и оценка альтернативных подходов к ее решению, выбор решения. На каждой из стадий этого процесса осуществляется взаимодействие людей. Исследователи отмечают, что этот процесс существенно зависит от степени сплоченности группы. Если обсуждение проходит в сплоченном, единодушном коллективе, заинтересованном в своем единстве, может возникнуть эффект группового мышления. У членов группы возникает иллюзия в добровольности принимаемого решения, уверенности в своей правоте, готовности идти на риск. В результате может быть принята самая рискованная из возможных стратегий решений проблемы. Процессы, связанные с образованием группы, ее функционированием, развитием и преобразованием, формированием сплоченности, выработкой групповых форм поведения, норм и ценностей изучаются особой наукой, социальной психологией. 7.4 Квазигруппы
Наряду с социальными группами в социологии принято выделять к вазигруппы - спонтанно образовавшиеся сообщества людей, в которых существуют слабо выраженные и содержательно бедные взаимодействия. Некоторые социологи называют подобные образования агрегатами. Так известный английский социолог А. Гидденс понимает под агрегатом совокупность людей, оказавшихся в одном месте и в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом. Например, пассажиры в аэропорту, очередь. Однако в агрегатах возможно появление различного вида социальных отношений и различных форм поведения, таких как паника, бунт, именно этим они привлекли исследователей еще в конце XIX в. Выделяют три вида квазигрупп: аудитория, толпа и социальные круги. Аудитория – это совокупность людей объединенных стремлением получить информацию или переживание, обычно в аудитории слабо выражено общение, примером аудитории являются зрители кинотеатра. Толпа – спонтанная, неустойчивая совокупность людей, которая объединяет индивидов, находящихся в непосредственном пространственном контакте. Люди в толпе действуют спонтанно, не задумываясь, подражая друг другу. Толпа давно привлекает внимание социологов, прежде всего потому, что в толпе поведение человека существенно меняется. Еще в начале ХХ века французские социологи Г. Тард и Г. Лебон, описывая поведение человека в толпе, отмечали, что оно характеризуется повышенной эмоциональностью, спонтанностью, агрессивностью. В современных исследованиях выделяют следующие особенности поведения человека в толпе: внушаемость, анонимность, спонтанность, чувство неуязвимости. Человек в толпе как бы утрачивает способность контролировать свое поведение. Г. Лебон полагал, что толпы образуются под влиянием своеобразной «групповой инфекции», в результате которой люди теряют свою индивидуальность. Некий единый импульс управляет поведением людей в толпе. Современные исследования показали, что эта теория ошибочна. Так Р. Тернер считает, что в ходе взаимодействия людей в толпе возникает и быстро развивается совокупность норм, творцами которых являются наиболее активные личности, если нормы устраивают большинство членов толпы, поведение людей становится однонаправленным и упорядоченным, толпа начинает действовать. Выделяют различные виды толп. Случайная толпа - люди, собравшиеся случайно вместе из-за какого-то происшествия, иногда мы их называем зеваками. Экспрессивная толпа - зрители массовых мероприятий, стремящихся получить эмоциональное впечатление (зрители спортивных состязаний). Организованная толпа — посетители митингов, способных поддаваться управлению и организации. Действующая толпа - сборище, тяготеющее к насилию, в котором агрессивное поведение часто оказывается спонтанным и разрушительным по своим последствия. Социальные круги – социальные общности, целью которых является обмен информацией. Люди объединяются в социальные круги на основе общей заинтересованности, например, кружки по интересам, круги болельщиков, или на основе определенной субкультуры, например, говорят о деловых кругах, о кругах профессионалов.
7.5 Территориально-поселенческие общности
Древний человек эпохи каменного века вел полукочевой образ жизни, не создавая постоянных поселений. В ходе неолитической революции, которая произошла свыше 10 тысяч лет тому назад, возникает производящее хозяйство, в основе которого лежит разделение труда. В то время появляются стабильные поселения людей, занимающихся сельским хозяйством, в начале, это были небольшие деревни, потом, по мере роста населения, усложнения социальных связей, появления специализированной системы управления, появляется город. Так возникают два основных вида территориальных общностей: город и деревня. Город – целостная территориальная единица с высокой плотностью населения и значительным числом жителей, постоянно проживающих на его территории, характеризующихся социальным разнообразием, непосредственно не производящих сельскохозяйственной продукции для самих себя. Первые города появились примерно 3500 лет назад, и были небольшими. Например, Вавилон занимал площадь 8.3 кв. км. В эпоху своего расцвета он имел население численностью 15-20 тыс. человек. Рим при Августе имел население 300 тыс. человек. В Римской империи в эпоху ее расцвета в городах жило от 5 до 10 % населения. Каждая цивилизация создает свой тип города. Выделяют ев ропейский город, который сформировался в борьбе с государством и укрепился как центр экономической и торговой деятельности. Традиционный мусульманский город подчинен ритму религиозной жизни. Русский город – создавался при непосредственном участии государства, выполняя, прежде всего, оборонительные функции и являясь месторасположением государственной власти. Урбанизация - абсолютное и относительное увеличение численности городского населения, его концентрация в крупных городах, расширение городских территорий, проникновение городских отношений в сельскую местность, изменение социально-профессиональной структуры сельского населения, рост его территориальной и социальной мобильности. Первая урбанизировавшаяся страна – Англия, в ней уже в 1900 численность городского населения составила 74%, а в 1980 - 93%. В России с 1926 по 1979 гг. доля городского населения выросла с 18 до 69% В XX веке появляются метрополии – огромные города с окружающими населенными территориями, находящимися в его экономической и социальной орбите, а также мегаполисы, т.е. образования из двух или более соседних метрополий, географическое расположение которых таково, что граница одной совпадает с границей другой. Например, мегаполис от Бостона до Вашингтона занимает расстояние 720 км, в нем проживает около 40 млн. человек. Тип поселения существенно влияет на образ жизни людей, формируя своеобразный стиль их жизни. Так, деревенский образ жизни предполагает относительно небольшие размеры поселения, что обуславливают непосредственное межличностное общение между жителями, тесные родственные и соседские связи. Для жителей деревень характерна низкая социальная мобильность: люди обычно остаются там, где родились. Темп жизни во многом определяется природным циклом, на него влияют традиции и привычки, которых придерживаются часто бессознательно. Главным механизмом контроля за поведением людей является внешний контроль в форме группового давления. Для жителей деревень характерна неприязнь к нововведениям, консерватизм как доминирующий стиль мировоззрения, потребность в устойчивом порядке и авторитете его хранителя (от главы семьи до главы государства.) Городскому образу жизни присуща масштабность и огромное число разнообразных воздействий, постоянно меняющаяся среда. На смену непосредственно личностным приходят вторичные, функциональные контакты – узкоспециальные, обезличенные, случайные. Увеличивается психологическая дистанция между людьми, общение становится поверхностным. Социальная мобильность, динамизм социальной жизни города приводит к росту неустойчивости социального статуса горожанина. Отношения между людьми складываются преимущественно по признаку общности деятельности и интересов, ослабевает значение соседства. В социально-групповой структуре на первый план выходит нуклеарная семья (отец, мать, дети), производственный коллектив, избранные товарищеские группы; уменьшается время, проводимое в малых группах друзей, соседей, родственников. Правовое регулирование и самоконтроль становятся главными механизмами управления поведением. Урбанизация, являясь необходимым условием и следствием индустриализации общества, по мнению ученых, ведет к серьезным негативным последствиям для населения. Исследователи отмечают, что скученность людей вызывает чувство тревоги и рост агрессивности. Одной из базовых потребностей человека является стремление к уединенности (приватность), его часто невозможно достичь его в городе, что ведет к стрессовым состояниям. Отсюда перенаселенностью городов объясняют распространение преступности, наркомании и других пороков. Российский социолог В.Д. Парыгин подчеркивал, что скученность населения в городах заставляет людей создавать своеобразные психологические барьеры для защиты от чрезмерной перегрузки психики и сознания. К числу таких барьеров он относил 1.стереотипизацию восприятия, выработку шаблонов поведения и реакций на окружение; 2.анонимность общения – игнорирование прохожих и находящихся рядом людей – защищает человека от интенсивных пространственных контактов; 3.торможение эмоциональной реактивности объясняет ограничение сферы межличностных отношений.
7.6 Этнические общности людей Этнос – социальная общность, объединенная общей территорией, языком, культурой, психологическим складом и самоназванием. Существует следующие исторические виды этносов: род, племя, народность, нация. Род является древнейшей формой социальной общности и представляет собой объединение людей на основе кровнородственной связи. Союз родов образовывал племя. Экономические и политические взаимосвязи племен приводили к формированию народностей, на основе которых, в свою очередь, с Х1У в. начинается процесс образования наций. Нация – социальная общность, которой, с одной стороны, присущи все этнические признаки, с другой – обладает рядом специфических черт. Прежде всего, следует отметить, что образование нации инициируется развитием экономических связей и образованием единого экономического рынка. Рост экономической взаимозависимости приводил к укреплению политических связей и вел к образованию национального государства или, если это по какой-либо причине невозможно, национально-освободительному движению. Другой важной особенностью нации является выработка национального самосознания, что выражается в развитии национальной культуры, осуществляемой национальной интеллигенцией. Начало формирования наций совпадает с временем начала формирования буржуазных общественных отношений и относится к Х1У-ХУШ вв. в Европе и Северной Америке, а в Х1Х - ХХ вв. в этот процесс активно включились народы Африки, Азии и Латинской Америки. Существует несколько наук, занимающихся проблемами этносов. Этнография описывает особенности этносов. Этносоциология рассматривает место этнических отношений в социальной структуре общества. Прежде всего, ее интересует проблема участия этнических признаков в отношениях социального неравенства. Как мы уже отмечали выше, одной из особенностей любой культуры является присущий ей этноцентризм. Естественное стремление людей рассматривать окружающих сквозь призму своей культуры может при определенных условиях вылиться в ксенофобию и национализм. Социологов интересует вопрос, как возникают, развиваются и преодолеваются этнические предрассудки. Для исследования этого процесса было введено понятие «шкалы социальной дистанции», измеряющее степень положительного или отрицательного отношения к людям другой национальности. Исследования, проведенные ВЦИОМ (Всероссийский Центр по исследованию общественного мнения) в России в 1992 и 2001 гг. зафиксировали наличие определенных этнических предпочтений и достаточно высокую степень готовности населения принимать участие в этнических конфликтах на стороне своих наций. Этносоциология занимается также вопросами взаимоотношений этносов. Важность этой проблемы обусловлена простым фактом сосуществования этносов в рамках одного государства. Так на Земле существует свыше 200 государств и свыше 3000 этносов. Выделяет следующие виды этнических отношений. Этническая миксация проявляется в процессе смешения этносов, результатом которого является образование новых этносов. Этническая миксация имела место в XVIII-XIX вв. в странах Латинской Америки, где из смешения местного индейского населения, африканцев, завезенных сюда в XVII-XIXвв. и испанских и португальских колонизаторов сформировались современные нации бразильцев, аргентинцев, чилийцев и т.д. Этническая ассимиляция представляет процесс поглощения одного этноса другим. Он может происходить эволюционно, когда из-за постепенного изменения образа жизни один этнос вливается в другой, как это происходило в XX в. с народами Крайнего Севера. Возможна насильственная ассимиляция, которая порождает этнические конфликты, длящиеся столетиями, в качестве примера можно привести народ басков (Испания), который уже около 200 лет ведет вооруженную борьбу за свою национальную автономию. Этническая аккультурация представляет собой процесс сосуществования этносов на основе взаимного признания автономии и достоинства каждого этноса. В ходе аккультурации происходит взаимообогащение культур. Классическим примером такого рода отношений является Швейцария. Между этносами могут возникать отношения противоречия, которые могут приобретать форму этнического конфликта, который выражаются в экономическом, политическом, культурном и вооруженном противостоянии этнических групп, проживающих либо на одной территории, либо в близком соседстве друг с другом. Они сопровождают процессы формирования национального самосознания, борьбу за создание культурной автономии или собственного государства. Причинами этнических конфликтов является насильственная ассимиляция, ошибки официальной политики, ущемляющей права и свободы народа, борьба местной и центральной элиты за распределение властных и экономических ресурсов в регионе и стране. В основе конфликтов может лежать этноцентризм, проявляющийся в этнических предрассудках, а также групповые барьеры. Последние представляют собой совокупность процессов, целью которых является сохранение границ между группами. Среди них важнейшими являются «механизмы исключения» (Ф. Барт): запрещение межгрупповых браков, ограничения на социальные и экономические контакты, физическая изоляция групп друг от друга (случай этнических гетто). Этнические конфликты затрагивают основы социально-психологического существования народов, поэтому протекают и разрешаются болезненно и долго. Подробнее о видах этнических конфликтов можно прочесть в разделе 10.6
7.7 Этнический состав Российской Федерации Россия - многонациональная страна, в ней живут более ста народов. Большинство из них - коренные народы и народности, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются представители еще более шестидесяти народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации. Коренные народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% - русские. Свыше 6% населения - народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне и др.) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы и др.) зарубежья. Этнографы объединяют коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно-исторически. На долю народов Поволжья и Урала - башкир, калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и чувашей - приходится менее 8% населения страны (из них почти 4% татары - второй по численности народ России). Традиционная религия татар и башкир - ислам, калмыков - буддизм, остальных - православие. Народы Северного Кавказа: абазины, адыгейцы, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы, народы Дагестана (аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны и цахуры) - составляют менее 3% населения России. Кроме большинства осетин - христиан, они традиционно исповедуют ислам. Народы Сибири и Севера - алтайцы, буряты, тувинцы, хакасы, шорцы, якуты и почти три десятка так называемых малочисленных народов Севера - это 0,6% всего населения страны. Буряты и тувинцы - буддисты, остальные - православные, с сильными пережитками язычества и просто язычники.[1]
Date: 2015-05-09; view: 573; Нарушение авторских прав |