Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 10 социальная динамика
Основоположник социологии О. Конт использовал понятие «социальная динамика» для обозначения раздела социологии, который занимается законами развития общества. В первой половине XX века П.А. Сорокин создал концепцию социокультурной динамики, многопланового и многофакторного процесса развития общества. В современной социологии термин «социальная динамика» используется в более широком смысле для обозначения всех социальных изменений и процессов. Следует отметить, что контовское деление социологии на социальную статику и социальную динамику не совсем корректно. Изменение, наряду с устойчивостью является важнейшим параметром движения, которое в свою очередь рассматривается в современной философии и науке как ключевое состояние системы, в том числе социальной. В сущности, общество можно понимать как социальное движение, а социологию как науку о социальных взаимодействиях или социальных изменениях.
10.1 Основные социологические концепции развития общества.
Изучение развитие общества было важнейшей проблемой социологии с момента ее возникновения в XIX веке. В то время не было достаточного объема эмпирических данных для создания социологических моделей социального развития, хотя существовала длительная философская традиция описания исторического процесса, носящая во многом абстрактный и ценностно-нагруженный характер. Именно эта традиция серьезно повлияла на социологические концепции. В философии истории сложилось несколько моделей развития общества. Еще со времен средневековья, в работах А. Августина (354-430) возникает представление о линеарном (линейном) характере исторического процесса. История, по мысли христианского философа, представляет собой направленное, поступательное, последовательное движение от момента сотворения общества Богом до построения Царства Божия на Земле. В работах итальянского мыслителя Дж. Вико (1668-1744). возникает представление о циклическом характере общественного процесса. История общества воплощает, по его мнению, некий божественный замысел, проходит три этапа:теократический (правят Боги), аристократический (правят лучшие) и «век людей» (правит народ или монарх). Переход от одной эпохи к другой осуществляется через борьбу людей, каждый цикл завершается распадом общественной системы. Линеарная модель истории легла в основу таких социологических моделей общественного развития как эволюционизм и неоэволюционизм; цикличная модель использовалась в работах философов Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера, историка А. Тойнби, социолога П.А. Сорокина, В. Парето. Кроме этих двух моделей развития общества существуют и другие подходы. В частности, большой известностью пользуется марксистская модель исторического процесса. В последние десятилетия ХХ в. популярностью пользовались концепции развития общества, использующие в качестве ключевого понятие «деятельность» (А. Турен, М. Крозье, Э. Гидденс, П. Штомпка и др.). Остановимся коротко на каждой из названных концепций. Эволюционизм и неоэволюционизм. Эволюционистская модель развития общества в социологии появляется в работах О.Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. Особенностью этой модели является использование натуралистического подхода в социологии. Общественные процессы рассматриваются по аналогии с природными, как объективные, безличные, необходимые, имеющие строго определенные этапы, обусловленные каким-то одним определенным внутренним фактором. Широко используется метафора общества как организма, поэтому развитие общества рассматривается как развитие определенной целостности, источником которого выступают внутренние, эндогенные факторы. Общей особенностью этих концепций был евроцентризм, поскольку европейское общество рассматривалось в качестве идеальной цели для всех обществ и прогрессизм, поскольку развитие общества рассматривалось как прогрессивное движение, к идеальной модели. Различие между эволюционистскими моделями проявляется, во-первых, в том, какой конкретный фактор мыслится ключевым для понимания социальных изменений и, во-вторых, какие выделяются стадии развития общества. Для О. Конта - это мышление человека, три стадии развития которого: религиозная, метафизическая и научная (позитивная), отождествляется социологом со стадиями развития общества Для Э. Дюркгейма ключевым фактором развития является разделение труда, которое определяет характер социальных связей, и основные этапы развития общества, механической и органической солидарности.. Г. Спенсер рассматривал процесс социальной эволюции как движение от бессвязной однородности к сложно построенному обществу, механизмом эволюции является дифференциация людей и социальных групп, выражающаяся в возникновении и росте социального неравенства, он писал о военных и промышленных обществах. Неоэволюционные концепции развития общества появляются в ХХ веке, они развиваются в рамках структурно-функционального подхода такими социологами как Т. Парсонс, Н. Смелзер и др. как ответ на критику эволюционизма и функционализма. Они сохраняют многие черты присущие эволюционизму, в частности, четко определяют стадии развития общества, стремятся исследовать процессы социальной детерминации, в качестве идеальной цели и модели выбирается Европа и Северная Америка. В отличие от классического эволюционизма неоэволюционизм исходит из многофакторной модели истории, то есть исследуется не какое-либо одно отношение (фактор), но система отношений. Обычно выделяют экономические, политические и социально-культурные факторы. Среди последних особо подчеркивается роль развития техники, что позволяет говорить о технологическом детерминизме, который присущ некоторым из этих концепций. В качестве примера можно указать на теорию постиндустриального общества Д. Белла, созданную в 70 -годы ХХ века и теорию модернизации Н. Смелзера, о которых рассказывалось в главе 3. Однако чаще всего неэволюционизм связывается с именем Т. Парсонса крупнейшего американского социолога середины ХХ века. В своей книге «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы» он пишет о двух типах процессов, присущих любой социальной системе: интегративных, обеспечивающих функционирование и воспроизводство системы и структурных изменениях ценностно — нормативных комплексов данного общества. Целью эволюции является возрастание адаптации, то есть приспособления социальной системы к окружающей среде, механизмами такой адаптации будет дифференциация, то есть увеличение различий между группами и институтами, рост эффективности каждого института, процессы включения вновь появляющихся групп и институтов в социальную систему, формирование общих нормативных стандартов. Эти процессы действуют одновременно, следовательно, процесс развития общества рассматривается как результат комплексных рядов изменений. Изначально линеарная модель истории эволюционизма здесь усложняется, делается многофакторной и многоаспектной. Современные исследователи критикуют эволюционизм и неоэволюционизм за чрезмерную приверженность натуралистической парадигме. Уделяя основное внимание факторам, обеспечивающим изменение, не обращается должного внимания на роль случайности в истории, жесткая необходимость, приписываемая историческим процессам, не соответствует реальному ходу истории обществ богатому отклонениями, откатами назад, альтернативными возможностями. В эволюционизме социальное изменение появляется как результат структурных изменений и не связывается непосредственно с деятельностью людей, такая бессубъектность также вызывает справедливые возражения, особенно в современном мире, когда сознательная деятельность во многом определяет ход развития общества. Во всех версиях эволюционизма присутствует некая идеальная цель, к которой якобы движется общество, подобный финализм также не соответствует реальному ходу развития истории обществ. Вообще стремление эволюционистов придать упорядоченность историческому процессу, игнорирует его реальное многообразие. Многие исследователи отмечают, что эволюционисты чрезмерно большое значение придают внутренним фактором развития, между тем внешнее воздействие обществ друг на друга в современную эпоху глобализации очень значимо. Наконец, ХХ век дал нам достаточно примеров того, что развитие общество отнюдь не идет только прогрессивно, но в его истории наблюдаются состояния стагнации, аномии, распада. Циклические теории. Циклические процессы представляют собой такую последовательность изменений, которая возвращается к своему началу через определенный момент времени, то есть происходит своеобразный социальный круговорот. Используя метафору роста организма, сторонники этого подхода полагали, что общество проходит стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Примером циклического характера социальных изменений является смена поколений людей, которые проходят все указанные стадии. Однако в социологии чаще всего используют не столь жесткую модель цикла, скорее говорят о волнах. Так знаменитый русский экономист Н.Д. Кондратьев ввел понятие больших циклов или длинных волн - это периодические повторения характерных социальных экономических, технологических ситуаций, таких, например, как экономические подъемы и спады, сравнительно короткие периоды интенсивной реализации технических новшеств, сменяющиеся более длительными периодами накопления научных и технических знаний, пики социальной напряженности, сменяющиеся десятилетиями социальной стабильности и т.д. Эти характерные ситуации регулярно повторяются примерно через каждые 50 — 30 лет Они почти синхронны для большинства ведущих развитых стран, их проявления зафиксированы в статистике этих стран на протяжении последних 200 лет. Наиболее известной циклической теорией в социологии ХХ века является теория П.А. Сорокина, разработанная в книге «Социальная и культурная динамика». Его ключевым понятием является культура, которая понимается как интегрированная система достижений общества (искусства, образования, этики, права и т.п.). Центральный принцип, который пронизывает все достижения людей П.А. Сорокин называет «культурным менталитетом». Этот принцип лежит в основе различения двух основных типов культуры - умозрительной и чувственной. Умозрительная культура характеризуется тем, что понимает мир как духовный, нематериальный по преимуществу, поэтому цели и нормы, лежащие в основе поведения людей - это требования выполнения священного долга, моральных обязательств, спасения души, служения Богу. Для реализации этих целей создаются усилия и разрабатываются социальные практики по освобождению человека от соблазнов материальной жизни, например, молитва, медитация и т.п. Чувственная культура понимает мир как телесный, материальный, находящийся в процессе непрерывного становления. Цели и потребности людей определяются этим миром и предполагают стремление к счастью, удовольствию, пользе. Промежуточная этим основным типам идеалистическая культура представляет сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов: мир и телесен и духовен, важны и материальные и духовные ценности. Теория П.А. Сорокина основана на значительном эмпирическом материале, с помощью которого он показывает, что указанные типы культуры реализуются посредством различных процессов: имитации, адаптации, культурного потребления, дезинтеграции, конфликта, отчуждения, пронизывающих все формы и виды культуры. Поэтому развитие социокультурных систем представляет собой многофакторный и многовариантный процесс, в нем возможны волны, возможны пики и спады. История общества оказывается сменой типов культур, автор полагает, что в Европе Х1У века на смену идеалистической культуре позднего средневековья пришла чувственная культура. Она является сутью современной социокультурной системы и характеризуется моральной анархией, отчуждением и овеществлением отношений людей, хаосом мнений, отсутствием общественного согласия, кризисом и распадом семьи, господством массовой культуры, ростом социальных патологий и пассивности. Впрочем, по Сорокину, мы можем надеяться на пришествие следующего типа культуры, умозрительного или идеалистического. Циклические модели развития общества во многом повторяют недостатки эволюционистских подходов. Здесь мы тоже видим жесткое деление на стадии, изменения выступают как результат функционирования структур, а не людей, процесс развития общества схематизируется, исчезает его разнообразие, конкретность, вариативность. Да и сама метафора роста организма, лежащая в основе этих теорий, вызывает сомнения. Тем более что биологические процессы не сводятся к росту, который раскрывает уже имеющийся потенциал, а не создает новой системы. В обществе мы видим не только и не столько реализацию существующих явных и скрытых программ, сколько непрерывный творческий процесс создания новых практик во всех сферах общества. Марксистская модель исторического процесса основана на работах К. Маркса и Ф. Энгельса, которые рассматривали историю общества как смену общественно-экономических формаций. Формация, общество на определенной, исторической стадии своего развития, рассматривалось классиками марксизма как совокупность общественных отношений. Материальные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности, образуют базис общества. Идеологические отношения, политические и духовные, образуют надстройку. Базис и надстройка составляют структуру общества, причем базис (экономические отношения) полагаются первичными, определяющими, хотя не отрицается влияние и идеологических отношений. Выделялись пять основных формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (будущая), смена которых осуществлялась в процессе социальной революции. Процесс общественного развития осуществлялся как процесс разрешения противоречий внутри социальной структуры. Это противоречия между базисом и надстройкой, между компонентами материального способа производства, производительными силами и производственными отношениями. К. Маркс анализировал процесс развития общество не только на уровне общества в целом, но и на уровне социальных групп. Структурные противоречия общества проявлялись как противоречия между социальными классами, отсюда классовая борьба оказывалась движущей силой истории. Теория К. Маркса предполагала еще один уровень анализа, он создал теорию практики, которая получила развития в работах ряда западных марксистов. Практика — материальная деятельность людей рассматривалась Марксом как реальная социальная ткань общества, поскольку все в обществе, вещи, отношения, духовные артефакты, являются результатом деятельности человека. Поэтому, наряду с тем, что марксизм подчеркивает естественноисторический характер развития общества, указывает на наличие объективных законов и этапов развития общества, в отличие от эволюционизма в нем отмечается важность активной деятельности человека, реально творящего историю. Этот последний момент теории марксизма во многом определил характер новейших теорий развития, основанных на понятии «деятельность» и «действие». Теории действия. Предыдущие подходы к анализу развития общества развивались, в основном, в рамках макросоциологии, то есть рассматривались на уровне социальных систем и структур, в лучшем случае указывалось на роль больших групп людей:классов, наций. Однако, возможен и микросоциологический подход к развитию, который сосредоточивает внимание на поведении человека и небольших социальных групп, Этот подход возник во второй половине 20 века. в работах известных французских социологов А. Турена, М. Крозье, английского социолога А. Гидденса, польского социолога П. Штомпки и др. Хотя их теории существенно отличаются друг от друга, они обладают рядом общих черт, позволяющих их объединить в одну рубрику. Ключевым понятием этого подхода является понятие «социального действия», введенное еще в начале XX в. М. Вебером, и «практики», введенное К. Марксом. А. Турен в своей работе «Возвращение человека действующего» подчеркивал, что необходимо вернуться к идее, что люди сами делают свою историю, поэтому анализ социальных изменений является главной целью социологических исследований. Социальные изменения возможны благодаря коллективным действиям, главным носителем которых являются социальные движения. Именно они, по мысли французского социолога, непосредственно разрушают культурные основания общества. Механизмом же социальных изменений провозглашается социальный конфликт, понимаемый не только как классовый, но как конфликт между самыми разными, в том числе элитными группами. Новое индустриальное общество, полагает социолог, является не столько результатом действия общественных законов, сколько результатом сознательных усилий социальных групп. Впрочем, в своем увлечении активностью человека А. Турен доходит до утверждения об отсутствии законов общественного развития вообще. А. Гидденс английский социолог разрабатывает теорию структурации, в которой пытается в одном теоретическом анализе объединить исследование социальных структур (устойчивых отношений) и активность человека. Он полагает, что изучать только структуры, без учета действующего субъекта, бессмысленно, поскольку свойства социальной систем являются одновременно и средством и результатом практики, в ходе которой и формируются эти системы. В отличие от А. Турена английский социолог подчеркивает, что история общества носит чаще непреднамеренный характер, все попытки человека идти в направлении определенных целей и идеалов срываются. Ключевой, по его мнению является не организованная деятельность людей, а повседневные практики, которые и формируют, и изменяют ткань социальной жизни. Польский социолог П.Штомпка в своей книге «Социология социальных изменений» стремиться создать концепцию «социального становления», которая соединила бы макро и микро социологический подходы к социальным изменениям. Роль «соединительной ткани» между социальными структурами и индивидуальным поведением человека он отводит деятельности и практике. Общество, по его мнению, состоит не из людей и структур, а из реальных событий, в которых слитно представлены и действия и социальные условия, воздействующие на человека (структуры). Их единство выражается с помощью понятия практики. Событие не сводимо к своим компонентам, оно добавляет нечто новое в социальную ткань, поскольку может изменять действие и условие его осуществления. П. Штомпка особое внимание уделяет влиянию сознания на процесс социальных изменений, отмечая возможность как неосознаных действий, спонтанных проявлений активности людей, так и действий осознанных, управляющих практиками. Он подчеркивает, что в современном обществе возрастает последний вид социальных изменений. По его мнению, изменяться может не только социальная система, но и само социальное изменение, оно меняет свой характер в ходе истории общества. Важное место в теории социальных изменений польского социолога занимает понятие социальной травмы, негативных последствий изменений самих по себе, независимо от содержания и направленности этих изменений. Социальная динамика может иметь и позитивные и негативные последствия. Последние в одном случае могут быть сутью изменений, например, загрязнение окружающей среды, эскалация войны. В другом случае, негативные последствия — результат в целом позитивно оцениваемых изменений, например, переход экономики к рыночной организации сопровождается негативными процессами снижения жизненного уровня населения, демократизация общества может в некоторых случаях приводить к росту девиантного поведения. Социальная травма проявляется в росте негативных социально-психологических явлений: тревоги, страхов, неуверенности в завтрашнем дне, пассивности населения. П. Штомпка анализирует в своих работах различные виды социальных травм, исследует процессы, ведущие к подобным состояниям общества, описывает практики преодоления социальных травм. Рассмотрение подходов к развитию общества, сложившиеся в социологии 19-20 вв. позволяет сделать следующие выводы. Логика развития концепций социальной динамики показывает как социология постепенно освобождалась от влияния натурализма в понимании общества. Происходит отказ от схем жесткого, однозначного детерминизма, слишком много факторов, часто случайных, задействованы в социальных процессах. Они перестают пониматься только как линейные или цикличные, складывается представление об их разнонаправленности, многофакторности и альтернативности. Расширяются представления о факторах социальных изменений, они не только разнообразны, но среди них мы видим как внутренние для системы, так и внешние. Пересматриваются представления о роли сознательных усилий в истории. Осознание возросшей роли целенаправленных и сознательных усилий людей в жизни общества ставит проблему ответственности как людей, принимающих решения в политике, экономике, культурной сфере, так следующих этим решениям рядовых граждан. Переменам подвержены не только социальные системы, но и наши представления о них, при этом высказываются догадки, что возможно меняются механизмы самих социальных изменений. В завершение следует отметить, что хотя в социологии отсутствует единая концепция социальных изменений, благодаря автором этих концепций введены ряд понятий и представлений, которые можно использовать при анализе реальных социальных процессов, некоторые из них будут подробнее рассмотрены ниже.
10.2 Социальные изменения, социальные процессы
Под социальными изменениями в социологии понимаются различия в состоянии социальной системы в определенный промежуток времени. Социальные системы могут различаться по составу (элементам), устойчивым взаимосвязям (отношениям), по ценностно-нормативным комплексам, характеру сознания и самосознания людей и социальных групп, образующих систему, по функциям. Например, в обществе могут появиться иммигранты, изменяющие состав городских поселений, в результате реформы могут увеличиться или уменьшиться количество социальных учреждений, могут появиться новые социальные группы со своими субкультурами, могут возникнуть новые идеологические и религиозные движения, существующие социальные институты обретают новые явные, а чаще неявные функции. Наконец, могут изменяться границы между социальными системами: организации могут слиться в одно целое или, наоборот, подвергнуться разделению. Социальные изменения — это единичные события, характеризующее состояние социальной системы, однако событие может регулярно повторяться, или повлечь за собой другой событие, или параллельно проходить с другими социальными изменениями. Такие относительно устойчивые ряды последовательных социальных изменений, вызывающих и сопровождающих друг друга называются социальными процессами. Социальные процессы протекают в социальных системах, сохраняющих определенную устойчивость, поскольку любое изменение предполагает, не только нечто новое в характеристике системы, но и определенную ее стабильность, в противном случае приходилось бы говорить не об изменении, а о полном ее разрушении. Устойчивость изменяющейся системы часто выражается в сохранении ее идентичности, то есть в своем самосознании люди или группы являющиеся элементами данной системы определяют себя как принадлежащих к данному устойчивому сообществу. Так современная Россия проходит модернизацию, включающую ряд социальных процессов, однако она сохраняет свою российскую идентичность. Следует различать социальные изменения и изменения в обществе. Последний термин более широкий по своему объему, он включает наряду с собственно социальными изменениями, также экономические, политические, духовные изменения. Социальные изменения, по выражению известного американского социолога Н. Смелзера, - это изменения, затрагивающие социальную организацию общества. Экономическая, политическая организации являются предметом изучения других общественных наук, в частности, экономики и политологии.
10.3 Виды социальных изменений и процессов
В предыдущих разделах пособия мы рассматривали конкретные виды социальных изменений. На уровне общества в целом мы выделяли такие изменения как глобализация и вестернизация, на уровне групп, и социальных слоев говорили о классовой борьбе, социальной мобильности. Наконец, на микроуровне, то есть на уровне личности или небольших групп можно говорить о таких процессах как коммуникация, аккультурация и др. Чаще всего, говоря о социальных изменениях, подразумевают процессы развития. Однако, развитие — лишь один из видов социальных процессов, наряду с такими процессами как, адаптация, застой (стагнация) и разрушение. Можно выделить следующие параметры развития: 1. в ходе развития у социальной системы появляются новые характеристики (элементы, взаимосвязи, функции), причем обычно они оцениваются обществом позитивно; 2. процесс развития происходит на основе внутренних для данной социальной системы факторов. В качестве примера социального развития можно привести процесс социализации, в ходе которого формируется личность человека, раскрываются его способности; или процесс индустриализации в Западной Европе 19 в., в ходе которого возникла промышленность и рабочий класс. Если процесс происходит в основном под влиянием внешних, экзогенных факторов, таких как природные катастрофы, изменение климата, завоевания и т.п., он носит скорее адаптационный характер. Так, изменение климата в Северной Африке в первое тысячелетие нашей эры привело к изменению сельскохозяйственного уклада региона, на смену земледелию пришло скотоводство. Если социальная система, поддерживая свое существование, постепенно утрачивает важные качества, снижает темпы роста, в социальных институтах обнаруживаются дисфункции, человек начинает испытывать чувство социального унижения, тревоги и страха можно говорить о с остоянии застоя или стагнации. Последний термин обычно применяется к экономическим системам, но все чаще используется в более широком смысле, как социальный застой. Наконец, возможно разрушение социальной системы, вспомним, например, трагическую судьбу мезоамериканской цивилизации, погибшей во время европейских завоеваний. Сразу следует отметить, что выделение данных видов социальных процессов достаточно условно и относительно, социальные системы могут одновременно переживать различные виды изменений, их классификация как застойных или адаптационных. например, будет зависеть от позиции исследователя. Процессы развития могут различаться по характеру протекания. Если развитие проходит достаточно медленно, постепенно, часто, особенно в начале, не осознается людьми можно говорить об эволюционном и зменении. Примером такого изменения может служить все та же социализация личности, или процессы социальной мобильности, приводящие к изменению социальной структуры общества, появлению, например, новых средних слоев в середине XX века. Однако подобные спокойные периоды развития могут смениться быстрыми, резкими, скачкообразными изменениями, в этом случае, мы будет говорить о революционном характере протекания процессов развития. Основоположником теории социальной революции является К. Маркс, рассматривавший ее как высшую форму классовой борьбы, служащей переходом от одной общественно-экономической формации к другой. Сейчас понятие революция применяется для описания не только изменения общества в целом, но и применительно к отдельным социальным сферам или явлениям. Современные исследователи пишут о революциях в науке, о революции в моде, о технологических революциях, о научно-технической революции, о политических и, конечно, социальной революции. В каждом из этих случаев имеется в виду характер изменений, который затрагивает существенные стороны социальной системы (науки, моды, техники, власти, социальной структуры). Такие изменения происходят относительно быстро, глубоко переживается людьми, часто оценивающих события как катастрофические. После революций социальные системы изменяются столь существенно, что приходится говорить о новых социальных системах (новой науке, новой моде, новом обществе).
10.4 Прогресс, регресс, кризис
Процессы развития могут различаться своей направленностью, обычно выделяют два вида процессов: прогресс и регресс. Прогрессивное развитие характеризуется следующими чертами. Во-первых, социальная система улучшает свои параметры, например, повышаются темпы роста промышленного производства, улучшается материальное положение граждан, увеличивается уровень и качество образования в обществе. Во-вторых, подобные изменения приближают систему к состоянию, которое, по мнению, общества, является предпочтительным и оценивается как лучшее, более счастливое, достойное, более справедливое. Регрессивные процессы отдаляют людей от признанных ценностей, делают их жизнь менее безопасной, нестабильной, ограниченной по своим возможностям. В ходе регрессивных процессов социальная система может оказаться в состоянии аномии, застоя и даже распада. Идея о том, что общество может развиваться прогрессивно, улучшая свои параметры, является очень старой, мы можем обнаружить ее уже в работах античных мыслителей, однако общепризнанной эта идея стала в философии XVIII -XIX вв. В частности, О. Конт полагал, что его закон трех стадий свидетельствует о неуклонном и прогрессивном развитии общества на основе развития науки. К. Маркс утверждал, что основой прогрессивных изменений в обществе является прогресс в развитии материального способа производства. Э. Дюркгейм связывал возможное улучшение состояния общества с развитием разделения труда. Однако уже к концу Х1Х века стали раздаваться голоса исследователей, сомневающихся в абсолютности идеи прогресса, поскольку стала очевидной относительность характеристики изменений как прогрессивных или регрессивных. Во-первых, одно и то же явление по разному оценивается разными группами. Например, процесс огораживания в Англии ХУП-ХУШ вв, приведший к развитию английского капитализма, является прогрессивным с точки зрения буржуазии, однако, для фермеров этот процесс разрушал основы их хозяйства и был регрессивным. Во-вторых, часто социальные изменения оцениваются как прогрессивные постфактум, спустя долгие годы после соответствующих событий, а современники видят в них лишь проявление хаоса. Например, падение уровня религиозности, рост свободы нравов в XVIII -XIX вв. часто расценивался обществом как признаки кризиса, мы же сейчас склонны видеть в этом прогрессивный рост индивидуализма и свободы личности. Возникает также вопрос о цене прогресса, поскольку прогрессивные изменения часто сопровождаются войнами, конфликтами и требуют тяжелых жертв от населения. Существенным является вопрос о критериях прогресса. Очевидно, таким критерием должны быть ценности, к которым стремятся люди, но мы знаем, ценностные комплексы различны у разных людей, групп, социальных институтов. Поэтому надо найти универсальные ценности, с которыми согласятся все, например, справедливость, безопасность существования человека. Однако сразу бросается в глаза абстрактность этих ценностей, ведь люди по разному понимают их содержание. Возможно, следует предположить, что понятие прогресса применимо не столько к обществу в целом, сколько к отдельным его системам, каждая из которых будет иметь свои критерии прогресса. Например, прогрессивное развитие науки означает увеличение объема знания и глубины постижения природы. Прогресс в техники предполагает увеличение ее полезности и эффективности. Однако, есть такие подсистемы, например, искусство, мораль, где о прогрессе говорить достаточно проблематично. Наконец, можно отметить, неравномерность процессов социальных изменений, улучшение положения в одной подсистеме, скажем в экономике может сопровождаться регрессивными явлениями в другой, скажем, в сфере духовной культуры или морали. Все эти соображения заставляют многих философов и социологов скептически относиться к идее прогресса, делая лейтмотивом осмысления современности идею кризиса. Понятие кризиса не имеет однозначного определения, однако, можно сказать, что кризис — это такое состояние социальной системы, когда наблюдаются сбои в ее работе, которые оцениваются людьми крайне негативно, остро переживаются ими как состояние неустойчивости, отсутствие надежды на улучшение дел. Мы постоянно слышим об экономическом, политическом и духовном кризисе в современном обществе. Возможно, эти настроения вызваны ускоренным развитием общества, уменьшением длительности состояний относительной социальной стабильности.
10.5 От массовых действий к социальным движениям.
Социальные процессы реализуются через действиялюдей. В зависимости от степени и характера осознания целей, норм и условий действий мы можем говорить о следующих их видах. В случае массовых действий люди руководствуются каждый своим интересами и мотивами, однако совокупный результат таких действий может расходиться с намерениями отдельных людей или вообще быть неосознаваемым. Например, приходя в магазин мы делаем покупки исходя из своих желаний и возможностей, не задумываясь, что тысячи людей делают то же самое. Однако, опосредованным, конечным результатом этих решений может стать, например, рост инфляции, который коснется всех, хотя, конечно, никто этого не хотел. Приходя в банк, чтобы сделать вклад, так же как тысячи людей, мы не задумываемся о том, что тем самым укрепляем национальную валюту. Все это те процессы, о которых Адам Смит писал как о невидимой руке рынка. Принимая решение о количестве детей в семье, мы не думаем о последствиях нашего решения для процесса воспроизводства населения. Массовые действия могут протекать спонтанно, но можно и направлять эти действия, что и делает государство, например, вводя материнский капитал, оно надеется на повышение рождаемости, повышая процентные ставки на вклады, надеется, что люди не будут спешить снимать деньги со счетов. Однако действия людей могут обладать еще дополнительными характеристиками: они могут быть сосредоточены в одном пространстве и испытывать влияние одной и той же ситуации. Люди все еще действуют индивидуально, поодиночке, каждый сам по себе, но пространственная близость и общая ситуация делает такие действия коллективным поведением. Примером такого поведения может служить толпа, аудитория, публика Одним из видов коллективного поведения толпы является паника, которая возникает в результате социальной напряженности, вызванной политическими и экономическими бедствиям. Коллективные действия - понятие позволяющее описать другой тип поведения. Для коллективных действий характерно следующее. 1. четкая формулировка целей действий, 2. определение стратегии поведения, 3. разделение функций между участниками, 4. координация разных функций, 5. наличие руководителя. Такие действия более прочные и длительные, рациональные, предполагающие планирование. Если сравнить коллективное поведение, скажем драку, акты вандализма и достаточно агрессивное поведение сторонников антиглобализма во время демонстраций в Квебеке, Генуе и т.д., то в первом случае действия были спонтанными и являлись проявлением экспрессивной злобы, враждебности.. Во втором случае мы имели дело с целенаправленной акцией, которая должна была привлечь внимание к тяжелому положению развивающихся стран. Коллективные действия применяются для достижения разных целей: восхождение на Эверест, тренировка спортивной команды ради победы, забастовка рабочих, научное исследование, проводимое группой ученых, ограбление банка. Виды действий могут переходить друг в друга. Например, миграция, являющаяся примером массового действия, может преображаться в коллективное поведение, в случае принятия решения о выезде из страны под влиянием этнических чисток, или гражданской войны, она может превратиться в коллективное действие, когда община людей решает переселиться в другую страну. Другой пример, туризм. Он может протекать как массовое поведение людей, приводя к самым разнообразным последствиям для экономики принимающих стран, транспортных и туристических фирм. Туризм может вести к коллективному поведению порождая давки, очереди, пробки на дороге. Наконец, он может стать коллективным действием, скажем, групповой туризм. Среди коллективных действий большое значение имеют с оциальные движения, для которых характерны: 1. стремление к определенной цели, желание вызвать конкретные социальные изменения, 2. развитие в рамках неформальных сообществ, которые часто не имеют четкого членства, организационной иерархии, жесткой системы управления. В современном обществе феномен социальных движений очень распространен, чему способствует: 1 урбанизация (появление больших скоплений людей, вступающих во взаимодействия друг с другом); 2 индустриализация, которая ведет к концентрации на заводах, фабриках массы рабочих, здесь происходит формирование профсоюзов, политических партий и некоторых религиозных движений; 3 массовый характер образования собрал вместе студентов, в то же время образование позволяет лучше разбираться в ситуациях, формулировать общие цели; 4 современные технологии облегчают мобилизацию социальных движений и пополнение их участников; 5 усиливается мотивация участия в движения, поскольку в современном обществе растет доля недовольных, отчаяние толкает людей к организации для общей, совместной борьбы за улучшение условий жизни, мотивация усиливается и под влиянием активистской и прогрессистской идеологии; 6 ключевую роль играет демократизация обществ, делающей возможным легальное существование движения, его реальное влияние на группы, принимающие решения. Кроме того демократия создает шансы для участников социального движения реально оказать влияние на общество. Различают различные виды социальных движений. Реформаторские движения стремятся к изменению норм и правил поведения. Чаще всего они затрагивают право, например трудовое законодательства, в сторону обеспечения больших прав трудящихся, жилищного законодательства, законодательства связанного с окружающей средой, Может идти речь также об обычаях и морали, например, движение в защиту животных, движение, требующее запрета порнографии. Радикальные движения стремятся к фундаментальным изменениям, затрагивающим основы общественного строя и порядка, а также к многосторонним изменениям. Например. Движение «Солидарности» в Польше, движение за гражданские права в США. В исторической перспективе различают старые и новые социальные движения. В XIX веке преобладали движения, которые представляли отдельные сегменты социальной структуры: классы, сословия, профессии, например, рабочее движение, профсоюзные движения. Они стремились мобилизовать силы конкретных групп, в центре их внимания находились материальные, экономические интересы. Эти движения отличались иерархической структурой, высокой степенью организованности и легко преобразовывались в политические партии и профсоюзы. Сейчас эти движения особенно в демократических обществах институционализировались, превратились в партии, фракции в парламенте, группы давления. В XX веке появляются новые социальные движения: экологическое, феминистское, против распространения атомного оружия, движение за мир, движение против абортов, движение против смертной казни, движение за права человека и т.п. Они рекрутируют сторонников из разных социальных групп, нацелены на решение конкретной проблемы, они касаются качества жизни, личного достоинства человека, самореализации, свободы, мира, то есть универсальных ценностей. Многие из новых социальных движений отличаются гораздо более свободными формами организации, скорее децентрализованы, опираются на принцип добровольности, включают самодеятельные формы активности. Особым феноменом XX века явилось антиглобалистские движения. Со старыми движениями их сближает сосредоточенность на экономических проблемах, они выступают против транснациональных корпораций. С новым движениями их объединяет стремление представлять интересы не какой-то группы, а всех людей.
10.6 Социальные конфликты
Социальные процессы, реализуясь через деятельность людей могут принимать форму кооперации, конкуренции и конфликта. Последняя форма особенно привлекала пристальное внимание социологов. Термин конфликт (confliktus) переводится с латыни как столкновение противоположных интересов, взглядов, мнений, серьезные разногласия, спор. Самое общее определение социального конфликта - это скрытое или открытое столкновение субъектов социального взаимодействия. Существует самостоятельная наука конфликтология, в раках которой не только изучаются виды и формы конфликтов, но и разрабатываются технологии введения их в цивилизованное русло, даются конкретные рекомендации для более быстрого и оптимального их разрешения. В социологии тема конфликта поставлена еще в ХIХ века. Так Г. Спенсер считал, что социальный конфликт — это одна из форм борьбы за существование и вызывается ограниченным объемом жизненных ресурсов и естественной агрессивностью человека. К. Маркс рассматривал конфликты как проявления противоречий в социальной структуре общества, которые реализуются в поведении социальных классов. Он полагал, что конфликт — форма проявления классовой борьбы. В основе классовых конфликтов лежат непримиримые экономические интересы, для разрешения которых необходима борьба за власть (революция), либо изменения в сложившейся системе общества (реформа). Основы исследования социальных конфликтов в ХХ в. заложил немецкий философ и социолог Георг Зиммель (1850-1918), который рассматривал социальный конфликт как постоянное состояние общества в целом и отдельных социальных групп в частности. Конфликтный характер общества он объяснял тем, что обновляющееся содержание социальной жизни приходит в противоречие с устаревшими культурными формами. Внутри группы конфликт может выполнять разные функции, в том числе выступать как движущая сила ее развития. Современная трактовка социальных конфликтов представлена двумя различающимися точками зрения. Одна, принадлежит представителю Чикагской школы, Роберту Парку, который полагал, что социальный конфликт — просто один из видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением и ассимиляцией. Другой подход, разрабатываемый американским социологом Л. Козером и немецким социологом Р. Дарендорфом рассматривает социальный конфликт как постоянное стремление личности и групп к перераспределению статусов, доходов, ценностей. Конфликт предотвращает окостенение общества, открывает дорогу инновациям. Общество по своей природе противоречиво, многообразно и находится в постоянном конфликте нового со старым. Изменения и конфликт являются не только необходимым злом, но и необходимым условием существования общества. Ученые утверждают, что социальный конфликт по разному проявляет себя в разных социальных условиях. В открытых обществах, где существуют демократические политические режимы, соблюдаются законы, где проблемы ставятся и обсуждаются публично, есть альтернативные программы, борьба мнений конфликты протекают плавно, без социальных взрывов, контролируемым, эволюционным путем, без особых потерь. Эти конфликты носят регулируемый характер. В закрытых общества социальный конфликт протекает подспудно, не выявляется на ранних стадиях, накапливается, втягивает все новые силы и слои, разделяя людей на враждебные лагеря, и выплескиваясь на поверхность как бунт, восстание, революция, переворот, военное насилие. Стремясь понять, что такое социальный конфликт, необходимо соотнести это понятие с понятием противоречия. Эти понятия с одной стороны, не могут рассматриваться как синонимы, а с другой – противопоставляться друг другу. Противоречия, противоположности, различия - это необходимые, но не достаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы являющимися их носителями. Таким образом, конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Под с оциальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить какие-либо ресурсы, угрожая оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре. В конфликтологии для описания конфликтов используются такие термины, как «споры», «дебаты», «торги», «соперничество», «контролируемые сражения», «атака», «косвенное или прямое насилие». Для социального конфликта всегда необходимы, по меньшей мере, две противодействующие стороны. Их поступки обычно направлены на достижение взаимоисключающих интересов, что ведет к столкновению сторон. Именно поэтому всем конфликтам свойственно сильное напряжение, которое побуждает людей так или иначе менять поведение, приспосабливаться либо «ограждаться от данной ситуации». Чтобы точнее уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, то есть. внешние пределы в пространстве и во времени. Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной, и внутрисистемный. Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт. Чёткое определение пространственных границ конфликта важно главным образом в международных отношениях, что тесно связано и с проблемой участников конфликта. Временные границы – это продолжительность конфликта, его начало и конец. От того, считать конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся, зависит, в частности, юридическая оценка действий его участников в той или иной момент времени. Это особенно важно для правильной оценки роли вновь присоединившихся к конфликту лиц. Начало конфликта, определяется объективными актами поведения, направленными против другого участника, который осознаёт эти акты как направленные против него и им противодействует. Это несколько усложнённая формула означает, что конфликт будет признан начавшимся, если: 1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику; при этом под действиями мы понимаем как физические действия, так и передачу информации; 2) второй участник осознаёт, что указанные действия направлены против его интересов; 3) второй участник предпринимает активные действия, направленные против первого участника. Внутрисистемный аспект развития конфликта и определения его границ заключается в следующем. Всякий конфликт происходит в определённой системе, будь то семья, группа сослуживцев, государство, международное сообщество и т. д. Конфликт между сторонами входящими в одну систему, может быть глубоким, обширным или частным, ограниченным. Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связанно с чётким выделением конфликтующих сторон из всего круга его участников. Участниками конфликта могут быть такие фигуры, как подстрекатели, пособники, организаторы конфликта, а также третейские судьи, сторонники, советники, противники тех или иных лиц конфликтующих между собой. Все эти лица – элементы системы. Границы конфликта в системе зависят, таким образом, от того насколько широк круг вовлечённых в него участников. Знания внутрисистемных границ конфликта нужны для того, чтобы воздействовать на происходящие процессы, в частности, для предотвращения разрушения системы в целом. Социологии отмечают разнообразные функции социальных конфликтов. Обыденная оценка любых конфликтов отрицательна. Конфликт оценивается общественным мнением в основном как явление нежелательное. В целом, он таковым и является – по меньшей мере, для одной из сторон. Так из-за конфликтов на производстве теряется до 15% рабочего времени. Есть и другая точка зрения, согласно которой конфликт – не только неизбежное, но и полезное социальное явление. Авторы, признающие конфликт нежелательным, считают его разрушителем нормально функционирующей социальной системы. В своей изначальной основе конфликт не присущ системе и обычно исчерпывается тогда, когда появляются те силы, которые вернут ей стабильность. Отсюда следует, что уже в самом конфликте заложен стимул к появлению институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии. Это и законодательная деятельность, и принятые процедуры для решения различных споров, и политические собрания, где партийные конфликты разрешаются в «войне слов», то есть дебатах и дискуссиях, и рынок, где соперничающие интересы между покупателями и продавцами решаются посредством договоров и т.д. Отсюда вытекает, что даже те специалисты, которые считают конфликт явлением отрицательным, усматривают в нём некоторые позитивные черты. Другая научная традиция вообще рассматривает конфликт не как отклоняющееся от нормы и преходящее явление, но как постоянный и даже необходимый компонент социальных отношений. Эта традиция восходит к Аристотелю, Т. Гоббсу, Г. Гегелю, К. Марксу, М. Веберу. В соответствие с этой точкой зрения, факт любого дефицита в обществе сам по себе достаточен, чтобы вызвать конфликт; каждый человек в любой группе пытается увеличить свою долю дефицитных ресурсов и, если необходимо, за счёт других. А если среди искателей территорий и ресурсов мы обнаружим ещё и борьбу за лидерство, власть, и престиж, то конфликт просто неизбежен. По мнению Л. Козера, конфликт внутри группы может способствовать её сплочению или восстановлению единства. Поэтому внутренние социальные конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально - позитивный характер. На межличностном уровне функции конфликта также противоречивы. Проблема в том, что в большинстве случаев функции конфликта связывают с его негативными последствиями, так как они ведут в основном к нарушению определенных форм общения, норм, эталонов поведения и т.п. Менее изучена позитивная функция межличностных конфликтов. Конструктивные же функции этого типа конфликтов заключаются в следующем. Во-первых, межличностный конфликт может способствовать мобилизации усилий группы и индивида по преодолению возникающих в ходе совместной деятельности критических ситуаций. Во-вторых, «развивающая» функция конфликта выражается в расширении сферы познания личности или группы, в активном усвоении социального опыта, в динамичном обмене ценностями, эталонами и т. д. В-третьих, конфликт может способствовать формированию антиконформистского поведения мышления личности. Наконец, разрешение такого рода конфликтов ведет к укреплению групповой сплочённости. Помимо указанных конфликт выполняет информационную функцию, показывая положение людей группе, фиксируя их разнообразные интересы. Сигнальная функция конфликта проявляется в том, что он как бы оповещает окружающих о проблемах, существующих в данном сообществе, без этого невозможно разрешение конфликта. Наконец, дифференцирующая функция конфликта проявляется в том, что он может способствовать дифференциации (разделению) групп, социальных институтов, что может привести к усовершенствованию их деятельности. Выделяют различные типы социальных конфликтов. В зависимости от социальных сфер, где они проявляются можно выделить экономические, политические, в том числе межнациональные, бытовые, культурные и собственно социальные конфликты. Стоит обратить внимание на экономические конфликты, суть и степень распространённости которых при переходе общества к рыночной экономике заметно изменяются. По сути дела, сам рынок есть поле постоянных конфликтов не только в виде конкурентной борьбы или вытеснения противника, но, прежде всего, в форме торговых сделок, которые всегда сопряжены с диалогом, а то и с различными действиями, имеющими целью принудить партнёра к выгодному соглашению. Наряду с этим в рыночной экономике возникают и другие острые конфликтные ситуации: забастовки, локауты, кризисы в денежном обращении и т. д. Рынок вообще предполагает возникновение трудовых конфликтов, которые регулируются специально разработанными правилами. Хотя трудовые конфликты существуют при любом общественном строе, всё же они наиболее характерны именно для рыночной экономики, которые базируются на купле – продаже любого товара, включая рабочую силу. Особенностью крупномасштабных экономических конфликтов является вовлечение в их сферу широких слоёв населения. Скажем, забастовка авиадиспетчеров затрагивает интересы не только авиационных компаний, но и тысяч пассажиров. Поэтому институционализация трудовых конфликтов, включая запрет некоторых видов забастовок, является важным средством стабилизации общественной жизни. Конфликты в политической сфере - явление обычное. Их особенность состоит в том, что они могут перерастать в крупномасштабные общественные события: восстания, массовые беспорядки, в конце концов, гражданскую войну. Для многих современных политических конфликтов также характерен межэтнический аспект, который может приобрести самостоятельное значение. Конфликты, имеющие место в социальной сфере, системе здравоохранения, социального обеспечения, образования тесно связаны с двумя названными конфликтами - экономическим и политическим. Зачастую эти конфликты не затрагивают основ данного социального строя, и масштаб их не бывает велик. Тоже можно сказать и о бытовых конфликтах между людьми по месту их работы или местожительства. По характеру все конфликты разделяются на открытые (контактные) - полемика, насилие, классовая борьба, рейдерство, и скрытые (безконтактные) — интриги, заговоры, войны секретной дипломатии. По временным показателям различают конфликты, которые длятся от нескольких минут и часов, дней, месяцев, до многих лет, например, столетняя войны между Францией и Англией в средние века. По составу участников и уровню, на котором возникаю т и протекают конфликты выделяют межличностные, межгрупповые, классовые, межэтнические, межгосударственные, межконфессионые, идеологические конфликты. Сейчас пишут о всемирных и глобальных конфликтах. Возможны и другие виды классификации конфликтов: по количеству участников, по степени урегулированности, по мотивам, и т.д. Понятно, что в рамках кого-либо типа конфликта возможна дальнейшая классификация. Приведём одну из них относящуюся к межнациональным конфликтам. Во-первых, выделяют конфликты неуправляемых эмоций. Речь идет о бунтах, погромах. Для подобных конфликтов характерна неопределенность цели организаторов беспорядков, случайность конкретных событий. Часто внешние признаки таких событий скрывают за собой не прояснённые до конца истинные причины. Это подтверждает анализ драматических ферганских событий 1989 года, когда погромам подверглись ни в чем не замешанные турки-месхетинцы, а также события в бывшей Югославии, во многом не поддающиеся рациональному толкованию. Во-вторых, возможны конфликты идеологических доктрин. Они связаны с политическими, национальными, религиозными движениями и имеют более или менее давние исторические корни. Национальные требования формируются, разрабатываются идеологами-теоретиками. Сторонники определённой идеи готовы пожертвовать за неё самой жизнью, поэтому таким конфликтам свойственен длительный и ожесточенный характер. К такого рода конфликтам относятся споры по поводу принадлежности территорий, по поводу их государственного или административного статуса, возвращение ранее депортированных народов и т.д. В - третьих, существуют конфликты политических институтов. Это в основном споры о границах, о взаимоотношениях, органов власти, о юрисдикции, о роли политических партий и движений. «Войны законов» и «парады суверенитетов» относится к числу конфликтов именно этого типа. Наконец можно выделить полностью не институализированные конфликты, конфликты, протекание которых не урегулировано никакими механизмами. Если в конфликтах институализированных существуют и действуют общие для сторон правила, согласно которым и разрешается проблема, то во втором типе конфликтов возможность достижения согласия сторон минимальна или вообще отсутствует, и борьба осуществляется без правил. Между этими полюсами существует большое разнообразие видов противостояния, которые регулируются хотя бы частично. Социальный конфликт имеет следующие стадии протекания. На предконфликтной стадии видны проявления недовольства, нарушения обычного взаимодействия. Для состояния людей характерна фрустрация: тревога, крушение надежды, ощущение невозможности осуществить цель. Фрустрация может быть разрешена двумя путями: отступлением, конфликт как бы загоняется внутрь, не развертывается, или агрессией в отношении участников конфликта. На этой стадии идет осмысление причины конфликта, ставятся цели, ищутся союзники, выбираются средства. Начинается анализ и поиск путей решения, и часто именно на этой стадии можно решить проблему. Собственно непосредственный конфликт начинается с инцидента, некоей ситуации, которая служит своеобразным толчком к развертыванию ряда действий участников конфликта. Для этой стадии характерно стремление изменить поведение субъектов конфликта, что может проявиться в открытом столкновении и принять форму дебатов, санкций, протеста, насильственных действий. К сторонам на этой стадии примыкают сочувствующие, союзники, идет расширение конфликта. Непосредственный конфликт может реализоваться и с помощью скрытых действий, в этом случае распускаются слухи, осуществляется дезинформация противников, плетутся интриги, совершаются обманные действия. Цель — навязать противнику невыгодные ошибочные действия, и облегчить себе победу. Третий этап — это разрешение конфликта. Он предполагает прекращение внешних действий. Разрешение конфликта может реализоваться в двух формах: полное разрешение конфликта, когда одна из сторон терпит поражение, устраняется причина конфликта, и частичное разрешение, когда ограничивается масштаб конфликта, стороны пытаются найти путь к соглашению. Способами полного разрешения является соперничество и конкуренция, применение силы. Способами частичного разрешения конфликта может быть компромисс (взаимные уступки), приспособление (стремление сгладить противоречия за счет изменения своей позиции), сотрудничество (попытка совместной выработки решения), переговоры, посредничество (использование третьей стороны), игнорирование (уклонение от конфликта), арбитраж (обращение к власти), управление (регулирование процесса с целью минимизации потерь и максимизации выигрыша) На четвертой стадии конфликта стороны осуществляют контроль за выполнением решений по конфликту. Основные понятия
ЛИТЕРАТУРА
4, 11 (гл.20) 16, 32 (гл.19-24) Date: 2015-05-09; view: 740; Нарушение авторских прав |