Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценности






Групповая иден­тичность. Со­циальное изме­нение. Поддерж-ка системы.


Продвижение на­циональных и субнациональных интересов


Разрешение спо­ров. Уменьшение скрытых напря­жений. Поддерж­ка организаций


Инновация. Организа­ционное изменение. Поддержка организа­ций.


 


Управление Мобилизация конфликтом групп. Социаль-ный контроль. Управление си­лами.


Предотвращение войны.

Развитие аль­тернатив войне.


Баланс сил. Кол­лективные перего­воры.


Понимание проблемы. Стратегия согласова­ния

несовместимых различий. Решение проблем.


Рис. 3. Преобладающие темы в исследовании конфликтное

фликт — это повсеместное явление. Каждое общество, каждая соци­альная группа, социальная общность в той или иной степени подвер­жены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обо­стренное внимание к нему общества и ученых способствовали воз­никновению специальной отрасли социологического знания — конфликтологии.

Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но са­мые важные из них: 1) возможно ли существование общества без конфликтов? 2) Является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, ано­малий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми? На рисунке 3 показаны основные темы исследования конфликтов в современной конфликтологии. Конфликты классифицированы по своей структу­ре и по направлениям исследований.

Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориента­ции придерживаются мнения, что конфликт - всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня об­щественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.

Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что

Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения 87


конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений меж­ду людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба.

Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких со­циологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козе-ра. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации обще­ства. Л. Козер в своей классической работе «Функции социальных кон­фликтов» подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктив­ную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые, по его мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии обще­ства и способствуют его развитию: а) образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп; б) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений; в) социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп; г) создание и поддержание баланса сил и, в част­ности, власти; д) получение информации об окружающей среде (сигнали­зирует о тех или иных проблемах и недостатках); е) стимулирование нор­мотворчества и социального контроля; ж) способствование созданию но­вых социальных институтов.

Одна из важнейших проблем конфликтологии состоит в уяс­нении вопроса о природе и основных участниках социального кон­фликта. И здесь также имеют место различные подходы. Марксист­ская концепция конфликта исходит из учения об общественном противоречии как главной движущей силе социальных изменений, которые в условиях классово-антагонистических формаций в соци­ально-экономической и политических сферах реализуются в фор­мах классовой борьбы. Классы же в марксистском учении — это прежде всего экономическая реальность, поскольку классообразую-щим признаком выступают отношения собственности. Следователь­но, основу социальных конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность. В марксистской литературе различаются два вида борьбы, возникающие на основе противоречия экономичес­ких интересов. Первый тип — социальное противоборство за измене­ние принципов распределения материальных благ, второй — за из­менение критериев их распределения в рамках сложившейся обще­ственной системы. Борьба за изменение принципов требует преобразования основ социального порядка и может найти свое раз­решение лишь в результате социальной революции. Изменение кри­териев распределения — это реформистский путь совершенствова­ния общественных отношений.

Выдвигая на передний план экономические факторы социаль­ных конфликтов, марксистская социология полагает, что политичес­кие факторы являются их следствием и проявлением. Но один из со-


здателей современной конфликтологии, западногерманский социо­лог Р. Дарендорф в основу социальных конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Кон­фликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в лю­бой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта, по мнению Р. Дарендорфа и его последовате­лей, является стремление к доминированию. Обычно дается такое истолкование этому положению: человеческие существа от природы склонны формировать иерархии социального доминирования и бо­роться за приобретенные позиции в группе, общности и т. д. Иерархия социального доминирования, включая в себя определенную степень достижения социального доминирования, при определенных предпо­сылках могут привести к конфликту. Непосредственными причина­ми возникновения конфликтов могут послужить дефицит ресурсов, идеологические различия и т. д.

Однако склонность к доминированию, социальные притязания людей не следует трактовать как их естественные, вечные инстинкты. Они формируются на основе сопоставления положения одних людей с положением других. Следовательно, социальный конфликт — это всегда следствие социального неравенства. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индиви­дов, социальных групп или сообщества людей. Поэтому в учении о конфликтах Р. Дарендорфа и его последователей значительное место отводится и проблемам собственности, обладания и распределения ресурсов. Однако центральный вопрос конфликта: кто и каким обра­зом распоряжается ресурсами? Ответ же на этот вопрос вновь отсы­лает нас к вопросу о власти, которая, по Р. Дарендорфу, представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей.

П. А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворени­ем потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчест­ве, свободе и т. д. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соот­ветствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и сопоставле­нии жизненных шансов различных социальных групп.

Итак, основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование влас­ти, постольку в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и ос­новными носителями социальных интересов. В конечном счете, со-

Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения 89


циальный конфликт обычно принимает форму не конфликта боль­ших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие мо­менты наивысшего обострения ситуации), а конфликты политичес­ких, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов.

Вместе с тем, следует отметить, что социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов. Крупный конфлик­толог Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида соци­альных групп: 1) Первичные группы — непосредственные участ­ники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовмести­мых целей. 2) Вторичные группы, которые стремятся быть незаме-шанными непосредственно в конфликт, но носят свой вклад в раз­жигание конфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной. 3) Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

2 Динамика социальных конфликтов

Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситу­ации, переходе, конфликта из одной фазы в другую, формах кон­фликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой мо­дели состоит в установлении параметров, которые влияют на кон­фликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии: предконфликтную, конфликт­ную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая пред-конфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза ха­рактеризуется формированием конфликтной ситуации — накопле­нием и обострением противоречий в системе межличностных и груп­повых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимо­действия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фа­зе развития конфликта.

Вторая фаза начинается с инцидента или повода, то есть како­го-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтую­щие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, то есть противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.


Конфликтное поведение — характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение — это дейст­вия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать до­стижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интере­сов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание сво­их целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе прини­мает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только не стремятся урегулировать, но и всячески усу­губляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфе­ре эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, перехо­дом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебнос­ти, которая психически закрепляется в «образе врага». Таким обра­зом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию «сила» участников конфликтов. Сила — способность оппонен­та реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов: 1) физическую си­лу, включая и технические средства, применяемую как инструмент на­силия; 2) информационно-цивилизованную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа докумен­тов, изучения материалов экспертизы и т. д.с целью обеспечения полно­ты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, пороча­щих оппонента, и т. п.; 3) социальный статус, выражающийся в общест­венно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.); 4) прочие ресурсы—деньги, территория, лимит времени, число сто­ронников и т. д. Стадия конфликтного поведения характеризуется мак­симальным использованием силы участников конфликтов, применени­ем всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может высту­пать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Первая стадия конфликтного поведения порождает тенден­цию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участ­ников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий пере­лом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликт­ного поведения. На этой фазе происходит как бы «переоценка ценностей». Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся оп­ределенный образ конфликтной ситуации, представления об оппо­ненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т. д.

Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения 91


Именно этот образ, то есть идеальная картина конфликтной ситуа­ции, а не сама реальность, является непосредственной психологиче­ской действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представ­ления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны, или одна из них, исчерпа­ли свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза «переоценки ценностей» является вместе с тем и фазой «выбора».

Конфликтующие группы могут выбирать следующие про­граммы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой груп­пы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени на­пряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить са­му конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта — ста­дия разрешения.

Разрешение конфликта осуществляется как через измене­ние объективной ситуации, так и через субъективную, психологи­ческую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Как уже отмечалось выше, возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объек­тивном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае «образ врага» транс­формируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликт­ное поведение, но сохраняются внутренние побудительные уста­новки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо воле­выми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны. Логика процесса разрешения конфликта показана на рисунке 4.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диа­гноз его причин. А это предполагает выявление объективно сущест­вующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить «деловую зону» конфликт­ной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюд­ная заинтересованность в преодолении противоречий на основе вза­имного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недо­верия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе це­ли, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей


Рис. 4. Модель процесса управления конфликтом

преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д

Конфликтология выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: 1) во время пе­реговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержатель­ных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологиче­ской и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстри­ровать взаимное уважение друг к другу; 4) участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть кон­фликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями; 5) все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Компромисс пред­ставляет собой такой способ разрешения конфликта, когда кон­фликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороне, либо той сто­роне, которая сумела доказать обоснованность своих требований то­му, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Большое значение имеет заключительная послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окон­чательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и пре­кращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдель­ных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенности в группе. Вместе с тем, он раз­вивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

3

Массовые действия. Виды и формы протекания социальных

конфликтов в современной России

Анализ социальных конфликтов будет неполным, если, хотя бы вкратце, не рассмотреть основные виды и формы протекания конфликта. В современных условиях, в сущности, каждая сфера

Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения 93


общественной жизни порождает свои специфические виды соци­альных конфликтов. Поэтому можно говорить о политических, национально-этнических, экономических, культурных и других видах конфликтов.

Политический конфликт — это конфликт по поводу распре­деления власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот кон­фликт может носить скрытый или открытый характер. Одной из яр­ких форм его проявления в современной России является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР конфликт между исполнительной и законодательной властью в стране в целом, а так­же в отдельных республиках и областях. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния Пре­зидента и Верховного Совета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уров­ней, с другой стороны. Этот конфликт вылился, как известно, в кро­вавые события октября 1993 года. Формой частичного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального Собра­ния и референдум по принятию первой Конституции России. Однако объективные причины конфликта не устранены, и он перешел на но­вую стадию своего развития. Отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также ис­полнительной и законодательной власти в регионах.

Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и за­конодательной власти нет ничего противоестественного. По самим ус­ловиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных фак­торов. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития собы­тий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягче­нию условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он пере­растал в насильственные действия той или другой стороны.

Заметное место в современной жизни занимают националь­но-этнические конфликты — конфликты на основе борьбы за пра­ва и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными пре­тензиями. В нашей стране доминирующей идеей таких конфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Первоначально этот конфликт носил характер борьбы за перераспределение власти между центральными органами госу­дарственной законодательной и исполнительной власти, центром и регионами. Значительную роль в этом конфликте играет проблема культурного самоопределения тех или иных национальных общно­стей. Однако в национально-этнических конфликтах имеет место много других наслоений. В современной России национально-этни­ческие конфликты чаще всего носят политический характер. В пе­риод перестройки в различных республиках и регионах России на волне демократизации и формирования рыночных отношений вы-


росли новые элитарные социальные группы. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу принятия ре­шения представителей новой элиты. Поэтому последняя была вы­нуждена облекать свои притязания на власть в форму национально-исторических лозунгов и требований. Старая правящая элита, что­бы удержаться у власти и получить большую свободу действий от центра, нередко поддерживала эти требования. В результате воз­никла своего рода «эпидемия суверенитетов». По мере того, как ук­репляются позиции центра и происходит проникновение новых элит к властным структурам, национально-этнические конфликты в такой форме ослабевают. Однако остается актуальной борьба за обладание властью, материальными и духовными ценностями меж­ду коренным населением и мигрантами, между этническим боль­шинством и меньшинством.

Большую роль в современной жизни России играют социаль­но-экономические конфликты, то есть конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использова­ния профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам. Социально-экономические конфликты в современ­ной России имеют объективную основу. Они стимулируются перехо­дом народного хозяйства страны на рыночные рельсы и связанной с этим борьбой за перераспределение собственности между различ­ными социальными группами населения, обнищанием широких сло­ев населения, структурной перестройкой экономики и связанной с ней скрытой или открытой массовой безработицей и т. д. Значитель­ную роль в этом конфликте играет и субъективный фактор: имею­щие место перекосы в проведении реформ, ошибки налоговой поли­тики, бюрократические извращения в институтах власти и т. д.

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутриинституциональных и орга­низационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия дек­лараций, законов и т. п. Наиболее яркой формой выражения кон­фликта являются различного рода массовые действия. Эти массо­вые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтер­нативных программ, в прямых акциях социального протеста. Мас­совый протест — это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и сти­хийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые «группы давления», объединяющие людей по экономическим це­лям, профессиональным, религиозным и культурным интересам. Формами выражения массовых протестов могут быть такие, как ми­тинги, демонстрации, пикетирования, кампании гражданского не­повиновения, забастовки. Каждая из этих форм употребляется в оп-

Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения 95


ределенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Поэтому, выбирая форму социального протеста, его организаторы должны четко осознавать, какие кон­кретные цели ставятся перед этой акцией и какова общественная поддержка тех или иных требований. Лозунг, являющийся доста­точным для организации пикетирования, вряд ли может послужить основой для организации кампании гражданского неповиновения. Осознание четкости поставленных целей особенно важно в связи с организацией забастовки. Современная забастовка — это заранее подготовленная акция с четко сформулированными целями, пред­варительно обсужденными в коллективах, опирающаяся на при­знанных лидеров, возглавляемая органом руководства (стачко­мом, рабочим комитетом), пользующимся поддержкой прессы, ка­кой-то части парламента и населения.

В заключение следует подчеркнуть, что поскольку конфлик­ты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей.


 

тема 10

Социальные институты

1/ Понятие «социальный институт».

Институционализация общественной жизни

2/ Виды и функции социальных институтов

3/ Семья как важнейший социальный институт

1

Понятие «социальный институт». Институционализация

общественной жизни

Социальные институты(от лат. institutum — установление, учреж­дение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы органи­зации совместной деятельности людей. Термин «социальный инсти­тут» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, инсти­туте государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт», связано с характеристикой всяко­го рода упорядочения, формализации и стандартизации обществен­ных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализа­ции и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призва­ны организовывать совместную деятельность людей в целях удовле­творения тех или иных социальных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т. д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются пер­выми необходимыми моментами институционализации. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов, социальных групп и иных общ­ностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят на­дындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логи­ку развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризу­ющиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.


Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образ­цов деятельности и поведения людей и других элементов социо­культурного процесса. Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребнос­тей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рам­ках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечива­ет функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего ми­ра личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализа-ция индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориента­ции и ожиданий является вторым важнейшим элементом институ-ционализации. Третьим важнейшим элементом институционализа-ции является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной сово­купности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чинов­ников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Итак, каждый социальный институт характеризуется нали­чием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспе­чивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеиз­ложенного, можно дать следующее определение социального ин­ститута. Социальные институты — это организованные объедине­ния людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на осно­ве выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

2 Виды и функции социальных институтов

Каждый институт выполняет свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в об­щие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социоло­ги разных направлений стремились как-то классифицировать их, пред­ставить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее пол-


ную и интересную классификацию представила так называемая «ин­ституциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов: 1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государст­во. 2) Социализация — передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др. 3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управле­ния и контроля — органы власти. Функции управления и контроля осу­ществляются через систему социальных норм и предписаний, реализу­ющих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нор­мы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций. Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1) Экономическо-социальные институты — собственность, об­мен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты — государство, партии, профсою­зы и другого рода общественные организации, преследующие поли­тические цели, направленные на установление и поддержание опре­деленной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологи­ческих ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе соци­ально-классовые структуры.

3) Социокультурные и воспитательные институты ставят це­лью освоение и последующее воспроизводство культурных и соци­альных ценностей, включение индивидов в определенную субкуль­туру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту опреде­ленных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этиче­ской ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую ос­нову. Эти институты утверждают в сообществе императивные общече­ловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие — общественно-социаль­ную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, за­крепленных в юридических и административных актах. Обязатель­ность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенцио­нальные институты. Эти институты основаны на более или менее дли­тельном принятии конвенциональных (по договору) норм, их офици-

Социальные институты 99


альном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют по­вседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппо­вого поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведе­ния, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, дея­тельность каких-то объединений.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной сре­дой, в качестве которой выступает общество или сообщество, назы­вается дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социаль­ного института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возник­нуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответст­вующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности институ­та, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символичес­кую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направ­ленную на достижение рациональной цели.

Одним из явных выражений дисфункции социального институ­та является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим ме­ханизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персо­нализация социального института означает, что он перестал действо­вать в соответствии с объективными потребностями и объективно ус­тановленными целями, меняя свои функции в зависимости от интере­сов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вы­звать к жизни стихийное появление нормативно неурегулирован­ных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию ин­ститута, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выра­жаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некото­рых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созда­нием нового социального института, удовлетворяющего данную об­щественную потребность.

Исследователи выделяют две формы существования социаль­ных институтов: простую и сложную. Простые социальные институ­ты — организованные объединения людей, которые выполняют оп­ределенные социально значимые функции, обеспечивающие совме­стное достижение целей на основе выполнения членами института


своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выде­лилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функцио­нирования социального института.

3

Семья как важнейший социальный институт

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семей­ных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняюща­яся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объе­динять не только супругов, но и их детей, а также других родствен­ников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимо­действий и отношений индивидов, выполняющих функции воспро­изводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимо­действия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последо­вательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз это­го цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в брак — образование семьи; 2) начало деторождения — рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения — рождение последне­го ребенка; 4) «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из се­мьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специ­фическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделе­ния типов семейной организации. В зависимости от формы брака вы­деляются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья пре­дусматривает существование брачной пары — мужа и жены, поли­гамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяют­ся простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включаю­щая в себя два или более поколений.

Date: 2015-05-09; view: 525; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию