Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировые системы 4 page





Этноцентризму противостоит культурный релятивизм,про­возглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соот­ветствии с этой установкой, любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассмат­ривается в ее целостности. Вывод о том, что ни одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется неверным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая дан­ную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом.

Здесь перечислены только некоторые важные проблемы соци­ологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются од­ними из важнейших в социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внима­ние в социологии уделяется исследованию культуры как символиче­ской, ценностной и нормативной системы, направляющей и регули­рующей деятельность людей.


2 Основные элементы культуры. Понятие и виды субкультур

Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т. д. Социологию интересуют эти элементы в том слу­чае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологичес­кой проблемы. Но все же главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре. Ка­ковы же эти элементы?

1. Первым, и наиболее важным, элементом является познава­тельный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформули­рованные в определенных понятиях и представлениях и зафикси­рованные в языке. Язык— это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным зна­чением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качест­ве представителей (заместителей) других предметов и использу­ются для получения, хранения, преобразования и передачи инфор­мации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение знаков и символов в про­цессе воспитания и образования. Именно это позволяет им пони­мать смысл сказанного и написанного.



2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность— это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потреб­ности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей соци­ального субъекта могут входить различные ценности:

 

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосо­
стояние, семья, родственники, образование, квалификация, право­
порядок и т. д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное поло­
жение и т. д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, добро­
желательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, нацио­
нальный суверенитет и т. д.);

3) партикулярные:

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту ).

Культура в общественной системе 47


Ценностное отношениевыступает необходимым компонен­том в формировании ценностной ориентации, деятельности и отно­шений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная установкаявляется своеобразной предваряющей программой дея­тельности и общения, связанной с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерми­нированную предрасположенность социального субъекта к заранее определенному отношению к данному объекту, вещи, человеку, яв­лению, событию и т. д. Ценностные установки вырабатываются об­ществом в процессе общественно-исторической деятельности и пе­редаются индивидами и последующими поколениями в процессе со­циализации: обучения, воспитания и т. д.

Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осо­знание индивидами содержания ценностных установок образует мо­тив деятельности. Мотив— это фактор, ведущий к превращению ус­тановок в активную деятельность. Мотив позволяет социальному субъекту соотносить конкретные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.

Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве це­ли. Цель деятельности,как идеальный прообраз будущего, формиру­ется на основе интересов социального субъекта. Она выражает осозна­ние, решимость переделать окружающий мир, приспособить его к сво­им потребностям. Поскольку полагание будущего есть предвосхищение субъектом результатов своей деятельности, которая протекает во вре­мени, постольку следует подходить дифференцированно к процессу целеполагания. На основе более или менее точного определения време­ни правомерно говорить о ближайших и дальнейших целях. В целом же по шкале социального времени цели могут быть рассмотрены как бли­жайшие, долгосрочные, перспективные, конечные и т. д. Конечная цель является самоцелью всей деятельности субъекта, насквозь пронизыва­ет эту деятельность и сводит все остальные цели к роли средств для соб­ственного достижения. В достижении конечной цели субъект видит смысл своей деятельности, а иногда — и всей жизни.



Для выделения из многообразия целей конечных употребля­ется понятие «идеал». Идеал принадлежит к формам опережающего отражения действительности. Сама возможность возникновения идеала содержится в целеполагающей способности человеческого сознания. Отдельный человек, социальная группа, общество в целом прежде, чем что-то создать, вырабатывают в своем сознании модель будущего объекта, определенную цель, достижению которой подчи­няют всю свою деятельность. С одной стороны, идеал можно рассма­тривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон общественной практики определенных социальных групп, классов, отражение коренных тенденций, закономерностей и возможностей развития, а с другой — как главную оценочную категорию, опреде­ляющую сознательные стимулы, доминирующий мотив.


Ценностное отношение обретает своего рода самостоятельное су­ществование в виде социальной нормы.В определенном смысле социаль­ную норму следует рассматривать как следствие устойчивой, повторяю­щейся оценки. Нормы являются тем средством, определенной ступенью, которая сближает ценностно-значимое, необходимое, должное с жизнью, с практикой. Социальные нормы— это исторически обусловленные об­щественным бытием требования к деятельности и отношениям индиви­дов, социальных групп, классов и общественных институтов, выражаю­щее общественную необходимость организации деятельности и отноше­ний в соответствии с объективными условиями. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступать оп­ределенным образом. Одна из важных особенностей воздействия соци­альных норм на деятельность и общественные отношения состоит в том, что их исполнение и предписание обеспечиваются различными формами принуждения, начиная от общественного и кончая государственным.

3) Синтетической формой культурыявляются образцы поведе­ния: обряды, обычаи, традиции. Обряд— это совокупность символиче­ских стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызы­вающих определенные коллективные чувства. Сила обряда в его эмо­ционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происхо­дит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Обычай— воспринятая из прошлого форма социальной регу­ляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является причи­ной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании вос­принятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут высту­пать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай — неписаные правила поведения.

Традиции— элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в опре­деленном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Прене­брежительное отношение к традиции приводит к нарушению преем­ственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных дости­жений человечества. Слепое же преклонение перед традицией по­рождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Мы рассмотрели общую характеристику культуры и ее основ­ные элементы, безотносительно к тому, как они функционируют в раз­личных государственно-национальных образованиях, социальных группах и т. д. Можно сказать, что эти характеристики относятся к культуре как таковой, к общечеловеческой культуре. Однако культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия культуры в социологии используется понятие субкуль­туры. Субкультура — это набор символов, убеждений, ценностей,

Культура в общественной системе 49


норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает свою суб­культуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия. Эти отличия свя­заны с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.

Можно выделить национальные, конфессиональные, професси­ональные субкультуры организаций, социальных групп и т. д. Термин «национальная культура»применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характе­ризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отноше­нии, может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. При­мером такого соотношения культур является Российская Федерация.

Для социологии важно определить, смешиваются ли эти суб­культуры, сосуществуют и терпимо относятся друг к другу или же имеют место культурные конфликты.Часто культурные меньшин­ства прилагают особые усилия, чтобы сохранить свою самобытность, защитить свои ценности и выжить в среде, где преобладают культу­ры большинства населения, которые воздействуют на все остальные культуры и даже подавляют их. От правильной культурной полити­ки зависят состояние экономики, социально-политический климат и все благосостояние данного государства.

Другой важнейшей формой является конфессиональная суб­культура.Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христи­анской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры: например, православную, католическую, протестантскую. В свою очередь, в этих субкультурах возможны свои субкультуры.

Профессиональная субкультураобразуется на основе общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, разделяемых той или иной профессиональной группой. Она тесно связана с содержани­ем работы и ролью, которую в обществе играют ее представители. На нее оказывают влияние профессиональное образование и подготовка.

3

Взаимодействие культуры и экономики.

Социальные функции культуры

Для понимания места и роли культуры в жизни общества большое значение имеет уяснение взаимодействия культуры с различными сферами общественной жизни и, прежде всего, взаимодействие культуры и экономики. В понимании этого взаимоотношения выде-


ляются две противоположные позиции. Первую позицию наиболее ярко представляет марксизм. Как отмечалось ранее, с точки зрения марксизма, определяющую роль в жизни общества играет матери­альное производство. Знаменитый тезис К. Маркса, выражающий сущность материалистического понимания истории, гласит: люди, прежде чем заниматься наукой, политикой, философией, религи­ей и т. п.,должны есть, пить, одеваться, иметь жилище и т. д., то есть они должны производить материальные блага.Культура вырас­тает из экономической деятельности человека, надстраивается над ней, обслуживает эту деятельность. Но марксизм не исключает об­ратного влияния культуры на экономику, а, наоборот, подчеркива­ет наличие обратной связи. Но все же при этом он настаивает на первенстве, определяющем влияние экономики.

Противоположную позицию занимают Э. Дюркгейм, М. Вебер и другие видные социологи. Они считают, что именно культура игра­ет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает его целост­ность и развитие, оказывает существенное влияние на все сферы об­щественной жизни и, прежде всего, на экономику. Эта позиция про­ходит красной нитью через все труды немарксистской социологии. Обоснованию решающего влияния культурного фактора на эконо­мическое развитие посвящены многие работы М. Вебера и прежде всего его знаменитая книга «Протестантская этика и дух капи­тализма». В этой книге немецкий социолог попытался доказать, что определенная субкультура — реформаторское истолкование проте­стантизма — создали такие мотивации поведения, которые стиму­лировали представителей этой субкультуры к усиленному ведению своих дел на рыночных капиталистических началах и, тем самым, способствовали формированию капиталистических производствен­ных отношений. Вместе с тем, М. Вебер также не отвергает обратно­го влияния экономики на культуру.

Из всего вышеизложенного становится очевидно, что культу­ра играет важную роль в жизни общества, которая состоит прежде всего в том, что культура выступает средством аккумуляции, хране­ния и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализует­ся через ряд функций.

1) Образовательно-воспитательная функция.Можно ска­зать, что именно культура делает человека человеком. Индивид ста­новится человеком, членом общества, личностью по мере социализа­ции, то есть освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обы­чаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социа-лизированностыо — приобщением к культурному наследию, а так­же степенью развития индивидуальных способностей.Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способ­ностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свобод­ным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Культура в общественной системе 51


2) Интегративная и дезинтегративная функция культуры.На

эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э. Дюркгейм. Согласно Э. Дюркгейму, освоение культуры создает у лю­дей — членов того или иного сообщества чувство общности, принад­лежности к одной нации, народу, религии, группе и т. д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целост­ность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкуль­туры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общ­ностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, куль­тура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.

3) Регулирующая функциякультуры. Она уже отмечалась ра­
нее: в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образ­
цы поведения становятся частью самосознания личности. Они фор­
мируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в
целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать
человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе,
на производстве, в быту и т. д. потому, что она содержит систему
предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов
приводит в действие определенные санкции, которые установлены
сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и раз­
личных форм институционального принуждения.


С

тема 5

Социальные изменения. Теория развития общества

1/ Концепция эволюционного и •революционного развития общества

2/ Теория культурно-исторических типов

3/ Глобализация социальных и культурных процессов

в современном мире

1

Концепция эволюционного

и революционного развития общества

Одной из важнейших проблем социологии является проблема соци­альных изменений, их механизмы и направленность. Понятие «соци­альные изменения» носят самый общий характер. Социальное изме­нение — это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.Понятие «социальное из­менение» конкретизируется понятием развития. Развитие— это не­обратимое, направленное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Социологи выделяют различные типы механизмов социальных изменений и развития: эволюционный и ре­волюционный, прогрессивный и регрессивный, имитационный и ин­новационный и т. д.

Эволюционный и революционный процессы зачастую рассмат­риваются как противоположные типы изменения материальных и идеальных объектов. Эволюционные процессытрактуются как посте­пенные, медленные, плавные, количественные преобразования объек­тов, революционныеже—как относительно быстрые, коренные, каче­ственные изменения. Абсолютизация того или иного типа изменения социальных объектов породила два методологически различных тече­ния в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.

Социальный эволюционизмпредставляет собой попытку гло­бального осмысления исторического процесса, как части общего, беско­нечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планет­ной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюцио­низм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера. Он разработал наиболее полную схему эволюционного процесса, которая включает в себя несколько принципиальных моментов. Ядро этой схемы составляет дифференциация,которая неизбежна, поскольку всякие ко­нечные однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы. По мере возрастания сложности и разно­родности в системах ускоряется темп дифференциации, так как каждая


дифференцированная часть является не только результатом дифферен­циации, но и дальнейшим ее источником. Дифференциация, по Спенсеру, предполагает специализацию,разделение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений. Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации, струк­турного и функционального соответствия всех составляющих целого. Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интеграцией. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инер­цией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям. Эво­люция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организа­ции. Однако, накопление несоответствий и дисгармоний в ходе эволюции может привести к распаду ее собственных произведений.

Социальная эволюция, по мнению Спенсера, составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации. В социологии Г. Спенсера реализована основ­ная идея социального эволюционизма XIXв. — идея существова­ния исторических стадий человеческого общества,развивающих­ся от простого к дифференцированному, от традиционного к рацио­нальному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, исполь­зующего искусственно созданную силу, от нечетко интегрирован­ного общества к строго интегрированному.

Значительный вклад в развитие идей социального эволюцио­низма внес французский социолог Э. Дюркгейм. Именно Э. Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение, что разделение труда яв­ляется причиной и следствием растущего усложнения общества.Э. Дюркгейм противопоставил два типа общества. На одном полюсе социальной эволюции находятся простые общества с развитым раз­делением труда и сегментарной структурой, состоящие из однород­ных и подобных между собой сегментов, на другом — высокослож­ные общества, представляющие собой систему различных органов, из которых каждый имеет свою специальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей.

Переход из одного общества к другому происходит длитель­ным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят сле­дующим образом: 1) в сегментарном обществе растет население; 2) это увеличивает «моральную плотность», многократно умножает общественные отношения, в которые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция; 3) отсюда возникает угро­за сплоченности общества; 4) разделение труда призвано устранить эту угрозу, так как оно сопровождается дифференциацией (функци­ональной, групповой, ранговой и т. д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.

В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий, по­ставивших перед собой цель отразить поступательное развитие об­щества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния.


Первую попытку создания такой теории предпринял немецкий со­циолог Ф. Теннис (1855—1936) в своей знаменитой книге «Община и общество». Ф. Теннис использует немецкие термины «гемейншафт» и «гезельшафт», чтобы провести разграничение между традицион­ным и современным обществом на основе пяти основных типов соци­альной взаимосвязи. Понятие «Гемейншафт»применяется к крес­тьянской деревенской общине, а понятие «Гезельшафт»— к индус­триальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Гемейншафт предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и мирскими ценностями, а общество типа «Гезельшафт» основано на стремлении к личной вы­годе; 2) Гемейншафт придает основное значение обычаям, в то вре­мя, как Гезельшафт основано на формальных законах; 3) Гемейн­шафт предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Гезельшафт проявляются специализированные про­фессиональные роли; 4) Гемейншафт опирается на религиозные, Ге­зельшафт — на светские ценности; 5) в основе Гемейншафт лежит семья и община, в основе Гезельшафт — крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

В русле социального эволюционизма на основе противопостав­ления традиционного и современного общества сформировалась тео-рия индустриального общества.Она была сформулирована в двух ва­риантах французским социологом Р. Ароном в лекциях, прочитанных в Сорбонне в 1956—1959 гг., и американским экономистом и политоло­гом У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста» (1960 г.) Тео­рия «индустриального общества» описывает поступательное разви­тие общества как переход от отсталого аграрного «традиционного» об­щества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия к передовому, промышленно развитому, «индустриально­му» обществу. Для индустриального общества характерны: 1) разви­тая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и уп­равления; 2) массовое производство товаров на широкий рынок; 3) ме­ханизация и автоматизация производства и управления; 4) научно-техническая революция. Следствием этих процессов является высо­кая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в структурах наци­онального потребления. С точки зрения данной теории, основные ха­рактеристики крупной промышленности — индустрии обусловлива­ют форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но во всех других сферах общественной жизни.

Популярная в 60-х годах XX в. теория индустриального обще­ства в 70-х годах получает свое развитие в теории «постиндустри­ального общества».Наиболее видные ее представители — амери­канские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер и французские социологи и политологи А. Турэн и Ж. Фурастье. Со­гласно данной теории, общество в своем поступательном развитии проходит три основные стадии: 1) доиндустриальную (аграрную),

Социальные изменения. Теория развития общества 55


2) индустриальную и 3) постиндустриальную. Бжезинский третью стадию называет технотронной, а А. Тоффлер — сверхиндустриаль­ной. На первой стадии преобладает первичная сфера экономической деятельности — сельское хозяйство, на второй — вторичная сфера — промышленность, на третьей стадии — третичная — сфера услуг. Основная задача этой стадии — индивидуализация производства и потребления. В доиндустриальном обществе главная цель — власть. В индустриальном — деньги, в постиндустриальном — знание, обла­дание которым является главным, престижным фактором. Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной ор­ганизации: в аграрномобществе — это церковь и армия, в индустри­альном — корпорация, в постиндустриальном — университеты. В соответствии с этим находится и социальная структура: в аграр­ном обществе господствующую роль играют священники и феодалы, в индустриальном — бизнесмены, в постиндустриальном — ученые и менеджеры-консультанты.

Теория индустриального и постиндустриального общества на­ходятся в рамках социального эволюционизма, поскольку они пред­полагают прохождение обществом определенных стадий на основе технических и технологических нововведений в сочетании с различ­ными психологическими мотивами деятельности: национализмом, духом предпринимательства, конкуренции, протестантской этикой, личными амбициями предпринимателей и политических деятелей и т. д. Технологические перевороты влекут за собой перевороты в дру­гих сферах общественной жизни, однако они не сопровождаются со­циальными конфликтами, социальными революциями.

Концепция социального эволюционизма занимает доминирую­щее положение в социологии при истолковании социальных измене­ний. Однако наряду с ней довольно широкое распространение имела теория революционного преобразования общества,основоположни­ком которой были К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская концепция об­щественного развития базируется на формационном подходе в интер­претации истории. Согласно этому подходу человечество в своем раз­витии проходит пять основных стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунисти­ческую. Переход от одной общественно-политической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция— это коренной качественный переворот по всей системе общественной жизни. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производствен­ных отношений, который проявляется в усилении социальных антаго­низмов и обострении классовой борьбы между господствующим клас­сом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угне­тенными классами. Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. На основе инструментов власти по­бедивший класс осуществляет преобразования во всех других сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для


формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений. С точки зрения марксизма, великая и стратегическая роль революций состоит в том, что они устраняют преграды с пути общест­венного развития, служат мощным стимулом для всего общественного развития. К. Маркс называл революции «локомотивами истории».

Эволюционистские и революционистские теории общества ос­новываются на идее общественного прогресса. Они утверждают воз­можность направленного развития общества, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более со­вершенному. В одном случае критерием прогресса объявляется ус­ложнение социальной организации общества (Г. Спенсер), в другом — изменения в системе социальных связей и типе регуляции обществен­ных отношений (Э. Теннис), в третьем — изменения в характере про­изводства и потребления (У. Ростоу и Д. Белл), в четвертом — степень овладения общества стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс).






Date: 2015-05-09; view: 204; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию