Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Производство Финансы 7 page
Донхэма в этом убеждении активно поддерживает и известный социальный психолог Ф. Ротлисбергер: "Человек - это социальное животное, и в этом качестве он очень редко мотивирован логикой или фактами, но он и не иррационален. Он мотивирован логикой чувств... Чувства не могут быть изменены простым воздействием логики. Но чувства часто выдаются нами за логику" (143, с. 28). "Вместо того чтобы адекватно исследовать человеческую природу, - пишет также Донхэм, - экономисты утверждают некоторые вещи относительно этой природы и затем начинают рассуждать на основе этих утверждений". Это же наблюдение, но со стороны психологии, подтверждает и Гуго Мюнстерберг: "Политическая экономия оперирует вовсе не устарелой психологией, но ее воззрения относительно душевных явлений никогда не были психологическими. То, что политическая экономия часто искажала психологические факты, - это признавалось неоднократно. Известный пример в этом отношении - изображение хозяйственного человека в классической политической экономии, согласно которому индивидуум как бы не руководится никаким другим мотивом, кроме как хозяйственным эгоизмом" (59, с. 23). Ошибки в понимании человеческой природы в таких случаях могут стоить очень дорого. Пример этого Донхэм видит, в частности, в Великой депрессии 1929 г. По его глубокому убеждению эта депрессия явилась "логическим концом эры логики", стала закономерным завершением "механистической эры" в развитии бизнеса, которая, в свою очередь, базировалась на тезисе о рациональности человека. В качестве типичного образца мышления этого периода, Донхэм приводит свой диалог с одним из крупных промышленников, который гордился тем, что потратил в текущем году миллион долларов на исследования. "Какова главная цель этих исследований?" - поинтересовался у него ученый. "Нам нужно добиться большего контроля над природными процессами", - убежденно ответил ему бизнесмен. "Скажите, а какая часть этой суммы связана с исследованием природы человеческой удовлетворенности, условиями достижения счастья и гармонии с собой и окружением?" После мысленных прикидок бизнесмен признал, что это составляет около 2,5 % от общих затрат на исследования. Но кто и когда впервые сказал, что именно контроль над природой делает человека лучше и счастливее? И в этом можно усмотреть еще одно из проявлений конкурентного духа человека. Для своего самоутверждения он готов потягаться даже с силами природы, и подчинить их себе для него может оказаться столь же важно, как "бете" утвердиться над "альфой". Что он будет делать с этим потом - большой вопрос. Ведь быть "альфой" - это означает, помимо всего прочего, постоянную заботу о поддержании порядка вокруг себя, ответственность за удержание в ситуации равновесия, которое все время грозит нарушиться. Но ответственность, так же как и удовлетворенность, - это совершенно иные психологическая составляющие, действующие и развивающиеся по своим законам. И привести их в гармонию - это отдельная задача. Нам важно понять, что конкуренция в бизнесе и конкурентность, существующая как повседневное явление в человеческих отношениях - это разные вещи, хотя генетически они, несомненно, взаимосвязаны. Конкуренция в бизнесе - это четко очерченный социальный институт, который имеет свои "правила игры", в котором выработано и установлено большое количество механизмов регуляции отношений, от законодательных и конвенциональных до "норм обычного права", традиций и негласно разделяемых ценностей. Конкурентность в человеческих отношениях - гораздо шире распространенное явление, пронизывающее самые разные виды деятельности и взаимодействий. Эта конкурентность может, - и в этом мы полностью согласны с Карен Хорни - принимать достаточно патологические, невротизированные формы. Самые конкурентные люди, которых нам приходилось встречать, как правило, оказывались именно неудачниками, невротиками. Нам приходилось встречать немало проявлений такого рода конкурентности и в бизнесе, что практически всегда заканчивалось развалом дела, поскольку стремление "победить любой ценой", "превзойти" и тому подобное в какой-то момент непременно выходило за рамки требований экономической целесообразности, но разгоряченным битвой участникам это было уже безразлично. Однако та же самая энергия конкурентности при умелом к ней подходе и использовании может делать в бизнесе чудеса. На этой энергии прорывались многие ранее никому неведомые фирмы, совершались дела, в реалистичность которых никто не верил. Эта энергия продолжает действовать в повседневной практике бизнеса на каждом шагу, и о ней не стесняясь говорят многие бизнесмены. "Удовольствие от работы, удовольствие от того, что мы можем то, чего не могут другие, - главное. Это гораздо больше, чем мотив прибыли" (8, с. 18). Необходимо научиться считаться с этим как с реальностью, не менее объективной, чем экономические показатели, данные физических измерений и т.п. Если Майталь, которого мы цитировали в предыдущем разделе, сравнивал пробуждаемую "фургонами с оркестром" энергию масс с Ниагарским водопадом, то, продолжая эту аналогию, мы сравнили бы энергию конкурентности и конкурентной борьбы с ядерной энергией. Конкурентность, соперничество обладает фантастической внутренней силой, и вопрос только в том, куда будет направлена эта энергия: на разрушение или на созидание. И главное, о чем следует помнить, - что переключатели этого направления взрыва находятся внутри каждого из нас. Трудно сказать о конкуренции лучше великого предпринимателя. Генри Форд так напутствовал своих коллег-бизнесменов: "Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела - преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы" (86, с.24). Но если бы человек имел хотя бы в десятую долю той разумности, которую он привычно полагает за собой. ГЛАВА 13. УЧРЕДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В БИЗНЕСЕ
"Айда вместе. Вместе веселее будет."
Но эта тема в каком-то смысле является еще и вытесняемой, т.е. темой, на которую "не принято говорить". Вы можете перелистать сотни пособий и учебников, которые учат, как правильно и успешно делать бизнес. И найдете в них лишь десяток не очень внятных строк по поводу построения партнерских отношений. Спасают лишь юристы, чья прямая обязанность - задавать необходимые формы и правила отношений. Но юристы - люди рационального мышления, и они пишут о том, как надо действовать правильно. А если человек почему-то начинает вести себя не по правилам, это не их забота. На это есть арбитражный суд. Но учредители, которые активно используют судебную практику для выяснения отношений с недобросовестными поставщиками и контракторами, лишь в порядке исключения обращаются в суд для решения своих собственных конфликтов. Ситуация, которую в старом народном фольклоре принято было обзывать - "куда ни кинь, всюду клин". Попробуем, тем не менее, разобраться в ней в меру наших возможностей. Исторические корни. Для начала вспомним, что отношения, развивающиеся на почве прав собственности в бизнесе, - это еще один пласт реальности, возрождающейся в России после перерыва длиной в семь десятилетий. Причем прошедший семидесятилетний отрезок времени отнюдь не способствовал росту популярности этого понятия. Капиталист-собственник, буржуа-предприниматель, хозяин были скорее образами-пугалами, выкрашенными исключительно черной краской и постоянно выставляемыми на порицание и посмешище юным посетителям детского сада, школьникам и студентам в курсах обществоведения и политэкономии, а всему миру - на первомайских демонстрациях трудового пролетариата. Наши представления о правах собственности в этот период времени сохранились, главным образом, благодаря усилиям медиков, неустанно напоминавших нам о неприкосновенности предметов личной гигиены и приучавших к мысли о том, что своей зубной щеткой не следует делиться даже с ближайшим другом. Наиболее "оголтелыми" собственниками считались владельцы автомобилей, квартир и дачных участков, но при этом более или менее настоящими "хозяевами" были только первые из них, поскольку квартиры в большинстве своем были все же государственными и "давались" в пользование "ответственным квартиросъемщикам" или, в крайнем случае, кооперативными, т.е. находящимися в общественной собственности, а дачные участки, при всей страстной собственнической любви к ним их владельцев, до самого последнего времени также находились на земле, которая принадлежала местным Советам и в любой момент могла быть отчуждена от владельцев. Сочетание этого массированного юридического отчуждения человека от собственности с психологической установкой "отвращения" к собственности и собственнику наложило свой отчетливый отпечаток и на первые шаги становления бизнеса в России. Возможно, с этим отчасти связан и эффект "закрытости" и "интимности" данной темы. В течение нескольких последовательных встреч с учредителями одной крупной торговой компании мы долго не могли понять, в чем же суть той проблемы, для решения которой нас пригласили. Формальный запрос - "помогите нам наладить дела" - как-то не соответствовал объективному положению дел на фирме и, главное, степени расстройства ее руководителей. В ходе бесед шаг за шагом выяснялось, что положение компании на рынке вполне удовлетворительное, более того, оно заметно улучшилось. Фирма недавно стала официальным дилером известной западной компании, что, конечно, породило новые проблемы и задачи в плане поддержания грамотных отношений с инопартнерами, но зато предлагаемый товар стал намного более качественным и позволял закрепиться в перспективной рыночной нише. Динамика роста продаж демонстрировала вполне оптимистичные показатели. Организация работы на фирме, хоть и не была идеальной и требовала всевозможных усовершенствований, все же не должна была бы привести в депрессию руководителей. Наши попытки выяснить источник проблем продолжались до той поры, пока разговор случайно не зашел о прошлом руководителей. И в какой-то момент лицо одного из них преобразилось: “Понимаете, перед тем как всем этим заняться, мы были серьезными комсомольскими лидерами у себя в Институте. Мы действительно делали много интересного, нас уважали, нам верили, жить было интересно... А сейчас со всех сторон - какое отношение? “Торгаши”, "хозяева“ - непременно с ударением на последнем слоге, "новые русские”, “бандиты”, “грабители”, “Родину распродают” - какой только чуши не говорят, но оказывается - задевает. Три года крутимся как белки, фирму раскрутили, денег заработали - и что дальше? Кому все это нужно?” Подобное моральное давление на человека, находящегося в позиции собственника, может происходить не только со стороны социума, внешнего окружения, но и изнутри его предприятия. Особенно ярко проявляется этот вариант в тех случаях, когда предприниматель привлекает для работы в своей фирме достаточно значимых для себя близких людей и знакомых. Наиболее яркий пример подобной ситуации встретился нам вскоре после проведения выборов народных депутатов 1990 года. Группа демократически ориентированных интеллигентов, оказывавшая активную поддержку нескольким кандидатам в депутаты, после завершения выборов стала искать нового применения своим силам и создала небольшую юридическую фирму. Лидер этой группы стал обладателем ключевой 60%-й доли предприятия. Тем не менее, все решения о направлениях развития, формах работы, управлении финансами и т.п. вплоть до определения размеров заработной платы Генерального директора - того же первого учредителя - принимались "демократическим путем", на общих собраниях сотрудников с использованием процедуры открытого голосования. Так продолжалось до тех пор, пока, на исходе первого года существования, компания не стала настолько очевидно неуправляемой и не понесла столь значительных финансовых потерь, что выведенный из себя руководитель, топнув ногой, заявил - "Хватит! В конце концов, я здесь, кажется, хозяин! И я буду принимать решения..." За прошедшее десятилетие в сфере построения учредительских отношений и отношений собственности в бизнесе произошли заметные изменения. Причем динамика этих изменений отражает весьма примечательные процессы, связанные с психологическими особенностями отношений учредителей коммерческих предприятий. Рассмотрим сначала чисто формальную, юридическую сторону этого процесса. Как известно, "первыми ласточками" бизнеса в еще советской тогда экономике были НТТМ, объединения комсомольской молодежи, которым в рамках существовавшего законодательства было дано право заниматься предпринимательской деятельностью на основе механизмов "хозрасчета". В обосновании статуса и возможных вариантов деятельности этих организаций было столь много нерешенных вопросов и противоречий, что о них лучше вспоминать как о мимолетном недоразумении, которое, однако, основательно всколыхнуло активность инициативной и предприимчивой части молодежи. Вслед за тем появился Закон о кооперативной деятельности, который, собственно, и положил начало официально разрешенной предпринимательской деятельности в России. Кооператив изначально являлся единственно возможной формой образования юридического лица в бизнесе. Но вспомним, что это означало с точки зрения принципов построения отношений между учредителями. Прежде всего, в создании кооператива должно было участвовать не меньше трех человек. При вступлении в кооператив каждый должен был внести имущественный взнос, способствовавший постановке и развитию производства. Все учредители обязаны были сами трудиться в созданном ими кооперативе. При выработке и принятии решений каждый член кооператива всегда имел право голоса независимо от размера имущественного взноса, тогда как долю дохода он должен был получать в соответствии с размерами этого взноса. Каждый профессионал-управленец, прочитав это, тут же скажет, что такая организационная модель просто обречена на постоянные и жесткие конфликтные столкновения участников. Так оно и случилось, и, как только появилась возможность, подавляющая масса кооперативов тут же изменила свою юридическую форму. Но обратим внимание и на другую сторону медали. Внутреннее устройство кооператива вполне соответствовало социалистической идеологии, но главное - оно было близко "общинному сознанию" советского человека, которое во многом активно противостояло идеологии и было достаточно успешным в разнообразных жанрах "советского предпринимательства". Нормы кооперативных отношений вполне укладывались в опыт взаимной родственной, дружеской или просто товарищеской поддержки, которая замечательно срабатывала до этого в походах и стройотрядах, на "шабашках" и строительстве МЖК. То есть во всех тех случаях, когда достижение совместно значимой цели было ограничено определенным временем. Тем не менее, практика жизни в кооперативах быстро показала непрочность этих связей. С появлением возможности создания новых юридических форм в бизнесе практически все кооперативы, выбрали для себя один из двух вариантов, приобретших наибольшую популярность: ТОО, "товарищество с ограниченной ответственностью", или АО, акционерное общество в его открытой или закрытой разновидности. Акционерными обществами в подавляющем большинстве стали и почти все бывшие государственные предприятия, проходившие в это время процесс приватизации. Из всего обилия юридических тонкостей, характеризующих эти формы собственности в бизнесе, остановимся на тех, которые имеют принципиальное значение для линии нашего рассуждения. Во-первых, принцип организации ТОО (а затем и ООО) и АО отходит от идеи имущественного вклада, и отношения между учредителями здесь строятся на основе размеров учредительских долей в денежном выражении или в количестве приобретенных акций. Причем соотношение этих долей влияет как на сферу принятия решений, так и на размеры доходов по итогам деятельности предприятия. Это вполне естественная, с точки зрения ординарного бизнеса, норма тем не менее уже в чем-то противоречила стереотипам социалистического сознания. Вспомним хотя бы две популярные приговорки. "У кого больше прав, тот и прав", - частенько любили издевательски приговаривать работники соцпредприятий, сталкиваясь с ситуациями, когда они не могли отстоять правоту своего мнения и вынуждены были считаться с авторитарными решениями начальников. Теперь, однако, эта приговорка стала нормой жизни бизнеса, и право на окончательное решение приобретал тот, кто обладал "контрольным пакетом". Вместе с этим пакетом, обеспечивающим ему решающий голос, он на все время существования бизнеса становился правым, независимо от наличия традиционно уважаемых человеческих достоинств, уровня интеллекта или меры гениальности, нажитого жизненного опыта или авторитета в других сферах. Только развал фирмы и конец бизнеса могли доказать его неправоту, но далеко не каждому хотелось дожидаться пришествия подобного аргумента. Вторая любимая поговорка, порожденная социалистическим сознанием: "Каждому по труду". И если она оставалась достаточно действенной на уровне оплаты труда нанятых работников, то юридически и по сути уже никак не должна была затрагивать отношения учредителей. Но психологическая реальность - "особь статья", которая далеко не всегда прямо коррелирует с юридическими нормами и даже с сутью вещей. "В свое время мы вместе начали ставить это дело. Хотя мы зарегистрировали свое предприятие на равных, я вложил туда все исходные деньги, закупил оборудование, нанял первых работников и платил им зарплату. Около года пришлось затратить на раскрутку дела - тогда мы много времени проводили в поиске лучших решений. Потом я увлекся организацией нового дела, а они остались заниматься текущей работой. Теперь, когда дело там пошло, а мне по - прежнему приходится тратить почти все время на другой бизнес, мои партнеры занимаются там всеми делами сами - и я чувствую, что чем дальше, тем больше они отстраняют меня от всего, что там происходит. Я не знаю ничего о клиентах, об объеме заказов, о прибыли и своих дивидендах. Их практически перестали выплачивать. Но у меня все-таки половина доли в этой фирме. А они не очень-то и стремятся держать меня в курсе. Когда я однажды попытался поговорить с ними - у них главный аргумент: "Надо было работать. Мы-то работаем… Что делать в этой ситуации?" Это - лишь одна из множества типичных ситуаций между предпринимателем и его компаньонами - соучредителями. Типичных настолько, что даже не удивляет, что компаньоны в этом случае - еще и близкие родственники. Разве мы не помним родственных скандалов из-за раздела квартир, наследства и прочего? Но так же как родственные раздоры в конечном счете разрешает только суд - разумные увещевания родных и близких и даже профессиональное вмешательство психологов обычно не слишком в этом помогают, - так и в этой ситуации переломить "социалистическое" отношение к бизнесу, по-видимому, сможет только практика четкого юридического оформления всех и всяческих отношений и нарастающее количество прецедентов решения подобных конфликтов "по закону". Ведь, в отличие от кооператива, учредитель или акционер уже не обязаны работать в том заведении, куда они вложили свои деньги. Потому что, - и это не укладывается социалистическом сознании - свойством "работать" обладают сами вложенные деньги. В виде купленного на них оборудования, нанятых специалистов и т.п. Другое дело, что без управления ни одна организация существовать не может. Но управление - это точно такая же производственная функция, как и другие, которые покупаются в случае необходимости за деньги. Однако именно стык отношений собственности и отношений управления оказывается на сегодня одним из самых слабых и уязвимых звеньев в развитии бизнеса. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" Надежды на то, что юридическая практика со временем приучит людей к правильному осмыслению ситуации, к соблюдению оговоренных правил игры, не беспочвенны - они основываются на наблюдениях за тем, как подобные процессы происходили во многих других странах. Для этого надо только, чтобы юридическая система работала четко и необратимо, как часы. Но пока это – лишь надежды на будущее. Мы хотели бы еще немного поговорить о прошлом и о том, как это прошлое может определять поведение людей сегодня. Причем уже не на уровне последних десятилетий, а забравшись гораздо дальше в глубь веков и внимательно посмотрев... на народные сказки. Ведь именно сказки, фольклор, привычки и традиции национального поведения, как известно психологам, формируют глубинный и очень мощный пласт в подсознании каждого человека, называемый "архетипы коллективного бессознательного". Эти архетипы незаметно для каждого человека очерчивают возможные сценарии его поведения и придают его действиям в этом направлении значительную энергию. Вспомним, к примеру, описанную выше историю с безработными, которые хотели стать предпринимателями. Сюжет, который мешал многим из них сделать какие-то практические шаги в этом направлении, был очень близок к сюжету о Емеле-дураке и волшебной щуке. Не нужно делать лишних телодвижений и вообще суетиться, - подождем момента, когда к тебе в руки сама попадет рыба, исполняющая желания. Подобные архетипические сюжеты, как нам представляется, могут играть свою роль и в учредительских отношениях. Сказки эти, правда, несколько из другой сферы. Все они относятся к сюжету похода в неизведанное. Ведь путь в бизнес - это всегда дорога в неизвестное. Причем мало кто перед этим походом читает гору книг, изучает имеющийся опыт, строит программы действий и т.п. Чаще люди рассчитывают на свой опыт - но в этом опыте, кроме конкретных воспоминаний, накопленных в течение собственной жизни, живет еще и опыт предыдущих поколений, усвоенный вместе со сказками и легендами, пословицами и песнями, побасенками и тостами. Сказки, связанные с дорогой в неизвестное, существуют в двух разновидностях, исторически сменяющих друг друга. Одни из них относится к архаической категории "животных сказок", другие - к более поздним сказкам о похождениях героев, например, сказки "Поди туда, не знаю куда", "Иван-царевич" и т.п. Сюжеты "животных сказок" весьма просты. Идет один представитель животного царства (бык, петух), сам толком не зная куда, точнее, зная, от чего надо уйти, но не зная, к чему надо прийти ("от зимы лета ищу"). По пути он встречает других животных, которых запросто приглашает с собой. "Айда вместе, вместе веселее". Потом один из них принимается за работу, а остальные увиливают от нее. В других вариантах - они принимаются за работу сразу все вместе, распределив дела по своим способностям. Затем наступает этап всеобщей ссоры, в ходе которой звери разбегаются. Но затем кто-то из них попадает в беду, и в совместной борьбе у зверей вновь наступает единение, дружба и согласие. В сказах о герое-человеке сюжет развивается по более стройной линии. Герой получает почти невыполнимое задание и трогается в путь, иногда вместе с соперниками, похваляющимися своими способностями. В поисках пути к цели герой набредает на избушку Бабы-яги, которая поначалу пытается расправиться с ним, но, когда он находит к ней правильный подход (лаской или хитростью), она меняет гнев на милость и дает ему магическое средство (волшебный клубок, волшебный меч или коня), которое в конечном счете помогает ему добиться своей цели. На обратном пути герой иногда становится жертвой хитрости своих соперников, но в конце концов сказка завершается счастливым концом. Заметим также, что, согласно тонким наблюдениям исследователя русского фольклора В. Проппа (69), сюжеты этих сказок могут интерпретироваться как путь, требующий внутреннего перерождения героя. Баба-яга символизирует смерть, прохождение через ее избушку - это умирание неких качеств героя, а подарки Яги - это приобретение новых качеств, необходимых для достижения поставленной цели. Отнесемся к этим сюжетам если не как к реальному сценарию, то хотя бы как к метафоре, которая поможет нам глубже увидеть и понять перипетии типичных вариантов развития учредительских отношений. Синдром "50 на 50" Взглянув сквозь призму упомянутых сказок на жизнь, мы легко можем заметить массовое повторение сюжета древней "животной" сказки в историях о создании множества бизнес-предприятий. Мотив "айда вместе" обнаруживается в истории подавляющего большинства предпринимателей, так же как и стихийное распределение ролей по имеющимся способностям и склонностям, сплочение при опасности и - споры, ссоры и раздоры. Наиболее ярко и однозначно такой сценарий развития учредительских отношений в бизнесе проявляется в ситуациях, которые мы привыкли называть про себя коротко: "50 на 50". Хотя, если следовать буквальной правде жизни, вариантов названий должно быть больше - “50 на 50”, “33 на 33 на 33”, “25 на 25 на 25 на 25”. То есть речь идет о традиционных формах отношений учредителей, обычно определяемых в начальной стадии развития дела фразой - “будем партнерами” или “все поровну”. В том, что в этой формулировке содержится очередной "хвост" богатого социалистического опыта, сомневаться не приходится. Как в кооперативах юридически была заложена идея равенства в обладании правом голоса, так и при переходе к другим юридическим формам отношений уже стихийно, изнутри массовым сознанием была воспроизведена та же идея "равенства и братства". Но эта же идея присутствует и в древних "животных сказках" как естественный способ построения отношений. Однако то, что хорошо для сказок и социализма, не всегда годится для бизнеса. Раньше или позже, а с течением времени все быстрее и быстрее, заложенные здесь проблемы разворачиваются по одним и тем же сценариям. В одних случаях все начинается с ощущения нарастающего раздражения своими компаньонами по поводу того, что кто-то принимает неточные или несвоевременные решения, проваливает или затягивает дела, не так, как следует, ведет себя в ответственных ситуациях, не сообщает вовремя необходимую информацию и т.п. "Мой партнер - просто неуправляемая торпеда, он вмешивается во все дела и разваливает их. И я ничего не могу с ним поделать...", - сетовал один из руководителей. С течением времени начинает казаться, что партнеры просто уже неспособны решать те серьезные вопросы, которые ставит развивающийся и растущий бизнес, что у кого-то появляются признаки "звездной болезни", кто-то зарывается в обращении с деньгами, кто-то просто уходит от ответственности и т.д., и т.п. Конфликт между партнерами запрограммирован в подобных ситуациях независимо от количества участников, истории их отношений и степени авторитета того, кто принимает на себя лидерские функции. Приведем в этой связи пример, связанный с историей акционирования государственного предприятия, которое было поделено поровну между 150 сотрудниками. Директор этого предприятия, классический "хозяин", пользовавшийся непререкаемым авторитетом у сотрудников в течение двух десятилетий, отнесся к процедуре акционирования весьма формально и скептически. Полагая, что это очередное новшество "умников", которое будет позабыто через несколько месяцев, он, махнув рукой, в какой-то момент произнес - "да делите поровну". Ничего особенного не происходило в течение первого года, и, как и полагал директор, его власть и авторитет оставались такими же незыблемыми, как и ранее. Проблемы обострились после подведения итогов первого года. Среди сотрудников пронесся слух, что теперь им как собственникам обязаны платить "дивиденды", этим недовольством воспользовался лидер профсоюза, который стал вести борьбу против директора "в защиту требований масс". С другой стороны, несколько молодых руководителей среднего звена, осознав появившиеся возможности, стали потихоньку скупать акции, пытаясь сконцентрировать в своих руках хотя бы "запретительный пакет". Лишь мгновенная и жесткая реакция руководителя, в последний момент осознавшего всю степень остроты ситуации и буквально за считанные недели сконцентрировавшего в своих руках контрольный пакет, позволила предприятию удержаться на плаву. В ситуациях, где число учредителей не столь велико (мы не рассматриваем в данном разделе случаи больших открытых акционерных обществ, где работают другие, требующие отдельного разговора, механизмы), процесс нарастания напряженя обычно разворачивается более медленно и плавно. Тем не менее, самым типичным признаком нарастающей неудовлетворенности между партнерами также остаются учащающиеся ссоры, споры и конфликты. Но возможны и иные варианты развития событий, когда неудовлетворенность друг другом по тем или иным причинам не может быть высказана открыто. И как бы партнеры ни убеждали себя, что все в порядке, просто так пропасть это ощущение неудовлетворенности не может. Оно обычно лишь подавляется и загоняется внутрь, порождая другое характерное состояние. Это - нарастающее ощущение спада собственной деловой активности, депрессия без видимых причин. Date: 2015-05-09; view: 506; Нарушение авторских прав |