Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Случай из практики: летчик-бомбардир
Интересно и, может быть, симптоматично, что в сообщениях сторонников социально-когнитивной теории встречается очень немного случаев (если они вообще есть) глубокого изучения отдельного индивида. Мишел (Mischel, 1968, 1976) взял случай, прежде уже рассматривавшийся в литературе, и проинтерпретировал его с социально-когнитивной точки зрения. Этот случай, первоначально описанный двумя психиатрами-психоаналитиками в книге, посвященной психологическим травмам, пережитым военнослужащими в период Второй мировой войны (Grinker & Spiegel, 1945), представляет нам пилотирующего бомбардировщик летчика, который, выполняя одно из своих воинских заданий, получил психологическую и физическую травмы. Его самолет был подбит из пулемета, и, хотя он начал пикировать, летчику удалось вывести его из пике в самый последний момент. Тем не менее бомбардира швырнуло прямо на бомбовый люк. После возвращения на летную службу он обнаружил, что теряет сознание, как только самолет достигает высоты порядка 10 000 футов. Это, конечно, мешало продолжению активной службы. Мишел отмечает, что аналитики сделали вывод, что слабость бомбардира была связана с глубокой тревогой, корни которой уходят далеко — в его детские переживания. Вместо подобного психодинамического объяснения Мишел предлагает социально-поведенческий анализ. Мишел полагает, что потеря со- 470 Глава 13. Социально-когнитивная теория ОСНОВНОЙ СМЫСЛ Психотерапевтические процедуры, какую бы форму они ни принимали, служат для того, чтобы создавать и усиливать ожидания личной эффективности. Социально-когнитивная терапия заостряет внимание на обретении когнитивных и поведенческих компетентностей через моделирование и направляемое участие. СВОЙСТВА ХОРОШИХ МОДЕЛЕЙ: РЕЛЕВАНТНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ ВЫЗЫВАТЬ ДОВЕРИЕ Модели, которые подчиняют внимание, которые внушают доверие, с которыми «реально» себя сравнивать и чьи стандарты кажутся обучающемуся обоснованными, будут хорошим источником для терапевтического моделирования. Эти свойства можно суммировать словами «релевантность» и «способность вызывать доверие». НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРНЫХ ПРАВИЛ, КАК ВЫЗВАТЬ И СОХРАНИТЬ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 1. Структурируйте задания, которые надо усвоить в виде упорядоченной последо вательности, разбитой на отдельные шаги. 2. Объясните и продемонстрируйте общие правила, или принципы. Проверьте по нимание пациентом этих принципов и дайте ему возможность прояснить все сомнения. 3. Дайте возможность попрактиковаться с вашей помощью, предоставляя обрат ную связь относительно успехов и ошибок. 4. Как только желательное поведение сформировалось, создайте возможности для самостоятельного и успешного выполнения заданий. 5. Проверьте в естественных условиях, максимально благоприятных для получе ния желательных результатов, вновь приобретенные навыки. 6. Проверьте навыки в ситуациях с постепенно нарастающими требованиями, пока не будет получен удовлетворительный уровень компетентности и самоэффек тивности. 7. Когда повышается способность пациента к независимому контролю над ситуа цией, обеспечьте возможность терапевтических консультаций и обратной связи. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ 1. Развитие новых навыков. Благодаря наблюдению за моделями и направляемому участию люди приобретают новые паттерны поведения и новые стратегии совладания. Например, склонные к подчинению пациенты научаются вести себя напористо. 2. Снятие тормозов, препятствующих самовыражению. В результате моделирования те реакции, которые и раньше были характерны для человека, могут усиливать ся либо ослабевать. Например, в результате наблюдения за моделями, опреде ленные виды поведения которых влекут за собой негативные санкции, у наблю дателя могут проявиться эффекты торможения этих видов поведения. Более ха рактерное для терапии растормаживающее воздействие моделей является результатом наблюдения за моделями, определенные поступки которых приво дят к позитивным санкциям (наградам) или хотя бы не приводят к негативным санкциям. Таким путем могут быть преодолены страхи. 3. Усиление уже существующих у человека паттернов поведения. Формы поведения, которые и ранее были присущи человеку и которые не связаны с тревогой, под воздействием моделей могут проявляться чаще. Например, обучающимся можно помочь стать более искусными собеседниками. Случай Джима 4. Принятие более реалистических стандартов для суждения о своей собственной успешности. Наблюдение за тем, как модели вознаграждают себя за разные (а не только за самые высокие) уровни успешности, может подействовать на собственные стандарты клиента. Например, в результате наблюдения за моделями ригидные завышенные требования к самим себе у депрессивных людей могут снизиться и человек может расслабиться. ВЫВОД Бурно растущий объем литературы по данному направлению подтверждает ценность моделирующей терапии для исправления недостатков в социальных и когнитивных навыках и для избавления от защитного избегающего поведения. Рис. 13.3. Резюме социально-когнитивной терапии (Rosenthal and Bandura, 1978, p. 622). знания, возможно, стала условной реакцией на высоту, на которой находился самолет в момент неприятного военного происшествия. Когда бомбардир садился в самолет и достигал той же высоты, он снова получал условные сигналы, связанные с инцидентом, и становился эмоционально беспомощным. Поэтому причины проблемы лежат в особенностях недавней ситуации, а не в прошедших событиях раннего детства. Не видя необходимости в глубинной терапии, Мишел считает, что «терапевтические рекомендации кажутся совершенно ясными для теории социального поведения: сделать травматические сигналы нейтральными, проведя десенситизацию к ним посредством медленного, постепенного предъявления их летчику при условиях, которые будут препятствовать развитию возбуждения, а вызовут вместо этого несовместимые с возбуждением реакции, такие, как релаксация» (Mischel, 1968, р. 267). Мишел критически относится к подходам, которые отдают приоритет событиям детства, защитным механизмам, направленным против негативных чувств, динамическим объяснениям и инсайту. Вместо этого он отдает предпочтение условиям, непосредственно порождающим проблему, ситуативным факторам, способствующим закреплению проблемы, и тем структурированным заданиям или ситуациям, которые способствуют усвоению новых видов поведения. Date: 2015-05-09; view: 515; Нарушение авторских прав |