Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Случай из практики: летчик-бомбардир





Интересно и, может быть, симптоматично, что в сообщениях сторонников социально-когнитивной теории встречается очень немного случаев (если они вообще есть) глубокого изучения отдельного индивида.

Мишел (Mischel, 1968, 1976) взял случай, прежде уже рассматривавшийся в литературе, и проинтерпретировал его с социально-когнитивной точки зре­ния. Этот случай, первоначально описанный двумя психиатрами-психоанали­тиками в книге, посвященной психологическим травмам, пережитым военно­служащими в период Второй мировой войны (Grinker & Spiegel, 1945), пред­ставляет нам пилотирующего бомбардировщик летчика, который, выполняя одно из своих воинских заданий, получил психологическую и физическую травмы. Его самолет был подбит из пулемета, и, хотя он начал пикировать, летчику удалось вывести его из пике в самый последний момент. Тем не менее бомбар­дира швырнуло прямо на бомбовый люк. После возвращения на летную службу он обнаружил, что теряет сознание, как только самолет достигает высоты по­рядка 10 000 футов. Это, конечно, мешало продолжению активной службы.

Мишел отмечает, что аналитики сделали вывод, что слабость бомбардира была связана с глубокой тревогой, корни которой уходят далеко — в его детс­кие переживания. Вместо подобного психодинамического объяснения Мишел предлагает социально-поведенческий анализ. Мишел полагает, что потеря со-


470 Глава 13. Социально-когнитивная теория

ОСНОВНОЙ СМЫСЛ

Психотерапевтические процедуры, какую бы форму они ни принимали, служат для того, чтобы создавать и усиливать ожидания личной эффективности. Социаль­но-когнитивная терапия заостряет внимание на обретении когнитивных и пове­денческих компетентностей через моделирование и направляемое участие.

СВОЙСТВА ХОРОШИХ МОДЕЛЕЙ: РЕЛЕВАНТНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ ВЫЗЫВАТЬ ДОВЕРИЕ

Модели, которые подчиняют внимание, которые внушают доверие, с которыми «реально» себя сравнивать и чьи стандарты кажутся обучающемуся обоснованными, будут хорошим источником для терапевтического моделирования. Эти свойства мож­но суммировать словами «релевантность» и «способность вызывать доверие».

НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРНЫХ ПРАВИЛ, КАК ВЫЗВАТЬ И СОХРАНИТЬ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

1. Структурируйте задания, которые надо усвоить в виде упорядоченной последо вательности, разбитой на отдельные шаги.

2. Объясните и продемонстрируйте общие правила, или принципы. Проверьте по нимание пациентом этих принципов и дайте ему возможность прояснить все сомнения.

3. Дайте возможность попрактиковаться с вашей помощью, предоставляя обрат ную связь относительно успехов и ошибок.

4. Как только желательное поведение сформировалось, создайте возможности для самостоятельного и успешного выполнения заданий.

5. Проверьте в естественных условиях, максимально благоприятных для получе ния желательных результатов, вновь приобретенные навыки.

6. Проверьте навыки в ситуациях с постепенно нарастающими требованиями, пока не будет получен удовлетворительный уровень компетентности и самоэффек тивности.

7. Когда повышается способность пациента к независимому контролю над ситуа цией, обеспечьте возможность терапевтических консультаций и обратной связи.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

1. Развитие новых навыков. Благодаря наблюдению за моделями и направляемому участию люди приобретают новые паттерны поведения и новые стратегии совладания. Например, склонные к подчинению пациенты научаются вести себя напористо.

2. Снятие тормозов, препятствующих самовыражению. В результате моделирования те реакции, которые и раньше были характерны для человека, могут усиливать ся либо ослабевать. Например, в результате наблюдения за моделями, опреде ленные виды поведения которых влекут за собой негативные санкции, у наблю дателя могут проявиться эффекты торможения этих видов поведения. Более ха рактерное для терапии растормаживающее воздействие моделей является результатом наблюдения за моделями, определенные поступки которых приво дят к позитивным санкциям (наградам) или хотя бы не приводят к негативным санкциям. Таким путем могут быть преодолены страхи.

3. Усиление уже существующих у человека паттернов поведения. Формы поведения, которые и ранее были присущи человеку и которые не связаны с тревогой, под воздействием моделей могут проявляться чаще. Например, обучающимся можно помочь стать более искусными собеседниками.


Случай Джима



4. Принятие более реалистических стандартов для суждения о своей собственной успешности. Наблюдение за тем, как модели вознаграждают себя за разные (а не только за самые высокие) уровни успешности, может подействовать на соб­ственные стандарты клиента. Например, в результате наблюдения за моделями ригидные завышенные требования к самим себе у депрессивных людей могут снизиться и человек может расслабиться.


ВЫВОД

Бурно растущий объем литературы по данному направлению подтверждает цен­ность моделирующей терапии для исправления недостатков в социальных и когни­тивных навыках и для избавления от защитного избегающего поведения.

Рис. 13.3. Резюме социально-когнитивной терапии (Rosenthal and Bandura, 1978, p. 622).

знания, возможно, стала условной реакцией на высоту, на которой находился самолет в момент неприятного военного происшествия. Когда бомбардир са­дился в самолет и достигал той же высоты, он снова получал условные сигна­лы, связанные с инцидентом, и становился эмоционально беспомощным.

Поэтому причины проблемы лежат в особенностях недавней ситуации, а не в прошедших событиях раннего детства. Не видя необходимости в глубинной терапии, Мишел считает, что «терапевтические рекомендации кажутся совер­шенно ясными для теории социального поведения: сделать травматические сиг­налы нейтральными, проведя десенситизацию к ним посредством медленного, постепенного предъявления их летчику при условиях, которые будут препят­ствовать развитию возбуждения, а вызовут вместо этого несовместимые с воз­буждением реакции, такие, как релаксация» (Mischel, 1968, р. 267).

Мишел критически относится к подходам, которые отдают приоритет собы­тиям детства, защитным механизмам, направленным против негативных чувств, динамическим объяснениям и инсайту. Вместо этого он отдает предпочтение ус­ловиям, непосредственно порождающим проблему, ситуативным факторам, спо­собствующим закреплению проблемы, и тем структурированным заданиям или ситуациям, которые способствуют усвоению новых видов поведения.







Date: 2015-05-09; view: 515; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию