Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения. Социально-когнитивная теория выдвигает на первый план научение, независящее от подкрепления, и подчеркивает важность когнитив­ных процессов





Социально-когнитивная теория выдвигает на первый план научение, независящее от подкрепления, и подчеркивает важность когнитив­ных процессов. Главные представители этой теории — Альберт Бан­дура и Уолтер Мишел. В теории акцент ставится на взаимодействие между человеком и окружающей средой, выраженное в понятии ре-ципрокного (взаимного) детерминизма.

В структуре личности выделяются компетентности—навыки, цели и Я (self). Особенно важны социальные компетентности, которые дают человеку возможность решать проблемы повседневной жизни. Цели направляют человека на будущие результаты. Считается, что человек обладает Я-концепциями и процессами самоконтроля. Особенно ва-


Основные положения



жен такой аспект восприятия себя, как самоэффективность, или пред­ставление о своей способности справляться с конкретными задачами и ситуациями. Все эти понятия акцентируют внимание на функцио­нировании в конкретных ситуациях в отличие от широких диспози­ций, или глобальных, внеконтекстных черт. Считается, что индиви­ды обладают своими поведенческими автографами, или паттернами ситуативно-поведенческих связей. Таким образом, акцент делается на микроанализе как научно-исследовательской стратегии.

3. Социально-когнитивное представление о мотивации заостряет вни мание на важности стандартов—целей. С помощью когнитивных про цессов предвидения и предвосхищения индивиды стремятся умень шить расхождения между текущим уровнем исполнения и целями, или стандартами, задающими определенный уровень исполнения. Действие предпринимается с учетом ожидаемых последствий (т.е. по ощрений и наказаний), исходящих из внешних или из внутренних источников. Стремление к цели поддерживается в течение долгого времени благодаря постановке более непосредственных, ближних целей и благодаря самоподкреплению (например, гордости). Люди могут сами взять ответственность за свою судьбу благодаря процес сам саморегуляции, включающим как отбор целей, так и самопод крепление в процессе их достижения.

4. Суждения о самоэффективности, или представление индивида о своей способности выполнить ту или иную задачу в данной ситуации, иг рает ключевую роль в мотивации благодаря своему влиянию на отбор целей, на усилия и настойчивость в их достижении, на эмоции, с которыми человек подходит к делу (например, низкая самоэффек тивность вызывает тревогу и депрессию), и на способность успешно справляться со стрессом и негативными событиями.

5. Социально-когнитивная теория обращает внимание на то, что об ретение навыков—компетентностей, стандартов и суждений о само эффективности происходит посредством наблюдения за другими людь ми, подкрепления со стороны других и через непосредственный опыт. Подчеркивается важность моделей в процессе научения через на блюдение. Одним из аспектов этого процесса является усвоение эмоциональных реакций при наблюдении за эмоциональными ре акциями моделей, получившее название косвенного обусловлива ния. Важное различие проводится между усвоением действий в от сутствие вознаграждений и исполнением этих действий, которое от ожидаемых последствий (т.е. от ожидаемых наград и наказаний) зависит.

6. Исследование развития когнитивных и поведенческих компетент ностей, связанных с отсрочкой удовлетворения, иллюстрирует со циально-когнитивные принципы роста и развития. Стандарты ус ваиваются через наблюдение за моделями и через подкрепление. Способность откладывать удовлетворение предполагает развитие когнитивных и поведенческих компетентностей, которые усваива-


456 Глава 12. Социально-когнитивная теория Бандуры и Мишела

ются через наблюдение за другими людьми и в процессе непосред­ственного личного опыта. Таким образом, откладывание удовлет­ворения зависит от ожидаемых результатов, включающих как ре­акции со стороны других, так и свои собственные реакции (само­оценки). 7. Красной нитью через всю социально-когнитивную теорию прохо­дит пристальное внимание к развитию когнитивных навыков и ком-петентностей в конкретных областях. Акцент здесь ставится на спо­собности человека различать ситуации и регулировать поведение в них в соответствии с внутренними целями и внешними требова­ниями. И в этом проявляется смещение акцента с внеконтекстных черт на функционирование индивида в конкретных ситуациях.


СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ: приложения и оценка








Date: 2015-05-09; view: 581; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию