Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Условия, благоприятствующие изменению
Согласно теории Келли, формированию новых конструктов благоприятствуют три условия. Первое и, возможно, самое важное условие заключается в том, что должна быть создана атмосфера экспериментирования. Это означает, к примеру, что в терапевтическом процессе «человек не "играет на результат". Считается, что конструкты, следуя истинно научной традиции, надо "примерять", проверяя, подходят ли они мне» (Kelly, 1955, р. 163). В психотерапии создается атмосфера открытых возможностей и принимается язык гипотез. Психотерапия выступает как форма экспериментирования. В терапии создаются конструкты (гипотезы), ставятся эксперименты и гипотезы пересматриваются в зависимости от результатов их проверки. Вооружая клиента инструментами для экспериментирования и побуждая его выдвигать гипотезы, создавая свободную атмосферу, терапевт помогает клиенту развиваться как ученому. Второе ключевое условие изменения — это обеспечение новыми элементами. Условия, благоприятствующие изменению, требуют новых элементов действительности, относительно не связанных старыми конструктами. Пространство терапии — это «защищенная среда», в которой новые элементы могут признаваться и человек может не бояться столкновения с ними. Сам терапевт представляет собой новый элемент, по отношению к которому клиенты могут начать создавать новые конструкты. Именно в этот момент возникает вопрос о переносе {трансфере) и терапевт может спросить: «Какую роль клиент предназначает мне на этот раз?» Клиенты могут попытаться перенести конструкт из своего репертуара, успешно использовавшегося в прошлом, и применить его для интерпретации своих терапевтов. Они могут конструировать терапевта в качестве родителя, в качестве отпускающего грехи, в качестве фигуры, наделенной властью, престижной фигуры, или в качестве партнера, «играющего в поддавки». Каково бы ни было содержание трансфера, терапевт пытается вбросить в терапевтическую среду новые, свежие элементы в атмосфере, стимулирующей воображение и экспериментирование. Наряду с этим терапевты обеспечивают и третье условие изменения: они создают возможность проверки конструктов, предоставляя необходимую для этого информацию. Нам известно, что знание результатов облегчает обучение. Мы знаем, что в случае доброжелательной поддержки и проницаемости системы конструктов опровержение конструктов приводит к изменению (Bieri, 1953; Poch, 1952). Терапевт снабжает клиента новыми элементами ситуации, в которой клиент поначалу пытается использовать старые конструкты. Задача терапевта — поделиться с клиентом своим личным восприятием и своей реакцией на клиента, благодаря чему клиент может проверить свои собственные гипоте- Глава 11. Когнитивная теория личности зы: «Давая клиенту обратную связь в форме реакций на широкое разнообразие выдвигаемых им конструкций, часть из которых весьма вольные, фантастические или сомнительные, терапевт предоставляет клиенту возможность соотнести конструкты с реальностью — возможность, которая при нормальных обстоятельствах ему недоступна» (Kelly, 1955, р. 165). Date: 2015-05-09; view: 582; Нарушение авторских прав |