Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия, благоприятствующие изменению





Согласно теории Келли, формированию новых конструктов благоприят­ствуют три условия. Первое и, возможно, самое важное условие заключается в том, что должна быть создана атмосфера экспериментирования. Это означает, к при­меру, что в терапевтическом процессе «человек не "играет на результат". Счи­тается, что конструкты, следуя истинно научной традиции, надо "примерять", проверяя, подходят ли они мне» (Kelly, 1955, р. 163). В психотерапии создается атмосфера открытых возможностей и принимается язык гипотез. Психотерапия выступает как форма экспериментирования. В терапии создаются конструкты (гипотезы), ставятся эксперименты и гипотезы пересматриваются в зависимо­сти от результатов их проверки. Вооружая клиента инструментами для экспери­ментирования и побуждая его выдвигать гипотезы, создавая свободную атмос­феру, терапевт помогает клиенту развиваться как ученому.

Второе ключевое условие изменения — это обеспечение новыми элементами. Условия, благоприятствующие изменению, требуют новых элементов действи­тельности, относительно не связанных старыми конструктами. Пространство терапии — это «защищенная среда», в которой новые элементы могут призна­ваться и человек может не бояться столкновения с ними. Сам терапевт пред­ставляет собой новый элемент, по отношению к которому клиенты могут на­чать создавать новые конструкты. Именно в этот момент возникает вопрос о переносе {трансфере) и терапевт может спросить: «Какую роль клиент предназ­начает мне на этот раз?» Клиенты могут попытаться перенести конструкт из своего репертуара, успешно использовавшегося в прошлом, и применить его для интерпретации своих терапевтов. Они могут конструировать терапевта в ка­честве родителя, в качестве отпускающего грехи, в качестве фигуры, наделен­ной властью, престижной фигуры, или в качестве партнера, «играющего в под­давки». Каково бы ни было содержание трансфера, терапевт пытается вбросить в терапевтическую среду новые, свежие элементы в атмосфере, стимулирую­щей воображение и экспериментирование.

Наряду с этим терапевты обеспечивают и третье условие изменения: они создают возможность проверки конструктов, предоставляя необходимую для этого информацию. Нам известно, что знание результатов облегчает обучение. Мы знаем, что в случае доброжелательной поддержки и проницаемости систе­мы конструктов опровержение конструктов приводит к изменению (Bieri, 1953; Poch, 1952). Терапевт снабжает клиента новыми элементами ситуации, в кото­рой клиент поначалу пытается использовать старые конструкты. Задача тера­певта — поделиться с клиентом своим личным восприятием и своей реакцией на клиента, благодаря чему клиент может проверить свои собственные гипоте-



Глава 11. Когнитивная теория личности


зы: «Давая клиенту обратную связь в форме реакций на широкое разнообразие выдвигаемых им конструкций, часть из которых весьма вольные, фантастичес­кие или сомнительные, терапевт предоставляет клиенту возможность соотнес­ти конструкты с реальностью — возможность, которая при нормальных обсто­ятельствах ему недоступна» (Kelly, 1955, р. 165).







Date: 2015-05-09; view: 582; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию