Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Самоубийство и враждебность
Описание этих несовершенных средств предотвращения тревоги и избегания уфозы изменения в системе конструктов иллюстрирует попытки Келли интерпретировать патологическое поведение в рамках своей теории. Еще одна такая иллюстрация касается суицида. Согласно психоаналитическим представлениям, всякое самоубийство — это потенциальное убийство другого человека. Из-за тревоги или чувства вины враждебность, которая в ином случае была бы направлена на кого-то другого, обращается человеком против самого себя. Согласно теории личных конструктов Келли, это не так. Келли (1961) истолковывал самоубийство как акт, совершаемый с целью доказать достоверность своей жизни, либо как акт ухода от действительности. В последнем случае самоубийство совершается из-за фатализма или тотальной тревоги: ход событий так очевиден, что нет смысла дожидаться результата (фатализм), либо все так непредсказуемо, что единственный определенный поступок, который можно совершить, — уйти со сцены. Как уже отмечалось, нам часто приходится выбирать между сиюминутной определенностью и более широким пониманием. В случае 406 Глава 77. Когнитивная теория личности суицида выбор совершается в пользу первой альтернативы и представляет собой предельное сжатие системы конструктов. «Человеку с ограниченным, сжатым взглядом на окружающее, мир которого начинает рушиться, смерть может показаться единственной на данный момент определенной реальностью, которую он может потрогать руками» (Kelly, 1955, р. 64). Хотя Келли не использовал понятие враждебности применительно к самоубийству, он признавал важность этого понятия для понимания человеческого функционирования. Тем не менее здесь, как и в других случаях, понятие переопределяется с точки зрения теории личных конструктов. Келли проводил различие между понятиями агрессии и враждебности, что редко встречается в других теориях. Согласно Келли, агрессия включает активную экспансию системы конструктов данного человека, причем эта экспансия не препятствует функционированию других людей. Напротив, враждебность фиксируется тогда, когда кто-то пытается заставить других людей вести себя в соответствии с его ожиданиями. Например, запугивание можно расценивать как проявление враждебности, потому что в этом случае тот, кто угрожает, ожидает от другого человека подчинения. С этой точки зрения, враждебный человек вовсе не стремится причинить другому вред. Скорее ущерб — это просто побочный результат стараний защитить свою систему конструктов путем принуждения людей к ожидаемому поведению; акцент здесь делается на защите системы конструктов. Понятиями, противоположными враждебности, являются любознательность и уважение к свободе действий других людей. Резюме Чтобы обобщить взгляды Келли на психопатологию, вернемся к его аналогии «человека как ученого». Ученые пытаются прогнозировать события с помощью теоретических знаний. Ученые создают плохие теории, когда они не рискуют вторгаться в область неизвестного, когда опасаются проверять гипотезы, чтобы не рисковать своими ставками, когда они цепляются за свои теории, несмотря на очевидные противоречия, когда они могут объяснить только очевидное и когда пытаются заявить, что объясняют нечто, что на самом деле выходит за пределы диапазона применимости их теорий. Если ученые строят свои теории подобным образом, мы говорим, что они просто плохие ученые. Если таким образом строят свои представления о мире обыкновенные люди, мы относимся к ним, как к больным. Когда люди знают, как сохранить широту взглядов, и в то же время умеют отличать вещи друг от друга, мы называем их творческими людьми и вознаграждаем их за усилия. Когда люди трактуют события слишком вольно или, наоборот, слишком узко и жестко, мы считаем, что они больны и обсуждаем необходимость госпитализации. Все это зависит от их конструктов — и от того, как интерпретируют их конструкты другие. Date: 2015-05-09; view: 584; Нарушение авторских прав |