Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самоубийство и враждебность





Описание этих несовершенных средств предотвращения тревоги и избега­ния уфозы изменения в системе конструктов иллюстрирует попытки Келли интерпретировать патологическое поведение в рамках своей теории. Еще одна такая иллюстрация касается суицида. Согласно психоаналитическим представ­лениям, всякое самоубийство — это потенциальное убийство другого человека. Из-за тревоги или чувства вины враждебность, которая в ином случае была бы направлена на кого-то другого, обращается человеком против самого себя. Со­гласно теории личных конструктов Келли, это не так. Келли (1961) истолковы­вал самоубийство как акт, совершаемый с целью доказать достоверность своей жизни, либо как акт ухода от действительности. В последнем случае самоубий­ство совершается из-за фатализма или тотальной тревоги: ход событий так оче­виден, что нет смысла дожидаться результата (фатализм), либо все так непред­сказуемо, что единственный определенный поступок, который можно совер­шить, — уйти со сцены. Как уже отмечалось, нам часто приходится выбирать между сиюминутной определенностью и более широким пониманием. В случае


406 Глава 77. Когнитивная теория личности

суицида выбор совершается в пользу первой альтернативы и представляет со­бой предельное сжатие системы конструктов. «Человеку с ограниченным, сжа­тым взглядом на окружающее, мир которого начинает рушиться, смерть может показаться единственной на данный момент определенной реальностью, кото­рую он может потрогать руками» (Kelly, 1955, р. 64).

Хотя Келли не использовал понятие враждебности применительно к само­убийству, он признавал важность этого понятия для понимания человеческого функционирования. Тем не менее здесь, как и в других случаях, понятие пере­определяется с точки зрения теории личных конструктов. Келли проводил раз­личие между понятиями агрессии и враждебности, что редко встречается в других теориях. Согласно Келли, агрессия включает активную экспансию сис­темы конструктов данного человека, причем эта экспансия не препятствует функционированию других людей. Напротив, враждебность фиксируется тогда, когда кто-то пытается заставить других людей вести себя в соответствии с его ожиданиями. Например, запугивание можно расценивать как проявление враж­дебности, потому что в этом случае тот, кто угрожает, ожидает от другого человека подчинения. С этой точки зрения, враждебный человек вовсе не стре­мится причинить другому вред. Скорее ущерб — это просто побочный результат стараний защитить свою систему конструктов путем принуждения людей к ожидаемому поведению; акцент здесь делается на защите системы конструктов. Понятиями, противоположными враждебности, являются любознательность и уважение к свободе действий других людей.

Резюме

Чтобы обобщить взгляды Келли на психопатологию, вернемся к его аналогии «че­ловека как ученого». Ученые пытаются прогнозировать события с помощью теорети­ческих знаний. Ученые создают плохие теории, когда они не рискуют вторгаться в область неизвестного, когда опасаются проверять гипотезы, чтобы не рисковать свои­ми ставками, когда они цепляются за свои теории, несмотря на очевидные противоре­чия, когда они могут объяснить только очевидное и когда пытаются заявить, что объяс­няют нечто, что на самом деле выходит за пределы диапазона применимости их тео­рий. Если ученые строят свои теории подобным образом, мы говорим, что они просто плохие ученые. Если таким образом строят свои представления о мире обыкновенные люди, мы относимся к ним, как к больным. Когда люди знают, как сохранить широту взглядов, и в то же время умеют отличать вещи друг от друга, мы называем их творчес­кими людьми и вознаграждаем их за усилия. Когда люди трактуют события слишком вольно или, наоборот, слишком узко и жестко, мы считаем, что они больны и обсужда­ем необходимость госпитализации. Все это зависит от их конструктов — и от того, как интерпретируют их конструкты другие.

Date: 2015-05-09; view: 544; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию