Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С точки зрения теорий научения





Чтобы понять позицию теорий научения по отношению к личности, мы должны быть готовы к принятию новых допущений и к рассмотрению новых стратегий исследования. Подход теорий научения к личности опирается на два основных постулата, из которых следует целый ряд принципиальных моментов. Первый постулат заключается в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения, а второй — в том, что решающим условием успеха явля­ется объективность и научная строгость при проверке четко сформулированных гипотез (табл. 9.1.).

В то время, как Айзенк и Кэттэлл рассматривали научение как часть более широкой области изучения личности, теоретические подходы, обсуждаемые в этой главе, исходят из того, что, наоборот, изучение личности — это всего лишь ответвление общей психологии научения. Например, психопатология по­нимается как усвоение неадаптивного поведения или как неудача при усвоении адаптивного поведения. Вместо того чтобы говорить о психотерапии, сторон­ники теорий научения говорят о модификации поведения и о поведенческой тера­пии. Нужно модифицировать или изменять конкретные действия, вместо того чтобы разрешать внутренние конфликты, лежащие в основе этих действий, или реорганизовывать личность. Так как большинство видов проблемного пове­дения было когда-то усвоено, от них можно отучиться или как-то их изменить, используя специальные процедуры, основанные на законах обучения.

Таблица 9.1. Основные моменты, акцентируемые в подходах к личности с позиций теорий научения

1. Эмпирическое исследование — это краеугольный камень теории и практики.

2. Теория личности и прикладная практика должны базироваться на принципах на учения.

3. Поведение представляет собой реакцию на подкрепления, находящиеся в окружа ющей среде, и оно более ситуативно, специфично, чем это предполагалось дру гими теориями личности (например, теорией черт и психоанализом).

4. Отказ от медицинского представления о психопатологии по типу «симптом—бо лезнь» и вместо этого ориентация на базовые принципы научения и на измене ние поведения.



Глава 9. Подходы теорий научения к личности


Еще более существенной чертой этих подходов является ориентация на объективность и научную строгость, на проверяемость гипотез и эксперимен­тальный контроль переменных. Это привело к тому, что главным местом изу­чения поведения стала лаборатория, что простое поведение предпочитается сложному, а в качестве испытуемых используются животные, такие, как кры­сы и голуби. В дальнейшем ориентация на тщательные манипуляции с объек­тивными переменными привела к смещению акцентов на силы, внешние по отношению к организму, в отличие от внутренних сил. Следуя теориям науче­ния, вы манипулируете параметрами внешней среды и наблюдаете послед­ствия этих манипуляций в поведении. В то время как психодинамические тео­рии выделяют причины поведения, которые кроются внутри организма (на­пример, инстинкты, защитные механизмы, Я-концепция), теории научения подчеркивают причины, находящиеся во внешнем окружении. В центре внима­ния оказываются внешние стимулы, которыми можно манипулировать в экс­перименте, такие, например, как пищевое вознаграждение, в отличие от по­нятий, которыми манипулировать нельзя, — таких, как Я-концепция (self), Я (Ego) и бессознательное.

Предпочтение, которое бихевиоризм отдает внешним, средовым детерми­нантам, связано также с акцентом на ситуативную специфичность поведения. Вместо того чтобы признавать стабильные характеристики, проявляющиеся в широком диапазоне ситуаций, на которые делают ставку теория черт и психо­динамическая теория, бихевиористы считают, что, какая бы согласованность в поведении ни обнаруживалась, этим мы обязаны сходству условий среды, в результате которых и возникают данные действия.

Прежде, чем мы займемся рассмотрением трех подходов к научению, надо сказать несколько слов о психологе Джоне Уотсоне (John Watson), чьи взгляды во многом определили направление развития американской психологии и не­которых разделов психологии личности.







Date: 2015-05-09; view: 720; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию