Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В фокусе главы. Приходилось ли вам когда-нибудь ходить на свидания с человеком, кото­рый имел раздражающие вас привычки?





Приходилось ли вам когда-нибудь ходить на свидания с человеком, кото­рый имел раздражающие вас привычки? Одну девушку особенно утом­ляли постоянные жалобы ее друга на то, как много ему приходится зани­маться в колледже. Она уставала от необходимости все время проявлять к нему внимание и утешать его — кроме всего прочего, ей приходилось заниматься столько же! Что если она просто будет игнорировать своего приятеля всякий раз, когда он начинает жаловаться? Когда она перестала нянчиться с ним, его жалобы постепенно сошли на нет; все, что она дол­жна была сделать, — это убрать положительное подкрепление, которое приучило его жаловаться.

Сама того не подозревая, эта девушка, чтобы изменить поведение своего друга, использовала один из основных принципов теории научения. В этой главе рассматриваются подходы, которые опираются на теории науче­ния. Есть много разных теорий научения, цель которых — объяснить, как люди обучаются каким-то конкретным действиям и как разучаются. В этой главе мы остановимся на трех основных теориях — теории классичес­кого обусловливания Павлова, теории оперантного научения Скинне-ра и теории «стимул—реакция» (S—R). Эти теории объединяет привер­женность экспериментальной проверке четко сформулированных гипо­тез. Затем мы рассмотрим подходы к диагностике и изменению, а также проведем критический анализ всех этих подходов к личности.

Вопросы, на которые отвечает данная глава

1. Каким образом ориентация на лабораторные исследования и на выяснение причинно-следственных связей приводит к иным наблюдениям и иным тео риям, не совпадающим с теми, что ассоциируются с клиническими и кор реляционными исследованиями?

2. В какой степени фундаментальные принципы научения, часто опирающи еся на исследования научения у животных, могут служить основой для пост роения теории личности человека?

3. В какой степени наше поведение регулируется подкреплением (т.е. по ощрениями и наказаниями)? Можно ли патологическое поведение понять исходя из принципов научения?

4. Если нормальное поведение усваивается или приобретается, как и всякое другое, может ли терапевтическое изменение произойти в результате применения законов научения? Если да, то насколько уверенно можно ут верждать, что психопатология — это скорее проблема неправильного на учения, чем болезнь или расстройство?

В этой главе мы обсудим три подхода к научению: классическое обусловли­вание, по Павлову, оперантное обусловливание, по Скиннеру, и научение по типу «стимул—реакция», по Халлу. Все они имеют общие черты, особенно в том, что касается акцента на значимость научения и приверженность строгой


Взгляд на личность и науку с точки зрения теорий научения 329

научной методологии. Тем не менее между ними есть и немало существенных различий в том, как они интерпретируют законы научения и как истолковыва­ют поведение.

В течение длительного периода между 1950-1970 гг. эти подходы оказывали значительное влияние на характер мышления в области психологии личности и клинической психологии. Впоследствии это влияние уменьшилось, и их место заняли другие подходы, в основном когнитивные. Тем не менее теории науче­ния важно знать и изучать с точки зрения истории развития нашего предмета.







Date: 2015-05-09; view: 556; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию