Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные изменения





Как правило, исследователи черт сосредоточивали свое внимание на лич­ности взрослого человека, оставляя специалистам по психологии развития воп­росы о том, как развивается личность с младенчества до обнаруживаемой у взрослых Большой Пятерки черт. Как мы увидим чуть позже, психологи черт полагают, что индивидуальные оценки человека по параметрам Большой Пя­терки остаются стабильными где-то после 30 лет. До этого возраста возможны значительные изменения и рост, что позволяет некоторым психологам утверж­дать, что, «подобно интеллекту и физическому росту, черты личности, види­мо, имеют свою точку полной зрелости... развитие личности не завершено до окончания третьего десятилетия жизни» (Costa & McCrae, 1994a, pp. 139,142).

Ряд исследований показывает, что у подростков и молодых людей в возра­сте 20—25 лет существенно выше невротизм и экстраверсия и ниже доброжела-


Приближение к единой модели: пятифакторная модель личностных черт 295

телъность и сознательность, чем у взрослых старше 30 лет (Costa & McCrae, 1994а). Эти результаты становятся интуитивно понятными, если мы сравним старшеклассников и студентов колледжа с их родителями. В среднем у подрост­ков и юношей, видимо, больше тревог и проблем, связанных с принятием со стороны окружающих и самооценкой (более высокий уровень невротизма), они проводят больше времени в телефонных разговорах и в активном общении со своими друзьями (более высокий уровень экстраверсии), они более критически настроены и более требовательны по отношению к обществу в целом и к от­дельным его представителям (меньшая доброжелательность) и часто они менее добросовестны и ответственны, чем от них ожидают (меньшая сознательность). Не удивительно, что говорят о «рассерженных молодых людях», а не о «рассер­женных сорокалетних мужчинах» или о «рассерженных дедушках». Действитель­но, отрочество и юность — это время наибольшей неудовлетворенности, бес­покойства, бурных страстей и мятежных протестов. Если обобщить сказанное, то изменения оценок по параметрам Большой Пятерки в этом возрастном пе­риоде можно истолковать как рост, ведущий к приобретению большей зрелос­ти к 30 годам; принятие на себя взрослых ролей в профессиональной и роди­тельской деятельности дает большую уверенность и эмоциональное равновесие и приводит к росту компетентности и социализованности.

А что можно сказать о более ранних периодах развития? Исследования свя­зей между темпераментом младенца, личностью ребенка и Большой Пятеркой черт у взрослого человека едва начались, но на этом пути уже есть первые впечатляющие достижения (Halverson, Kohnstamm & Martin, 1994). Смело мож­но предположить, что более ранние характеристики темперамента, такие, как общительность, активность и эмоциональность, развиваются и оформляются в такие известные нам параметры личности взрослого человека, как экстравер­сия и невротизм. Тем не менее точные связи и процессы этого развития пока еще не установлены. Любопытно, что структура личности в детстве оказывается более сложной и менее интегрированной, чем у взрослого человека. Вместо привычных пяти факторов исследователи из США и Нидерландов обнаружили у детей целых семь (John, Caspi, Robins, Moffitt & Stouthamer-Loeber, 1994; van Lieshout & Haselager, 1994). Эти результаты подтверждают, что организация личности может претерпевать изменения на пути развития, так что первона­чально не связанные между собой параметры (т.е. семь разных черт у ребенка), сливаясь друг с другом, формируют более широкие, более интегрированные параметры (т.е. пять факторов у взрослого). Так, например, две в основном наследственные черты темперамента — общительность и активность могут су­ществовать по отдельности в детстве, но постепенно сливаются и образуют у взрослого фактор экстраверсии.

Date: 2015-05-09; view: 487; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию