Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники данных: L-данные, Q-данные и ОТ-данные





Как выявить глубинные черты, которые отвечают за многообразные реак­ции на разнообразные ситуации? Где искать наши строительные блоки? Кэт-тэлл различает три источника данных, которые похожи на LOTS — классифи­кацию источников информации, которую мы обсуждали в начале главы 2: жиз­ненные (L-данные, от слова «Life»), куда включаются объективные данные о реальных событиях и оценки сторонних наблюдателей и коллег; данные воп­росников (Q-данные, от слова «Questionnaire»), которые основываются на са­моотчетах; и данные объективных тестов (ОТ-данные, от словосочетания «Objective Tests»). Первая группа — L-данные — относится к поведению в реаль­ных, повседневных ситуациях, такому, как учеба в школе или взаимодействия с коллегами. Это могут быть прямые подсчеты определенных действий или оцен­ки, сделанные на основе наблюдений за поведением. Вторая группа — Q-дан­ные — включает самоотчеты или ответы на вопросники, такие, как вопросник Модели и другие личностные вопросники Айзенка, о которых шла речь в этой главе. Третья группа — ОТ-данные — включает миниатюрные поведенческие ситуации, в которых испытуемый не догадывается о существующей связи меж­ду реакцией и той характеристикой личности, которая подлежит измерению. По Кэттэллу, если мультивариантное, факторно-аналитическое исследование действительно способно вскрыть базовую структуру личности, то тогда одни и те же факторы, или черты, должны быть получены на материале всех трех ви­дов данных. Это очень важное, логичное и обязывающее требование.

Первоначально Кэттэлл начал с факторного анализа L-данных и получил 15 факторов, которые, похоже, охватывали большую часть личностных харак­теристик. Следующая задача, которую он поставил, состояла в том, чтобы оп­ределить, получатся ли сравнимые факторы на материале Q-данных. Тысячи вопросов были придуманы и предъявлены огромному числу психически здоро­вых людей. Многократно проводился факторный анализ, чтобы найти вопро­сы, объединяющиеся в группы. Главным результатом этой титанической рабо­ты стал вопросник, известный во всем мире под названием «16-факторный личностный вопросник (16 P.F.)»*. Поначалу Кэттэлл придумывал неологизмы, такие, как «surgency»**, чтобы дать название полученным им факторам черт личности, надеясь избежать таким образом недоразумений с интерпретацией

* Хотя отечественные исследования личности долгие годы были оторваны от мировой науки, все же 16-факторный вопросник Р. Кэттэлла начал использоваться в начале 70-х годов и в Совет­ском Союзе. Наиболее распространенным был вариант вопросника, полученный из США усили­ями И. С. Кона, переведенный на русский язык и адаптированный М. С. Жамкочьян (при участии И. М. Палея и В. А. Ядова). Он был издан благодаря К. Муздыбаеву (см.: Личностный вопросник. Форма А. Л., 1972). Широкое распространение получил также вопросник Айзенка (E.P.I.), адапти­рованный в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (см.: Личностный вопросник. Л., 1970). (Примеч. науч. ред.)

** Слово «surgency» используется Кэттэллом для обозначения фактора «беспечность». (При­меч. пер.)


Факторно-аналитический подход Раймонда Б. Кэттэпла (1905—1998) 275

Таблица 7.3. 16 личностных факторов, полученных Кэттэллом на основе данных вопросника

Сдержанный Общительный

Менее развитый интеллект Более развитый интеллект

Стабильный [большая сила Я (Ego)] Эмоциональный (невротичный)

Покорный Напористый

Осмотрительный Беспечный

Прагматичный, подчиняющийся Сознательный, подчиняющийся долгу

требованию момента

Робкий Смелый, рисковый

Толстокожий Тонкокожий

Доверчивый Подозрительный

Приземленный, практичный Имеющий богатое воображение

Прямолинейный Искушенный

Безмятежный Опасающийся

Консервативный Склонный экспериментировать

Зависимый от группы Самодостаточный

Недисциплинированный Контролирующий себя

Расслабленный Напряженный

обычных слов. Тем не менее термины, приведенные в табл. 7.3, дают приблизи­тельное представление о значении этих факторов черт личности. Как можно увидеть, они охватывают широкий спектр личностных характеристик, особен­но в сфере темперамента (например, фактор эмоциональности) и аттитьюдов (например, фактор консерватизма). В целом, факторы, обнаруженные на основе Q-данных, совпадают с факторами L-данных, но некоторые факторы встре­чаются только в данных одного вида. Примеры L-данных и Q-данных для одной из черт личности представлены на рис. 7.4.

Кэттэлл активно использовал вопросники, особенно созданные в результа­те факторного анализа — такие, как 16 P.F. Вместе с тем он также проявлял озабоченность в связи с проблемами мотивационных искажений и самообмана в ответах на вопросник. Он считал также, что польза от вопросника особенно сомнительна, если речь идет о пациентах с нарушениями психики. В связи с тем что с L-данными и Q-данными имелись проблемы, а поскольку сама исход­ная исследовательская стратегия требовала исследований, базирующихся на ОТ-данных, Кэттэлл впоследствии сосредоточил усилия на структуре лично­сти, получаемой на материале ОТ-данных. Именно проявления глубинных черт в объективных тестах являются «твердой валютой» для исследований личности.


Результаты, полученные на основе L- и Q-данных, использовались как ос­нова для разработки миниатюрных тестовых ситуаций, т.е. цель заключалась в том, чтобы создать такие объективные тесты, которые могли бы измерить уже открытые в L- и Q-данных глубинные черты. Так, например, склонность к на­пористости могла быть выражена в таких действиях, как большая длина пути, пройденного в бумажном лабиринте, более быстрый темп плечевых движений


276 Глава 7. Подходы к личности со стороны ее черт

ГЛУБИННАЯ ЧЕРТА «СИЛА Я (EGO) - ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (НЕВРОТИЗМ) (L-ДАННЫЕ И Q-ДАННЫЕ) Оценки поведения наблюдателем Сила Я Зрелый

Постоянный, настойчивый Эмоционально спокойный

Эмоциональность (невротизм)

Неспособен выносить фрустрацию Изменчивый Эмоционально импульсивный Уклоняющийся, Реалистичное отношение к проблемам избегающий необходимых решений Отсутствие невротической утомляемости Невротическая утомляемость (при отсут­ствии реальной нагрузки)

Ответы на вопросник *

Вам трудно принять отказ, даже если ясно, что то, что вы хотите сделать, абсолютно невозможно?

а) да б) нет

Если бы вам пришлось прожить жизнь заново, вы бы:

а) хотели прожить ее так же? б) спланировали ее по-другому?

Вам часто снятся сны, которые вас расстраивают?
а) да б) нет

Бывают ли у вас перепады настроения, которые кажутся беспричинными даже вам самим?

а) да б) нет

Часто ли вы чувствуете усталость, хотя вы ничего особенного не делали?
а) редко б) часто

Можете ли вы раз и навсегда отказаться от своих привычек, если уж решили сделать это?

а) да б) нет

* Ответы, выделенные курсивом, указывают на большую силу Я.

Рис. 7.4. Соответствие между данными, полученными из двух разных источников: из оценок поведения внешними наблюдателями (L-данных) и ответов на вопросы о себе (Q-данных) (Cattell, 1965).

руки и большая скорость при выполнении задания на сравнение букв. Более 500 тестов было сконструировано, чтобы охватить все гипотетические парамет­ры личности. Эти тесты предъявлялись большому количеству испытуемых, и многократная факторизация данных, полученных в мини-ситуациях (ОТ-дан­ные), в конце концов привела к факторной структуре из 21 глубинной черты. Уже упоминалось, что глубинные черты, или факторы, полученные на основе L- и Q-данных, в большей своей части совпали. Насколько сопоставимы с ними оказались факторы из ОТ-данных? Несмотря на годы исследовательских усилий, результаты разочаровывают; хотя между всеми тремя источниками дан­ных и были обнаружены некоторые связи, никакого прямого однозначного соответствия с ОТ-факторами найти не удалось.



Факторно-аналитический подход Раймонда Б. Кэттэлла (1905~1998) 277

Резюме. В этом разделе мы описали четыре шага Кэттэлла в исследовании личности.

1. Кэттэлл решил определить параметры структуры личности, используя три раз ных источника первичной информации — L-данные, Q-данные и ОТ-данные.

2. Он начал исследование с L-данных и, применив факторный анализ, получил 15 глубинных черт.

3. Опираясь на результаты, полученные в рамках L-данных, Кэттэлл в своей рабо те с Q-данными создал 16-факторный вопросник (16 P.F.), который содержал 12 черт, соответствующих чертам, полученным на основе L-данных, и четыре черты, которые оказались характерны только для вопросников.

4. Руководствуясь этими результатами, Кэттэлл разработал объективные тесты и получил 21 черту на основе ОТ-данных; эти черты имели сложные и слабые связи с чертами, обнаруженными на материале из двух других источников данных.

Глубинные черты не исчерпывают структуры личности, но все же они дают пред­ставление об общей структуре личности, как она видится Р. Кэттэллу. Иными слова­ми, у нас появляются основания для психологической таблицы элементов — схемы классификации структурных элементов личности. Но каковы доказательства в поль­зу существования этих черт? Кэттэлл (Cattell, 1979) приводит следующие доводы:

а) результаты факторного анализа данных, полученных из разных источников;

б) сходство результатов, полученных в разных культурах;

в) сходство результатов, полученных на разных возрастных группах;

г) полезность черт личности для предсказания на их основе поведения в есте
ственных условиях;

д) свидетельства значительного присутствия генетического влияния во многих
чертах.







Date: 2015-05-09; view: 590; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию