Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляды Кэттэлла на науку





Кэттэлл различает три метода изучения личности: инвариантный мультива-риантный и клинический. Типичный бивариантный эксперимент, который по­вторяет классическую схему эксперимента в физических науках, включает две переменных: независимую переменную, которой манипулирует эксперимента­тор, и зависимую переменную, которая измеряется, чтобы наблюдать резуль­тат экспериментальных манипуляций. В отличие от бивариантного метода мулъ-тивариантный метод изучает взаимосвязи множества переменных одновремен­но. Более того, в мультивариантном эксперименте исследователь не манипулирует переменными. Вместо этого экспериментатор позволяет жизни поставить экс­перименты и затем применяет статистические методы, чтобы извлечь значи­мые параметры и вскрыть причинные связи. Факторный анализ служит хоро­шей иллюстрацией мультивариантного метода. И бивариантный, и мультива-риантный методы претендуют на научную строгость. Различия между ними заключаются в том, что в бивариантном методе экспериментатор ограничива­ется несколькими переменными, которыми он так или иначе может манипули­ровать, в то время как в мультивариантном исследовании экспериментаторы имеют дело с множеством переменных, которые измеряются в естественной, а не в экспериментальной ситуации.


272 Глава 7. Подходы к личности со стороны ее черт

Кэттэлл весьма критически относится к бивариантному методу. Многие из его критических замечаний аналогичны тем, которые обсуждались в главе 2 в связи с лабораторными исследованиями. Во-первых, он утверждает, что изуче­ние личности по взаимосвязи между двумя переменными — это упрощенный и фрагментарный подход. Человеческое поведение сложнее и выражает взаимо­действия многих переменных. Изучив связи между двумя переменными, вста­ешь перед проблемой, как эти переменные связаны со многими другими пере­менными, которые тоже играют важную роль в детерминации поведения. Во-вторых, тот факт, что в бивариантном исследовании экспериментаторы пытаются манипулировать независимой переменной, означает, что они вынуждены пре­небрегать многими важными для психологии материями. Так как наиболее зна­чимыми эмоциональными ситуациями манипулировать невозможно и поэтому нельзя воспроизвести их в контролируемых экспериментах на человеке, бива-риантный исследователь вынужден заниматься тривиальностями, искать отве­ты в поведении крыс или в физиологии.

В отличие от бивариантного метода клинический метод имеет то преимуще­ство, что исследователь может изучать значимое для человека поведение в есте­ственных условиях и искать закономерности в функционировании всего орга­низма в целом. Таким образом, с точки зрения научных целей и философских оснований клинический и мультивариантный методы близки друг к другу и отличаются от бивариантного. Исследователь, использующий клинический ме­тод, так же как и исследователь, использующий мультивариантный метод, интересуется глобальными событиями, они оба занимаются сложными паттер­нами поведения так, как эти паттерны складываются в жизни, они оба позво­ляют самой жизни стать источником манипуляций и пытаются понять личность в целом, а не изолированные процессы или раздробленные фрагменты. Разли­чие между этими исследователями состоит в том, что первый использует инту­ицию, чтобы диагностировать переменные, и память, чтобы хранить ход собы­тий, тогда как последний использует систематическое исследование и статис­тический анализ. Таким образом, по Кэттэллу, «у клинициста сердце на месте, но легкий туман в голове» (1959с, р. 45).

Таблица 7.2. Описание Кэттэллом бивариантного, клинического и мультивариант-ного методов исследования личности


БИВАРИАНТНЫЙ


Клинически й


Мультивариантны й


 


Научная строгость, контролируемые экспе­рименты

Внимание к небольшо­му числу переменных Игнорирование важ­ных явлений Упрощение, фрагмен­тарность


Интуиция

Рассмотрение множества пе­ременных Изучение важных явлений

Интерес к целостным жиз­ненным событиям и к слож­ным паттернам поведения (к целостной личности)


Научная строгость, объек­тивный и количественный анализ

Рассмотрение множества переменных Изучение важных явлений

Интерес к целостным жиз­ненным событиям и к сложным паттернам поведе­ния (к целостной личности)


Факторно-аналитический подход Раймонда Б. Кэттэлла (1905—1998) 273

В свете этих сопоставлений Кэттэлл приходит к выводу, что клинический метод — то же самое, что мультивариантный, но без требования научной стро­гости. Короче говоря, Кэттэлл считает мультивариантный метод комбинацией привлекательных качеств бивариантного и клинического методов (табл. 7.2). Для Кэттэлла самой важной статистической техникой в мультивариантном иссле­довании является факторный анализ, в общих чертах описанный нами в разделе о Гансе Айзенке. Главное отличие между этими двумя теоретиками состоит в том, что Кэттэлл предпочитает работать с большим числом факторов на уров­не черт, которые более узко определены, но, как правило, коррелируют между собой. В отличие от него Айзенк использует вторичный факторный анализ, что­бы объединить черты в небольшое число суперфакторов, которые охватывают более широкий спектр поведения и, как правило, не коррелируют между со­бой. Различие между Кэттэллом и Айзенком в предпочитаемом уровне иерар­хии черт легко прослеживается на рис. 7.1, и они до самого последнего времени продолжали резко расходиться в этом вопросе.

Date: 2015-05-09; view: 565; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию