Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В фокусе главы





Три студента, изучавшие психологию личности, вместе работали над ис­следованием зависимости академической успеваемости от мотивации до­стижения. При первой же встрече они осознали, что совершенно расхо­дятся во взглядах на то, как надо действовать. Алекс убежден, что самый лучший подход — проследить за одним студентом на протяжении всего семестра, тщательно записывая всю необходимую информацию, имеющую отношение к делу (оценки успеваемости, изменения в мотивации, эмоции по поводу разных лекций и т.д.), это даст полную и законченную картину. Но Саре не очень нравится идея Алекса, потому что его выводы будут приложимы только к одному-единственному человеку. Ее предложение заключается в том, чтобы придумать набор вопросов и письменно опросить по ним как можно большее число студентов. Ну, а Майкл считает, что лучший способ изучить проблему — это провести эксперимент. Его предложение — сделать так, чтобы одна группа студентов была сильно мотивирована, а другая — не мотивирована, и затем оценить, насколько успешно обе они выполнят контрольную работу. Изучение конкретных случаев, применение вопросников и лабораторный эксперимент — вот три главных методологических подхода, используемых в исследованиях личности. В этой главе сначала рассматривается четыре типа информации, или четыре типа данных, которые исследователи личности собирают о людях. Затем мы проанализируем три главных подхода к исследованию и продемонстрируем относительную силу и слабость этих подходов на примерах исследований стресса, беспомощности и локуса контроля. Мы покажем, что теории личности обычно различаются используемыми методами диагностики и подходами к исследованию, т.е. мы продемонстрируем, что существует связь между содержанием наших теорий и тем, как мы подходим к исследованию людей. В конце главы мы остановимся на личностных и социальных факторах, которые оказывают влияние на все этапы исследования — от постановки проблемы до разработки соответствующих практических рекомендаций.

Вопросы, на которые отвечает данная глава

1. Какого рода информацию важно получить, когда мы проводим иссле дование?

2. Что мы имеем в виду, когда говорим, что наши наблюдения должны быть надежными и валидными?

3. Как поступать, когда мы хотим заняться изучением людей? Должны ли мы проводить исследование в лаборатории или в естественных услови ях? Используя самоотчеты или же отчеты других людей? Нужно ли изучать множество испытуемых или достаточно одного-единственного?

4. Что и в какой степени меняется в зависимости от вида данных, которые мы используем при изучении людей? При изменении методологическо-


Данные, которыми оперирует психология личности



го подхода к исследованию? При изменении теоретической позиции? Другими словами, насколько человек, изученный разными способами и с разных теоретических позиций, будет все-таки восприниматься как один и тот же человек?

В главе 1 мы сказали, что все люди — в какой-то степени теоретики в области психологии личности и что научные психологические теории от житейских отличает то, что первые более эксплицитны и более пригодны для систематиче­ского исследования. Аналогичным образом мы все являемся и эмпирическими исследователями личности, так как замечаем различия между людьми и наблю­даем согласованные паттерны поведения у одного и того же человека. Однако «исследования», проводимые обычными людьми, все-таки отличаются от на­учных. Как ученые, мы должны сделать наши идеи эксплицитными и должны организовать наблюдения определенным образом. Мы следуем установленным про­цедурам, чтобы обеспечить как можно большую точность наших наблюдений и их воспроизводимость другими исследователями. И поскольку мы являемся учеными, то следуем определенным процедурам, чтобы выяснить, надежны ли и устойчивы ли наши наблюдения или же они случайны и ошибочны. Делая свои исследования достоянием публики через публикации статей, мы даем другим исследователям возможность воспроизвести наши факты, проверить наши данные и перепроверить наши выводы. Вряд ли в своей повседневной жизни мы делаем это сколько-нибудь целенаправленно и систематически.

Научное исследование предполагает систематическое изучение взаимосвя­зей между событиями. Как правило, теория направляет наше внимание на кон­кретные проблемы, которые надо исследовать, а исследование говорит нам, насколько успешно работает теория и как разрабатывать ее дальше. Таким обра­зом, теория и исследование тесно связаны друг с другом. Теория без исследова­ния — всего лишь спекуляция, а бесконечные исследования без теории — всего лишь бессмысленное собирание фактов.







Date: 2015-05-09; view: 565; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию