Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В фокусе главы
Три студента, изучавшие психологию личности, вместе работали над исследованием зависимости академической успеваемости от мотивации достижения. При первой же встрече они осознали, что совершенно расходятся во взглядах на то, как надо действовать. Алекс убежден, что самый лучший подход — проследить за одним студентом на протяжении всего семестра, тщательно записывая всю необходимую информацию, имеющую отношение к делу (оценки успеваемости, изменения в мотивации, эмоции по поводу разных лекций и т.д.), это даст полную и законченную картину. Но Саре не очень нравится идея Алекса, потому что его выводы будут приложимы только к одному-единственному человеку. Ее предложение заключается в том, чтобы придумать набор вопросов и письменно опросить по ним как можно большее число студентов. Ну, а Майкл считает, что лучший способ изучить проблему — это провести эксперимент. Его предложение — сделать так, чтобы одна группа студентов была сильно мотивирована, а другая — не мотивирована, и затем оценить, насколько успешно обе они выполнят контрольную работу. Изучение конкретных случаев, применение вопросников и лабораторный эксперимент — вот три главных методологических подхода, используемых в исследованиях личности. В этой главе сначала рассматривается четыре типа информации, или четыре типа данных, которые исследователи личности собирают о людях. Затем мы проанализируем три главных подхода к исследованию и продемонстрируем относительную силу и слабость этих подходов на примерах исследований стресса, беспомощности и локуса контроля. Мы покажем, что теории личности обычно различаются используемыми методами диагностики и подходами к исследованию, т.е. мы продемонстрируем, что существует связь между содержанием наших теорий и тем, как мы подходим к исследованию людей. В конце главы мы остановимся на личностных и социальных факторах, которые оказывают влияние на все этапы исследования — от постановки проблемы до разработки соответствующих практических рекомендаций. Вопросы, на которые отвечает данная глава 1. Какого рода информацию важно получить, когда мы проводим иссле дование? 2. Что мы имеем в виду, когда говорим, что наши наблюдения должны быть надежными и валидными? 3. Как поступать, когда мы хотим заняться изучением людей? Должны ли мы проводить исследование в лаборатории или в естественных услови ях? Используя самоотчеты или же отчеты других людей? Нужно ли изучать множество испытуемых или достаточно одного-единственного? 4. Что и в какой степени меняется в зависимости от вида данных, которые мы используем при изучении людей? При изменении методологическо- Данные, которыми оперирует психология личности го подхода к исследованию? При изменении теоретической позиции? Другими словами, насколько человек, изученный разными способами и с разных теоретических позиций, будет все-таки восприниматься как один и тот же человек? В главе 1 мы сказали, что все люди — в какой-то степени теоретики в области психологии личности и что научные психологические теории от житейских отличает то, что первые более эксплицитны и более пригодны для систематического исследования. Аналогичным образом мы все являемся и эмпирическими исследователями личности, так как замечаем различия между людьми и наблюдаем согласованные паттерны поведения у одного и того же человека. Однако «исследования», проводимые обычными людьми, все-таки отличаются от научных. Как ученые, мы должны сделать наши идеи эксплицитными и должны организовать наблюдения определенным образом. Мы следуем установленным процедурам, чтобы обеспечить как можно большую точность наших наблюдений и их воспроизводимость другими исследователями. И поскольку мы являемся учеными, то следуем определенным процедурам, чтобы выяснить, надежны ли и устойчивы ли наши наблюдения или же они случайны и ошибочны. Делая свои исследования достоянием публики через публикации статей, мы даем другим исследователям возможность воспроизвести наши факты, проверить наши данные и перепроверить наши выводы. Вряд ли в своей повседневной жизни мы делаем это сколько-нибудь целенаправленно и систематически. Научное исследование предполагает систематическое изучение взаимосвязей между событиями. Как правило, теория направляет наше внимание на конкретные проблемы, которые надо исследовать, а исследование говорит нам, насколько успешно работает теория и как разрабатывать ее дальше. Таким образом, теория и исследование тесно связаны друг с другом. Теория без исследования — всего лишь спекуляция, а бесконечные исследования без теории — всего лишь бессмысленное собирание фактов. Date: 2015-05-09; view: 565; Нарушение авторских прав |