Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 15. Теория на разных этапах развития науки





ОБЩИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИИ, ПСИХОДИАГНОСТИКИ

И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ........................................... 531

Теория на разных этапах развития науки................................................................... 533

Стадии развития научного знания............................................................................. 533

Стадия раннего развития......................................................................................... 533

Нормальная наука: парадигмы............................................................................. 533

Научные революции................................................................................................. 536

Резюме........................................................................................................................... 536

Некоторые проблемы, разделяющие теоретиков в области

психологии личности......................................................................................................... 537

Философское представление о человеке.................................................................. 537

Внешние и внутренние причины поведения........................................................... 538

Согласованность поведения во времени и в разных ситуациях........................ 539

Единство поведения и понятие Я............................................................................... 540

Различные состояния сознания и понятие бессознательного............................ 542

Взаимоотношения между познанием, аффектом и внешним поведением..543
Влияние на поведение прошлого, настоящего и будущего................................ 544

Теория личности как ответ на вопросы «что?», «как?»

и «почему?»........................................................................................................................ 544

Структура личности......................................................................................................... 545

Процесс.............................................................................................................................. 548

Рост и развитие................................................................................................................ 550

Психопатология.............................................................................................................. 551

Изменение......................................................................................................................... 552

Взаимоотношения между теорией, психодиагностикой

и эмпирическими исследованиями личности............................................................. 553

Случай Джима..................................................................................................................... 554

Сравнение данных психодиагностики, полученных на основе разных

теоретических подходов.............................................................................................. 554

Стабильность и изменения во времени.................................................................... 555

Что думает Джим о результатах тестирования..................................................... 555

Резюме............................................................................................................................... 556

Заключительное подведение итогов.............................................................................. 556

Основные положения главы............................................................................................. 557

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ..................................................................................................... 558

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................. 571

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.......................................................................................................... 598

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................................................................. 601


ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ К СЕДЬМОМУ ИЗДАНИЮ

В 1995 г. исполнилось 25 лет книге «Психология личности: Теория и исследования». Седьмое по счету издание знаменует новую эру в жизни этого учебника. Наряду с обычным обновлением всех глав это издание содержит новые дидактические приемы, введенные для того, чтобы материал лучше воспринимался и затрагивал каждого студента лично. Каждая глава начинается с короткого рассказа или примера из жизни, которые живым языком излагают ее ключевую тему или идею. Далее перечень вопросов ориентирует студента на то, какие основные проблемы будут обсуждаться в данной главе. Кроме того, новые статьи-вставки, раскиданные по всей книге, показывают, как понятия, раскрываемые в книге, могут использоваться для осознания проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.


Но, возможно, самое волнующее новшество — это сотрудничество двух авторов — Лоуренса А. Первина и Оливера П. Джона. Впервые мы встретились в 1982 г. на Европейской конференции в Нидерландах. Там мы спорили о срав­нительных заслугах теории черт и мотивационного подхода к личности. С тех пор мы продолжаем спорить, как только представляется возможность, напри­мер последний раз это происходило на страницах журнала «Психологическое исследование» («Psychological Inquiry»). На первый взгляд, некоторых читателей может даже удивить, как два таких разных человека могут работать в тесном сотрудничестве. Ведь это сотрудничество должно свести не только два разных поколения исследователей личности, но и весь остальной опыт, который нас различает: один из нас вырос в Бруклине, штат Нью-Йорк, а другой — в Биле-фельде, в Германии, один связан с системно-психодинамической ориентацией, а другой — с когнитивным подходом к личностным чертам, один провел всю свою профессиональную жизнь на Восточном побережье США, другой — на Западном. На самом же деле эти различия не только не мешали, но и оказались мощным стимулом, в соответствии с принципом синергии они дополняли и усиливали друг друга, давая нам возможность равномерно охватить гораздо более широкий диапазон представлений о личности, чем если бы мы действовали поодиночке. Наша общая зачарованность бесконечным разнообразием межличностных различий, общее уважение к научному поприщу и общая преданность делу образования сделали это сотрудничество возможным и успешным.

Личность всегда находится в состоянии эволюции, идет ли речь о реальной личности или о научной концепции. Седьмое издание книги «Психология лич­ности: теория и исследования» продолжает развивать этот динамический под­ход к жизни человека и к жизни науки и старается убедительно представить его студентам. Настоящее издание преследует четыре основные цели:

1. Презентация главных теоретических подходов к личности. В наши намерения входило по возможности глубокое проникновение в основ-


Предисловие

ные теоретические подходы, а не широкое и поверхностное освеще­ние множества теорий. В то же время гранд-теории прошлого (напри­мер, теории Фрейда, Роджерса) до некоторой степени были потес­нены более разнородными современными теоретическими подходами (например, подходом, основанным на чертах личности, когнитивно-информационным подходом). Фокусируя свое внимание то на гранд-теориях, то на теоретических подходах, текст сохраняет как верность прошлым теоретическим традициям, по-прежнему важным для нас, так и открытость новым разработкам.

2. Интеграция теории и исследований. Основной замысел книги — про демонстрировать связь между теорией личности и эмпирическими ис следованиями личности, т.е. показать, как развитие в одной из этих областей может и должно порождать развитие в другой.


3. Интеграция индивидуального случая с теорией. Теория и исследования по необходимости имеют дело с абстракцией, с обобщениями, а не с конкретными и уникальными индивидами. Чтобы перебросить мост через пропасть между общим и индивидуальным, мы иллюстрируем каждую теорию описанием конкретного случая, а также соответству ющими методами психодиагностики. Кроме того, один индивидуаль ный случай мы прослеживаем на протяжении всей книги, чтобы по казать, как различные теории «работают» на материале одной и той же личности. Благодаря этому студент может задуматься: различаются ли между собой изображения человека, увиденные глазами разных теорий, или они представляют разные проекции одной и той же лич ности, дополняющие друг друга?

4. Объективное, равноправное отношение к разным теоретическим подхо дам. Наши усилия были направлены на то, чтобы изложить каждую теорию на языке ее собственных понятий и затем оценить ее по стан дартным критериям. Поэтому за описанием каждой теории следует анализ ее сильных сторон и ограничений. Вместо того чтобы убеждать студента в преимуществах какой-либо одной теории по сравнению со всеми остальными, мы пытаемся представить точное изложение каж дой теории и призываем студентов самим сделать выводы.

Данное издание книги «Психология личности: Теория и исследования» позволяет познакомиться с новыми теоретическими открытиями и новыми подходами к изучению личности, в то же время сохраняя важнейшие достижения прошлого. Ревизия старого текста дала нам очень много. Мы должны были оценить все ос­новные продвижения в нашей области, чтобы отобрать те из них, которые следо­вало включить в это издание. Мы также попытались найти новые способы изложе­ния материала, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным.

Седьмое издание сохраняет все теории, которые входили и в предыдущее издание, но в него добавлены новейшие достижения. Эти достижения сосредо­точены, главным образом, в двух областях. Первая — это психология черт, где, кажется, формируется консенсус среди исследователей в отношении фунда­ментальных параметров личности. Важный прорыв произошел также в исследо­вании наследственных аспектов черт личности и в поиске возможных биологи-


Предисловие

ческих и эволюционных основ формирования черт. Эти новые разработки об­суждаются в главах 1, 7 и 8. Вторая важная область достижений касается соци­ально-когнитивного и информационно-процессуального подходов к личности, которые тесно связаны между собой. Эти подходы всегда были сильны в систе­матических исследованиях когнитивной сферы, но недавно они существенно расширили свои рамки, включив важные аспекты человеческих эмоций и мо­тиваций. Соответствующие достижения обсуждаются в главах с 12 по 14.

Мы надеемся, что при чтении нового издания «Психологии личности» сту­денты по достоинству оценят три сквозных лейтмотива книги: 1) тайну челове­ческой личности и усилия психологов приоткрыть эту тайну; 2) сочетание воз­можностей клинического изучения отдельных случаев и строгого эмпирического исследования; 3) ценность альтернативных теоретических подходов к личности.

Мы надеемся также, что студенты не только откроют для себя ту конкрет­ную теорию личности, которая обретет для них личный смысл и значимость, но и проникнутся уважением к тем прозрениям, которые им предлагают аль­тернативные подходы.







Date: 2015-05-09; view: 534; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию