Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 15. Теория на разных этапах развития науки
ОБЩИЙ АНАЛИЗ ТЕОРИИ, ПСИХОДИАГНОСТИКИ И ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ........................................... 531 Теория на разных этапах развития науки................................................................... 533 Стадии развития научного знания............................................................................. 533 Стадия раннего развития......................................................................................... 533 Нормальная наука: парадигмы............................................................................. 533 Научные революции................................................................................................. 536 Резюме........................................................................................................................... 536 Некоторые проблемы, разделяющие теоретиков в области психологии личности......................................................................................................... 537 Философское представление о человеке.................................................................. 537 Внешние и внутренние причины поведения........................................................... 538 Согласованность поведения во времени и в разных ситуациях........................ 539 Единство поведения и понятие Я............................................................................... 540 Различные состояния сознания и понятие бессознательного............................ 542 Взаимоотношения между познанием, аффектом и внешним поведением..543 Теория личности как ответ на вопросы «что?», «как?» и «почему?»........................................................................................................................ 544 Структура личности......................................................................................................... 545 Процесс.............................................................................................................................. 548 Рост и развитие................................................................................................................ 550 Психопатология.............................................................................................................. 551 Изменение......................................................................................................................... 552 Взаимоотношения между теорией, психодиагностикой и эмпирическими исследованиями личности............................................................. 553 Случай Джима..................................................................................................................... 554 Сравнение данных психодиагностики, полученных на основе разных теоретических подходов.............................................................................................. 554 Стабильность и изменения во времени.................................................................... 555 Что думает Джим о результатах тестирования..................................................... 555 Резюме............................................................................................................................... 556 Заключительное подведение итогов.............................................................................. 556 Основные положения главы............................................................................................. 557 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ..................................................................................................... 558 ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................. 571 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ.......................................................................................................... 598 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................................................................. 601 ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ К СЕДЬМОМУ ИЗДАНИЮ В 1995 г. исполнилось 25 лет книге «Психология личности: Теория и исследования». Седьмое по счету издание знаменует новую эру в жизни этого учебника. Наряду с обычным обновлением всех глав это издание содержит новые дидактические приемы, введенные для того, чтобы материал лучше воспринимался и затрагивал каждого студента лично. Каждая глава начинается с короткого рассказа или примера из жизни, которые живым языком излагают ее ключевую тему или идею. Далее перечень вопросов ориентирует студента на то, какие основные проблемы будут обсуждаться в данной главе. Кроме того, новые статьи-вставки, раскиданные по всей книге, показывают, как понятия, раскрываемые в книге, могут использоваться для осознания проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Но, возможно, самое волнующее новшество — это сотрудничество двух авторов — Лоуренса А. Первина и Оливера П. Джона. Впервые мы встретились в 1982 г. на Европейской конференции в Нидерландах. Там мы спорили о сравнительных заслугах теории черт и мотивационного подхода к личности. С тех пор мы продолжаем спорить, как только представляется возможность, например последний раз это происходило на страницах журнала «Психологическое исследование» («Psychological Inquiry»). На первый взгляд, некоторых читателей может даже удивить, как два таких разных человека могут работать в тесном сотрудничестве. Ведь это сотрудничество должно свести не только два разных поколения исследователей личности, но и весь остальной опыт, который нас различает: один из нас вырос в Бруклине, штат Нью-Йорк, а другой — в Биле-фельде, в Германии, один связан с системно-психодинамической ориентацией, а другой — с когнитивным подходом к личностным чертам, один провел всю свою профессиональную жизнь на Восточном побережье США, другой — на Западном. На самом же деле эти различия не только не мешали, но и оказались мощным стимулом, в соответствии с принципом синергии они дополняли и усиливали друг друга, давая нам возможность равномерно охватить гораздо более широкий диапазон представлений о личности, чем если бы мы действовали поодиночке. Наша общая зачарованность бесконечным разнообразием межличностных различий, общее уважение к научному поприщу и общая преданность делу образования сделали это сотрудничество возможным и успешным. Личность всегда находится в состоянии эволюции, идет ли речь о реальной личности или о научной концепции. Седьмое издание книги «Психология личности: теория и исследования» продолжает развивать этот динамический подход к жизни человека и к жизни науки и старается убедительно представить его студентам. Настоящее издание преследует четыре основные цели: 1. Презентация главных теоретических подходов к личности. В наши намерения входило по возможности глубокое проникновение в основ- Предисловие ные теоретические подходы, а не широкое и поверхностное освещение множества теорий. В то же время гранд-теории прошлого (например, теории Фрейда, Роджерса) до некоторой степени были потеснены более разнородными современными теоретическими подходами (например, подходом, основанным на чертах личности, когнитивно-информационным подходом). Фокусируя свое внимание то на гранд-теориях, то на теоретических подходах, текст сохраняет как верность прошлым теоретическим традициям, по-прежнему важным для нас, так и открытость новым разработкам. 2. Интеграция теории и исследований. Основной замысел книги — про демонстрировать связь между теорией личности и эмпирическими ис следованиями личности, т.е. показать, как развитие в одной из этих областей может и должно порождать развитие в другой. 3. Интеграция индивидуального случая с теорией. Теория и исследования по необходимости имеют дело с абстракцией, с обобщениями, а не с конкретными и уникальными индивидами. Чтобы перебросить мост через пропасть между общим и индивидуальным, мы иллюстрируем каждую теорию описанием конкретного случая, а также соответству ющими методами психодиагностики. Кроме того, один индивидуаль ный случай мы прослеживаем на протяжении всей книги, чтобы по казать, как различные теории «работают» на материале одной и той же личности. Благодаря этому студент может задуматься: различаются ли между собой изображения человека, увиденные глазами разных теорий, или они представляют разные проекции одной и той же лич ности, дополняющие друг друга? 4. Объективное, равноправное отношение к разным теоретическим подхо дам. Наши усилия были направлены на то, чтобы изложить каждую теорию на языке ее собственных понятий и затем оценить ее по стан дартным критериям. Поэтому за описанием каждой теории следует анализ ее сильных сторон и ограничений. Вместо того чтобы убеждать студента в преимуществах какой-либо одной теории по сравнению со всеми остальными, мы пытаемся представить точное изложение каж дой теории и призываем студентов самим сделать выводы. Данное издание книги «Психология личности: Теория и исследования» позволяет познакомиться с новыми теоретическими открытиями и новыми подходами к изучению личности, в то же время сохраняя важнейшие достижения прошлого. Ревизия старого текста дала нам очень много. Мы должны были оценить все основные продвижения в нашей области, чтобы отобрать те из них, которые следовало включить в это издание. Мы также попытались найти новые способы изложения материала, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным. Седьмое издание сохраняет все теории, которые входили и в предыдущее издание, но в него добавлены новейшие достижения. Эти достижения сосредоточены, главным образом, в двух областях. Первая — это психология черт, где, кажется, формируется консенсус среди исследователей в отношении фундаментальных параметров личности. Важный прорыв произошел также в исследовании наследственных аспектов черт личности и в поиске возможных биологи- Предисловие ческих и эволюционных основ формирования черт. Эти новые разработки обсуждаются в главах 1, 7 и 8. Вторая важная область достижений касается социально-когнитивного и информационно-процессуального подходов к личности, которые тесно связаны между собой. Эти подходы всегда были сильны в систематических исследованиях когнитивной сферы, но недавно они существенно расширили свои рамки, включив важные аспекты человеческих эмоций и мотиваций. Соответствующие достижения обсуждаются в главах с 12 по 14. Мы надеемся, что при чтении нового издания «Психологии личности» студенты по достоинству оценят три сквозных лейтмотива книги: 1) тайну человеческой личности и усилия психологов приоткрыть эту тайну; 2) сочетание возможностей клинического изучения отдельных случаев и строгого эмпирического исследования; 3) ценность альтернативных теоретических подходов к личности. Мы надеемся также, что студенты не только откроют для себя ту конкретную теорию личности, которая обретет для них личный смысл и значимость, но и проникнутся уважением к тем прозрениям, которые им предлагают альтернативные подходы. Date: 2015-05-09; view: 534; Нарушение авторских прав |