Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связь экологии и экологии культуры





Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Новая теория им была блестяще использована в борьбе с природопреобразующим проектом переброски северных рек в Каспийское море. Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Объектом экологии культуры является культура в целом, во всех ее проявлениях. Метод экологии культуры – экологический. Д.С. Лихачев предложил применить к культурному пространству экологический метод системного анализа многоуровневой мегасистемы, разработанный в экологии на протяжении полутора сотен лет для объектов биосферы. Цель экологии культуры Д.С. Лихачев, как нельзя лучше, показал на примере борьбы за сохранение культуры и природы севера. Цель экологии культуры аналогична цели экологии. Если экология служит теоретической базой многих наук об охране и рациональном использовании обществом природной среды, ее разнообразных ресурсов, включая красоту, то экология культуры является теоретической основой сохранения культуры во всем культурном пространстве, включая памятники архитектуры и культурные ландшафты. Ю.А. Веденин (1997) ввел понятие «культурный ландшафт». «Культурный ландшафт – это целостный и взаимосвязанный комплекс вещества, энергии и информации, сформировавшийся при взаимодействии человека и природы при доминирующей роли интеллектуально-духовной деятельности человека». Итак, культура во всем своем многообразии существует в пространстве признаков. Она привязана к месту и народу, как носителям культуры. Корни культуры растут из экотопа. Культуры народов различны, и различия эти вытекают из различия природных условий, не в деталях, а в общих чертах. Например, природа Монголии сурова. Обитаемое пространство расположено между зоной вечной мерзлоты в Сибири и зоной песчано-каменистой пустыни Гоби. Экосистемы здесь неустойчивы, по многим факторам они находятся в состоянии, близком к стрессовому. Температура, влажность воздуха, ветровая эрозия почвы исключают здесь успешное земледелие. Короткое зеленое лето постепенно движется с юга на север. Когда на юге наступает иссушающая жара, на севере травы входят в зрелую пору. Потому культура монголов кочевая. В стране высокая сейсмичность: из 5-ти сильнейших землетрясений за XX век в Монголии было 2-а. Юрта – самое сейсмостойкое сооружение в мире, к тому же приспособленное для кочевья. Быт семьи, одежда приурочены к кочевому образу жизни. Верховая езда, преимущественно мясной стол, привычка убивать животных на пищу, переносить голод и переживать массовый падеж скота сложили человеческий характер монголов. Малочисленность и разобщенность населения ввели обычай гостеприимства, обычай приветствовать друг друга при встрече. Более того, при встрече на тропе сходить с лошадей, раскуривать общую трубку. Русская нация сложилась на просторах Русской равнины, обширных и малонаселенных до сих пор. Пригодность среды для землепашества и скотоводства, наличие леса для строений и топлива определили оседлый образ жизни. Совместное проживание привело к формированию общинного хозяйства, которое было возрождено после реформы 1861 г. и после Столыпинских реформ в колхозной форме. Общинное жительство создало обычаи хорового пения, хороводов-танцев, строительства храмов сообща для общего пользования, взаимопомощь при катастрофе в отдельной семье. Обширность пространств, трудность путей закалила характер, но и создала понятия ”свой и чужой”. Потому для объединения нации вокруг Москвы потребовалось несколько столетий. Монголы же были объединены Чингиз-ханом (Темучином) при жизни одного поколения. Несомненно, национальные литература, живопись, театр во многом выражают особенности природных условий, в которых протекает жизнь нации. Отсюда следует, что культура может быть только национальной, привязанной к национальной территории. Мировая культура человечества есть совокупность мировых культур. Создание сплава культур в виде единой культуры, в которой смешаны черты культур разных народов дело бесперспективное. Если не удалось создать общий язык эсперанто, то создание общей культуры следует считать делом совершенно бесперспективным.

 

Date: 2015-05-09; view: 1078; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию