Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетический аспект природопользования и его значение





Творение Божие, мир, окружающий нас, не только мудро устроенный, отлаженный и таинственно управляемый механизм, но и прекрасное, радующее красотой создание. Красота – неотъемлемое качество Божьего творения. “Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася” (Пс. 92.1). В пс. 103.1 ”Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси”. Здесь мы читаем о том, что Бог окружен любящими Его тварями, ангелами, душами святых, допущенными к Богообщению людьми на земле. О них говорится, что ”близки к Богу”. Это окружение непрестанно славит Бога и молитва – исповедание окружает Его. Также Его окружает и красота всего тварного. Православные христиане во все века исполняли завет об украшении Земли. В тринадцатом веке безвестный писатель Владимирской Руси своё ”Слово о погибели Русской земли…” начинает словами: «О светло светлая и красно украшена земля Русская!». Красота помогает любить. Человек так устроен, что ему легче любить красивое. Но высшая любовь распространяется и на объекты лишенные внешней красоты. Итак, созданная Богом биосфера устроена премудро и прекрасно. Соединить функциональное совершенство какого-либо человеческого изделия с прекрасным его видом может только большой опытный мастер или слаженная группа мастеров. Такое совершенство мы видим в памятниках архитектуры, в изделиях народных ремесленников. Украшение выполняли не по остаточному принципу, а обязательно, продумано. Так существовал в умах правителей и строителей генеральный план Москвы. В центре Кремль с «Иваном Великим». Радиальные улицы по дорогам к крупным городам. Кольцевые валы и улицы по ним. Наивысшая красота в богослужении: самые высокие здания – колокольни и соборы (Новгород, Псков), самые расписные интерьеры в храмах, самые красивые голоса – диаконы, самые лучшие художники – иконописцы. В крестьянском быту украшены были инструменты и упряж, фасады домов и ворота. С общинных работ, сенокосов и подобных возвращались с песней. Это давало хорошее настроение, снимало усталость. К работе относились, как к послушанию перед Богом. Работать надо было красиво.

62. Объект, изучаемый экологией культуры, её цели и методы.

Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Новая теория им была блестяще использована в борьбе с природопреобразующим проектом переброски северных рек в Каспийское море, которую русская интеллигенция провела против партийной бюрократии в 1982-1986 г.г. и выиграла большим напряжением сил. Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Всякая наука имеет три отличительные особенности: объект, метод и цель – выделяющие ее из среды других наук. Объектом экологии культуры является культура в целом, во всех ее проявлениях. Верование, мысль, слово, дух или религия, наука, поэзия, музыка, а также мастерство в самом широком смысле слова – вот объекты экологии культуры. Под мастерством здесь надо понимать зодчество, систему земледелия, скотоводства, охоты и рыболовства, систему воспитания и обучения детей, обряды жизненного уклада. Все эти явления составляют многоуровневую мегасистему тесно взаимосвязанную и, что более ново, выстроенную народом на материальной среде его Родины. Отсюда понятна ностальгия культурного человека, хранящего в себе культуру, но оторванного от родной земли. Не случайна глава экология культуры появилась в книге ”Земля родная”. Метод экологии культуры – экологический. Д.С. Лихачев обозначал для нас единство культуры и предложил применить к культурному пространству экологический метод системного анализа многоуровневой мегасистемы, разработанный в экологии на протяжении полутора сотен лет для объектов биосферы. Цель экологии культуры Д.С. Лихачев, показал на примере борьбы за сохранение культуры и природы севера, борьбы против включения Соловков в гигантскую стройку гидросооружений, борьбы против затопления долины р. Онеги с ее памятниками археологии и архитектуры, с сёлами, хранящими остатки народных верований, обычаев, обрядов, которые должны были потонуть в море нахлынувшей на север толпы строителей с Кавказа и Средней Азии. Цель экологии культуры аналогична цели экологии. Если экология служит теоретической базой многих наук об охране и рациональном использовании обществом природной среды, ее разнообразных ресурсов, включая красоту, то экология культуры является теоретической основой сохранения культуры во всем культурном пространстве, включая памятники архитектуры и культурные ландшафты.

Основные понятия экологии культуры.

Экология культуры – отдельная научная дисциплина, выделенная в науку академиком Д.С. Лихачевым, в книге ”Земля родная” (1983). Экология культуры – это наука о единстве явлений в культурном пространстве страны, населяемой одним культурообразующим народом, о взаимовлиянии культурного и материального пространства, об особенностях культуры регионов, населенных иными нациями, входящими в культурное пространство многонациональной страны. Культурное пространство также характеризуется пространственно-временными координатами, то есть временем и областью на земле, где данная культура развивается и существует или существовала на родной ”почве”. Кроме того, имеется множество координат, характеризующих состояние носителей культуры. Здесь необходимо подчеркнуть, что носителями ее является не только население, но и биотопы и биоценозы. Ю.А. Веденин (1997) ввел понятие “культурный ландшафт”. Культурный ландшафт – это целостный и взаимосвязанный комплекс вещества, энергии и информации, сформировавшийся при взаимодействии человека и природы при доминирующей роли интеллектуально-духовной деятельности человека. Население, его численность, занятость, возрастной и национальный состав и другие социальные признаки также являются осями многомерного культурного пространства. Культурное пространство – это область, где может находиться только одна культура. По некоторым осям области культур могут пересекаться. Например, на территории многонационального государства, как в Турции, наряду с турецкой мусульманской культурой существует христианская греческая. Они совпадают по площади распространения культуры, но носители их разные. В связи с этим примером, что оси законодательного и экономического устроения общества – существенные оси в культурном пространстве. Итак, культура во всем своем многообразии существует в пространстве признаков. Она привязана к месту и народу, как носителям культуры. Отсюда следует, что культура может быть только национальной, привязанной к национальной территрии. Мировая культура человечества есть совокупность мировых культур. Создание сплава культур в виде единой культуры, в которой смешаны черты культур разных народов дело бесперспективное. Если не удалось создать общий язык эсперанто, то создание общей культуры следует считать делом совершенно бесперспективным. В экологии культуры по аналогии с экологией в качестве косной части в гиперсистеме Культура работает материальная природная и антропогенная среда человека, включающая неживую и живую природу, сооружения, инструменты и другие изделия, короче, всё кроме общества, что окружает людей и влияет на их психику. Продуцентами являются народные массы, которые работают в этой среде, создают материальные объекты культуры. К ним относятся, как здания, так и хлеб, так как изготовление хлеба от поля до стола есть культурный процесс. Народные массы на протяжении веков создают также музыкальные, изобразительные, языковые, воинские и другие основы национальной культуры. В культуре роль консументов выполняет интеллектуальная часть общества – творческая интеллигенция, к которой необходимо относить не только артистов и художников, но также ученых и всех других членов общества, обязанных творчески выполнять свою работу, например, военных и политиков. Этот слой народа на основах национальной культуры надстраивает высший её ярус, создаёт произведения, определяющие лицо национальной культуры.

 

Date: 2015-05-09; view: 816; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию