Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морфологический анализ





Морфологический анализ основан на перечислении альтернатив решения проблем. Лучше всего морфоло­гический анализ может быть объяснен с позиций многомерной пере­крестной классификации, а именно: различные альтернативы пред с тавляютсобой результаты классификации решений, характеризующихся несколькими признаками — «компонентами». Каждый компонент имеет несколько вариантов альтернативных решений — градаций. Смысл морфологического анализа — формально перечислить все возможные решения, чтобы «ничего не упустить».

Ступени морфологического анализа:

1) описание проблемы в целом. На этом этапе решений не предлагает;

2) проблема разлагается на отдельные компоненты, которые влияют наее решение;

3) для каждого компонента предлагается ряд альтернативных вариантов;

4)компоненты и альтернативные варианты изображаются графически с помощью многомерной многопараметрической модели — морфологического ящика;

5) проверка решений на реализуемость и отсев неприемлемых идей. шя ступень фактически соответствует второму этапу решения проблем, который в данном случае основан на опыте того, кто проводит отсев идей.

Первый способ примечателен тем, что компоненты перечисляются в графе подлежащего таблицы, а варианты (градации) — в графах таблицы. Причем по различным компонентам может быть различное число вариантов. В качестве примера в табл. 1.2 дан пример морфологического анализа, когда рассмотрены четыре компонента. Для примера рассмотрена ситуация выбора новой комплексной маркетинговой стратегии. Компонентами являются элементы комплекса маркетинга «4Р». Альтернативными вариантами по каждому компоненту являются частные стратегии.

Таблица 1.2. Схема морфологического анализа

 

Компоненты .Альтернативные варианты компонентов
А. Product А1 А2 A3 А4 А5
B. Place В1 В2      
C. Promotion jkhhhllllllPPPpppPromotion С1 С2 СЗ C4  
D. Price D1 D2 D3    

 

Особенность данной формы представления решений в том, что каждое решение характеризуется сочетанием четырех ячеек в табли­це. Одно из возможных решений — (А1, В2, С4, D1) выделено тем­ным цветом. Общее количество альтернативных решений проблемы равно произведению вариантов по каждому компоненту. В данном случае имеется 5x2x4x3=120 вариантов решений.

Второй способ построения морфологического ящика позволяет каждое альтернативное решение проблемы представить в виде одной ячейки. Морфологический ящик при двух компонентах изображается в виде двухмерной матрицы. Графической моделью является обычная таблица перекрестной классификации.

Многомерный морфологический ящик также может быть изобра­жен на плоскости по принципам перекрестной классификации. При этом, чтобы видеть все возможные альтернативы и затем «отсеять» неприемлемые идеи, можно применить таблицу, аналогичную при­меняемой в статистическом методе комбинированной группировки со сложным подлежащим и (или) сложным сказуемым. Подобная, но определенным образом заполненная таблица, называется таблицей дисперсионного анализа (табл. 1.3).

 

Таблица 1.3. Морфологический ящик по методу перекрестно классификации

  ВI   B2 B3
  Cl C2 Cl C2 Cl С2
A1 Al,С1,В1          
А2            
A3            

 

Неприемлемые варианты закрашены. Общее число вариантов 3 х х 3 х 2 = 18. После исключения трех заведомо неприемлемых вари­антов остается 15 альтернативных вариантов.

Метод мозговой атаки относится к интуитив­но-творческим методам. Метод разработал в 1939 г. американец Осборн — основатель Института творческих методов обучения, консуль­тант в области рекламы. Метод основан на групповом обсуждении проблемы под руководством ведущего. Первоначально метод хорошо зарекомендовал себя, когда позволил получить хорошие результаты при разработке военной техники.

Основной принцип метода — неконтролируемая генерация и спонтанное переплетение идей участниками группового обсуждения. Одна высказываемая идея базируется на предыдущей и порождает следующую. В результате возникают поток идей, цепочки ассоциаций, которые могут привести к неожиданному решению проблемы. В соответствии с принципом синергизма исследования показали, что групповое мышление дает на 70% больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных мышлений.


Организационные условия осуществления метода достаточно многочисленны и строги по отношению к участникам и к ведущему:

1)группа включает 8—10 специалистов разных областей знания;

2)ведущий поощряет высказывание самых неожиданных идей;

3)чем больше идей, тем лучше;

4)обмен мыслями и сочетание идей. Члены группы должны стараться развивать идеи своих коллег, строить одну идею на другой и
пытаться комбинировать некоторые идеи в различных сочетаниях;

5)критика запрещается. Замечания «Это уже продавалось», «Это
никто не купит» или «Это не будет работать» запрещены;

6)продолжительность сеанса от 15 до 30 минут;

7)отсутствие авторских прав на идеи — любой участник может
развить идеи другого участника;

8)уровень квалификации участников не должен сильно отличаться;

9)идеи записываются;

10)ведущий не должен подчеркивать свою осведомленность;

11)ведущий не должен подчинять людей своей воле;

12)высказываемые идеи обсуждаются не сразу.

Один из вариантов мозговой атаки — «метод 635», что означает, что присутствуют шесть участников, имеется три предложения, осуществляется пять передач предложений по кругу. Шесть участников письменно представляют как минимум по три предложения по решению проблемы в течение пяти минут. В результате имеется восемнадцать исходных предложений, которые варьируются пять раз с различных точек зрения.

Метод синектики ориентирован на поиск неожиданных, оригинальных решений в результате группового обсуждения проблемы. В переводе синектика означает соединение различных и не соответствуюших друг другу элементов. Метод также является групповым. Члены группы подбираются из разных сфер деятельности. Каждый член группы вносит заранее задуманную идею. Когда появляется интересная идея, руководитель направляет обсуждение на ее развитие. Отличие синектики от метода мозгового штурма заключается в том, а ведется поиск небольшого числа идей (двух-трех), которые затем рассматриваются детально. В процессе обсуждения основную роль играет руководитель.

Идеи берутся из различных областей знания. В руководствах по методу отмечается, что, например, при рассмотрении системы уборки снега полезно обсудить перемещение грунта и уборку опавшей листвы. Рассматривая строительство, полезно обсудить устройство пчелиного улья. Пример успешного применения синектики в технике — изобре­тение позвоночной антенны.

Одной из областей использования синектики является поиск но­вого применения товара. Эта задача возникает, в частности, и ситуа­ции, когда у товара заканчивается его жизненный цикл. Известны удачные примеры нового применения товаров, например жеватель­ной резинки, которая первоначально позиционировалась как своеоб­разная конфета для детей и модная успокаивающая «жвачка» для при­общения к клану самостоятельных взрослых мужчин, как правило, некурящих. Сейчас потребителям гарантируются свежее дыхание и отсутствие кариеса.

 







Date: 2015-05-08; view: 798; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию